Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Луганской народной республикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Практические (семинарские) занятия ТЕМА 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и в эпоху Возрождения. Семинарское занятие №1 Тема: «Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире ». План семинарского занятия Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций. Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия). Школа и воспитание в Древнем Египте. Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве. Воспитание и школа в Древнем Иране. Воспитание и школа в Древней Индии. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах. Семинарское занятие № 2 Тема: «Педагогическая мысль в эпоху средневековья». План семинарского занятия Воспитание и педагогическая мысль в Византии. Особенности монашеского и рыцарского воспитания. 3. Возникновение первых средневековых университетов, особенности их развития. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья. (Пьер Абеляр, Винсент де Бове, Фома Аквинский, Гуго сен-Викторский, Раймунд Луллия, Альбин Алкуин). Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Омар Хайям). Семинарское занятие №3 Тема: «Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения». План семинарского занятия Педагогические идеи гуманистов и ранних социалистов-утопистов эпохи Возрождения. Основные идеи итальянского гуманиста Томазо Кампанеллы (трактат «Город Солнца»). Сюжет и смысл книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Дидактические проблемы и проблемы нравственного воспитания Х.Л. Вивеса. Утопия» Томаса Мора. Идеи реформаторского движения. Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.
ТЕМА 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе и США в XVII – начале XXI вв. Семинарское занятие №4 Тема: «Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII – XVIII вв. ». План семинарского занятия Роль философско-педагогических воззрений Ф.Бэкона, Р.Декарта в развитии зарубежной педагогики Нового времени. Педагогические идеи В. Ратке. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в. 4. Движение за обновление школьного образования и методо обучения. 5. Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв. Педагогическая мысль во Франции XVIII в. Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения. Семинарское занятие №5 Тема: «Инновационные процессы в зарубежной школе и реформаторская педагогика (XVIII в. – 90-е гг. XX в.)» План семинарского занятия 1. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794). Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.). Педагогическая система и педагогические труды Ф. Фребеля. Педагогические идеи Г. Спенсера. Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.). Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в. 7. Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования. Семинарское занятие №6 Тема: Зарубежная школа и педагогика в конце XIX – начале ХХ века. План семинарского занятия 1. Движение за реформу школьного дела в конце XIX в. 2. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. 3. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (метод «свободной работы группами», «Техника Френе», Йена-план, Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).
Семинарское занятие №7 Тема: Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в XX – начале ХХI века. План семинарского занятия 1. Демократизация, гуманизация, дифференциация образования.
2. Реорганизация школьных систем, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения. 3. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д. 4. Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония). 5. Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.
Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в. Семинарское занятие №8 План семинарского занятия 1. Воспитание и обучение у древних славян. 2. Развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы. Педагогические памятники X-XII вв. («Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись» и др.). 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв. 3. Воспитание и обучение в XIV-XVI вв. 4. Образование в Русском государстве в XVII в. 5. Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Семинарское занятие №9 План семинарского занятия 1. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в. 1.1. Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ. 1.2. В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России. 1.3. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова. 1.4 Педагогические взгляды Г. С. Сковороды. 1.5. Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова. 1.7. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой. 2. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в. 2.1. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. 2.2. Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы. 2.3. Социально-педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. 2.4. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидактики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность. Семинарское занятие №10 План семинарского занятия 1. Вклад русских ученых в развитие педагогики в начале XX века (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев). 2. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского. 3. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. 4. «Трудовая школа» П.П. Блонского. 5. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. Влияние трудового воспитания на формирование личности. Воспитание в семье.
Семинарское занятие №11 План семинарского занятия 1. Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амонашвили и др.). 2.Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования. 3. История образования и педагогической мысли в Луганской области.
4. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Луганской Народной Республике.
2. Выполнить задания для самостоятельной работы Заполнить таблицы для самостоятельного заполнения при подготовке к семинарским занятиям, экзамену. Таблица 1. Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов
Таблица 2. Зарубежные образовательные системы и заведения
Таблица 3. Практика воспитания и обучения в истории России
Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины 1. Торосян В.Г. История педагогики и образования: учебник / В.Г. Торосян. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 498 с. 2. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М., 1999. 3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999. 5. Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002. 6. История воспитания и образования в России XVIII века. Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос.открытого ун-та, 1992. 7. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб.пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.
8. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001. 9. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 10. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005. Вопросы к экзамену
1. Развитие школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации. Религиозно-философские источники Древнего Востока о воспитании и обучении детей. Педагогическое учение Конфуция. 2. Воспитание и школа в Древней Греции. Педагогические идеи мыслителей Древней Греции и Древнего Рима (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан). 3. Истоки гуманистических идей. Педагогические взгляды педагогов-гуманистов в эпоху Возрождения. 4. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского средневекового Востока. 5. Я.А. Коменский как основоположник педагогики как науки. Принцип природосообразности Я.А. Коменского и современность. 6. Д. Локк как представитель английского просвещения. Д. Локк о воспитании джентльмена. 7. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Теория «свободного воспитания» и современность. 8. Проблема факторов формирования человека в трудах К.А. Гельвеция и Д. Дидро. 9. Идея развивающего обучения в педагогической системе И.Г. Песталоцци. 10. И.Ф. Гербарт как основоположник традиционной педагогики и школы. 11. Ф.В.А. Дистервег о принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности в воспитании и обучении. 12. Д. Дьюи как основоположник прагматической педагогики. 13. Развитие экспериментальной педагогики в конце Х1Х-начале ХХ вв. «Педагогика действия» А. Лая. 14. Теория «свободного воспитания» М. Монтессори и теория «нового воспитания» С. Френе. 15. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера. 16. Современная зарубежная школа: проблемы, тенденции, перспективы развития. 17. Основные направления современной зарубежной педагогики. 18. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв). Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли («Изборник Святослава», «Поучение детям» князя Мономаха, «Пчела», «Русская правда»). 19. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (ХIV-ХVII вв). Литературные источники Русского государства ХIV-ХVII вв., содержащие сведения о воспитании («Домострой», «Азбука» И. Федорова, «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских»). 20. Развитие светской государственной школы в России в ХVШ в. Педагогическая мысль России ХVШ века. 21. Основные тенденции развития образования и школы в России в Х1Х в. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России.
22. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о теории «свободного воспитания» в России. 23. Развитие педагогической мысли в России в конце Х1Х-начале ХХ вв.: экспериментальная педагогика (А.Ф. Лазурский); развитие педологии (А.П. Нечаев); эволюционная педагогика (В.П. Вахтеров); антропологическое направление (П.Ф. Каптерев); теория физического образования (П.Ф.Лесгафт); рефлексологическая педагогика (В.М. Бехтерев); теория всеобщего обучения аномальных детей (В.П. Кащенко). 24. Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса. Классификация истории советской школы и педагогики. 25. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. А.С. Макаренко как основоположник теории коллективного воспитания. Теория коллективного воспитания и современность. 26. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого. 27. Педологически ориентированная педагогика П.П. Блонского. 28. В.А. Сухомлинский как виднейший представитель гуманистической педагогики. 29. Основные тенденции и проблемы развития образования в России на современном этапе. 30. Развитие педагогической мысли России на современном этапе: цели, ценности, модели, перспективы. 31. Эволюция принципа природосообразности в истории мировой педагогики. 32. Эволюция принципа культуросообразности в истории мировой педагогики. 33. Развитие теории «свободного воспитания» в истории мировой педагогической культуры. 34. История развития антропологического знания. Философско-педагогическое наследие российского зарубежья (С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин). 35. Поиски педагогами-новаторами путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Развитие педагогики сотрудничества в 90-е годы ХХ века в России (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Иванов и др.). 36. Концепции и реалии поликультурного воспитания. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Структурное подразделение Институт педагогики и психологии Кафедра педагогики
Преподаватель – Кондратенко А.П.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
История становления и развития высшего образования По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)
Магистерская программа – Педагогика высшего профессионального образования, Управление образовательными организациями
Квалификация выпускника – магистр
Форма обучения – очная, заочная Курс – 1 курс (1 семестр/ 2 триместр)
Луганск, 2020 1. Цели и задачи учебной дисциплины Целью освоения дисциплины «История становления и развития высшего образования» являются формирование профессиональной компетенции будущего магистра в вопросах истории становления и развития высшего образования; развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, приобщение через осознание диахронной и синхронной поливариантности эволюции социокультурного опыта к специфике образовательно-педагогического дискурса. Воспитательными целями освоения данной дисциплины являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении. Задачи курса: – дать знания о тенденциях и закономерностях развития высшего образования; – проследить логику развития зарубежной и отечественного высшего образования, выявив общие черты и принципиальные отличия; – сформировать у студентов систему знаний о мировом историко-педагогическом процессе и месте высшего образования в нем; – сформировать самостоятельное историко-педагогическое мышление (научить видеть и понимать закономерности развития высшего образования); формировать критическое отношение к педагогического наследия прошлого; – овладеть методами ретроспективного анализа историко-педагогических явлений и фактов; – расширить профессиональный кругозор, обогатить духовную культуру будущих педагогов.
4.2. Содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Предпосылки развития высшего образования Образовательная практика и просветительская мысль в государствах Древнего и средневекового Востока. Истоки высшего образования в античном мире. Выдающиеся мыслители-педагоги древности. Тема 2. История развитие высшего педагогического образования за рубежом Высшие учебные заведения в государствах западной Европы в XI - XVI веках. Профессиональное образование в странах Западной Европы в XVII-XVIII веках. Высшие учебные заведения в государствах Западной Европы в XI - XVI веках. Типология учебных заведений высшего педагогического образования. Структура и содержание подготовки учителя в государствах Западной Европы. Требования к учителю и его подготовке в наследии зарубежных педагогических мыслителей XVII-XIX веков (И. Ф. Гербарт, Ф. Дистервег). Тема 3. История становление и развития отечественного высшего образования Зарождение феномена учительства на Руси (X-XVII века). Взгляды отечественных педагогических мыслителей XVIII века на личность учителя. Проблемы учителя и его профессионально-личностного развития в трудах российских мыслителей XIX – начала XX веков. Подготовка к учительской деятельности в XVIII веке. Педагогическое образование в XIX- начале XX веков. Разработка проблемы учителя и его подготовки в отечественной педагогике первой половины XX века. Становление системы высшего педагогического образования в 20-40 годы XX века: достижения и противоречия. Модернизация высшего педагогического образования во второй половине XX -начале XXI века. Инновационные подходы. Постдипломное педагогическое образование в системе непрерывного образования. Тенденции развития высшего педагогического образования. Индивидуальные задания 1. Написать конспекты к практическим занятиям согласно плану
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.081 с.) |