Программа производственной практики
Б2.О.03 (П) Педагогическая практика
Направление подготовки: 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Логопедическое образование
Форма обучения – заочная
Курс – 2
Семестр – 4
Всего зачетных единиц – 6, часов – 216
Форма отчетности: зачет – 4 семестр
Программу разработал
кандидат педагогических наук, доцент Якушева В.В.
Одобрена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии
«» сентября 2020 г., протокол №1
Заведующий кафедрой ____________ Колодовская Е.А.
Смоленск
2020
Место практики в структуре ОП
Б2.О.03(П) «Педагогическая практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Содержание и методы логопедической практики», «Современные логопедические технологии», «Модернизированные системы исследования речи и ее нарушений», «Современные методы диагностики и коррекции нарушения развития лиц с ОВЗ», «Системы логопедической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты»).
Прохождение учебной ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний» и прохождения практик всех видов (учебной, производственной и научно-исследовательской).
Планируемые результаты обучения
Компетенция
| Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)
|
ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
| З нать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации;
- законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования и социальной реабилитации в Российской Федерации;
- нормативные документы по вопросам обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи с ОВЗ и инвалидов;
- федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования обучающихся с ОВЗ;
- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов;
Уметь:
- применять основные нормативные
правовые акты в сфере образования лиц с ОВЗ;
- соблюдать нормы профессиональной этики;
Владеть:
- умением применять нормативные правовые, этические нормы и требования профессиональной этики в процессе осуществления и оптимизации профессиональной деятельности.
|
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
| Знать:
- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;
- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;
- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;
- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;
Уметь:
- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;
- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;
- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;
- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;
Владеть:
- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;
- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;
- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.
|
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной
деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
| Знать:
- особенности развития разных групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальные проявления;
- содержание и методы организации учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ;
- специфику применения индивидуальных и групповых форм в обучении, воспитании и реабилитации обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
Уметь:
- проектировать вместе с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума разные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ;
- анализировать содержание и организацию учебно-воспитательного, коррекционно- образовательного и реабилитационного процессов;
- планировать, оценивать и применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей и реабилитационной работы
с обучающимися с ОВЗ с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;
Владеть:
- способами анализа, планирования и организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их развития и реабилитационного потенциала.
|
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
| Знать:
- общие принципы и условия реализации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ;
- содержание методы и приемы формирования у обучающихся ценностных ориентаций, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (принятия, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) с учетом возраста и особенностей их развития;
Уметь:
- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся с ОВЗ нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей и особых образовательных потребностей;
Владеть:
- методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей с учетом особенностей развития.
|
ОПК-5 Способен разрабатывать программу мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
| Знать:
- методы и технологии мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;
- специальные технологии и методы проведения коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с обучающимися с ОВЗ;
Уметь:
- применять адекватный инструментарий и методы оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ с учетом специфики из развития;
- объективно оценивать индивидуальные трудности обучающихся в обучении, устанавливать их причины;
- формулировать рекомендации и применять адекватные методы в процессе коррекционной и реабилитационной работы;
Владеть:
- методами осуществления мониторинга результатов образования обучающихся с ОВЗ;
- умением использовать результаты мониторинга достижений обучающихся с ОВЗ для разработки и корректировки программы психолого-педагогического сопровождения.
|
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
| Знать:
- возрастные и типологические особенности развития обучающихся с ОВЗ;
- психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ;
- технологии обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществления коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;
Уметь:
- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования учебно-воспитательной коррекционной и реабилитационной работы;
- применять психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;
- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процесса.
Владеть:
- умением планировать и проводить индивидуальные мероприятия в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- технологиями осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания и реабилитации обучающихся с ОВЗ.
|
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
| Знать:
- педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательных отношений;
- требования к субъектам образовательных отношений;
- особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения;
Уметь:
- взаимодействовать с разными участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, педагогами);
- отбирать и использовать адекватные методы, формы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с ОВЗ;
- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно-образовательной и реабилитационной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.
