Глава 1. Теоретико-правовые основы Конституционного права на свободу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретико-правовые основы Конституционного права на свободу



Передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию.

Юридическая природа права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и беспрепятственный въезд в

Российскую Федерацию.

Юридическая конструкция конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также выезд и въезд в Российскую Федерацию представляет собой многомерную нормативную модель, внутреннюю структуру которой определяют:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, которые, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы (международная юридическая конструкция права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в страну);

б) нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие место права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию в системе прав и свобод человека и гражданина, а также в системе общего (конституционного) статуса личности. Кроме того, нормы Конституции Российской Федерации закрепляют общие конституционные обязанности государственной власти, корреспондирующие право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а именно: признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2); воздержаться от толкования перечисленных в Конституции России основных прав и свобод как отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; воздержаться от издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина; ограничивать права и свободы человека и гражданина только в форме федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55). В своей совокупности нормы Конституции Российской Федерации определяют конституционную юридическую конструкцию права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в страну;

в) договорные нормы о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащиеся в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, а также в соглашениях о передаче части своих полномочий, зафиксированные в соответствующих соглашениях федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и, наоборот, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (юридические конструкции компетенционноразграничительных договоров и соглашений о делегировании части полномочий);

г) нормы федерального и регионального законодательства относительно порядка признания, соблюдения и защиты, а также иных аспектов реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию (законодательные юридические конструкции права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию);

д) правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных судов общей юрисдикции относительно тех или иных аспектов реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию (судебные юридические конструкции права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию).

Юридическая конструкция права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию учитывает, во-первых, то, что человек, его права и свободы представляют собой высшую конституционную ценность как в рамках одного правового демократического государства, так и во всем мировом сообществе (глобальном правовом пространстве). «Принадлежащее субъекту право (как вид и мера его возможного поведения), с одной стороны, зависит в известных пределах от его воли и сознания, личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования»[1], с другой стороны, она допускает некий баланс между возможностью личности беспрепятственно реализовывать свои амбиции, свой потенциал и государственными целями[2].

Во-вторых, приоритет отдается естественно-правовой трактовке права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в Российскую Федерацию, которая принадлежит, как известно, к первому поколению прав и свобод личности,характеризующихся как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению, предназначенные охранять человека от возможного произвола со стороны государства3, возводящие человека на первое место в системе общечеловеческих ценностей[3], как обладающего данным от рождения «даром свободы»[4]. Об этом, в частности, свидетельствуют европейские конституции первой половины XIX века, закрепляющие право на свободное перемещение (Конституция Царства Польского 1815 года, Баварская Конституция 1818 года). 

Рассматривая исторический путь возникновения и провозглашения данного права на свободу передвижения, нельзя не отметить и такой имеющий международное значение конституционно-правовой акт, как Великая хартия вольностей 1215 г., согласно которой «все купцы наделялись правом на свободу въезда, выезда и пребывания в Англии»[5]

Вместе с тем некоторые авторы связывают реализацию права на свободу передвижения с применением «письменных документов, выполнявших функции современного паспорта»[6]. Так, по мнению В.В. Ивановского, «право свободного передвижения возникает из ограничений, в своей совокупности складывающихся в паспортную систему»3, исходя из чего формирование права на свободу передвижения можно связать с XIII веком, как временем применения проезжих грамот – «введения паспортной системы»[7], вопросы которой, к примеру, в Российском государстве были урегулированы позже в Положении о видах на жительство от 1893 года и Уставе о паспортах от 1895 года5.

В общей теории и истории государства и права временем провозглашения права на свободу передвижения принято считать период буржуазных революций (XVII – XVIII вв.)[8], а временем юридического признания (закрепления) –XX век[9].  

