Направление подготовки: 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Логопедическое образование
Форма обучения – заочная
Курс – 2
Семестр – 4
Всего зачетных единиц – 6, часов – 216
Форма отчетности: зачет – 4 семестр
Программу разработал
кандидат педагогических наук, доцент Якушева В.В.
Одобрена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии
«» сентября 2020 г., протокол №1
Заведующий кафедрой ____________ Колодовская Е.А.
Смоленск
2020
Место практики в структуре ОП
Б2.О.03(П) «Педагогическая практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).
Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).
Планируемые результаты обучения
Компетенция
| Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)
|
ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
| З нать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации;
- законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов;
- федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ;
- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов;
Уметь:
- применять основные нормативные
правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ;
- соблюдать нормы профессиональной этики;
Владеть:
- умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.
|
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
| Знать:
- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;
- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;
- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;
- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;
Уметь:
- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;
- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;
- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;
- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;
Владеть:
- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;
- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;
- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.
|
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной
деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
| Знать:
- особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления;
- содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ;
- специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
Уметь:
- проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ;
- анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов;
- планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы
с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;
Владеть:
- способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала.
|
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
| Знать:
- общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ;
- содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (принятия, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития;
Уметь:
- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей;
Владеть:
- методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей развития.
|
ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
| Знать:
- методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;
- специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ;
Уметь:
- применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития;
- объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины;
- формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы;
Владеть:
- методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;
- умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения.
|
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
| Знать:
- возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ;
- психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ;
- технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;
Уметь:
- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы;
- применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;
- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса.
Владеть:
- умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ.
|
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
| Знать:
- педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений;
- требования к субъектам образовательных отношений;
- особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения;
Уметь:
- взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами);
- отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ;
- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.
Владеть:
- технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе.
|
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
| Знать:
- историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
- теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;
- результаты научных исследований в сфере
психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
Уметь:
- использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
Владеть:
- системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности;
- методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.
|
ПК-2 Способен проектировать и реализовывать
коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и
современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи
| нать:
- структуру и содержаниеАООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;
- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;
- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику;
- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;
Уметь:
- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;
- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды;
Владеть:
- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами;
- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.
|
ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса
| Знать:
- характеристику возрастных этапов психического развитияпри разных видах дизонтогенеза;
- принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической
диагностики обучающихся с нарушениями речи;
- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;
Уметь:
- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;
- применять разные методы проведения обследования;
- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;
- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;
- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;
- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации лиц с нарушениями речи;
- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах
реабилитанта;
Владеть:
- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;
- методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;
- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;
- умением сформулировать рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;
- навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;
- методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;
- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.
|
Тип практики
Тип производственной практики – педагогическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.
Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются организации, реализующие образовательную деятиельность:
– образовательные учреждения;
– учреждения социального обслуживания;
– учреждения здравоохранения;
– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры).
Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск
ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
МБДОУ ДС № 2 № «Россияночка» г. Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
МБОУ СШ № 16 г. Смоленска
МБОУ СШ №17 г. Смоленска
МБОУ СШ № 25 г. Смоленска
МБОУ СШ № 39 г. Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
Производственная педагогическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре.
Этапы прохождения практики