Вот нам необходим альфа-ритм, это ритм сосредоточенности, концентрированности на внутренних процессах с одновременным ослаблением наблюдения внешнего мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вот нам необходим альфа-ритм, это ритм сосредоточенности, концентрированности на внутренних процессах с одновременным ослаблением наблюдения внешнего мира.



Для чего нам нужна «Проверка рефлексов»? Если мы занимаемся психотерапией и используем техники и технологии, то в них мы заметим элементы диссоциации, визуализации, якорение, сенсорику, моторику и пр. Выявление нужных нам стереотипов и призвана проверка рефлексов. Мы выявляем, негативные угосаем, нужные мобилизуем, а если их нет, то формируем, иначе техники просто не сработают, либо сработают извращённо и непредсказуемо.

Итак, ставим пациента, ноги на ширине плеч или немного меньше, руки по швам. Даём инструкцию на расслабление и успокоение. Важным условием выполнения упражнения под названием «Гимнастика для позвоночника» - это релаксация и расслабление, т.е. нам нужен альфа-ритм. Мы можем объяснить пациенту, что наш мозг работает в четырёх основных режимах; дельта-ритм, альфа-ритм, тетта-ритм и бета-ритм, а также имеется БГДГ- фаза, когда мы наблюдаем глазодвигательную реакции, означающую внутреннее видение (сновидение)…

Вот нам необходим альфа-ритм, это ритм сосредоточенности, концентрированности на внутренних процессах с одновременным ослаблением наблюдения внешнего мира.

Просим пациента выполнить небольшое упражнение. Поднимаем руки вперёд, разводим их в стороны, спокойными, мягкими движениями. Не опуская рук поворачиваем корпус вправо (или влево0 и возвращаемся обратно. Затем наклоны вперёд и прогиб назад, далее наклоны вправо и влево. В конце круговые движения головой почасовой стрелки и обратно. Каждое движение выполняем по одному разу, этого достаточно.

Если выполнение правильное, то мы можем заметить признаки транса. Если транса не наблюдается, то начинаем формировать нужный навык идеомоторики. Просим выполнить данное упражнение целенаправленно, сознательно, т.е. произвольно. Повторяем несколько раз для запоминания, т.к. формируется ОБАЗ. Сложившееся представление, далее будет способствовать идеомоторного, непроизвольного, автоматического выполнения упражнения.

Можно рассказать пациенту механизм данного явления. Мы можем выполнять действия двумя способами; произвольно и непроизвольно, т.е. автоматически. Непроизвольных действий имеется тысячами, если бы было не так, то мы просто сошли с ума, каждый раз думая, каким пальцем надавить на дверной звонок, как взять кружку с водой, куда шагнуть, куда повернуть голову. Вся биология, физиология в большинстве своём происходит автоматичесмки, бессонательно. Но САМОРЕГУЛЯЦИЯ позволяет включить «ручное управление» откорректировать курс и опять включить автопилот. Вот имеено это свойство саморегуляции нам в основном и нужно для психотерапии.

Если мы заметили, то все нужные нам навыки, умения и привычки вначале производились сознательно, произвольно и только после некоторого количества повторений (экспозиция) выполнение переходит в автоматические, почти бессознательный режим. Так мы вначале учились РИСОВАТЬ буквы, затем слоги и целые слова. Сейчас мы пишем целыми предложениями автоматом, даже не думая, как писать каюждую букву или цифру. То же самое и в САМОРЕГУЛЯЦИИ. Элемент ПОВТОРЕНИЯ (закрепления – мать учения) необходим для выработки нужных рефлексов.

Чтобы выработать нужный нам стереотип, его надо не просто повторить, но и ещё и ПОДКРЕПИТЬ. Подкрепление бывает положительным, позитивным, но и отрицательным, негативным. И это не просто слова, а способ, метод жить человеку в этом мире. Мы не просто живём, а действуем. Нами движут инстинкты, в основе которых лежать потребности. Выполняем потребности, получаем подкрепление, не выполняем – получаем наказание. Потребности бывают биологические, социальные и культурологические. Возникновение потребности вызывает мотивацию на избегание нежелательного, либо на достижение желаемого. С одной стороны. С другой стороны, общество, культура, государство наказывает, нежелательное поведение и поощряет желательное, осуществляя процесс воспитания; данное явление мы хорошо наблюдаем в детстве, когда родители воспроизводят данный процесс наглядно. Что будет если ребёнка поощрять и никогда не наказывать, даже если он совершает антисоциальные, негативные и пагубные проступки? Почему должен соблюдаться баланс между злом и добром, наказание и поощрением? Посмотрите фильм «Никки, младший дьявол» тогда станет понятным необходимостью наказания детей, т.к. человека надо формировать пока он лежит поперёк кровати, а не вдоль, т.к. в дальнейшем это будет называться перевоспитанием…