В-третьих, учитывается групповая принадлежность права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в государство гражданской принадлежности, которая, по общему мнению, относится к личным или гражданским правам и свободам, т.е. правомочиям по выбору индивидуумом сферы своей самостоятельности[10]

О значимости права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд и въезд в государство гражданской принадлежности свидетельствует и современное состояние международного и национального законодательства.В частности, на международном уровне право на свободу передвижения закрепляется в таких правовых документах, как, к примеру, Всеобщая Декларация прав человека 1948 года (ст. 13), Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 12), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 2 протокола № 4), и заключается в возможности законно находящегося на территории государства человека свободно передвигаться и выбирать себе место жительства, а также покидать любую страну и возвращаться в свою страну.

Наряду с международно-правовыми актами, право на свободу передвижения вместе с составляющими элементами декларируется и в иностранных конституциях. К примеру, согласно статье 11 Основного Закона Германии 1949 года, «все немцы пользуются свободой передвижения на всей федеральной территории»[11]. Конституция Италии 1947 года в статье 16 провозглашает право каждого гражданина свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории, а также покидать территорию Республики Италия и возвращаться в нее. В Японии «каждый пользуется свободой выбора и перемены места жительства», также всем декларируется свобода выезжать за границу (ст. 22). Конституция Испании 1978 года провозглашает право испанцев на свободу выбора места жительства, передвижения по территории страны, а также въезда в Испанию и выезда из нее (ст. 19). Конституция Российской Федерации также продекламировала право на передвижение, что позволяет нам говорить о его международно-правовой и конституционной природе. 

Так, в Конституции Российской Федерации 1993 года право на свободу передвижения трактуется несколько шире, формулируется как «право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства», что, скорее всего, связано с наполнением данного права «новым содержанием, ориентируемым на определенный уровень человеческих потребностей и состоянием общества»[12]

Вместе с тем, как отмечает К.И. Руднева, закрепление в Конституции прав и свобод человека не только определяет статус личности, но и, как правило, влечет за собой конкретизацию прав и свобод в действующих законодательных актах[13]. Так, в Российской Федерации принят и действует Закон от 25 июня 1993 № 5242I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[14], где, однако, основное внимание уделяется процедурам реализации права на выбор места пребывания и жительства, а также порядку их осуществления, в то время как понятие и механизм реализации права на свободу передвижения остаются не раскрытыми. В связи с этим возникает предположение, что законодатель отождествляет право на выбор пребывания и места жительства с правом на свободу передвижения, что, в свою очередь, вызывает необходимость соотнесения данных конституционных прав. 

В научной литературе встречаются несколько точек зрения относительно внутренней структуры права на свободу передвижения и его производные. 

К первой группе можно отнести тех авторов, которые в той или иной степени связывают право на свободу передвижения с правом на выбор места пребывания и жительства, определяя, тем самым, его функциональный и обеспечительный характер. Так, ряд авторов под правом на свободу передвижения понимает совокупность правовых категорий (свобода передвижения; выбор места пребывания и жительства) и именует его правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. К примеру, С.В. Пенкин рассматривает право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства как возникающее с рождения и гарантируемое государством естественное право человека[15]. По мнению П.Ю. Герасимова, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства является одним из главных составляющих свободы личности[16], причем его объем зависит от наличия или отсутствия гражданства (иностранные граждане и лица без гражданства) Российской Федерации3

Несколько иным содержанием, по мнению Р.В. Комбарова, обладает право на свободу передвижения. Автор рассматривает право на свободу передвижения в качестве комплексного и понимает его как совокупность следующих прав: «права на свободу передвижения в пределах территории государства; права на выбор места жительства на территории государства; права покидать территорию государства и возвращаться беспрепятственно обратно»[17].

Другие авторы не только рассматривают свободу передвижения в тесной взаимосвязи с правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства[18], но и используют их в качестве взаимозаменяемых терминов[19].

Вторую группу составляют авторы, рассматривающие право на свободу передвижения и его генетические производные в качестве самостоятельных правовых категорий.

