Преподаватель: Солодухина Оксана Георгиевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: Солодухина Оксана Георгиевна



09.10.2020

Группа 11з

Дисциплина: Введение в специальность

Преподаватель: Солодухина Оксана Георгиевна

Тел. 071-331-46-58

Здравствуйте, уважаемы студенты 11з группы! Предлагаем вам сегодня познакомиться с темой лекционно-практического занятия №1: Возникновение и развитие педагогической профессии. Сущность и особенности педагогической профессии.

Задание:

1) Изучить содержание предложенного теоретического материала лекции.

2) Выполнить задания, расположенные в тексте теоретического материала лекции. Ответы на поставленные вопросы впечатывать прямо в данном тексте. Свой ответ выделить жирным шрифтом и синим цветом. Весь файл отправить на эл.почту oksiksolod@yandex.ru  и подписать файл (фамилия, группа, дисциплина).

Задание выполнить до следующего нашего с вами занятия.

По возникшим вопросам вы можете обращаться ко мне по телефону, указанному выше по тексту.

Основные источники:

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

2. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность: Краткий конспект лекций / А. Н. Хузиахметов; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 112 с.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

4. Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

План

1. История возникновения педагогической профессии. Составление опорной таблицы.

2. Значение понятий «педагог», «мастер грамоты», «наставник», «преподаватель», «воспитатель», «педагогическая профессия».

3. Обсуждение высказываний великих педагогов о профессии педагога.

4. Уникальность профессии воспитатель.

5. Составляющие семейной и общественной педагогики.

6. Составляющие педагогической деятельности как профессии.

7. Существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы:

- Перечислите названия профессий, о которых мы сегодня с вами говорили?

- В вашем понимании, что означает слово НАСТАВНИК (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ)?

- Почему возникла эта профессия? Назовите причины.

- Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от семейной, общественной педагогики?

- Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы?  - Нужны ли родителям педагогические знания? Обоснуйте свое мнение.

- Только ли от педагога зависит создание благоприятной коммуникативной среды для обучения? Какие обстоятельства могут помешать этому? Можно ли их преодолеть?

Обсуждение высказываний великих педагогов о профессии педагога

 

Задание студентам:

Прочесть высказывание педагога и письменно после каждого высказывания написать свою точку зрения: почему так говорили о профессии воспитателя, педагога?

 

 

Миссия воспитателя (а в идеале всех взрослых) – быть полномочными представителями ребёнка перед лицом общества. Выступая доверенным лицом ребёнка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир. Японский дошкольный педагог

Инуи Такаси

________________________________________________________________________

Ваш ответ

 

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Адольф Дистервег

________________________________________________________________________

Ваш ответ

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Карл Маркс

________________________________________________________________________

Ваш ответ

 

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

Виссарион Белинский

________________________________________________________________________

Ваш ответ

 

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Василий Ключевский

________________________________________________________________________

Ваш ответ

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить

Алексей Николаевич Толстой

________________________________________________________________________

Ваш ответ

 

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Клод Гельвеций

________________________________________________________________________

Ваш ответ

 

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.

Адольф Дистервег

________________________________________________________________________

Ваш ответ

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Ян Коменский

________________________________________________________________________

Ваш ответ

 

Ваш ответ

Уникальность профессии воспитателя в ее сопричастности миру детства, радости и яркости детских переживаний и стремлений, возможности поддерживать взросление ребенка, развитие его личности. Понимание уникальности, ценности детства, шагов становления человека определяет позицию педагога и содержание его профессиональную деятельности. Определение ключевых проблем воспитания в свете новых социальных вызовов является важной задачей современного образования, требует переосмысления профессионально-личностной позиции педагога-воспитателя, утверждения значимых характеристик его деятельности, решаемых им задач и методов работы.

В условиях глобальных изменений в социокультурной и экономической сферах, произошедших в нашей стране за последние десятилетия, важно, чтобы педагог в воспитательной деятельности удерживал общечеловеческие ценности и смыслы, стремился передать ребенку не только основы человеческой культуры и этики, но и помочь ему избежать моральной деградации, нравственной ущербности.