Почему я это объясняю так подробно? Да потому что в психотерапии это самое необходимое условие формирования нужных стереотипов, подкрепляем желаемые и не подкрепляем (наказываем) пагубные. Так наркоманов, алкоголиков, курильщиков, лудоманов, можно перевоспитать только наказывая пагубную привычку, а не поощряя её.

Что является подкреплением в идеомоторном упражнении, конечно. Получение состояния транса, которое очень полезно для психики и организма человека. Если человека оставить какое-то время делать идеомоторное упражнение, то он входит в состояние альфа-ритма, Что и Требовалось Доказать.

После того как пациент выполнил упражнение для позвоночника несколько раз, просим его сделать это в автоматическом режиме. Даём инструкцию: Не делай это специально, но если тело начнёт это делать, то не мешай просто наблюдай и отмечай чувства и ощущения…». Как только в мозгу появляется альфа-ритм, как тут же начинается реализация. Так ОБРАЗ (представление) упражнения претворяется в жизнь. Так спортсмены, выполняют действия в автоматическом режиме, а смысл все тренировок заключается в том, чтобы на соревновании не думать, а действовать слаженно, безошибочно, автоматически, почти бессознательно.

Как мы берём кружку с водой, чтобы напиться, так и выполнение упражнения, идёт в автоматическом режиме. Движение пошло, мы подкрепляем, ставим якоря. Вот как образ упражнения выполняется телом, так и другие образы (например, образ здоровья) так же будет автоматически и бессознательно выполняться, а условием реализации служит транс, состояние саморегуляции, т.е. МЕДИТАЦИЯ. На этом свойстве нашей психики проводятся все медитативные техники. МЫ в воображении производит нужные действия, в расчёте на то, что организм потом проделает буквально. то же самое с телом, например, в случае оздоровления…

Если пациент утверждает, что не может этого сделать, то позвольте этому не верить, ложку мимо рта он не проносит. В случае неудачи мы должны выяснить «вторичную выгоду», узнать откуда сопротивление, если от делает это специально и нарочно,, но бывает сопротивление бессознательное. Тогда прибегаем к другой методике, например, раскачивание, но это в следующем конспекте

И теперь самое интересное. Просим пациента сделать три шага назад, закрыть глаза и представить себе, себя делающего гимнастику в трёх шагах. Представление об этом уже имеется. Как только пациенту удаётся представить себя, делающего гимнастику для позвоночника, просим мысленно «влететь» в себя того и попробовать ощутить те ощущения, которые он испытывал, когда делал упражнение физически и буквально. Вы уже поняли, что мы отрабатываем? Да, это диссоциация, разотождествление, ассоциация и отождествление… Теперь просим не делая упражнение представить, что тело его делает и т.д. и т.п. Данное состояние диссоциации, хорошо взять на якорь, он пригодится, когда будем делать технику на диссоциацию.

                                                       Магия зеркал

Нам нужно зеркало, чтобы мы отражались в нём в полный рост. Ставим пациента так, чтобы он видел наше отображение, а своё нет. И сами становимся таким образом, чтобы видеть отражение пациента, а своё собственное отражение, нет.

Просим пациента закрыть глаза, чтобы не подсматривать. Начинаем производить разного рода движения, а пациент должен догадаться и повторить движение вслед за психотерапевтом. Данное упражнение развивает экстрасенсорное восприятие….