К примеру, Н.В. Гузеева в контексте туристической деятельности под правом на свободу передвижения понимает свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер[20]

Другие авторы отмечают определенную связь между правом на свободу передвижения и правом на выбор места пребывания и жительства, не исключая при этом самостоятельности каждого из этих двух прав. Так, по мнению Р.У. Рамазанова, реализация права на свободу выбора места пребывания и жительства автоматически влечет за собой и реализацию права на свободу передвижения[21]. Аналогично И.В. Шапиро выделяет два взаимосвязанных права: право на свободу передвижения и право на выбор места пребывания, где в последнее автор включает право на выбор места постоянного проживания[22].

В то же время М.А. Иванова[23] разделяет право на свободу выбора места пребывания и жительства на две самостоятельные категории. Автор рассматривает регистрацию по месту жительства, вытекающую из права на свободу выбора места жительства, и регистрацию по месту пребывания, основанную на свободе выбора места пребывания, как отличные по своему содержанию действия, последнее из которых, по мнению М.А. Ивановой, нарушает право человека на анонимность, вытекающее из права на неприкосновенность частной жизни.

Таким образом, в научной литературе не сложилось единого подхода к наименованию и содержанию индивидуальной свободы передвижения. На наш взгляд, право на свободу передвижения представляет собой отдельную правовую категорию, ввиду того, что оно может быть реализовано как независимо, так и в той или иной взаимосвязи со свободным выбором места пребывания и жительства, правом на выезд и въезд в Российскую Федерацию и иными правами человека и гражданина.

Рассмотрение права на свободу передвижения влечет за собой необходимость более четкого понимания «свободы передвижения» в контексте соотнесения таких терминов, как «право» и «свобода». 

Прежде всего, раскрывая содержание «свободы передвижения», отметим, что смысловую нагрузку в контексте данного исследования несет в себе «передвижение», в то время как «свобода» ставит данное право в один ряд с иными правами и свободами человека, в отношении которых Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность по признанию, гарантированию, соблюдению и защите. 

 Категория «передвижение» исследуется в различных аспектах представителями таких наук, как экономика1, история2, педагогика3, медицина4, биология5, социология6, юриспруденция7 и т.д. 

В различных сферах жизнедеятельности к слову «передвижение» применяются синонимы: миграция8; движение, возникновение, уничтожение, уменьшение, превращение, перемещение9; (поставить в) другое положение10; маневр, прохождение, изменение, мигрирование, расхаживание, переволакивание, перекидывание, передвигание, передвижка, продвижение, проход, маневры,

                                            

1 Кочеткова Л.Ю. Современные тенденции внутренней миграции в Велокобритании // «Вестник Тамбовского университета». Серия: естественные и технические науки. 2014. Том 19. № 3. С. 1071 – 1075; Нарышкин С.Е. О перспективах евразийской экономической интеграции // «Проблемы современной экономики». 2013. № 3 (47). С. 8-

9   

2 Ульянова О.С. Правовые аспекты российского законодательства о праве передвижения евреев внутри сибирского региона во второй половине ХIХ начале XX столетия // «Вестник Томского государственного университета». 2012. № 361. С. 93-97; Хамитбаева Н.С. Миграция населения Среднего Поволжья во второй половине XIXвека // «Филология и культура». 2012. № 2. С. 292 – 296.

3

Цепелев В.В. Техническая подготовка учащихся в единоборствах на уроках физической культуры // «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». 2013. № 2 (96). С. 167 – 171.

4Васильченко Е.М., Кислова А. С., Золоев П. К.Организационно-методические аспекты адаптации к креслу-коляске инвалидов с ограничением способности к передвижению // «Медико – социальная экспертиза и реабилитация». 2013. № 2. С. 53-56; Родионова Т. И., Тепаева А. И. Ожирение – глобальная проблема современного общества // «Фундаментальные исследования».2012. № 12-1. С. 132 – 136.

5

ПаевскийВ.А. Скорость миграционных передвижений европейских вьюрковых птиц // «Русский орнитологический журнал». 2013. Том 22. № 843. С. 283-287; Смелова И. В., Голощапова Ж. А., Попов Г. К.Особенности миграции тучных клеток // «Человек. Спорт. Медицина». 2012. № 42 (301). С. 121 – 123.

