Античный мир степной цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античный мир степной цивилизации



Первый евроазиатский путь, с которым мы сталкиваемся, является путем северных степей. Этим путем, начиная с эпохи палеолита, ориньякская культура распространяется в Сибири. "Ори-ньякская Венера" была обнаружена в Малте, неподалеку от Красноярска у верховьев Енисея, — и оттуда распространялась в Северном Китае, где Тейлор де Шарден указал на очаги ориньякс-кой культуры, погребенные под слоем лесса в Шуэтонку, рядом с Нинся в Ганьсу, а также в Сиара-оссо-голе на юго-западе Юйли-ня, что на севере Шаньси. Вместе с этим, магдаленская культура, кажется, была одновременно представлена в Сибири (верхний Енисей), в Маньчжурии (Долон-Нур, Маньчжули, Хайлар) и в Хубее — скелеты и предметы украшения верхнего грота Шоукун-тьена под Пекином: костяные иглы, пробитые клыки животных, кости в виде подвесок, обработанные раковины, кусочки перламутра, скопления охры.*

В эпоху неолита, а точнее, к концу этой эпохи, сибирская степ ная дорога служила также местом проникновения в Азию керамических изделий, декорированных нарезками "под гребень" (как у немцев и у англичан), распространенных в Центральной России в первой половине III тысячелетия и, распространившихся на часть сибирской территории, оказавших сильное влияние на протоки-тайскую керамику Тзикьяпинга в Ганьсу. Вполне вероятно, что вместе с этим, в следующий период, в начале II тысячелетия, через Сибирь из Украины в Китай пришла прекрасная керамика, декорированная спиралевидными полосами, которая производи-

* Cf. Teilhard de Chardin, Esquisse de la prJhistoire chinoise, Bulletin catholique dJ PJkin, mars 1934 et: Les families prehistoriques de Peking, Rev, des quistions scientifiques (de Louvain), mars 1934, p. 181-193. Tolmatchov. Sur le palJolJthique de la Mandchourie, Eurasia septentrionalis antiqua, IV, Helsinki, 1929. M. C. Burkitt, Some reflexionson the Aurignacian culture and its female statuettes, Eurasia septentrionalis Antiqua, IX, 1934, 113.Andersson, Der Weg Uber die Steppen, Bull. Museum of Far East.Antiq., Stockholm, 1929.

2!


лась в Триполье под Киевом, в Шипенитце в Буковине, в Петре-нии в Бессарабии и Кукутени в Молдавии, и которая пережила расцвет на китайской территории в Яншаоцзуне в Хунани к 1700 г., далее в Паньшане, Ганьсу. Наконец, согласно Таллгрену, бронзовый век начался в Западной Сибири к 1500 г. в связи с великой дунайской цивилизацией эпохи бронзы в тот же период (цивилизация Ауниетитцы), в то время как в Центральной Сибири, в Минусинске, бронзовая эра началась лишь три столетия спустя (к 1200 г.). Западносибирские топоры и наконечники копьев, имитированные затем в Китае, наводят Макса Лёра на мысль, что техника обработки бронзы была заимствована Китаем из Сибири (1400).*

Значительным событием древней истории степей является становление искусства изображения животных, постепенно принимавшего стилизованные формы, глубоко своеобразного и предназначенного для украшения пластин снаряжения и конской сбруи из бронзы, серебра или золота, представлявших предметы роскоши для кочевых народов. Следы подобного искусства обнаружены на Кубани, в захоронениях Майкопа: янтарная ваза, фигурки из массивного серебра и золота, воспроизводящих животных (быки, львы и т.д.), созданных под влиянием ассирийско-вави-лонского искусства. Все это, имевшее место в эпоху срединной минойской культуры, восходит в связи с этим, о чем свидетельствует Таллгрен, примерно к 1600—1500 гг.** Мы увидим; что это оригинальное ассиро-вавилонское влияние будет продолжаться до исторического развития в VI веке до нашей эры, на примере знаменитой секиры Келермеса.

Таллгрен склонен предполагать, что, начиная, возможно с 1200 г. до новой эры, русская степь на севере от Черного моря стала заселяться киммерийцами, индоевропейским народом", который отно-

* Cf. L.Bachhofer, Der Zug nach den Osten, einige Bemerkungen zur prahistorischen Keramik Chinas, dans Sinica, 1935 (Francfort), p.101—128. Max Loehr, Beitrage zur Chronologie der alteren chinesischen Bronzen, dans Ostasiatische Zeitschrift, 1936,1, 3-41. L. Bachhofer, Zur Fruhgeschichte Chinas, dans Die Welt als Geschichte, 111,4,1937 (Stuttgart)

** Очерк по сравнительной хронологии был предложен А. В. Шмидтом. Rurgane der Stanica Konstantinovskaia, Eurasia Septentrionalis antiqua, IV, 1929, 18. О неточностях этих различных датировок и их странные отклонения в соотвествии с системами, cf. Tallgren, Caucasian monuments, ibid., (E.S.A.), V.1930, 180 et Tallgren, Zu der nordkaukaukasischen Bronzezeit, ibid.,Vl, 1931, 144.