Подобного рода занятия с зеркалами, помогают настроить интуицию на прогнозирование, предугадывание будущего. Я уже в 99 случаев из 100 сразу после некоторого общения с пациентом могу предположить, что с ним ничего хорошего не получится: он категорически не повторяет дома задания (хотя в школе выполнял домашние задания). Не хочет читать, чтить и уважать мои конспекты, причём специально, сознательно и целенаправленно (а вдруг они помогут ведь в них, как в Библии, все преподносится на блюдечке с голубой каёмочкой) Не просят меня и совершенно не благодарят. Иисус Христос спрашивал: «Веруешь?» Тогда встань и иди! По вере вашей будет вам! Если пациент не веровал, то перешагивал через него и шёл дальше, неся истину в народ. Помогать людям, которых наказывает Бог просто нельзя, это равносильно, что идти против Господа Бога. Вот почему и существует проверка рефлексов: благодарный человек или сволочь и хам6 «Не мечите бисер перед свиньями – учит нас Библия!». На том и порешили… Хороший человек выживет, ему помогут, а плохому пусть дьявол помогает…

 

Можно использовать многочисленные игры с зеркалами, имея в виду и зеркальные хрустальные шары…

 

Продолжение следует…

                                                                Кодировка

После проверки рефлексов или любой другой психотерапевтической техники или манипуляции, пока пациент находится в трансе (альфа-ритм), надо наложить якорь-триггер на состояние саморегуляции, а затем переякорить, чтобы пациент сам мог получать состояние альфа-ритма и пользоваться саморегуляцией.

Если пациент стоит, то просим остановить блуждание глаз, выбрать «точку» в пространстве, находящуюся на 15 – 20 градусов выше его горизонтали глаз. Даём счёт от одного до семи. После чего следует установка «ВХОЖУ», в состояние транса.

Находясь в нескольких шагах от пациента, поднимаем правую руку над головой, так, чтобы взгляд пациента был выше горизонта на 20 градусов. Говорим: «Смотри на мою ладонь и не отводи глаз, пока я буду считать от 1 до 7. Медленно приближаемся и на счёт 7 слегка хлопаем ладонью паци ента в лоб и даём инструкцию: «Закрой глаза!». Обеими руками наклоняем голову пациента назад и произносим слово ВХОЖУ Куда вхожу, в транс естественно!

Пока пациент начинает покачиваться (что означает транс…) мы даём инструкцию кодировку. Каждый раз, когда ты будешь останавливать взгляд на точке в пространстве (любой, даже иллюзорной, неважно) на высоте 20 градусов от горизонтали глаз, начинай считать от 1 до 7 и после давай команду – вхожу!. После этого ты будешь погружаться в лёгкую степень транса, с открытыми глазами, стоя, люжа, даже в транспорте, да где угодно. Чтобы углубить состояние надо пожелать что-то и когда это исполниться, то транс углубляется. Потом желаем реализации другого желания и с каждыйм разом транс будет углубляться. Впечатление будет такое, как-буджто вы сосредоточены, сконцентрированы. Задумчивы, а так не будет никаких признаков чего-либо необычного.

Чтобы выйти из состояния транса, надо остановить движения глаз, просчитать от пяти до одного и сказать ВЫХОЖУ.

Данная кодировка обязательна, так как самостоятельное умение входить в транс является неотъемлемой частью саморегуляции. Пользуясь трансом, пациент дома, самостоятельно прокручивает техники, которые выучил на занятиях с психотерапевтом. Для чего это надо.

Объясняю для спесивых психолухов… Чтобы запомнить, например, стихотворение. Его надо прочитать 12 раз как минимум, то же самое и в психотерапии: либо ходи к психотерапевту 12 раз и повторяй одно и то же упражнение, либо дома выучи его наизусть, чтобы получить автоматический навык, а транс служит фиксированной бессознательной установкой (доминантой) на автоматическое включение и прокрутку техники, даже если об этом не будет знать сознание пациента.

Ну, как ещё можно УБЕДИТЕЛЬНО объяснять правило экспозиции (повторения) для заучивания навыка, чтобы он работал в автоматическом режиме?

Разбираешь с пациентом, объясняешь ему что почём… Уходит, приходит через некоторое время: «Хреновый вы коновал, ничего не сработало…» А вы повторяли упражнение много раз? НЕТ, не повторял! Так вы НЕ ДОСТАТОЧНО УБЕДИТЕЛЬНО ОБЪЯСНИЛИ!

Вот почему желательно при объяснении удары грома, треск, писк, вопли, прыжки, чтобы пациента трясло, можно по голове садануть и объяснить, что я серъёзно говорю, убедительно, смотри, чтобы потом не сказал, что не понял…

А лучше ходи 30 – 100 – 3000 рез на сеансы и тогда всё будет в полном порядке!!!