Убеждены: в современных условиях педагогом-воспитателем может стать лишь высокообразованный человек, искренний друг детей и подростков, сильный профессионал, способный к постоянному саморазвитию и творчеству, к нестандартным трудовым действиям, умеющий сочетать в своей деятельности достижения современной науки и педагогической практики. По словам В. А. Караковского, педагог – это «пограничник на рубеже Современного и Вечного. Ему не только необходимо соответствовать постоянно растущим ожиданиям… но и всегда соотносить свою деятельность с логикой развития истории и культуры…».

Согласимся: мы работаем с непрерывно меняющейся личностью в непрерывно меняющемся мире. Воспитание, воспитательная деятельность современного педагога – это постоянное самоопределение с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие.

Воспитание – это деятельность, обеспечивающая процесс развития ребенка, работа с «живой ситуацией» взаимодействия с детьми. Педагог должен ориентироваться не на застывшие истины, а на свою жизненную позицию, собственные ценности, на понимание и поддержку процесса взросления ребенка. Главный принцип Я. Корчака в подготовке воспитателей звучит так: «Пусть ни один из взглядов воспитателя не станет непререкаемым убеждением, убеждением навсегда; сегодняшний день лишь переход от суммы вчерашних наблюдений к завтрашним, более глубоким обобщениям». Для установления своей позиции педагогу важно осознание себя Учителем или Воспитателем, а не просто винтиком образовательного механизма, исполнителем предписанного.

Содержание деятельности педагога-воспитателя, ориентированного на развитие ребенка, включает целостное изучение ребенка, создание условий для его самореализации и саморазвития, организации активной жизнедеятельности детей.

Исходной точкой воспитания являются ценности профессиональной деятельности педагога как воспитателя. Основной ценностью такой деятельности является ребенок (его личность и индивидуальность), его развитие, детство. Если педагог полагает главной ценностью своей деятельности ребенка, то он берет на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся как человек: не был сломлен или унижен, узнал, кто он, понял свои интересы и возможности, уяснил, что он умеет или не умеет, хочет или не хочет. Развитие ребенка как ценность воспитательной деятельности требует от педагога глубокого понимания этого процесса. Деятельность педагога-воспитателя включает создание условий, обеспечивающих целостный и успешный процесс развития ребенка, понимания и устранения преград и опасностей на этом пути.

Психологи подчеркивают, что фактором, тормозящим процесс развития ребенка, является страх. Страх рождает у воспитанника чувство неуверенности в себе, комплекс неполноценности, следствием чего, как правило, становятся агрессия, заторможенность и уход в себя. Тормозом развития зачастую делаются пережитые детьми несправедливые обвинения взрослых в «прегрешениях», которых они не совершали или совершали нечаянно. Детские переживания страха, вины или стыда сохраняются на долгие годы, мешая ребенку чувствовать себя счастливым, выходить на самостоятельные действия и поступки. Педагог обязан помогать детям преодолевать стрессы и внутренние комплексы, поддерживать их уверенность в себе, способность осознать и преодолеть свои трудности. Важно говорить воспитаннику о его хороших качествах и поступках, поддерживать его стремления. Не менее важно понимать, какие факторы стимулируют процесс развития личности ребенка. Главным фактором, который стимулирует этот процесс, психологи считают эмоциональную стабильность жизни ребенка.

Цели воспитательной деятельности выводятся из ценностей.

Примером поиска цели воспитания может служить педагогическая концепция Януша Корчака, для которого целью гуманистического воспитания было воспитание активной и самостоятельной личности, а важнейшими принципами воспитательной деятельности – уважение к личности ребенка, его внутреннему миру; признание прав ребенка; гармонизация «разумного воспитания» и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности; принцип гласности и открытости, связи детского дома со средой.

Функции воспитательной деятельности педагога:

- воспитательная деятельность реализуется в обучении, в процессе организации жизнедеятельности детей. Воспитательная деятельность, таким образом, пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;

- воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

- воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе: это пространство детства, где ребенок реализует свои ведущие потребности; педагогическое пространство, где педагог осуществляет воспитывающую функцию, осознает личностную и профессиональную позицию; пространство взаимодействия взрослых и детей, детско-взрослая общность как основа воспитания и взаиморазвития.

В этих условиях меняется смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений и внедрения норм он переходит к поддержке процессов самоорганизации, самоуправления, самодеятельности детей. 

Содержание воспитательной деятельности педагога.