22


сят к фракийско-фригийской расе,* "прибывшим" либо из Венгрии и Румынии, либо, что является менее вероятным, "проживавшим также" в Румынии и Венгрии.** Именно киммерийцам той эпохи, в какой-то степени приписывает известнейший финский археолог многочисленные находки, недавно обнаруженные на Кубани (Прикубанье). Основные находки, о которых идет речь, представлены сокровищами Бородино (примерно, к 1300—1100 гг.?), и Чтетково с бронзовыми серпами (примерно к 1400—1100 гг.?), бронзоплавильней Николаева (примерно в 1200 г.?), бронзовыми серпами Абрамовки (примерно в 1200 г.?). Все находки обнаружены между нижним течением Дуная и Днепра, далее в Прикубанье: золотые пластины и массивные серебрянные фигурки волов Старомишастровской (примерно в 1300 г.?), на Тереке, курганы Пятигорска (примерно в 1200 г.?), в верхней Кубани (расцвет бронзовой эры, примерно в 1200—1000 гг.?). Все это киммерийское искусство средней полосы России связано, впрочем, с транскавказской культурой Гянджи - Карабаха, где в тот период появились прекрасные бронзовые застежки, украшенные изображениями животных правильной геометрической формы (зародилось между 1400 и 1250 гг. и завершилось позднее, в V11I веке), а также Талышская культура, где художественное использование бронзы расцвело в 1200 г.***

Покровская срубная усыпальница того периода, между 1300-1200 гг., обнаруженная между Волгой и Уральскими горами, свидетельствует о докимерийской или бронзовой киммерийской культуре, распространившейся далее к Туркестану. В Сейме, неподалеку от Нижнего Новгорода, одна из "сокровищниц" представляет

* Фракийские наименования присутствуют еще в части легенд, приводимых Геродотом при описании скифов. (Е. Benveniste, Communication В la SocietJ Asiatique, 7 avril 1938).

Они присутствуют также в историческом царстве Киерийского Босфора в греко-римскую эпоху. (Rostovtzeff, Iranians and Greeks, p.39)

** Cf.A.M.Tallgren, La Pontide prescythique aprLLIs 1 introduction des mJtaux, Eurasia Septentrionalis Antiqua, II, Helsinki 1926, p.220.

*** Франц Ганчар фактически относит к периоду между XIV и VIII веками до новой эры весь комплекс закавказских культур Гянджи-Карабаха, с одной стороны, Лельвара и Талыша, с другой стороны, которые, по его мнению, ориентированы на современные культуры Передней Азии, а также на формы топоров, поясные пластины и изделия из керамики. (Kaukasus-Luristan, Eurasia septentrionalis antiqua,IX, 1934,107).

23


нам менее богатую культуру меди и бронзы, особенно при изготовлении секиры с наконечником (1300—800). Аналогичная культура, называемая Андроновской, существовала и в Казахстане, распространившись затем до Минусинска (где она продлилась до 1000 г.. достигнув Карасука). Это первый период бронзовой эпохи Сибири, с наличием секир с наконечниками, которые могли повлиять на секиры Нган-Юангов в Китае эпохи Шань, плоских лезвий кинжалов и дротиков сеймского типа, и его орнаментацией с чисто геометрическими формами: кавказский звериный стиль, вероятно, еще не достиг этих мест. Затем, далее, на севере, у Красноярска на Енисее, мы обнаруживаем поздние следы искусства энеолитичес-кой эры, от которой произошли восхитительные изделия из камня, изображавшие лошадей и лосей.

Примерно между 1150—950 гг. киммерийская цивилизация продолжала развиваться в районах севернее Черного моря. Это, вероятно, эпоха сокровищниц Новогригорьевска (секиры с бронзовыми наконечниками) и бронзолитейного дела в Николаево на Буге (примерно в 1100 г.?) В степях Терека эра чистой бронзы на Кубани показывает любопытные сходства с так называемой лельварской цивилизацией в Грузии, более развитой, чем степная цивилизация, так как там уже владели техникой обработки железа и которая представила нам интересные бронзовые пояса 1000—900 гг. с фигурками животных и людей геометрической формы с изображением сцен охоты и обработки земли. С другой стороны, местная культура, которую мы обнаруживаем в Покровске, между Самарой и Саратовом, дошла в этих краях до Хвалынска, до усыпальниц, которые Таллгрен относит к 1200— 700 гг., и, которые, по его мнению, уже были распространены среди скифов: это было первым появлением в европейской части России североиранского народа, которому было суждено вытеснить киммерийцев, чтобы главенствовать в степях к северу от Черного моря.