 

                                  

                Таблетка

Очень эффективная техника, считается 100% способом наведения транса.

Пациент сидит, руки согнуты в локтях под углом 90 градусов, ладони обращены друг к другу. Просим медленными «сканирующими» движениями, плавно, приближать ладони друг к другу, пока не почувствуем «биополе между ладонями2.

Предварительно объясняем метафору о биополе. Приближаем ладонь к щеке, на каком-то расстоянии, мы почувствуем тепло ладони или щеки. Это расстояние запоминаем, потому что на такое же расстояние помещаем ладони относительно друг друга.

Схема 1                                       Схема 2                                  Схема 3

                    

         
   


11

Схема 4                                        Схема 5                                       Схема 6

Конечно, в данном случае доминанты будут взаимодействовать несколько специфичнее, т.к. в работе принимают участие два полушария мозга с разными методами обработки информации. Левый мозг, левая доминанта, обрабатывает информацию линейно, дискретно, а правый мозг, правая доминанта обрабатывает информацию аналоговым, объёмным способом

Пациент стоит прямо, психотерапевт стоит справа или слева. Кладём левую кисть руки на солнечное сплетение пациента, а правую на кобчик, просим закрыть глаза, чтобы ничего не отвлекало от контроля и калибровки ощущений.

Психотерапевт объясняет: «Моя ристь руки лежит внизу позвоночника. Из восточной философии мы знаем, что вдоль позвоночника находятся чакры – муладхара, свадхистана, видшутха, сахасрара и т.д. Но в нашей западной медицине – это железы внутренней секреции: половые, поджелудочная железа, вилочковая, шитовидка, гипофис и эпифез.

Если обратить внимание на ощущения под моей правой кистью, то мы можем начать ощущать некие ощущение. Некоторые ощущают тепло, покалывание. Другие онемение, вибрацию, прохождение тока и т.д. и т.п. чувства.

Порзвоночник пргревается, пробуждается энергия Кундалини п начинает продвигаться вдоль позвоночника вверх. Позвоночник как спирать утюга, нагревается прогревается становится красной, потом цвет изменяется на раскалённый.

Это упражнение усит нас выявлению, закреплению, ведению ощущений. Формирует навык калибровки чувств. И самое главное, научивет нас двигать ощущения по каналам и телу. Это очень важный навык для упражнений по экстрасенсорике. Когда мы ощущения здоровой части тела переносим на больной участок, для его оздоровления.

                 Левитация руки

Пациент стоит прямо. Просим расслабиться и ничего не делать. Рассказываем ему какую-нибудь метафору и в это время, ничего не говоря. об этом. поднимаем его правую руку до уровня плеча и делаем несколько плавных движение, напоминающих поплавок над водой.

Обращаем внимание пациента на то, что его рука может подниматься сама собой по желанию. Вы можете поднять руку сознательно? А теперь рука может и само подниматься. Сколько раз в день вы совершенно об этом не думая, автоматически и бессознательно, по мере необходимости, да и просто так, поднимаете руку и даже не заворачиваетесь на этот счёт?

Действуя подобным образом, мы стараемся вызвать левитацию руки. Представьте себе, чт о рука это воздушный шарик… Представьте себе, что снизу руку поднимает домкрат… И прочие инструкции.

Левитация руки прекрасный проверочный тест на транс, т.е. на альфа-ритм в КГМ. Если мы находимся в трансе, то механизма САМОРЕГУЛЯЦИИ, т.е. механизмы исполнения наших желаний, ориентированы на избегание худшего и на достижение лучшего. Как проверить, что он работает? А очень просто, пожелайте. Чтобы рука всплыла вверх и если это происходит, то можно желать и большего.

Предупреждение… Не жалайте сразу много и всего. Всё сразу получить нельзя, а вот наказание за хамство можно получить Не желайте того, чего в принципе желать невозможно и тем более получить этого нельзя… Например, чтобы Бог дал машину, за так, просто так, ни зашто ни прошто… Не желайте, чтобы алкоголик стал трезвенником, а с чего это он должен вести здоровый образ жизни, ему и так хорошо.

