Тенденции развития науки в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития науки в современной России.



· Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере.

· Возрастание роли науки как производительной силы общества.

· Усиление практической направленности научных знаний.

· Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.

МОРАЛЬ.

Мораль

Мораль (лат) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика — наука о морали.

Признаки морали:

всеобщность

добровольность

Функции морали:

познавательная

регулятивная

воспитательная

мотивационная

прогностическая

аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

— моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

— моральные ценности

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

польза- экономика

господство-политика

справедливость- социальная сфера

истина

красота

добро- духовная сфера

свобода- все сферы

Основные категории морали:

Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.

Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.

Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Духовность – обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».

 

Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом.

Виды поведения:

конформное — соответствующее социальным нормам;

девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;

делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).

Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Образование:

· целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию;

· целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства;

· совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности;

· один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации;

· это один из основных социальных институтов общества, система учебных заведений, обеспечивающих образование различных уровней.

Цели образования:

· приобщение индивида к достижениям цивилизации;

· сохранение культурного достояния;

· развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Функции образования:

· культурная – трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей, норм);

· социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе;

· проведение социальных и культурных изменений в обществе;

· обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности;

· профессионально- экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка специалистов различной квалификации.

Обязательным в РФ является полное среднее образование.

Основные принципы образования:

· демократизация – ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;

· компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;

· интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;

· интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования;

· гуманизация – особое внимание уделяется личности, её интересам;

· гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам;

· профилизация – первичная профессиональная ориентация

· единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;

· общедоступность;

· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

· светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви)

Тенденции в развитии образования:

· соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры;

· переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями);

· развитие компетентности, являющейся основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования;

· возрастание роли образования в формировании гражданской позиции;

· повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности.

Уровни образования:

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное

Профессиональное образование

-начальное

-среднее (лицей)

-высшее

а) бакалавриат

б) магистратура

Система образования:

· дошкольные образовательные учреждения

· школы;

· средние (профессионально-технические) учебные заведения

· высшие учебные заведения»

· специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии;

· учреждения дополнительного образования;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Типы образовательных программ:

· общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии

· профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Документы:

· Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.

· «Закон об образовании», 1992 г.

· Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.

· С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным

С 2006- комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

Обучение – процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.

Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.

Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.

Основные типы воспитания:

авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;

либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;

демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу

Искусство.

Искусств о – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.

Искусство в широком смысле художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Предмет искусства – человек, его отношение к окружающему миру, жизнь людей в определённых исторических условиях.

Особенности искусства.

· Образность, наглядность. Мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов — а это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.

· Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объёмно-пространственные формы.

· Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора. Это совершенно недопустимо в процессе научного познания.

Эстетика – наука о красоте.

Функции искусства:

· Гедонистическая – доставление человеку радости, удовольствия.

· Компенсаторная – восполнение неудовлетворённости реальной жизнью.

· Коммуникативная – средство общения в мире искусства

· Эстетическая – преобразование мира на основе красоты

· Воспитательная – влияние через примеры, идеалы на человека, обучение его жизни.

· Познавательная – получение знаний через образное восприятие мира.

· Прогностическая – приобщение общества к идеальному, находить путей к его достижению или стремление к лучшему.

· Ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, идеалов.

Виды искусства

Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная графика, дизайн, реклама).

Архитектура – это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных удовлетворять потребность человека в жилье и общественных помещениях.

Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных предать жизненный облик предметов.

Виды скульптуры:

· Станковая – предназначена для близкого рассмотрения

· Монументальная – воспринимается издали, имеет более обобщённые формы

· Монументально-декоративная – связана с архитектурными ансамблями, например, атланты и кариатиды)

· Декоративноприкладна я – рельефы, орнаменты.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованного творческим воображением художника.

Музыка – отражение сложного духовного мира человека, его чувств, страстей, борения мыслей посредством звука.

Хореография – это создание образов в танце с помощью музыки, раскрытие характеров людей, их чувств.

Литература – художественное отражение мира посредством слова.

Театр – вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актёрами на глазах у зрителей.

Кино – создание зрительных подвижных образов, способных широко охватить жизнь во всём её многообразии.

Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Направления в искусстве.

Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.042 с.)