С 900 по 750 гг. мы наблюдаем последний этап киммерийской культуры. Это эпоха сокровищницы Михалкова в Галиции, со своей знаменитой золотой короной, которая обнаруживает родство одновременно с Кавказом и Гальштаттом в Австрии (800—700?), эпоха сокровищницы Подгортца, на юге от Киева, с влиянием кавказской культуры (800?); бронзовые секиры с топорищами в Коблево, на востоке от Одессы, и в целом, копья с двумя заусеницами лезвия, которые производились во множестве в южной полосе России (900— 700). Киммерийская культура эпохи бронзы распространилась к тому

24


же в Румынии, наряду с культурами, называемыми Бордей-хераст-рауской и Мореской в Молдавии и Вартопской в Валахии, и она продолжилась, захватывая эру бронзы Венгрии. Следует заметить вместе с Таллгреном, что киммерийцы и фракийцы задержались в эпохе бронзы, в то время как Юго-восточный Кавказ и Гальштатт в Австрии достигли эпохи железа (Гальштатт I, 900—700). Впрочем, хвалин-ская группа между Волгой и Уральскими горами, которую относят к передовым отрядам скифов, группа, которая в 900 гг. создала брон-золитейни Сосновой Мазы, также задержалась в эпохе бронзы. В этот же период, в Сибири, в Минусинске, по свидетельству Таллг-рена, между 1000 и 500 гг. развивалась вторая фаза эпохи бронзы, когда производились секиры с топорищами с двумя отверстиями; орнаментация в принципе еще продолжает оформляться геометрическими формами, однако уже изредка встречаются некоторые фигуры животных, которые без сомнения служили наконечниками рукояток.* Следует отметить, что эра киммерийской бронзы русских степей в своей последней стадии находилась в тесных отношениях с двумя культурами эпохи железа: гальштаттской культурой Австрии и культурой Кавказа. Впрочем, железные ножи Гальштатта были обнаружены в недавних раскопках киммерийского периода, как это имело место с ранней эпохой истории скифов.**

Скифы

Между 750 и 700 гг. до Рождества Христова, по свидетельствам греческих историков, дополненных ассирийской хронологией, киммерийцы были вытеснены из степей южной полосы России скифами, прибывшими из Туркестана и Западной Сибири. Народы, которых греки знали под именем скифов (скутои), были теми же, кото-

* См. наше приложение по Минусинску, согласно Таллгрена и Мергарта. По киммерийскому периоду мы приводим мнение Таллгрена La Pontide prescythique apr's 1'introduction des metaux, Eurasia septentrionaiis antiqua, II, Helsinki, 1926. Что касается миграции Киммерийцев, Franz Hancar, Kaukasus-Luristan, dans Eurasia septentrionaiis antiqua, IX, 1934 — 47. В этой статье помещен очерк о связях звериного стиля Кубани с Северным Кавказом и бронзовых изделий Луристана со скифскими и киммерийскими миграциями VII века. По данному вопросу существует другое исследование того же автора: Franz Hancar, Probleme des Kaukasischen Tierstils, dans Mitteil. D.Anthropologischen Gesellschaft in Wien, Bd.LXV, 1935, p. 276.

** Cf. N.Makarenko, La civilisation des Scythes et Hallstatt, Eurasia septentrionaiis antiqua, V, 1930, 22.

25


рых ассирийцы называли по имени ашкузаи и которых персы и индусы знали под именем саки или шаки.* Как показывает ономастика, скифы относились к иранской расе.** Это были северные иранцы, которые оставались кочевниками на "исконно иранской родине", в степях нынешнего русского Туркестана, избежавших, таким образом, в большей части влияния материальной культуры Ассирии и Вавилона, которое было очень значительным для оседлых родственных народов, мидийцев и персов, обосновавшихся на юге, на Иранском плато. Скифы, так же как и их собратья, сарматы, должно быть, оставались чуждыми историческому маздеизму, зороастрийской реформе, которая позднее постепенно изменила верования мидийцев и персов.

Греко-скифские вазы Кульобы и Воронежа того периода оставили нам красноречивые говорящие портреты. Бородатые, также как их братья саки с барельефов Персеполиса, покрытые островерхими головными уборами, защищавшими уши от пронзительных ветров степей, они подобно сакам, носили широкие одежды, туники и широкие штаны, как и их сородичи мидийцы и персы. Конь, прекрасный степной конь, запечатленный на серебряной амфоре Чертомликского погребения, являлся их неизменным спутником, также как и лук был их любимым оружием.*** Эти лучники на лошадях "не имели городов", если не считать "передвижных поселений", (я хочу сказать) обозов, сопровождавших их во время перекочевок и дальних походов, как это случалось и позже, девятнадцать веков спустя, с обозами повозок, которые сопровождали

* Персидская ахеменидская номенклатура включала: 1. Саков Хамавар-гов, которые соответствуют собственно нашим сакам и которые проживали в Фергане и районе Кашгара; 2. Саки Тиграхауды, которые населяли район Арала и нижнюю Сырдарью; 3. Саки Тарадравы, то есть «с другого берега» в Южной Руси, являвшиеся собственно нашими историческими скифами.

