Луганской народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Луганской народной республики



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Практические (семинарские) занятия

ТЕМА 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и в эпоху Возрождения.

Семинарское занятие №1

Тема: «Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире ».

План семинарского занятия

Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях.

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве.

Воспитание и школа в Древнем Иране.

Воспитание и школа в Древней Индии.

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.

Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

Семинарское занятие № 2

Тема: «Педагогическая мысль в эпоху средневековья».

План семинарского занятия

Воспитание и педагогическая мысль в Византии.

Особенности монашеского и рыцарского воспитания.

3. Возникновение первых средневековых университетов, особенности их развития.

Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья. (Пьер Абеляр, Винсент де Бове, Фома Аквинский, Гуго сен-Викторский, Раймунд Луллия, Альбин Алкуин).

Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Омар Хайям).

Семинарское занятие №3

Тема: «Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения».

План семинарского занятия

Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения.

Основные идеи итальянского гуманиста Томазо Кампанеллы (трактат «Город Солнца»).

Сюжет и смысл книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Дидактические проблемы и проблемы нравственного воспитания Х.Л. Вивеса.

Утопия» Томаса Мора.

Идеи реформаторского движения.

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.

 

 

ТЕМА 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в XVII – начале XXI вв.

Семинарское занятие №4

Тема: «Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII – XVIII вв. ».

План семинарского занятия

Роль философско-педагогических воззрений Ф.Бэкона, Р.Декарта в развитии зарубежной педагогики Нового времени.

Педагогические идеи В. Ратке.

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.

4. Движение за обновление школьного образования и методо обучения.

5. Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв.

Педагогическая мысль во Франции XVIII в.

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения.

Семинарское занятие №5

Тема: «Инновационные процессы в зарубежной школе и реформаторская педагогика (XVIII в. – 90-е гг. XX в.)»

План семинарского занятия

1. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794).

Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.).

Педагогическая система и педагогические труды Ф. Фребеля.

Педагогические идеи Г. Спенсера.

Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.

7. Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования.

Семинарское занятие №6

Тема: Зарубежная школа и педагогика в конце XIX – начале ХХ века.

План семинарского занятия

1. Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.

2. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.

3. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (метод «свободной работы группами», «Техника Френе», Йена-план, Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).

 

Семинарское занятие №7

Тема: Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в XX – начале ХХI века.

План семинарского занятия

1. Демократизация, гуманизация, дифференциация образования.

2. Реорганизация школьных систем, пересмотр школь­ных программ, форм и методов обучения.

3. Поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.

4. Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония).

5. Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.

 

Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

Семинарское занятие №8

План семинарского занятия

1. Воспитание и обучение у древних славян.

2. Развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы. Педагогические памятники X-XII вв. («Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись» и др.).

2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв.

3. Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.

4. Образование в Русском государстве в XVII в.

5. Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

 

Семинарское занятие №9

План семинарского занятия

1. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.

1.1. Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.

1.2. В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.

1.3. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

1.4 Педагогические взгляды Г. С. Сковороды.

1.5. Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова.

1.7. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

2. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.

2.1. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова.

2.2. Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализа­ция в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы.

2.3. Социально-педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

2.4. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидак­тики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность.

Семинарское занятие №10

План семинарского занятия

1. Вклад русских ученых в развитие педагогики в начале XX века (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).

2. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

3. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики.

4. «Трудовая школа» П.П. Блонского.

5. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. Влияние трудового воспитания на формирование личности. Воспитание в семье.

 

Семинарское занятие №11

План семинарского занятия

1. Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амонашвили и др.).

2.Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования.

3. История образования и педагогической мысли в Луганской области.

4. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Луганской Народной Республике.

 

2. Выполнить задания для самостоятельной работы

Заполнить таблицы для самостоятельного заполнения при подготовке к семинарским занятиям, экзамену.

Таблица 1. Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов

Педагог, страна

Взгляды педагога

Особенности мировоззрения педагога Природа ребенка и его развитие Цели и принципы обучения и воспитания Организа-ционные формы обучения Основные направления и аспекты воспитания Роль учителя и требования к нему Роль семьи в воспитании Что нового внес в педагоги-ческую теорию и практику
                 

Таблица 2. Зарубежные образовательные системы и заведения

Страна, эпоха Структура образовательной системы государства Характеристика основных учебных заведений школьного типа Характеристика учебных заведений высшей ступени Особенности домашнего образования
         

Таблица 3. Практика воспитания и обучения в истории России

Особенности народной педагогики славян Образование в Киевской Руси Монастырские школы Средневековья Учебные заведения эпохи Петра I Реформы образования в эпоху Екатерины II Реформы образования XIX в.
           

 

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины

1. Торосян В.Г. История педагогики и образования: учебник / В.Г. Торосян. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 498 с.

2. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М., 1999.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

6. История воспитания и образования в России XVIII века. Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос.открытого ун-та, 1992.

7. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб.пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.

8. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

9. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

10. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.

Вопросы к экзамену

 

1. Развитие школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации. Религиозно-философские источники Древнего Востока о воспитании и обучении детей. Педагогическое учение Конфуция.

2. Воспитание и школа в Древней Греции. Педагогические идеи мыслителей Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан).

3. Истоки гуманистических идей. Педагогические взгляды педагогов-гуманистов в эпоху Возрождения.

4. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского средневекового Востока.

5. Я.А. Коменский как основоположник педагогики как науки. Принцип природосообразности Я.А. Коменского и современность.

6. Д. Локк как представитель английского просвещения. Д. Локк о воспитании джентльмена.

7. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Теория «свободного воспитания» и современность.

8. Проблема факторов формирования человека в трудах К.А. Гельвеция и Д. Дидро.