Владеть:
- технологией планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их роли в образовательном, коррекционно-развивающем и реабилитационном процессе.
|
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
| Знать:
- историко-философские, медико- биологические, психологические аспекты, сущность и особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
- теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов;
- результаты научных исследований в сфере
психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
Уметь:
- использовать современные специальные научные знания и результаты исследований в осуществлении психолого-педагогической деятельности в области образования и реабилитации лиц с ОВЗ;
Владеть:
- системой специальных научных знаний и результатов исследований как основы проектирования педагогической деятельности;
- методами, формами и средствами педагогической деятельности в сфере образования и реабилитации лиц с ОВЗ.
|
ПК-2 Способен проектировать и реализовывать
коррекционно-развивающий и реабилитационный процессы в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и
современных технологий с учетом особенностей лиц с нарушениями речи
| нать:
- структуру и содержаниеАООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, вариативные АООП;
- основы теории и практики психологической, педагогической, социокультурной реабилитации;
- содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов, его специфику;
- современные специальные методики и технологии психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;
Уметь:
- отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи;
- составлять прогноз социально-психологической и социально-педагогической реабилитации лиц с нарушениями речи совместно со специалистами реабилитационной команды;
Владеть:
- умением осуществлять отбор содержания, методов и средств психоло-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи в соответствии с поставленными целями и задачами;
- специальными методиками и коррекционно-реабилитационными технологиями с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи.
|
ПК-3 Способен планировать и проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления особенностей и динамики развития лиц с нарушениями речи, проектирования реабилитационного и коррекционно-развивающего процесса
| Знать:
- характеристику возрастных этапов психического развитияпри разных видах дизонтогенеза;
- принципы, содержание, методы и организацию психолого-педагогической
диагностики обучающихся с нарушениями речи;
- технологии оценки психосоциального статуса, результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации, организации и осуществления индивидуального маршрута реабилитации лиц с нарушениями речи;
Уметь:
- разрабатывать программу психолого-педагогического обследования;
- применять разные методы проведения обследования;
- отбирать методы диагностики с учетом особенностей развития лиц с нарушениями речи;
- интерпретировать результаты, делать выводы, формулировать рекомендации;
- прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов реабилитанта, его жизненной ситуации, выявлять и оценивать ресурсы семьи, его значимого окружения;
- определять перечень мероприятий социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной реабилитации лиц с нарушениями речи;
- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, психологической и медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах
реабилитанта;
Владеть:
- содержанием, методами, технологией проведения психолого-педагогического обследования;
- методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала лиц с нарушениями речи и инвалидов;
- умением оформить характеристику обучающегося на основе результатов обследования;
- умением сформулировать рекомендации к разработке программы коррекционной и реабилитационной работы с обучающимися с нарушениями речи с учетом результатов обследования;
- навыками проведения семейного консультирования, направленного на коррекцию взаимоотношений в семье обучающихся и реабилитантов, обучения членов семьи оптимальным способам организации их жизни, формирования продуктивных стереотипов взаимодействия в семье;
- методами и технологиями психолого-педагогического сопровождения, социально-психологической поддержки, и помощи лицам с нарушениями речи с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей;
- техниками эффективной коммуникации с лицами с нарушениями речи.
|
Тип практики
Тип производственной практики – педагогическая. По способу проведения производственная практика является выездной и проводится дискретно на базе образовательных организаций; организаций социальной защиты; организаций здравоохранения.
Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются организации, реализующие образовательную деятиельность:
– образовательные учреждения;
– учреждения социального обслуживания;
– учреждения здравоохранения;
– психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС центры).
Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск
ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
МБДОУ ДС № 2 № «Россияночка» г. Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
МБОУ СШ № 16 г. Смоленска
МБОУ СШ №17 г. Смоленска
МБОУ СШ № 25 г. Смоленска
МБОУ СШ № 39 г. Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
Производственная педагогическая практика проводится на 2 курсе в 4 семестре.
Этапы прохождения практики
№ п/п
| Этапы практики
| Содержание этапа
|
| Например, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета.
| Например, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, наблюдения, измерения и т.д.
|
1.
| Организационный этап
| Участие в установочной конференции и консультациях по практике. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране здоровья детей.
Ознакомление с организацией, её структурой и особенностями функционирования. Знакомство с содержательными особенностями психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении. Изучение потребностей организации в соответствии с основными направлениями деятельности логопеда (16 час.)
|
2.
| Этап планирования
| Осуществляется планирование практической деятельности, которое должно учитывать содержание основных направлений работы логопеда в учреждении, определяться целями и задачами проводимого студентом исследования. Определение проблемы, объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик. Составление графика мероприятий, их методическое обеспечение (40 час.)
|
3.
| Практический этап
| Самостоятельная разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися/воспитанникам по направлениям работы логопеда базового учреждения и на основании собственных разработок. Подбор и внедрение инновационных форм и технологий коррекционных коррекционно-педагогической работы.
Самостоятельное проведение открытых занятий с детьми.