Сосредоточьтесь на решении простых внутренних проблем, на собственных нуждах, а мир может и подождать, тем более что ваши желания, обращённый к миру никогда не исполняться, надо доказывать, или сами понимаете. Если вы думаете, что от ваших мыслей все война во всём мире прекратиться, то вы больны шизофренией и это не ко мне, а к психиатру.

В русском языке существует великое множество пословиц, поговорок, крылатых выражений. Например, своя рука – владыка, золотые руки, тяжёлая рука, лёгкая рука. А чего стоят такие крылатые выражение, как: «Возьми себя в руки!», «Не опуская рук!», «Я умываю руки», «Убери свои грязные ручонки!», «Чужую беду рукой разведу!», «Я тучи разгоню руками…» И т.д. и т.п.

Теперь, когда мы находимся в состоянии САМОРЕГУЛЯЦИИ, мы можем буквально и наглядно проделать всё то, что говориться в данных волшебных фразах, т.е. взять себя в руки, махнуть на всё рукой, расправить руки-крылья и т.д. и т.п.

 Продолжение следует…

                      

                                            Маятник

Берём маятник в правую руку (для правшей) или в левую. Расслабляемся и думаем о движении против часовой стрелки. Через некоторое время наблюдаем, что маятник начал вращаться в ту же сторону.

Теперь думаем о движении по часовой стрелке, и маятник начинает повторять задуманное движение.

Маятник может совершать колебания право и влево, а также движения к телу и от него.

Теперь можно задать кодировку. Движения вправо и влево можно считать как сигнал НЕИ. А движения маятника от и к телу сигналом ДА.

Круговое движение по часовой стрелки трактуется как положительное и позитивное, а движение против часовой стрелке трактуется как негативное и отрицательное.

Теперь можно проверить работу маятника задавая ряд вопросов. Ожидаемые ответы будут Да или НЕТ, это как в пальцевом методе.

Ещё одно интересное свойство маятника притягиваться к предметам. На этом свойстве мы можем искать спрятанные предметы, находить правильные направления движения как в психотерапевтических играх, так и в реальной жизни.

                 

                 Главный алгоритм

Объясняем пациенту психотерапевтический алгоритм, как пример выработки нужного стереотипа: наблюдение, выявление, присоединение, закрепление, ведение (эксперимент), модель, пародигма.

Ставим пациента, просим расслабиться и закрыть глаза. Присоединяемся к вестибулярному аппарату. При наблюдении замечаем, что пациент покачивается в разные стороны, т.е. работает вестибулярный аппарат, но так как глаза закрыты, то зрительный контроль отсутствует. Итак, мы выявили покачивания, это работает наш внутренний механизм саморегуляции (на уровне ориентации себя в пространстве и времени), естественно.

Теперь мы обращаем внимание пациента на его покачивания и объясняем ему данное явление. Это «сканирование», работает обратная связь, чтобы удержать тело в пространстве. Точно также летит ракета и торпеда, а легкие движения называются «рысканием».

Присоединяемся к покачиваниям, т.е. кладём руки или руку на плечо. Ничего не делаем, не помогаем пациенту, но и не мешаем, так как фокус внимания сосредоточился на покачиваниях, включилась обратная связь и мы можем закрепиться. Это экспозиция.

Вот теперь настало время ведения. Мы начинаем подкреплять покачивания назад и не подкреплять остальные движения. Например, говорим: «Тебя тянет назад, и притрагиваемся пальцем к плечу.».

Далее формируем навык на падение назад. Тебя тянет назад, и ты падаешь, можно щёлкнуть пальцем. Не бойся я тебя поймаю. Чтобы снять испуг, можно несколько раз наклонить пациента до падения и тут же подхватить его, уперев ладонями спину. Как только пациент убедиться в безопасности падений, то закрепляем навык и кодируем. Теперь каждый раз, когда я буду говорить: Ты падаешь и впадаешь в транс, ты будешь погружаться с каждым качком и падением всё глубже и глубже в состояние альфа ритма».