6

ЖамсуеваО.С. Свободное время: теоретический аспект // «Вестник Бурятского государственного университета». 2013. № 14. С. 107 – 110; КруталевичА.Н. Мобильность как ценностная характеристика культуры Новейшего времени // «Вестник Челябинского государственного университета». 2015. № 9 (364). С. 71 – 74.

7

Болдырев С.Н. Проблемы законодательной техники регулирования миграционных процессов // «Вестник Краснодарского университета МВД России». 2010. № 1. С. 123- 126; Дюбко Е. Г.Нематериальные блага и личные неимущественные права в гражданском праве // «Вестник Брянского государственного университета». 2011. № 2. 6 с.

8 Юридический энциклопедический словарь. 2- е дополненное изд. – под ред. А.Я. Сухарева, М.: «Советская энциклопедия», 1987. С. 496 

9 Современный философский словарь / под общ. ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова – 3-е изд. испр. и доп. – М.:

Академический Проспект, 2004. С. 179 (864 с.)

10Словарь синонимов русского языка в двух томах. / Утвержден к печати Ученым Советом Института русского языка Академии наук СССР. Гл. ред. А.П. Евгеньева. - Ленинград: «Наука». С. 132. (856 с.)

перелет, скаканье, перебрасывание, двигание, ход, перестановка, перетаскивание, геотаксис, самопередвижение[24] и др.

 Так, в экономической науке передвижение рассматривается в контексте реализации свободы в четырех сферах экономической интеграции: передвижение товаров, перемещение услуг, движение капитала, передвижение рабочей силы[25]. В образовательном секторе передвижение рассматриваетсяв неразрывной связи с физическим перемещением[26]

В медицинской сфере передвижение исследуется в совокупности с иной деятельностью человека, как, например, «передвижение, самообслуживание, выполнение ежедневных дел»[27]; «передвижение, досуг, физическая возможность делать что-то»[28] и т.д.

 В юридической науке термин «передвижение» чаще всего применяется в значении внутренней и внешней миграции[29]. Так, в уголовном праве передвижение рассматривается в контексте ограничения или лишения свободы передвижения по территории Российской Федерации и за ее пределами[30]; в уголовном судопроизводстве – в рамках задержания подозреваемого или обвиняемого[31]; в гражданском праве – как один из принципов свободы граждан[32]; в международном праве – при исследовании международных перемещений товаров[33] или в контексте международной миграции отдельных категорий лиц (граждан2; беженцев[34]; трудящихся[35] и т.д.); в административном праве – при исследовании административно-правовых средств обеспечения специального правового режима пребывания в Российской Федерации[36]; в конституционном праве – в качестве права каждого на свободу передвижения[37]

 Таким образом, слово «передвижение» имеет используемый практически во всех сферах жизнедеятельности синоним «перемещение». В этой связи можно резюмировать, что перемещение является междисциплинарным понятием, в то время как передвижение используется юридическими науками, причем преимущественно в отраслях публичного характера и, прежде всего, в конституционном и административном праве.

Исследования тех или иных аспектов свободы передвижения проводятсяв большинстве отраслей юридической науки, однако изучение именно права на свободу передвижения происходит в рамках науки конституционного права. Для уяснения того, в чем заключается ценность свободы передвижения и определения способов и границ его осуществления, считаем необходимым соотнести термины «свобода» и «право». 

Термин «свобода» является многоаспектным, междисциплинарным понятием, к которому применяются такие синонимы, как самостоятельность, познание, воля[38]; независимость, отсутствие ограничений, принуждений1; приволье, раздолье2; вольность, покаяние, простор; нескованность, свободомыслие, раскованность, привольность, карт-бланш, необязательность, непосредственность, волюшка, беглость, незатрудненность, беспрепятственность, простота, легкость, непринужденность, бесцеремонность, натуральность, развязность, естественность.