** Cf. W. Miller, Die Sprache der Osseten dans Grundriss der iranischen Philologie, I. Miller, сравнивая и классифицируя скифские надписи Южной Руси, наткнулся на иранский элемент, который варьировал в соответствии с зонами между 10, 20, 50, и 60 %. Впрочем, Эмиль Бенвенист находит у скифов, у Геродота (IV, 5) те же социальные группы: военные,священники и крестьяне, то же, что и у авестийских и ахеменидских персов (Societe Asiatique, 7 avril 1938).

*** Cf. Minns, Scythians and Greeks, 48 — 49. Rostovtzeff, Iranians and Greewks in South Russia, planches.XXI, XXII. Относительно рас лошадей скиф-ско-гуннской степи и их отображения в искусстве, Andersson, Hunting magic and the animal style, Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm.n.4, 1932, p.259.

26


монголов Чингиз-хана в XIII веке, на просторах тех же русских степей, во времена Плано Карпини и Рубрука. На этих повозках они перевозили женщин и свои богатства: золотые изделия, доспехи и воинские принадлежности, разумеется, также и ковры, все предметы, необходимость в которых породила "скифское искусство" и определила форму и общее направление этого искусства, как мы увидим ниже. Таковыми хозяевами русских степей они оставались с VII по III век до Рождества Христова.

Хотя скифы, как это считают современные лингвисты, должны быть отнесены к иранским народам индоевропейской семьи, индоевропейской или арийской группе, их образ жизни, о чем шла речь ранее, был почти такой же, как и образ жизни гуннских племен тюрко-монгольской расы, которая в ту же эпоху стала бурно активизироваться на другом краю великих степей, у самых китайских границ. Фактически условия жизни кочевников в степи, были, в принципе, аналогичными условиям северной части черноморского побережья или Каспия, и в Монголии, где эти условия были еще суровее. Таким образом, не стоит удивляться, если мы, абстрагируясь от физического типа и лингвистических факторов, скажем, что скифы, которых нам описывают греческие историки или которые представлены на греко-скифских вазах, напоминают в культурном аспекте и общим условиям существования хун-ну, тукю, и монголов, описанных и зафиксированных китайскими летописцами или художниками. В этих двух группах мы наблюдаем некоторое количество общих обычаев или по причине того, что тот же образ жизни диктовал скифам и гуннам одни и те же решения (к примеру, скифские лучники-всадники, как и гуннские, носили штаны и сапоги в отличие от длинных одеяний Средиземноморья или жителей древнего Китая, и, без сомнения, использовали даже стремена),* или по причине того, что географические контакты

* Проблема стремени является одной из важных. Изобретение стремени на длительный срок обеспечило северным кочевникам огромное преимущество над кавалерией оседлых народов. Знаменитая греко-скифская ваза Чертомлыка показывает нам «стремена, образованные с кожанным ремнем из подпруги». (W. W. Arendt, Sur 1 apparition de etrier chez les Scythes, Eurasia septentrionalis antiqua, IX, 1934, p.208). Аранд добавляет, что данное «прочтение» подтверждается исследованиями находок Козельской усыпальницы, расположенной близ Ново-александровки Мелитопольского края, находящихся в данное время в Историческом музее Москвы. Таким же образом стремена у хун-ну были в ходу, начиная с III века до нашей эры. На Западе ни греки, ни римляне не пользовались ими. Только, кажется, авары VI в. распространили их.

27


скифских и гуннских народностей на одной стадии культурного развития обусловили сходные ритуалы (например, погребальные жертвоприношения, присущие в поздний период скифам, как и тюрко-монголам, в то время как, начиная с погребений Уры и Нган-Юанга, эта традиция исчезла в Передней Азии и Китае)* Итак, между 750—700 гг., скифы (вернее часть скифско-сакских народов, так как большая часть саков оставалась в предгорьях Тянь-Шаня, в районе Ферганы и Кашгарии), проникли в Тургай и земли Приура-лья в южной полосе России, вытеснив оттуда киммерийцев.**

По-видимому, часть киммерийцев вынуждена была укрыться в Венгрии, стране, где, без всякого сомнения, проживали уже другие народы, близкие к фракийцам; это были те беженцы, которые по всей вероятности, зарыли в землю "сокровища" Михаени неподалеку от Сцилагии и Фокору около Гевеса, а также сокровище Михалкова в Галиции. Оставшаяся часть киммерийцев скрылась че-

* Геродот (IV, 71) указывает на похоронные церемонии (ритуалы населения, кровоточащие раны на руках, лбе и носу, с целью чествования умершего, жертвоприношения и захоронения рабов и лошадей вместе с трупом умершего). Что касается хун-ну или монгольских гуннов, то Шаванн цитирует Тзи-еньхань Шу по Шавану, MJmoires de Sse-ma Tsien, I.p.LXV (жертвоприношения на могиле предводителя достигли цифры от ста до тысячи женщин и слуг). Наконец Станислас Жюльен дает сведения о ту-кю или монгольских тюрках VI века, потомках гуннов. Stanislas Julien, Documents sur les T ou-kiue, Journal Asiatique, 1864, 332: «Они наносят ножом раны на лицах, таким образом, что кровь течет вместе со слезами».