Изучение воспитательной деятельности лучших педагогов ХХ в. в Европе и России показало, что содержанием воспитательной деятельности педагога, ориентированной на развитие ребенка, является:

- изучение ребенка;

- создание условий его самореализации и саморазвития;

- организация активной жизнедеятельности детей.

 

Изучение ребенка. С помощью наблюдений и специально организованного изучения физического состояния и личностного развития детей педагог определяет рациональные пути организации воспитательного процесса. Педагог старается изучать ребенка в целостности, рассматривает возрастные особенности, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Стремясь лучше понять ребенка, он зачастую погружается в воспоминания о собственном детстве, ставит себя на место ребенка. Важный принцип – отказ от сравнения детей, выбор в качестве критерия оценки динамики процесса развития.

Создание условий для самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога. Педагоги-гуманисты соглашались с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека – это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, они, признавая уникальность каждого ребенка, его непохожесть на других, стремились понять условия для реализации этой непохожести. Уважение к ребенку в ХХ в. становится одним из значимых принципов воспитания, ибо уважение ребенка педагогом является основанием для уважения ребенка к самому себе.

Содержанием воспитательной деятельности в реализации данного принципа является создание условий для утверждения самосознания воспитанника, воспитание в нем убежденности, что он способен на выбор и творческую самореализацию и сам является творцом самого себя. Чем выше самопринятие и самоуважение ребенка, тем лучше он понимает и принимает других людей, свободнее управляет своими эмоциями и поведением, активнее стремится к творчеству и самореализации. В этих условиях процессы социализации и индивидуализации идут эффективнее.

Организация активной жизнедеятельности детей. Принцип активности и самостоятельности воспитанника является основной идеей гуманистической концепции. Активность ребенка при этом рассматривается как жизненная потребность ребенка, условие и показатель развития его способностей и дарований, как средство достижения успеха в самореализации и саморазвитии. Именно в активности ребенка проявляются его мыслительная деятельность, способность к осознанному самоопределению, его субъектная жизненная позиция. Активность ребенка не может быть сформирована в условиях авторитарной педагогики, излишней опеки и избыточного вмешательства взрослых в жизнь детей, их доминирования в организации деятельности. Задача воспитания – перевести деятельность детей, в которую они включены совместно со взрослыми, в самодеятельность; дисциплину – в самодисциплину. Активность и самостоятельность ребенка являются источником его развития, а с другой стороны, выступают как результат воспитания. 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от семейной, общественной педагогики?

2. Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы?

3. В чем особенности педагогической деятельности родителей?

4. От чего зависит успех воспитания и образования в семье?

5. В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу?

5. Подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли матери и отца в духовном становлении ребенка.

6. Нужны ли родителям педагогические знания? Обоснуйте свое мнение.

Заметки на полях

«Общество без детских популяций - умирающее общество. Один из признаков общества - воспроизводство себя в новых поколениях». Д. Б. Эльконин

«Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека». В. А. Сухомлинский

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А. С. Макаренко

 

Вопросы для самоконтроля

1. Только ли от педагога зависит создание благоприятной коммуникативной среды для обучения? Какие обстоятельства могут помешать этому? Можно ли их преодолеть?

2. Как, по вашему мнению, можно развивать свои коммуникативные способности и умения?

3. Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?

Заметки на полях:

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». М. Монтень

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». В. О. Ключевский

«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое». Н. И. Пирогов

«Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые». А. И. Герцен

 

Источник: Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

 

09.10.2020

Группа 11з

Дисциплина: Введение в специальность

Преподаватель: Солодухина Оксана Георгиевна

Тел. 071-331-46-58

Здравствуйте, уважаемы студенты 11з группы! Предлагаем вам сегодня познакомиться с темой лекционно-практического занятия №1: Возникновение и развитие педагогической профессии. Сущность и особенности педагогической профессии.

Задание:

1) Изучить содержание предложенного теоретического материала лекции.

2) Выполнить задания, расположенные в тексте теоретического материала лекции. Ответы на поставленные вопросы впечатывать прямо в данном тексте. Свой ответ выделить жирным шрифтом и синим цветом. Весь файл отправить на эл.почту oksiksolod@yandex.ru  и подписать файл (фамилия, группа, дисциплина).

Задание выполнить до следующего нашего с вами занятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.04 с.)