В большой современной энциклопедии понятие «свобода» приравнивается к «свободе воли» и означает возможность поступать так, как хочется3

Аналогично определяется свобода в энциклопедии этики: «при соотнесении с идеей воли свобода представляет собой возможность поступать, как самому хочется»4

Так, свобода в образовательном процессе рассматривается в контексте свободного воспитания, под которым понимается помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самореализующегося в нем5.

В политической энциклопедии свобода – это осознание необходимости, позволяющее человеку адекватно воздействовать на окружающую природную среду, социальные процессы, собственную природу и жизнедеятельность6

Вместе с темпонятие «свобода» применяется такими науками, как педагогика7, экономика8, история[39], философия[40], социология[41], литература[42], политика[43], психология[44], право[45][46] и другими. 

Так, в философии, к примеру, Ф.В.Й. Шеллингом под свободой понималась способность делать выбор на основе различения добра и зла8

В педагогике под свободой понимается осуществление выбора наиболее эффективных решений в пределах своей компетенции и ответственности9.

В экономической науке свобода рассматривается в контексте экономической свободы, под которой понимается защищенная от вмешательства других лиц и государства возможность использования, обмена и передачи приобретенного в собственность имущества способами, не нарушающими аналогичные права других граждан10

В истории свобода – это освобождение от принудительного следования культурным ограничениям11. В философии термин «свобода» раскрывается как «социальное понятие, возникающее из сознательной совместной деятельности людей в рамках юридических и моральных норм и законов»12.

В политологии «свобода»,с общественной точки зрения, имеет негативную коннотацию, как бездеятельное, пассивное существование. Так, к примеру, М.В.

                                                                                                                                                                  

1Тульчинский Г.Л. Имперская культура как потенциал свободы // «Вестник Санкт – Петербургского государственного университета культуры и искусств». 2003. № 1. С.6-8; Павленко О.В. Символы «свободы» в политических движениях народов Австрийской империи в 1848 – 1849 гг. // «Новый исторический вестник». 2001. № 4. 11 с. 2

Лапупина Н.Н. «Свобода» как философская категория на фоне исторического развития // «Бизнес в законе». Экономико - юридический журнал. 2008. № 4. С. 228-235; Алишев Б.С. Мозг, сознание и свобода воли // «Ученые записки Казанского университета». Серия Гуманитарные науки. 2012. Том 154. № 6. С. 211 - 223

3Протопопова Л.М. Семья или свобода? // «Наука и современность». 2014. № 29. С. 173-178; Низовцева Л.В. Западный индивид: свобода от ограничений и ее последствия // «Общество и право». 2007. № 1 (15). С. 80 – 84. 4 Митина С.И. Ф.М. Достоевский: страдание и свобода // «Интеграция образования». 2001. № 1. С. 78. (1 с.); Шадеко В.П. Мотив свободы в драматургии Шиллера // «Царскосельские чтения». 2011. Том I. №XV. С. 352 – 361. 5Сулакшин С.С. О свободе, основанной на праве силы // «Проблемный анализ и государственно – управленческое проектирование». 2010. Том 3. № 5. С. 88-89; Червонный В. П. Модернизация общества и свобода личности // «Известия Уральского государственного экономического университета». 2010. Том 30. № 4. С. 134-139

6 Карабущенко Н.Б. «Бегство от свободы» и «Бегство от ответственности» // «Вестник Астраханского государственного технического университета». 2006. № 5. С. 277 – 282; Казанцев С.А. Системное психологическое исследование категории «свобода и зависимость» (на примере спортивного ориентирования) // «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». 2010. № 4. С. 39-42.

7 Бутаков А.В. Свобода и демократия // «Вестник Омского университета. Серия «Право». 2012. № 3 (32). С. 8 - 18

8Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусенова – М.: Гардарики, 2001. – С. 421 (671 с.)

9Городинский И.В. Там же.

10 Бодров О.Г. Экономическая свобода как возможность выбора // «Вестник экономики, права и социологии». 2008. № 5. С. 6-16. 11Флиер А.Ф. История культуры: от инстинкта к обычаю, от обычая – к свободе // «История и современность».