Просим пациента открыть глаза, и производим экологическую проверку и вырабатываем якорь-триггер на самостоятельное вхождения в состояние транса. Отходим от пациента на несколько шагов, поднимаем руку вверх и просим смотреть на кисть руки. Считаем до семи, подходим к пациенту. Лёгки хлопок в лоб и наклоняем ему голову назад: Закрой глаза!» Далее инструкция. Каждый раз, когда будешь останавливать взгляд на какой-либо точке в пространстве под углом 15 – 20 градусов, считаешь от одного до семи и говоришь «ВХОЖУ», ты будешь погружаться в состояние альфа ритма как с закрытыми глазами, так и открытыми. Ты будешь в полном сознании, только мозг твой будет работать в творческом, интуитивном режиме альфа-ритма.

Просим пациента проделать это самостоятельно. Если у него получилось, то проверяем полученное состояние альфа-ритма. Например, желаем чтобы рука правая или левая медленным и плавным движением поднялась на уровень плеча. Почему, да потому что это состояние когда наши желания, мечты и установки реализуются. Транс – это состояние реализации наших Образов, представлений, творческого воображения.

 

                               

                              Пальцевой метод

Упражнение можно выполнять сидя, стоя или лёжа, кому как удобно. Пациент сидит, положив ладони на колени. Смотрим на кисти рук и наблюдаем. Психотерапевт объясняет метафору. В человеческом общении мы замечаем мимику лица, позы, осанку, жесты рук. Например, указующий палец, фигура из трёх пальцев, о,кей, пальца сложенный в молитве, большой палец вверх – здорово и т.д. и т.п.

Пациент внимательно смотрит на пальцы кистей рук, а психотерапевт даёт инструкцию: Какой палец поднимает наше тело, когда хочет сказать ДА» нам часто в жизни приходится делать выбор и принимать решения и небольшую подсказку нашего бессознательного, творческой части психики, нашей интуиции, никогда нам не помешает.

Не знаю, заметил ли пациент, но я вижу, что один палец правой чаще (левой реже) руки двигается из стороны в сторону. Просим палец определиться и более чётко, так, чтобы мы видели чётко подняться вверх, без сомнения, когда наше бессознательное, тело будет говорить ДА всему хорошему, здоровью, счастью, радости.

Почему так поступают женщины, это уже другой вопрос, а для нас важет интуитивный, творческий механизм пальцевого метода. Потом вместо пальцем может быть ответом сердцебиения, изменение дыхания и даже мысли, которые приходят в голову.

Поставьте возле себя другого человека и медленными, полукруговыми движения, постоянно сканирую (обновляя ощущения), попытайтесь определить его сердце. Печень. Поставьте диагностику его головных болей и прочие патологии.

История метода

Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляциифизиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучениярациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этимнужно упомянуть великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова — авторов теории условныхрефлексов. В ХХ веке идейными продолжателями исследований И.М. Сеченова и И.П. Павлова стали К.М.Быков (теория кортико-висцеральных связей), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.П. Бехтерева(теория устойчивых патологических состояний). Активное изучение метода началось в конце 50-х годов XXвека.[2] Пионерами в разработке методов БОС в нашей стране стали ученые Института экспериментальноймедицины Российской Академии Медицинских Наук (Санкт-Петербург), в котором свыше 30 лет проводятсясистематические исследования в этом направлении. С Институтом экспериментальной медицины связано иначало работы над технологией БОС. Применению метода БОС в клинической практике посвященымногочисленные работы школы Н.Н. Василевского — Н.В. Черниговской, О.В. Богданова, Н.М. Яковлева, Д.Ю.Пинчука и др. Эти исследования продолжаются и в настоящее время: в рамках Санкт-Петербургскойфизиологической школы, в Москве под руководством члена-корреспондента РАМН А.М. Вейна, в МГУ им.Ломоносова под руководством С.А. Исайчева, в Научном Центре Психического Здоровья РАМН, вНовосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка и ряде других научных центров. Примерно ссередины XX века стали разрабатываться и использоваться методы, в которых устанавливаласьбиологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны,мышечной силы, артериального давления).

Наибольший вклад в его развитие внесли:

  • исследования Miller N.E., DiCara L.V.(1968) по выработке у животных висцеральных условных рефлексовоперантного типа;[3]
  • исследования Sterman M.B.(1980) о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторногоусиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человека;[4]
  • открытие Kamiya J.(1968) способности испытуемых произвольно изменять параметры своейэлектроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи об их текущих значениях.[5]

В 70-е годы значительное внимание уделялось изучению так называемого альфа-обучения и альфа-состоя­ний, обусловленным усиленным альфа-ритмом в ЭЭГ человека.

