Согласована Утверждена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласована Утверждена



Согласована                                                                                                                                                      Утверждена

С Педагогическим советом                                                                                                  Распоряжением № Протокол №                                                                                                                                                 от             г.

АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ»

Срок реализации: 4 года

Для детей от 3 до 7 лет

Разработал:

воспитатель Ершова Е.Р.

под руководством

  заведующего Лапшиной Н.М.

старшего воспитателя Кочеровой И.А.

Г. Сосновый Бор

Г.

Содержание

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Целевые ориентиры

1.5 Оценка результативности

1.6 Содержание Программы

Раздел 2.Содержательный

2.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программ

2.2 Индивидуализация процесса

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Раздел 3. Организационный

3.1 Методическое обеспечение реализации Программы

3.2 Ресурсное обеспечение программы

Раздел 4. Приложения

Приложение 1. Критерии оценивания результатов освоения Программы

Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование из конструктора LEGO Duplo

Приложение 3. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование «Простые механизмы»

Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование

 


Раздел 1. Целевой

Пояснительная записка

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники з начима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной Программы.

В данном Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Duplo, LEGO – простые механизмы, LEGO WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO.

Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Duplo и LEGO WeDo в образовательный процесс ДОУ.

Программа разработана для педагогов ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.

Цель и задачи

Цель Программы: целенаправленное внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Организовать работу по применению LEGO-конструкторов в ДОУ начиная со второй младшей группы.

2. Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO – простые механизмы.

3. Организовать работу технической направленности с использованием программируемых конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.

4. Создать LEGO-центры в группах.

5. Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.

6. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

 

Целевые ориентиры

Планируемые итоговые результаты освоения Программы дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:

У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предмет, выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между их назначением и строением

Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия и творческая инициативность.

Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.

Сформированы умения собирать и программировать простых LEGO-роботов, используя компьютерные приложения.

Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединении; об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.

 

Оценка результативности

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:

- проведение мониторинга на каждом возрастном этапе, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников;

- заинтересованность дошкольников в конструктивной деятельности, степень активности ребенка в ней;

- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной творческой конструктивной деятельности;

- оснащенность LEGO-центров позволит определить качество достигнутых результатов в конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.

Критерии оценивания результатов освоения Программы см. в Приложении 1.

 

Содержание Программы

Основная идея Программы заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.

Реализация Программы с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.

I. Направление

Использование LEGO-конструкторов с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 5 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках совместной деятельности с детьми.

LEGO-конструирование начинается с трехлетнего возраста. Детям предложен конструктор LEGO Duplo. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO Duplo, способами скрепления элементов, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Реализации Программы

Формы, способы, методы и средства реализации Программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Для реализации содержательного раздела Программы используются следующие средства:

1. Наличие оборудованного помещения (LEGO-центры с конструкторами нового поколения).

2. Сотрудничество с социальными институтами города: МАОУДО «Центр информационных технологий».

3. Взаимодействие с семьей.

Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных событиях, в самостоятельной, совместной деятельности и индивидуальной работе, с использованием таких методов, как: наглядный, словесный и практический. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

 

Индивидуализация процесса

Цель индивидуализации при реализации Программы состоит в создании условий для осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»

преобразовываются в «могу»

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1.

ФИ ребенка

Поделку по образцу

Умение правильно

Приложение 2

Комплексно-тематическое планирование

Год обучения (4-5 лет)

Тема Всего часов
1 Путешествие по стране LEGO 3
1.1 Учимся читать простые схемы 1
1.2 Домики 1
1.3 Многоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций по схемам. 1
2 «Транспорт» 5
2.2 Удивительные колеса 1
2.3 Машина 1
2.4 Карета 1
2.5 Гараж для машины 1
3 «Детские забавы» 3
3.1 Горка для ребят 1
3.2 Песочница и качели 1
3.3 Детская площадка 1
4 «Дома» 4
4.1 Городской дом 1
4.2 Дом фермера 1
4.3 Дом лесника 1
4.4 Дом моей мечты (творческое конструирование) 1
5 «Калейдоскоп важных профессий» 3
5.1 Пожарная часть 1
5.2 Скорая помощь 1
5.3 Полиция 1
6 «Городской пейзаж» 4
6.1 Здания и сооружения 2
6.2 Полезная техника 1
6.3 Парк 1
7 «Космос» 2
7.1 Ракета 1
7.2 Луноход 1
8 «День Победы» 3
  Военная техника (танки, самолеты, корабли) 3
9 «Юные LEGO-техники» 1
9.1 LEGO-фестиваль 1
  Итого 28

Приложение 3

Комплексно-тематическое планирование

Год обучения (5-6 лет)

Тема Всего часов
1 Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с названием деталей, сборка несуществующего животного. 2
2 Просмотр мультфильма «Фиксики. Манипулятор». Сборка манипулятора. Соревнование на грузоподъемность и длину. 1
3 Просмотр презентации «Самые высокие башни мира». Постройка башни. Соревнования на самую высокую башню. 1
 

Зубчатые колеса

4 Просмотр мультфильма «Фиксики. Будильник». Знакомство с зубчатым колесом (передача движения). Сборка передачи и волчка. 1
5 Зубчатые колеса. Смена направления передачи движения (повышающая и понижающая передача). Сборка карусели. 2
6 Творческое задание. Сборка тележки с вращающимся табло. 1
7 Творческое занятие. Сборка миксера. 1
 

Колеса и оси

8 Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения». Знакомство с силой трения. Сборка простой тележки. 2
9 Сборка тележки с одиночной фиксированной осью. Соревнование на скорость. 1
10 Просмотр мультфильма «Фиксики. Колесо». Ременная передача. Сборка механизма с ременной передачей. 1
11 Сборка тачки. 1
12 Сборка машины с передним приводом. 1
 

Рычаги

12 Просмотр мультфильма «Фиксики. Рычаг». Сборка рычага. 1
13 Карусель «Качалка». 1
14 Различные рычаги. 1
15 Сборка шлагбаума. 1
16 Сборка катапульты. 1
17 Итоговое занятие. Сборка интересного механизма. 1
  Итого 21

 

Приложение 4

Комплексно-тематическое планирование

Год обучения (6-7 лет)

Тема Всего часов
1 Введение 2
1.1 Знакомство с конструктором LEGO WeDo и его возможностями 1
1.2 Введение в робототехнику Знакомство с деталями конструктора 1
2 Программное обеспечение LEGO WeDo 4
2.1 Обзор, перечень терминов. Сочетания клавиш. 4
3 Изучение механизмов 8
3.1 Первые шаги. Обзор 1
3.2 Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса 2
3.3 Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. 2
3.4 Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости. 2
3.5 Червячная зубчатая передача, 1
4 Изучение датчиков и моторов 3
4.1 Мотор и оси 1
4.2 Датчик наклона, датчик расстояния 2
5 Конструирование и программирование заданных моделей 12
5.1 Танцующие птицы 2
5.2 Умная вертушка 2
5.3 Обезьянка – барабанщица 2
5.4 Голодный аллигатор 2
5.5 Нападающий. 2
5.6 Вратарь 2
6 Программы для исследований 6
6.1 Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона. 2
6.2 Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана. 1
6.3 Случайная цепная реакция. 2
6.4 Все звуки. Все фоны экрана. 1
7 Подведение итогов 6
7.1 Конструирование моделей, их программирование 4
7.2 Презентация моделей, выставка 2
  Итого 41

 

Согласована                                                                                                                                                      Утверждена

С Педагогическим советом                                                                                                  Распоряжением № Протокол №                                                                                                                                                 от             г.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.043 с.)