2013. № 2 (18). С. 36-51

12Гобозов И.А. Свобода: иллюзии и действительность // «Философия и общество». 2014. № 3 (75). С. 5-20.

Юрченко обосновывает это тем, что абсолютно свободные индивидуумы не влияют друг на друга, и, соответственно, не живут общественной жизнью[47].    

В юридических науках свобода рассматривается наряду с правами как высшая ценность человека и гражданина[48] в контексте их становления и развития[49], эволюции[50], ограничения[51] и пр.

Свободе в юридической литературе придается большое значение, ее называют критерием «цивилизационного прогресса страны,господства человека над силами природы, самовыражения человека и цивилизации»[52]. Так, по мнению Н.И. Строгановой, свобода – это независимость, автономия индивида, неограниченность, преобладание личного над общим. Н.К. Краснослободцева определяет свободу как «независимость индивида, познающего правовую действительность и действующего в соответствии с познанным, разумно сочетающего свои интересы с интересами иных субъектов права»[53]. Однако, как справедливо отмечает Н.И. Строганова, «неограниченная свобода одного становится несвободой для другого»8.

Развивая эту мысль, Н.В. Витрук отмечает, что в любом демократическом обществе интересы индивида, его права и свободы должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (наций, народов, национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп граждан, слоев общества)[54].  

Относительно соотнесения категорий «свобода» и «право» в юридической литературе сложилось несколько точек зрения.

По мнению А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына, закрепляя в законодательстве право, государство «берет на себя ответственность за его обеспечение»; свобода, в свою очередь, не налагает на государство никаких обязательств, за исключением осуществления контроля функций[55]. Г.Ф. Шершеневич рассматривает право через призму обеспечения свободы личности и равенства[56]

По мнению Л.В. Воеводина, права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы – о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства3. М.М. Утяшев определяет право как правомочность человека требовать материальные и духовные блага, а свободу – как возможность действовать по своему усмотрению без вмешательства и принуждения со стороны властных структур[57]. Однако нельзя не согласиться с мнением И.А. Гобозова, согласно которому понимание свободы, как не предполагающей никаких ограничений, не может претендовать на научность[58].

Аналогичной точки зрения придерживается А.Р. Янгузин, отмечая, что свобода личности невозможна без понятия «границы», с помощью которой человек определяет свою устойчивость по отношению к другому[59]. В.А. Чашников подобным ограничителем свободы называет придающее ей жесткие рамки право (законодательство, систему норм)[60]

Иначе, с точки зрения объема (наполняемости, содержания), разграничивает данные термины Н.И. Строганова, определяя свободу как «неопределенные возможности индивидуального выбора», отмечая, при этом, более объемное содержание    «свободы»,    по сравнению     с   «правом», которое только

«конкретизирует возможные действия»[61]

 М.М. Утяшев считает, что синонимичность данных терминов может повлечь сведение ценности свободы к обеспечению прав человека2. В то же время, по мнению В.А. Чашникова, право является объектом изучения преимущественно юридической науки, а свобода исследуется и рядом других наук3

Итак, общее понимание «свободы» сводится к самостоятельности жизнедеятельности личности и возможности избежать незаконных ограничений. Останавливаясь на юридическом аспекте, следует отметить многогранность свободы: свобода может быть личной, социальной, политической, экономической, культурной[62] и т.д. 

Ю.П. Зайцева считает право на свободу передвижения производным от права на частную жизнь, ввиду рассмотрения свободы передвижения в качестве одного из объектов права на частную жизнь[63]. Нам же близка позиция, согласно которой свобода передвижения относится к физической свободе и, соответственно, базируется на свободе личности6

Несомненно, «свобода передвижения» и «право на свободу передвижения» не являются идентичными понятиями. «Право» предполагает под собой положительные действия для реализации свободы передвижения, «признанные и гарантированные государством возможности действий (правомочия) человека в конкретной сфере»[64]. Право, как отмечает Л.И. Фархутдинов, «не существует без государства»[65], в то время как свобода – это «прирожденный дар»1