** По Геродоту IV, 13, миграция скифов в направлении Европы была бы встречным ударом по нашествиям с Востока или вернее Северо-Востока, так как скифы оттеснили исседонов, а последних оттеснили аримаспы. Исседоны по описаниям Геродота были, возможно, Финно-Уграми. Бенвенист относит их в ту классическую эпоху к региону Урала, например, в направлении Екатеринбурга. Аримасы, которые, вне всякого сомнения, проживали далее к востоку, у Иртыша и Енисея, возможно, были иранцами, как и скифы, о чем свидетельствует их название, восстановленное Бенвенистом как ариамаспа «друзья лошадей» (выступление Бенвениста на заседании Азиатского общества 8 апреля 1938 года). — Что же касается массагетов юго-восточных берегов Аральского озера, сам Геродот (1, 201) рассматривает их как скифов и их наименование по ирански Массиагата означает «рыболовы») (J.Marquart, Skizzen zur geschichtlichen Volkerkunde von Mittelasien, Festschrift Friedrich Hirth, 1920, 292) Некоторые авторы древности, такие, как Дион Кассиус и Арриан видят в Массагетах предков сарматского народа — аланов. См. о «Скифах земледельцах», то есть вне сомнения, коренных жителей черноземья, а также о скифских кочевниках (истинные скифы), которые облагали их данью. Cf. Stcherbakivskiy, zur Agathyrsenfrage, Eurasia sept.antiq. IX, 1934, 208.

28


рез Фракию (о чем свидетельствует Страбон) или через Колхиду (по свидетельству Геродота) в Малой Азии, где их видели бродившими по Фригии (в 720 г.), затем в Каппадосе и в Сицилии (в 650 г.) и, наконец, в Понтии (в 630 г.). Часть скифов бросилась за ними в погоню (в 720—700 гг.), но, как говорит Геродот, они сбились с пути, пересекли Кавказ через Дербент и оказались во владениях ассирийской империи, на которую напал их монарх Испахай, но, впрочем, без успеха (в 678 г.). Другой, более осведомленный скифский предводитель, Бартатуа, сблизился с Ассирией, так как у ассирийцев были те же враги, что и у скифов. Это были киммерийцы, угрожавшие Ассирии со стороны Сицилии и Каппадоса. Скифская армия, которая действовала по договоренности с ассирийской стороной, двинулась в Понтию для того, чтобы нанести поражение последним оставшимся киммерийцам (в 638 г.). Десять лет спустя, сын Бартатуа, которого, по свидетельству Геродота, звали Мадие-сом, прибыл по зову Ассирии, захваченной мидийцами, с целью оккупировать Мидию, которую он и подчинил себе (в 628 г.), но вскоре мидиняне подняли восстание; их государь Циаксар уничтожил скифских предводителей и остатки скифов отступили в южную полосу России через Кавказ. Это только несколько наиболее значительных эпизодов из истории нашествия скифов, которые в течение семидесяти лет наводили страх на Переднюю Азию. Великие индоевропейские варвары наводили ужас на протяжении всего этого периода на древний мир. Их кавалерия, не разбираясь, мчалась вперед на разбои и грабежи, от Каппадоса до Мидии, от Кавказа до Сирии. Это грандиозное движение народов, слухи о котором докатились до израильских пророков, явилось первым в истории нашествием кочевников северных степей вглубь древней цивилизации юга. Это явилось событием, которое возобновлялось в течение двадцати вековой истории.

Когда персы пришли на смену ассирийцам, вавилонянам и ми-дийцам, чтобы господствовать в Передней Азии, они задались целью обезопасить оседлый Иран от новых вторжений со стороны так называемого Внешнего Ирана. По свидетельству Геродота, Кир возглавил последнюю кампанию против массагетов, то есть против скифов, находившихся восточнее Хивы (в 529 г.). Дарий организовал свой первый поход против европейских скифов (в 514—512 гг.). Пройдя через Фракию и нынешнюю Бесарабию, он проник в степи, где, следуя обычной тактике кочевников, скифы, вместо того,