Современное состояние

     

В настоящее время расширяется сфера применения метода биологической обратной связи в России. Методвнедрен в многие клиники, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется длякоррекции синдрома дефицита внимания, а также для развития произвольности высших психических функций.Происходит постепенное внедрение метода в образовательную систему.

Принцип использования

БОС -процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенныхфизиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и другихприемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс пред­ставляет для человека своегорода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течениекурса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровеньтонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает. Например,обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижениюсимпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.

Основные сферы применения

Клиническая — психология, неврология, кардиология, гастроэнтерология, урология, педиатрия, гериатрия,восстановительная медицина, превентивная медицина. Неклиническая — в эффективномстрессменеджменте, позволяющем повысить показатели эффективности в большом спорте, искусстве, атакже в любой деятельности, требующей длительных усилий и большой ответственности, для коррекции такназываемых пограничных состояний, вызванных неконтролируемым вли­янием хронического стресса, впедагогике, где с помощью БОС-технологий решаются вопросы повышения эффективности обучения,развития творческих способностей и др.[6]

Преимущества БОС-технологии

  • Неинвазивность
  • Нетоксичность
  • Надежность
  • Эффективность

Примечания

1. Сайт Американской Ассоциации Прикладной Психофизиологии и Биологической Обратной Связи (AAPB)

2. Budzynski T. H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: EvansJ.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 65-79.

3. DiCara, L. V. & Miller, N. E. (1968). Instrumental learning of systolic blood pressure responses by curarized rats.Psychosomatic medicine, 30, 489—494.

4. Sterman M. B. EEG biofeedback in the treatment of epilepsy: An overview circa 1980. In: Clinical Biofeedback:Efficacy and Mechanism (Eds.: L.White, B.Tursky), 1982, pp.330-331, Guilford, NY.

5. Kamiya J. Conscious control of brain wave. //Psychol.Today, 1968, v.1, p.56-60.

6. Norris S. L., Currieri M. Performance enhancement training through neurofeedback. //In: Introduction to quantitativeEEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 223—240.

 

 

 

Для чего нам нужна «Проверка рефлексов»? Если мы занимаемся психотерапией и используем техники и технологии, то в них мы заметим элементы диссоциации, визуализации, якорение, сенсорику, моторику и пр. Выявление нужных нам стереотипов и призвана проверка рефлексов. Мы выявляем, негативные угосаем, нужные мобилизуем, а если их нет, то формируем, иначе техники просто не сработают, либо сработают извращённо и непредсказуемо.

Итак, ставим пациента, ноги на ширине плеч или немного меньше, руки по швам. Даём инструкцию на расслабление и успокоение. Важным условием выполнения упражнения под названием «Гимнастика для позвоночника» - это релаксация и расслабление, т.е. нам нужен альфа-ритм. Мы можем объяснить пациенту, что наш мозг работает в четырёх основных режимах; дельта-ритм, альфа-ритм, тетта-ритм и бета-ритм, а также имеется БГДГ- фаза, когда мы наблюдаем глазодвигательную реакции, означающую внутреннее видение (сновидение)…

Вот нам необходим альфа-ритм, это ритм сосредоточенности, концентрированности на внутренних процессах с одновременным ослаблением наблюдения внешнего мира.

Просим пациента выполнить небольшое упражнение. Поднимаем руки вперёд, разводим их в стороны, спокойными, мягкими движениями. Не опуская рук поворачиваем корпус вправо (или влево0 и возвращаемся обратно. Затем наклоны вперёд и прогиб назад, далее наклоны вправо и влево. В конце круговые движения головой почасовой стрелки и обратно. Каждое движение выполняем по одному разу, этого достаточно.

Если выполнение правильное, то мы можем заметить признаки транса. Если транса не наблюдается, то начинаем формировать нужный навык идеомоторики. Просим выполнить данное упражнение целенаправленно, сознательно, т.е. произвольно. Повторяем несколько раз для запоминания, т.к. формируется ОБАЗ. Сложившееся представление, далее будет способствовать идеомоторного, непроизвольного, автоматического выполнения упражнения.