Так, А.В. Стремоухов относит право на свободу передвижения к группе [66]«прав свобод» и воспринимает его как независимость действий человека от власти государства 2. Ю.П. Зайцева считает, что только сам гражданин по личному усмотрению, исходя из своих потребностей и возможностей, может решать, где, как долго (и с кем) проживать, какие места посещать, где будет находиться его постоянное или временное место жительства[67]. И.А. Алешкова справедливо отмечает необходимость соблюдать права и свободы других субъектов правапри реализации права на свободу передвижения[68].

В связи с вышеизложенным, в определении права на свободу передвижения считаем должным уточнить невозможность незаконно ограничить свободу, в том числе, на передвижение, со стороны иных лиц и государства, а также обязанность соблюдения человеком прав и свобод иных лиц. 

Итак, свобода передвижения, в самом широком значении, есть ограниченная правами и свободами иных индивидов, а также мерами, применяемыми государством в части охраны и защиты конституционно значимых ценностей, объективная способность человека и гражданина самостоятельно избирать способы передвижения по государственной территории и лично осуществлять их, одновременно сохраняя блага,а также субъективная возможность (при соблюдении законодательно установленных юридических процедур) избегать незаконных ограничений со стороны иных субъектов, включая публичную власть.

Формальным основанием для данного утверждения выступает ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Как отмечает Б.Л. Железнов, закрепление естественного права в позитивном является его гарантией[69]. Мы солидарны с данным утверждением автора и считаем, что закрепление в Конституции нормы о возможности ограничения прав и свобод человека может рассматриваться в качестве своеобразной гарантии от произвольных (незаконных) ограничений[70].

Аналогичные нормы содержатся и в международных правовых актах. Так, согласно Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, никто не может быть ограничен в своих правах и свободах, кроме как во исполнение закона и с целью «обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (п. 2 ст. 29)[71]. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года[72] и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[73] предусматривают возможность ограничения прав и свобод человека «во время чрезвычайного положения, представляющего угрозу для жизни нации». Однако следует отметить, что данные нормы никак не умаляют идею приоритета прав и свобод человека. 

Дискуссионным в теории конституционного права остается вопрос о том, можно ли ограничить провозглашенное Конституцией Российской Федерации «естественное, неотчуждаемое» право. Ряд авторов склоняется к точке зрения о неотъемлемости естественных прав. Как отмечает А.В. Стремоухов, естественное право человека может нарушаться и подавляться государством, но отнято быть не может[74]. По мнению Е.А. Краснова, в нормативных правовых актах устанавливаются «естественные пределы субъективного права, представляющие собой условия, при которых лицо теряет государственную защиту, во всяком случае, в ее полном объеме». Само же право, по мнению автора, ограничено быть не может[75]

Однако следует отметить и противоположную точку зрения, согласно которой не существует «священных и неотчуждаемых прав», ввиду того, что права и свободы могут быть ограничены на основе закона[76]. Вместе с тем данная позиция, как отмечает В.Е. Чиркин, «не отрицает концепции естественных прав»3.

Несмотря на то, что ряд авторов посвящает свои работы ограничению именно прав человека и гражданина[77], нельзя не учитывать точку зрения, что любое право «защищает именно право, которое предусматривает защиту от действий со стороны государства»[78]. К примеру, А.В. Балашов, соглашаясь с мнением Г.Б. Романовского, отмечает, что «право на жизнь не защищает ни саму жизнь, ни качество жизни»6.

Принимая во внимание мнения авторов о невозможности ограничения права, отметим, что она не является препятствием к ограничению производных от данного права– составляющих ее элементов. 

Так, юридическая энциклопедия определяет свободу передвижения через термины «выезд из Российской Федерации» и «въезд в Российскую Федерацию»; «место жительства»; «место пребывания»[79].

На наш взгляд, помимо перечисленных производных от права на свободу передвижения, таковым является, непосредственно, и само передвижение. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.058 с.)