29


чтобы ввязаться в бой, отступили, завлекая его войска в глубь необжитых земель. Дарию хватило ума, чтобы вовремя повернуть вспять. Геродот был отчасти прав, считая этот "русский поход" безумством деспота. В действительности перед Ахеменидом стояла логическая политическая идея: сопротивление Внешнему Ирану и паниранское единство. После того, как скифы потерпели фиаско, но избежали поглощения персами, они оставались мирными владельцами южной полосы России в течение еще трех веков. Поход Дария, по меньшей мере, имел последствием окончательно оградить Переднюю Азию от нашествий кочевников.*

Находки, относящиеся к скифской культуре (о которых мы еще поговорим), дают нам возможность вместе с Таллгреном проследить за успешным развитием скифского завоевания России.** В начале, примерно между 700—550 гг., центр скифской культуры был сосредоточен в степях юго-востока, в Прикубанье и на Таманском полуострове. Находки в Мартоноше и Мель-гунове свидетельствуют, что скифы господствовали, хотя, вероятно, и спорадически (единично) уже и в южной части Украины, между нижними течениями Днепра и Буга. И только в 550—450 гг., как об этом говорит Таллгрен, скифская культура начинает расцветать на территории современной Украины и достигает своего апогея в 350—250 гг., что подтверждается огромными царскими курганами нижнего Приднепровья в Чертомлике, Алексан-дрополе, Солохе и Деневе и т.д. Наиболее удаленная северная часть, протянувшаяся к западу, в связи со скифской экспансией соприкасается на севере с лесостепью, немного южнее Киева и в районе Воронежа. На северо-востоке скифское нашествие, начиная от Волги, достигло района Саратова, где были осуществлены важные находки, что побуждает Таллгрена говорить о присутствии там скифского и близкого к ним народа - во всяком случае, также иранской ветви — сарматах. Впрочем, возможно, что скифы составляли в южной части России только аристократию, возвышавшуюся над киммерийским субстратом, то есть фрако-фригийским. В то время как известные данные, относящиеся к скифам, включают собственные имена, чисто иранского происхождения, Бенвенист отмечает,

* Продолжение скифской истории, связанной в основном с греческим миром, Max Ebert, Sud-Russland im Alterhum, Leipzig 1921.

** Tallgren, Sur l*origine des antiquitJs dites mordviennes, E.S.A., XI, 1937, 123. Cf. K.Schefold, Skytische Tierstil in Sudrussland, ibid., XII, 1938.

30


что Геродот (IV, 5—10) дает другие сведения по тем же скифам, но приводимых по греческим источникам, где собственные имена относят к фрако-фригийскому влиянию.* Следы лингвистического прошлого, подтверждаемые археологическими находками. Таллг-рен пишет: "Гальштаттский характер бронзовой киммерийской эпохи продолжал существовать на Украине, как крестьянская культура, даже в то время, когда взаимодействовали скифская и древнегреческая культуры".** Наконец, на севере скифской зоны субстрата, более или менее относящейся к киммерийцам, жили варвары не скифского происхождения, называемые Геродотом андрофагами, маланклеидами и исседонами, которых можно отнести к финно-угорской расе. Таллгрен предлагает считать, что андрофаги жили на севере от Чернигова, а меланклеиды — на севере от Воронежа. Нам известно, что эти два народа объединились со скифами для того, чтобы отразить нашествие Дария. Что касается исседонов, то Бенвенист делает вывод, что они располагались в Приуралье, неподалеку от Екатеринбурга. Добавим, что Таллгрен предлагает отнести к андрофагам и меланклеидам, т. е. финно-угорским соседям скифов, так называемую, мордвинскую культуру, следы которой обнаружены при раскопках на Десне и Оке, и которая характеризуется достаточно скудным геометрическим орнаментом, не имеющего ничего общего со "звериным стилем" скифов.***

Скифское искусство

Значительные скифские нашествия VII века на Кавказе, в Малой Азии, в Армении, в Мидии и Ассирийской империи, интересуют не только политическую историю. Не будем упускать из виду тот факт, что они являлись их союзниками и сторонниками. Первоначальные контакты скифов с ассирийским миром, эти тесные контакты, которые длились около ста лет, являются, по нашему мнению, весьма весомыми аргументами для тех, кто занимается степной цивилизацией. Прежде всего, вполне вероятно, что именно во время походов в Переднюю Азию в VII в., скифы перешли от бронзовой эпохи к эре железа. Добавим тут же, что начальный период скифской культуры испытал влияние также Гальштаттской культуры обработки железа в кельто-ду-

* Emile Benveniste, Communication a la Societe Asiatique, 7 avril 1938. ** Tallgren, I.e., 128. *** Ibid.,127.