9. Идея развивающего обучения в педагогической системе И.Г. Песталоцци.

10. И.Ф. Гербарт как основоположник традиционной педагогики и школы.

11. Ф.В.А. Дистервег о принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности в воспитании и обучении.

12. Д. Дьюи как основоположник прагматической педагогики.

13. Развитие экспериментальной педагогики в конце Х1Х-начале ХХ вв. «Педагогика действия» А. Лая.

14. Теория «свободного воспитания» М. Монтессори и теория «нового воспитания» С. Френе.

15. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.

16. Современная зарубежная школа: проблемы, тенденции, перспективы развития.

17. Основные направления современной зарубежной педагогики.

18. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв). Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли («Изборник Святослава», «Поучение детям» князя Мономаха, «Пчела», «Русская правда»).

19. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (ХIV-ХVII вв). Литературные источники Русского государства ХIV-ХVII вв., содержащие сведения о воспитании («Домострой», «Азбука» И. Федорова, «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских»).

20. Развитие светской государственной школы в России в ХVШ в. Педагогическая мысль России ХVШ века.

21. Основные тенденции развития образования и школы в России в Х1Х в. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России.

22. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о теории «свободного воспитания» в России.

23. Развитие педагогической мысли в России в конце Х1Х-начале ХХ вв.: экспериментальная педагогика (А.Ф. Лазурский); развитие педологии (А.П. Нечаев); эволюционная педагогика (В.П. Вахтеров); антропологическое направление (П.Ф. Каптерев); теория физического образования (П.Ф.Лесгафт); рефлексологическая педагогика (В.М. Бехтерев); теория всеобщего обучения аномальных детей (В.П. Кащенко).

24. Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса. Классификация истории советской школы и педагогики.

25. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. А.С. Макаренко как основоположник теории коллективного воспитания. Теория коллективного воспитания и современность.

26. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого.

27. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского.

28. В.А. Сухомлинский как виднейший представитель гуманистической педагогики.

29. Основные тенденции и проблемы развития образования в России на современном этапе.

30. Развитие педагогической мысли России на современном этапе: цели, ценности, модели, перспективы.

31. Эволюция принципа природосообразности в истории мировой педагогики.

32. Эволюция принципа культуросообразности в истории мировой педагогики.

33. Развитие теории «свободного воспитания» в истории мировой педагогической культуры.

34. История развития антропологического знания. Философско-педагогическое наследие российского зарубежья (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

35. Поиски педагогами-новаторами путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Развитие педагогики сотрудничества в 90-е годы ХХ века в России (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Иванов и др.).

36. Концепции и реалии поликультурного воспитания.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Структурное подразделение Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики

                                                                 

Преподаватель – Кондратенко А.П.

 

 

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

История становления и развития высшего образования

По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)

 

 

Магистерская программа – Педагогика высшего профессионального образования, Управление образовательными организациями

 

Квалификация выпускника – магистр

 

Форма обучения – очная, заочная

Курс – 1 курс (1 семестр/ 2 триместр)

 

 

Луганск, 2020


1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины «История становления и развития высшего образования» являются формирование профессиональной компетенции будущего магистра в вопросах истории становления и развития высшего образования; развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение через осознание диахронной и синхронной поливариантности эволюции социокультурного опыта к специфике образовательно-педагогического дискурса. Воспитательными целями освоения данной дисциплины являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.

Задачи курса:

– дать знания о тенденциях и закономерностях развития высшего образования;

– проследить логику развития зарубежной и отечественного высшего образования, выявив общие черты и принципиальные отличия;

– сформировать у студентов систему знаний о мировом историко-педагогическом процессе и месте высшего образования в нем;

– сформировать самостоятельное историко-педагогическое мышление (научить видеть и понимать закономерности развития высшего образования); формировать критическое отношение к педагогического наследия прошлого;

– овладеть методами ретроспективного анализа историко-педагогических явлений и фактов;

– расширить профессиональный кругозор, обогатить духовную культуру будущих педагогов.

 

4.2. Содержание разделов учебной дисциплины

Тема 1. Предпосылки развития высшего образования

Образовательная практика и просветительская мысль в государствах Древнего и средневекового Востока. Истоки высшего образования в античном мире. Выдающиеся мыслители-педагоги древности.

Тема 2. История развитие высшего педагогического образования за рубежом

Высшие учебные заведения в государствах западной Европы в XI - XVI веках. Профессиональное образование в странах Западной Европы в XVII-XVIII веках. Высшие учебные заведения в государствах Западной Европы в XI - XVI веках. Типология учебных заведений высшего педагогического образования. Структура и содержание подготовки учителя в государствах Западной Европы. Требования к учителю и его подготовке в наследии зарубежных педагогических мыслителей XVII-XIX веков (И. Ф. Гербарт, Ф. Дистервег).

Тема 3. История становление и развития отечественного высшего образования

Зарождение феномена учительства на Руси (X-XVII века). Взгляды отечественных педагогических мыслителей XVIII века на личность учителя. Проблемы учителя и его профессионально-личностного развития в трудах российских мыслителей XIX – начала XX веков. Подготовка к учительской деятельности в XVIII веке. Педагогическое образование в XIX- начале XX веков. Разработка проблемы учителя и его подготовки в отечественной педагогике первой половины XX века. Становление системы высшего педагогического образования в 20-40 годы XX века: достижения и противоречия. Модернизация высшего педагогического образования во второй половине XX -начале XXI века. Инновационные подходы. Постдипломное педагогическое образование в системе непрерывного образования. Тенденции развития высшего педагогического образования.

Индивидуальные задания

1. Написать конспекты к практическим занятиям согласно плану



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.081 с.)