Посещение родительских собраний, разработка рекомендаций и уголков для родителей.
Консультирование лиц с нарушениями речи, членов их семей и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение.
Участие в работе методических объединений, семинаров, тренингов и т.п., проводимых на базе учреждения и/или в других учреждениях.
Подготовка и проведение методического семинара (совещания, тренинга) на базе образовательного учреждения либо по научно-методической тематике ОУ, либо по тематике самостоятельного научного исследования студента (120 час.)
|
4.
| Аналитический этап
| 1. Проводится анализ результатов производственной практики, наиболее удавшихся форм работы; анализ собственной деятельности с указанием субъективных и объективных трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности.
Анализ особенностей взаимодействия специалистов и семьи в процессе обучения, воспитания детей с нарушениями речи в базовом ОУ.
2. Разработка собственных предложений по совершенствованию форм взаимодействия
Результаты производственной практики обобщаются и оформляются в виде отчета. Предполагается участие в заключительной конференции по итогам практики (40 час.)
|
| Итого
| 216 часов
|
Требования к содержанию портфолио практики
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки руководителю практики на кафедру специальной педагогики и психологии. Пакет документов (портфолио)производственной практики должен быть подготовлен в печатном и электронном варианте на CD-R в бумажном конверте с наклейкой.
Пакет документов (портфолио) производственной практики должен содержать:
1. Отчет о производственной практике.
2. Оценочный лист.
3. Дневник производственной практики.
При оценке результатов практики используются
следующие методы:
1. Наблюдение за деятельностью студентом в процессе конкретной педагогической деятельности (обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для воспитателей, учителей, родителей и т.д.).
2. Изучение характеристик педагогической деятельности, данной учителем-логопедом детского сада (школы).
3. Изучение отчетной документации студентов (портфолио практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, отчета, изготовленных наглядных пособий и др.).
4. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период практики.
ПОРТФОЛИО
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Студент-заочник ___2__курса направления подготовки 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедическое образование»
Ф.И.О.____________________________________________________________________ Организация _______________________________________________________________
Руководитель практики от организации ________________________________________
Руководитель практики от университета _ Якушева Вероника Владимировна____ _____
Сроки практики ____________________________________________________________
№
п/п
|
Дата
|
Вид работы
| Присутствовали
|
Отметка о выполнении (оценка или зачтено)
|
Подпись
руководителей практики
|
Студенты
| Руководители практики
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
| Ознакомление с логопедическим кабинетом, документацией учителя-логопеда
|
|
| Зачтено
|
|
|
| Проведение логопедического обследования подгруппы детей и заполнение карт речевого развития
|
|
| Зачтено
|
|
|
| Разработка адаптированной образовательной программы на группу обучающихся с ТНР
|
|
|
|
|
|
| Проведение открытого подгруппового логопедического занятия с использованием современных технологий
Тема занятия:
|
|
|
|
|
|
| Проведение открытого подгруппового логопедического занятия с использованием современных технологий
Тема занятия:
|
|
|
|
|
|
| Проведение открытого фронтального логопедического занятия с использованием современных технологий
Тема занятия:
|
|
|
|
|
|
| Проведение открытого фронтального логопедического занятия с использованием современных технологий
|
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
| Тема занятия:
|
|
|
|
|
|
| Разработка плана-конспекта родительского собрания
Тема:
|
|
|
|
|
|
| Выступления на семинаре (педсовете, конференции и пр.)
Тема:
|
|
|
|
|
|
| Разработка консультаций для родителей детей («», «»...).
|
|
|
|
|
|
| Разработка консультаций для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования («», «»...).
|
|
|
|
|
|
| Подготовка отчетной документации
|
|
|
|
|
Отзыв о работе студента-практиканта
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка руководителя практики от организации ____Зачтено__________
Дата ________________ Подпись ___________________
Итоговая оценка руководителя практики от университета ______________
Дата ________________ Подпись ___________________
Требования к оформлению оценочного листа:
- должен соответствовать указанной форме;
- обязательно должна стоять печать организации;
- должен представлять собой двусторонний документ на листе формата А4;
- не должен содержать исправления и незаполненные графы, за исключением графы «Студенты» для студентов, проходящих практику по месту жительства индивидуально.
Отзыв руководителя о прохождении учебной практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Смоленский государственный университет»
кафедра специальной педагогики и психологии
Программное обеспечение
(Указать перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса).
1. Kaspersky Endpoint Security для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.
2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:
Microsoft Windows Professional 7 Russian;
Microsoft Office 2010 Russian.
Программа производственной практики