31


найском регионе (Галыитатт между 1000-900 и 500—450 гг., Скифия между 700 и 200 гг.).* Но особенно Кавказ и страна мидий-цев, представленная в данном случае на территории Луристана, в ходе бурного движения (активности) народов в VII в. установили тесные контакты со скифами. Франц Ганчар, поддерживая в этом вопросе своего коллегу из Вены — Ф. В. Конига, убежден, что следует отнести к VII в. большую часть бронзовых изделий от Кубани до Кавказа, часть бронзовых находок в Нуристане, на противоположной юго-западной стороне древней Мидии. Ганчар считает, что изделия эпохи бронзы Кубани и даже Луристана, в какой-то степени связаны с киммерийцами.** Очевидно то, что здесь присутствуют связи тех и других с первоначальным периодом скифской культуры, полчищами скифских и киммерийских завоевателей, рыскавших в ту эпоху в одних и тех же регионах. Впрочем, мы обладаем неоспоримым доказательством непосредственного влияния, которое оказала ассиро-вавилонская Мессопотамия на первые творения скифской культуры: железный с золотом топор Келермеса с Кубани (примерно VI в.), топор, где давняя ассиро-вавилонская тема (также и Луристана) двух козлов, стоящих у древа жизни, соседствует с (манерой изображения) двумя прекрасными оленями, изображенными в реалистической манере, явно несущей следы ассирийского "звериного стиля", но уже специфичны тем, что использованы декоративные мотивы.

С этой исходной точки зрения мы рассматриваем происхождение всякого скифского "звериного стиля", которое можно определить, утверждая, что оно направляло (повернуло) ассирийский (или греческий) натурализм к декоративной сущности искусства. Это искусство утверждается окончательно при изготовлении золотых оленей, обнаруженных в погребениях Костромского, а также на Кубани (без сомнения VI век), со стилизацией спиралевидной формы их рогов. Таким образом, эстетика степей утверждается на долгие годы в Южной России с ее ясными тенденциями, распространение которых мы наблюдаем к Востоку до Монголии и Китая. С самого начала проявляется два направления: натуралистическое направление, без сомнения, периодически обновляемое вкладом ассиро-ахеменидских источников, с одной стороны, и греческих — с другой; декоративное направление, которое, как об этом мы говорили, сминает, деформи-

* Cf. N.Makarenko, La civilisation des Scythes et Hallstatt, Eurasia Septentrionalis Antiqua, V.1930, 22.

**F. Hancar, Gurtelschliessen aus dem Kaukasus, Eurasia Septentrionalis Antiqua, Vll, 1931, 146 et, du meme, Kaukasus-Luristan, ibid., IX, 1934, 47.

32


рует и разворачивает указанное направление к чисто орнаментальным формам.* Р конце концов, реалистическое изображение животного мира, которое было постоянно в поле зрения этого народа, укротителя диких лошадей, и страстных охотников, явилось ничем иным, как опорой и поводом для декоративной стилизации.

Подобное явление объясняется самими условиями существования кочевников, будь то скифо-сарматы на западе или гунны на востоке. Так как они не имели постоянных поселений городского типа, ни великолепных дворцов, то им были чужды ваяние, лепка барельефов и живопись, обусловливающие реалистическое искусство. Их предметы роскоши были представлены роскошными одеяниями и золотыми изделиями, деталями снаряжения или конской сбруей и т.д. Таким образом, все эти вещи-застежки и пряжки ремней, конские доспехи, кольца для ножен, упряжь, приспособления для повозок, всякого рода кнутовища и древки, не говоря уже о коврах, таких как ковры Нойон-улы, казалось, словно ниспосланные судьбой, предназначались для стилизованного оформления, т. е. геральдического. Кроме того, как об этом уже было упомянуто, кочевники севера, были ли они иранского происхождения как скифы или тюрко-монгольской расы как гунны, проводили свою жизнь наездниками в степи, основным занятием которых была охота на стада оленей и куланов, погоня в бескрайних степях за волками, преследовавших бесчисленных антилоп. Вполне естественно, что из-за их образа жизни и особого понимания роскоши, они усвоили в итоге из ассиро-вавилонского опыта только геральдическую тематику и схватки животных, изображенных в стилизованной форме. Наконец, как на это указывает Ж. Ж. Андерссон, думается, что эти фигурки животных имели для степных охотников чисто магическое значение, как когда-то это происходило с фресками и костяными резными фигурками европейской магдаленской культуры.**

* Типичные репродукции у Ростовцева, Animal style in South Russia and China, 1929. Rostovtzeff, Le centre de ' Asie, la Russie, la Chine et le style animal, Seminarium Kondakovianum de Prague, 1929. G.Borovka, Skythian art, New-York, 1928; приложения в конце книги.

** Andersson, Hunting magic in the animal style, Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, n.4, 1932. В этом же исследовании, стр. 259 и далее, помещен очерк по классификации лошадей, оленей и т.д. по степям и сходству типов, изображенных на изделиях ордосской бронзы. — Процитируем О. Жанса по магической природе орнаментальных мотивов и искусстве степей. Le cheval cornu et la boule magique, Ipec, 1935, 1, p.66 et Potapoff, Conceptions totemiques des Altaiens, R.A.A.,1937, 208.

