Взаимосвязь национальных экономик и влияние тнк на интеграционные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь национальных экономик и влияние тнк на интеграционные процессы



Характерной особенностью современного мирового хозяйства является интернационализация хозяйственной жизни, которая влечет за собой сближение национальных экономик. В основе этого процесса лежит углубление специализации. Важное влияние на усиление взаимозависимости стран оказывает и развитие кооперации между странами, т.е. интенсивный обмен продуктами специализации.

Эти два процесса на современном этапе оказывают существенное влияние на усиление взаимозависимости национальных экономик. Рост национального дохода в одной стране содействует росту импорта товаров и услуг. Увеличение прибыли и импорта в одной стране и соответственно прибыли в другой стране вызывает соответствующий спрос на импорт в третьих странах. Это в свою очередь способствует увеличению совокупного спроса в других странах. Существует и обратное направление этого процесса. К примеру, если страна меняет свою денежную, кредитную или фискальную политику, повышая процент ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на произведенные в стране товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости населения. Это приведет к снижению импорта, что влечет снижение спроса на экспорт страны, негативно влияя на экономику.

К примеру, эффект влияния на усиление взаимозависимости стран: увеличение расходов в США на 1% приводит к росту внутренней прибыли на 1,47%; в Германии - на 0,23%; в Японии - на 0,25%; в Канаде - на 0,68%.

В условиях глобализации мировой экономики проблема взаимодействия ее субъектов - ТНК, национальных государственных и надгосударственных интеграционных образований - находится в орбите пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей. Можно отметить следующее.

ТНК четвертого поколения - это глобальные хозяйственные субъекты с единой производственно-финансовой и научно-технической политикой, с системой совершенствования перспективного планирования и менеджмента, с разветвленной службой маркетинга - устанавливают в пределах необъятных сфер своего влияния свой «порядок», свои правила. Разумеется, и сегодня в странах базирования таких компаний на последние распространяются соответствующие национальное законодательство и действующие административные предписания. Однако все это касается сугубо национальных аспектов деятельности ТНК и мало затрагивает международные ее аспекты.

Между тем именно внешнеэкономические операции приносят основную массу прибыли, позволяя за счет маневрирования в мировом масштабе перебрасывать производство и ресурсы из одного района земного шара в другой, находить все новые налоговые «райские уголки», позволяющие уйти от растущего налогового бремени.

Можно, далее, констатировать то обстоятельство, что государства стремится оказывать поддержку «своим» ТНК и ТНБ. В свою очередь эти компании оказывают влияние на выбор государственной и надгосударственной экономической и социальной политики.

В данной связи типичной стала выработка ведущими транснациональными корпорациями рекомендаций своим правительствам и руководящим органам того или иного надгосударственного интеграционного объединения по проведению курса, учитывающего интересы и цели данных ТНК в борьбе с конкурентами. Подобная ситуация прослеживается в последние годы и при анализе регулирования взаимоотношений стран - членов ОПЕК и неприсоединившихся стран - экспортеров нефти по вопросам установления цен и объемов добычи (продажи) углеводородного топлива. Соответствующие «рекомендации» получают руководители восьми ведущих стран мира перед проведением встреч на высшем уровне.

Некоторые западные экономисты и политологи, высказывают следующее мнение: руководители государств и международных организаций ныне стремятся в лучшем случае более или менее адекватно апостериори реагировать на действия ТНК, не обладая эффективными рычагами воздействия на них.

Данная позиция, как представляется, справедлива в том смысле, что возрастающая мощь международного финансового капитала существеннейшим образом повлияла на формы и методы государственного и надгосударственно-интеграционного экономического регулирования.

И все же государства реагируют на деятельность ТНК не только пассивно, «задним числом». Существуют и практически воплощаются определенные концепции воздействия государств на стратегию и тактику транснациональных корпораций. Речь идет о концепциях развития государственного предпринимательства (связанного с функционированием сильного госсектора и с госинвестициями) и всей системы мер современной промышленной политики, в том числе организационно-хозяйственной ее составляющей, включающей приватизацию и деприватизацию экономики.