Можно рассказать пациенту механизм данного явления. Мы можем выполнять действия двумя способами; произвольно и непроизвольно, т.е. автоматически. Непроизвольных действий имеется тысячами, если бы было не так, то мы просто сошли с ума, каждый раз думая, каким пальцем надавить на дверной звонок, как взять кружку с водой, куда шагнуть, куда повернуть голову. Вся биология, физиология в большинстве своём происходит автоматичесмки, бессонательно. Но САМОРЕГУЛЯЦИЯ позволяет включить «ручное управление» откорректировать курс и опять включить автопилот. Вот имеено это свойство саморегуляции нам в основном и нужно для психотерапии.

Если мы заметили, то все нужные нам навыки, умения и привычки вначале производились сознательно, произвольно и только после некоторого количества повторений (экспозиция) выполнение переходит в автоматические, почти бессознательный режим. Так мы вначале учились РИСОВАТЬ буквы, затем слоги и целые слова. Сейчас мы пишем целыми предложениями автоматом, даже не думая, как писать каюждую букву или цифру. То же самое и в САМОРЕГУЛЯЦИИ. Элемент ПОВТОРЕНИЯ (закрепления – мать учения) необходим для выработки нужных рефлексов.

Чтобы выработать нужный нам стереотип, его надо не просто повторить, но и ещё и ПОДКРЕПИТЬ. Подкрепление бывает положительным, позитивным, но и отрицательным, негативным. И это не просто слова, а способ, метод жить человеку в этом мире. Мы не просто живём, а действуем. Нами движут инстинкты, в основе которых лежать потребности. Выполняем потребности, получаем подкрепление, не выполняем – получаем наказание. Потребности бывают биологические, социальные и культурологические. Возникновение потребности вызывает мотивацию на избегание нежелательного, либо на достижение желаемого. С одной стороны. С другой стороны, общество, культура, государство наказывает, нежелательное поведение и поощряет желательное, осуществляя процесс воспитания; данное явление мы хорошо наблюдаем в детстве, когда родители воспроизводят данный процесс наглядно. Что будет если ребёнка поощрять и никогда не наказывать, даже если он совершает антисоциальные, негативные и пагубные проступки? Почему должен соблюдаться баланс между злом и добром, наказание и поощрением? Посмотрите фильм «Никки, младший дьявол» тогда станет понятным необходимостью наказания детей, т.к. человека надо формировать пока он лежит поперёк кровати, а не вдоль, т.к. в дальнейшем это будет называться перевоспитанием…

Почему я это объясняю так подробно? Да потому что в психотерапии это самое необходимое условие формирования нужных стереотипов, подкрепляем желаемые и не подкрепляем (наказываем) пагубные. Так наркоманов, алкоголиков, курильщиков, лудоманов, можно перевоспитать только наказывая пагубную привычку, а не поощряя её.

Что является подкреплением в идеомоторном упражнении, конечно. Получение состояния транса, которое очень полезно для психики и организма человека. Если человека оставить какое-то время делать идеомоторное упражнение, то он входит в состояние альфа-ритма, Что и Требовалось Доказать.

После того как пациент выполнил упражнение для позвоночника несколько раз, просим его сделать это в автоматическом режиме. Даём инструкцию: Не делай это специально, но если тело начнёт это делать, то не мешай просто наблюдай и отмечай чувства и ощущения…». Как только в мозгу появляется альфа-ритм, как тут же начинается реализация. Так ОБРАЗ (представление) упражнения претворяется в жизнь. Так спортсмены, выполняют действия в автоматическом режиме, а смысл все тренировок заключается в том, чтобы на соревновании не думать, а действовать слаженно, безошибочно, автоматически, почти бессознательно.

Как мы берём кружку с водой, чтобы напиться, так и выполнение упражнения, идёт в автоматическом режиме. Движение пошло, мы подкрепляем, ставим якоря. Вот как образ упражнения выполняется телом, так и другие образы (например, образ здоровья) так же будет автоматически и бессознательно выполняться, а условием реализации служит транс, состояние саморегуляции, т.е. МЕДИТАЦИЯ. На этом свойстве нашей психики проводятся все медитативные техники. МЫ в воображении производит нужные действия, в расчёте на то, что организм потом проделает буквально. то же самое с телом, например, в случае оздоровления…

Если пациент утверждает, что не может этого сделать,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.075 с.)