33


Если мы будем рассматривать отдельно греко-скифские золотые изделия, которые можно назвать скифскими только по сюжетной тематике, но являющихся творениями греческих мастеров, работавших либо для греческих поселений в Крыму, или непосредственно исполнявших заказы властителей степей, мы обнаруживаем почти повсюду в скифском искусстве изображение животных, представленных в геометрической систематизации, имеющих одну цель: орнаментализм. Это присуще искусству в поселении Костромская, V век до нашей эры, по мнению Шефолда — Елизаветинская, того же периода, Кулобы, в Крыму, между 450—50 гг., сокровищнице Петра Великого, происходящей из Западной Сибири эпохи сарматов I века нашей эры, Верхнеудинску в Забайкалье, гуннской культуре начала новой эры. Это видно по ветвистым рогам оленей, конским гривам, даже когтям представителей семейства кошачьих, украшенных кольцами и спиралями, иногда удлинявшими в два раза рост животного. Верхняя лошадиная губа свернута улиткой. В западносибирском регионе распространения скифско-сар-матского искусства и в искусстве, испытавшем то же влияние и созданном хун-ну Ордоса, стилизация животных форм подчас настолько всеобъемлюща; эти фигуры обвиваются и переплетаются так сильно, что, несмотря на реализм, присущий изображению голов оленей, лошадей, медведей или тигров, иногда с трудом удается различать животное от стилизованного украшения. Рога и хвосты животных заканчиваются листьями или распускаются в форме птиц. Реализм в изображении животных растворяется и теряется в орнаментации, созданной этим же реализмом.*

Таким образом, степная культура противостоит культуре соседних оседлых народов; скифское искусство — ассиро-ахеменидской, гуннская культура — китайской, и все это на пространстве, где можно было бы их сблизить: это сцены охоты и столкновения животных. Ничто так не противостоит классическому стилю изображения животных и все в линейной плоскости, у ассирийцев или ахемени-дов, с одной стороны, у ханьцев — с другой, как вычурность, приукрашивание, утрирование в степном искусстве. Ассирийцы и ахеме-ниды, также как и ханьцы Китая, показывают нам мирно проходящих животных или преследующих, или угрожающих друг другу в рамках простого и наполненного воздухом декора. У художественных мастеров степей, скифов или гуннов, предстают жестокие схватки, — зачастую обвившихся друг с другом, как гущи лианов - диких

* С Josef Zykan, Der Tierzauber, Artibus Asiae, V.1935, 202.

34


животных, сцепившихся в битве не на жизнь, а на смерть. Драматическое искусство, наполненное хрустом переломанных костей лошадей или оленей, подвергшихся нападению тигров, медведей, хищных птиц или грифов, нередко являлось предметом полного искажения реального. В данном случае не ощущается движения, никакой скорости. Терпеливое и методичное заклание, когда, на что уже было указано, жертва, кажется, увлекает своего убийцу в объятия смерти. Зато ощущается внутренний динамизм, который, несмотря на эту "медлительность", мог бы быть причиной великой трагической силы, если бы яркая стилизация, которая сплетает и расцвечивает формы, не устраняла бы обычно явный реализм подобной кровавой бойни. Множество составляющих частей и направлений степного искусства распределены неравномерно на просторах огромной зоны от- Одессы до Маньчжурии и Желтой реки. Скифское степное искусство, распространяясь до лесной части верхней Волги, оказало влияние на культуру Ананино под Казанью (в 600—200 гг. до нашей эры), несомненно, принадлежащей к финно-угорской цивилизации, где в богатых захоронениях были обнаружены наряду с пико-топорами, обычные бронзовые кинжалы, с некоторыми мотивами звериного стиля и в частности, с сюжетом животного в форме завитка в чисто скифском стиле, но созданного в данном случае, с использованием достаточно упрощенной и обедненной фактуры. Однако по замечанию Таллгрена, скифское звериное украшение было заимствовано в Ананино только частично, глубинный фон декора по-прежнему основан на геометрических формах.* Совсем другое дело в Минусинске, в Центральной Сибири. В этом важном металлургическом центре Алтая эпоха расцвета бронзы (VI— III-й вв.), конечно, представлена топорами с декоративной ручкой, выполненной с соблюдением геометрических пропорций (например, декор Красноярска "с углами"), но там же также обнаруживаются, начиная с той же эпохи, бронзовые фигурки животных с использованием упрощенной и строгой стилизации, контрастирующей с переплетениями других районов, и где Боровка хотел бы найти хронологические и топографические истоки степного искусства. Вопрос, поставленный подобным образом, становится важным. Подход, связанный с привязкой степной культуры к геометрической характеристике места, которое представляет Минусинск на полпути между Черным морем и Петчильским за-

* Tallgren, Sur I' origine des antiquites dites mordviennes, Eurasia Septentrionalis Antiqua, XI, Helsinki, 1937, 133.

35



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.044 с.)