В наши дни наблюдается явная тенденция к значительной либерализации режимов прямых иностранных инвестиций. По данным ЮНКТАД, за 1991-2000 гг. в законодательные базы различных стран мира внесено 1185 изменений, из них 1120 направлены на ликвидацию ограничений для иностранных компаний, на установление более благоприятного режима ПИИ. Так же растет значение регулирования ПИИ на международном уровне, постоянно увеличивается число двусторонних соглашений между странами по поводу инвестиций. За 90-е годы пятикратно возросло число заключённых договоров, и к концу 2000 г. их насчитывалось 1940. Только за 2000 г. 78 стран заключили 84 двусторонних соглашения, причем 36 из них между развивающимися странами (ранее преобладали соглашения между развитой и развивающейся странами).

Увеличивается также число соглашений об избежании двойного налогообложения, к концу 2000 г. их было 2118.

Значительный рост мощи ТНК (у некоторый из них объем производства сравним по величине с ВВП немалых государств) изменил расстановку сил на международной арене, ослабил роль национальных государств. Это обстоятельство констатируется многими авторами. Есть даже крайние точки зрения, предрекающие уход национальных государств с мировой экономической арены. И тут главное - в чью, пользу происходит перераспределение сил. На наш взгляд, основным веянием времени является усиление роли многонациональных фирм. Если раньше основными игроками в сфере международных экономических отношений были государства, то затем ситуация изменилась в пользу международных и некоторых региональных организаций, а в последнее время государства сильно потеснены и ТНК, занявшими свою нишу в системе международных отношений.

Взаимоотношения ТНК с национальными государствами далеко не однозначны. В одних случаях последние действуют в интересах «своих» транснациональных промышленных и банковских компаний, оказывают им прямую или скрытую поддержку.

Однако не исключается и отрицательная позиция государств по отношению к их устремлениям, и в этом случае может быть использован широкий арсенал рычагов государственного регулирования (субсидии, кредиты, варьирование процентной ставкой, льготное налогообложение и т.п.). В этом смысле государства не стоят «над схваткой» рыночных субъектов в качестве «арбитров», а реализуют свои специфические цели, которые могут не совпадать с интересами ведущих международных компаний.

Национальная макроэкономическая политика, разумеется, является исключительной прерогативой каждой отдельной страны. В современной мировой экономике взаимосвязь между внутренними и международными кредитно-денежными механизмами, состоянием платежных балансов усложняется.

Сами валютные курсы ведущих стран мира стали определяться не только и не столько объемом внешнеторговых операций, сколько внутренней экономической политикой ведущих стран и стратегий крупнейших международных компаний по формированию основных сегментов современной мировой экономики, прежде всего международного производства.

Следовательно, обменные курсы валют - результирующая взаимодействия международно-экономических и национальных макроэкономических факторов. В своих требованиях к национальным правительствам и к наднациональным органам ТНК руководствуются, конечно, интересами укрепления собственных конкурентных преимуществ в глобальном масштабе. Но при этом они уже не в состоянии игнорировать социальные проблемы, нужды широких слоев населения, потому, что повышение качества образования и профессиональной подготовки, создание благоприятных условий для проявления инициативы и творческой активности людей труда сегодня -незаменимый источник получения все больших корпоративных доходов. Вот почему можно утверждать, что «социализация» общественного производства получает как бы двойственное выражение. Она проявляется, во-первых, в интернациональном объединении капиталов, во-вторых, - в подрыве монополии капитала на определение общечеловеческих ориентиров развития.

Современная система мирохозяйственных связей носит переходный характер. С одной стороны, это вторичные, производные от внутренних рыночно-капиталистических отношений. С другой стороны, они способствуют включению той или иной национальной экономики в современную мировую экономику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.)