Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество — динамическая система↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПОЯСНЕНИЕ. 1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле 2. В широком смысле будет и следующий ответ: «Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества» Признаки общества Признаков общества много. Выделю самые основные. · Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство. · Население. Общество — это люди, живущие на той или иной территории. · Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни. · Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества. · Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы. · Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества. · Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным. Функции общества. · Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью. · Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом. · Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества). · Социализирующая – формирование личности. · Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно. · Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.Так, при Николае I — это теория «официальной народности» («самодержавие, православие, народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия. · Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.
Системное строение общества Что такое социальный институт? Определений данного понятия несколько. Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина. Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. ПОЯСНЕНИЕ. Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования), которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы. Примеры. 1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства. 2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы. И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей. Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений. Прогресс Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему. Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические. Виды прогресса в обществе
Критерии прогресса Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.
Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества. Критерии общественного прогресса современных учёных: · Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни. · Уровень демократизации общества. · Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы. · Нравственное совершенствование общества. · Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира. · Продолжительность жизни людей. · Увеличение человеческого счастья и добра. Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества. Регресс
Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему. Виды революций По времени протекания: · Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году) · Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.). По сферам протекания · технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая) · культурная · социальная (со сменой власти) По масштабам протекания: · в отдельной стране · в ряде стран · глобальные Оценки социальных революций К.Маркс: «Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества» Бердяев Н.: «Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции». Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей. Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре). Виды реформ По влиянию на ход исторического развития · Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения. · Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении. По сферам общества: · Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны) · Социальные (создание условий для достойной жизни людей) · Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.) Новые типы революций 20-21 веков: · «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок. · «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти. · «оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича. Модернизация — слово иностранного происхождения (англ. modern — обновленный, современный).Оно обозначает(исходя из значения корня) обновление, совершенствование, улучшение чего-либо отдельно, какой-то сферы жизни общества или вообще общества в целом. В век прогресса, изменений можно сказать, что модернизация происходит постоянно: приняли реформу образования- это модернизация, ввели в производство новые технологии- модернизация и т.д. Выделяют следующие стороны модернизации: · экономическая (например, промышленная революция) · социальная (например, вытеснение сословий классами) · политическая (становление многопартийности, возникновение демократических институтов общества) · духовная (формирование нового духовного облика человека, возрастание и изменение роли науки в обществе) Будьте внимательны: Есть ещё одно значение данного слова — это переход от традиционного общества киндустриальному. Именно в этом смысле на ЕГЭ и будет предложен вопрос о модернизации. Имейте это в виду.
Инновация – от англ. Innovation. Слово обозначает конкретное нововведение, внедряемое в той или иной сфере общества. Пример. В современной школе России проходит процесс модернизации, связанный с проводимой реформой. Этот процесс включает в себя массу инноваций — введение электронных учебников и дневников, подключение всех школ к сети Интернета, интерактивное обучение и многое другое. Таким образом, модернизация и инновация — это усовершенствование, обновление. Только одно слово — модернизация- более широкое по значению, другое- инновация- более узкое. Что такое общественные (или социальные) отношения? Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, в результате той или иной деятельности. Между отдельными людьми, группами, классами, различными общностями происходит взаимодействие. Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия. Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности. На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений: · классовые · национальные · групповые · семейные На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения. Приведём пример. Представим ситуацию. Человек едет в автобусе, ни с кем не разговаривает. У него нет отношений ни с кем. Но стоит ему заговорить, например, с кондуктором, то на некоторое время такие отношения складываются, потому что происходит общение. Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие. Цивилизация и её типы Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает «гражданский». Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы? Цивилизация Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура. Существует несколько классификаций цивилизаций. Формация и её типы
Одним из путей изучения общества является формационный путь. Формация – это слово латинского происхождения, обозначает «образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности? Формация Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка. Рассмотрим подробнее понятия «базис «и «надстройка», выдвинутые К.Марксом. Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д. Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.
Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ. Структура формации – состоит из базиса и надстройки. Базис ( иначе он называется производственными отношениями ) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства). Надстройка – это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика). Способ производства = производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы. Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда). Типы общества
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община | Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. | Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. | Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. | Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЛИТИКА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Господство церкви и армии | Возрастает роль государства. | Политический плюрализм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. | Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. | Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. | Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования | Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДУХОВНАЯ СФЕРА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормы, обычаи, верования. | Непрерывное образование. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. | Секуляризация сознания.Появление атеистов. | Свобода совести и вероисповедания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. | Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. | Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. | Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. | Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преобладание устной информации над письменной. | Господство массовой культуры. | Наличие разных видов культуры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЦЕЛЬ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приспособление к природе. | Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. | Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы
Типы общества.
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
1. По степени открытости:
— закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
— открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
2. По наличию письменности:
— дописьменные
— письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
3. По степени социальной дифференциации (или расслоения):
— простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
— сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Пояснение терминов
Термины, понятия | Определения |
индивидуализм сознания | стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию. |
меркантилизм | цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте. |
провиденциализм | фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение. |
рационализм | преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности. |
секуляризация | процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии |
урбанизация | рост городов и городского населения |
Общество и природа
Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Правовая защита природы
На международном уровне
1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
4. «Гринпис». Неправительственная организация.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
5. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
6. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
2. На государственном уровне:
1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).
2.Закон «Об охране окружающей среды», 2002г.
3. Водный кодекс. 1995г.
4.Лесной кодекс. 1997г.и др.
Признаки глобальных проблем
· Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
· Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
· Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
· Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
· Влияние на ход развития человеческой цивилизации.
Типы глобальных проблем
1.Проблемы между государствами
· Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
· Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
· Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами
(преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
· Проблема международного терроризма
2.Проблемы взаимодействия человечества и природы
· Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
· Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
· Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
· Рациональное использование мирового океана и космоса.
· Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.
3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе
· Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
· Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
· Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
· Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)
Виды терроризма
· Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
· Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
· Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
· Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
· Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:
· Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
· Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
· Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).
Пути решения проблемы международного терроризма
· Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
· Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
· Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
· Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
· Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.
Что такое «глобализация»?
Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
Причины глобализации
· Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
· Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов.
· Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы.
· Возросший интерес к изучению культуры и истории других стран, расширение возможностей туристического бизнеса.
Формы глобализации
1. Экономическая (расширение экономических связей, совместное производство, внешняя торговля и т.д.; создание международных финансовых организаций: Международный валютный фонд, Всемирный банк, всемирная торговая организация и др.).
2. Политическая (создание политических союзов и блоков, например, ООН)
3. Духовная (туризм, диалог культур)
Последствия глобализации
Позитивные
· Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.
· Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.
· Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.
· Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.
Негативные
· Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.
· Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.
· Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.
· Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.
· Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.
Таким образом, как любой исторический процесс, процесс глобализации имеет и позитивные, и негативные последствия. Но глобализация — явление нашего времени. Она будет продолжаться на ещё более высоком уровне, затрагивая буквально все области деятельности и жизни человечества. Задача людей — свести к минимуму отрицательные последствия данного процесса и направить его только на пользу человечества.
Науки, изучающие общество
Общество изучают многие науки. Каждая сфера общественной жизни исследуется, рассматриваются её закономерности развития, ставятся прогнозы. Наук, изучающих общество, много. Рассмотрим, что изучают те науки, сведения которых содержатся в школьном курсе «Обществознание».
ПОЯСНЕНИЕ.
1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле
2. В широком смысле будет и следующий ответ: «Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»
Признаки общества
Признаков общества много. Выделю самые ос
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.015 с.)