Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел №5. Система органов дыхания. Дыхание.
Анатомия органов дыхательной системы.
Задача №1 Каково максимальное время, которое человек может прожить без пищи, без воды и без кислорода? Ответ: Если без пищи человек может в необходимых случаях прожить более месяца, без воды – около 10 дней, то без кислорода всего, лишь около 5 минут (4-6 минут). Без кислорода невозможен обмен веществ и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода. Поскольку в организме человека отсутствует депо кислорода, поэтому непрерывное поступление его в организм является жизненной необходимостью.
Задача №2 С чем и через какие отверстия сообщается полость носа?
Ответ: Полость носа спереди сообщается с внешней средой через два входных отверстия – ноздри, сзади с носоглоткой через два отверстия, называемые хоанами. В полость носа посредством отверстий открываются околоносовые или придаточные, пазухи (синусы): лобная, клиновидная, решетчатые и верхнечелюстная, или гайморова (парная). Кроме того, в нижний носовой ход открывается также нижнее отверстие носослезного протока.
Задача №3 Какова общая схема дихотомического ветвления (раздвоения) дыхательных путей от трахеи до концевых дыхательных единиц (альвеол)?
Ответ: Изучая легкие человека под электронным микроскопом после раздувания их в физиологических пределах и фиксации, Э.Р. Вейбель (1970) рассчитал, что от трахеи до концевых дыхательных единиц (альвеол) дыхательные пути дихотомически ветвятся (раздваиваются) 23 раза. Причем первые 16 поколений дыхательных путей – бронхи и бронхиолы выполняют проводящую функцию (кондуктивная зона). Поколения 17-22 – респираторные (дыхательные) бронхиолы и альвеолярные ходы, содержащие единичные альвеолы или группы альвеол, составляют переходную (транзитную) зону. 23-е поколение целиком состоит из альвеолярных мешочков с альвеолами – дыхательная, или респираторная, зона.
Задача №4 Укажите самое узкое место во всей дыхательной трубке, воспалительные изменения в котором могут привести к тяжелому затруднению дыхания, а иногда даже и к полному нарушению проведения воздуха.
Ответ: Самым узким местом во всей дыхательной трубке является гортань в области голосовой щели, находящейся между правой и левой голосовыми складками (средний суженный отдел гортани – межжелудочковый). Длина голосовой щели (переднезадний размер) у мужчин составляет 20-24 мм, у женщин – 16-19 мм. Ширина голосовой щели при спокойном дыхании составляет 5мм, при голосообразовании достигает 15 мм.
При некоторых заболеваниях: дифтерии, гриппе, кори и т.д. преимущественно у детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет отмечается скопление пленок на голосовых складках, отек слизистых оболочек и подслизистой основы (круп), что при спазме мускулатуры гортани может привести к ее полному стенозу и асфиксии (удушению).
Задача № 5 Ребенок, 5 лет, грызя семечки, случайно заглотил одно из них в дыхательные пути. Вскоре после этого у него появились приступы кашля и удушья. Затем состояние несколько стабилизировалось, но приступы кашля и удушья изредка повторялись. Через какой главный бронх, по Вашему мнению, попало инородное тело в дыхательные пути ребенка, и какая анатомическая особенность способствовала этому?
Ответ: Инородное тело попало в дыхательные пути, по-видимому, через правый главный бронх, так как он значительно короче левого и отходит от трахеи более вертикально, являясь как бы ее продолжением. Для удаления инородного тела из бронхов применяют бронхоскопию, поэтому ребенка необходимо обязательно направить в стационар.
Задача №6 Перечислите слои, через которые диффундируют кислород и углекислый газ в ходе легочного газообмена.
Ответ: Слои, через которые диффундируют кислород, и углекислый газ в ходе газообмена включают:
1) сурфактант – тонкую пленку фосфолипида, выстилающую внутреннюю поверхность альвеол;
2) альвеолярный эпителий – однослойный плоский;
3) интерстициальную соединительную ткань, придающую эластичность альвеолам;
4) эндотелий капилляра;
5) слой плазмы.
Суммарное диффузное расстояние этих слоев составляет 0,5-1 мкм.
Задача №7 Что такое плевральные синусы, и каково их значение в норме и при патологии?
Ответ: Плевральные синусы – это большей или меньшей величины углубления (запасные пространства) в местах перехода одной части париетальной плевры в другую, которые заполняются легкими в момент максимального вдоха. Это синусы являются резервными пространствами правой и левой плевральных плоскостей, а также вместилищами, в которых может скапливаться серозная жидкость при нарушении процессов ее образования или всасывания, а также кровь, гной, экссудат при повреждениях или заболеваниях легких и плевры.
Особенно велик реберно-диафрагмальный синус, расположенный в нижнем отделе плевральной полости между реберной и диафрагмальной плеврой. Глубина его на уровне средней подмышечной линии составляет около 9 см. Остальные два синуса: диафрагмомедиастинальный и реберно-медиастинальный выражены меньше. Физиология дыхания.
Задача №1 Какой процент углекислого газа обнаруживается в выдыхаемом и в атмосферном воздухе и во сколько раз в выдыхаемом воздухе содержится больше углекислого газа, чем в окружающей атмосфере?
Ответ: В выдыхаемом воздухе обнаруживается в среднем 4% углекислого газа, а в атмосферном воздухе – только 0,03%. Следовательно, в выдыхаемом воздухе углекислого газа содержится примерно в 130 раз больше, чем в окружающей атмосфере. Задача №2 Весь ли объем вдыхаемого воздуха (500 мл) участвует в вентиляции альвеол легких и почему?
Ответ: Не весь объем вдыхаемого воздуха (500 мл) участвует в вентиляции альвеол легких, так как часть его (140-150 мл) остается в воздухоносных путях. Поэтому при спокойном дыхании в альвеолы поступает не 500 мл воздуха, а только в среднем 350 мл. Вот почему просвет воздухоносных путей называют анатомическим мертвым пространством, так как воздух, находящийся в них, не участвует в газообмене. При вдохе последние порции атмосферного воздуха входят в мертвое пространство и, не изменив своего состава, покидают его при выдохе. Задача №3 В чем состоит физиологическое значение функциональной остаточной емкости легких (суммы резервного объема выдоха и остаточного объема, равной 2700-2900 мл)?
Ответ: Физиологическое значение функциональной остаточной емкости легких (т.е. количества воздуха, остающегося в легких после спокойного выдоха) состоит в том, что благодаря наличию этой емкости в альвеолярном воздухе выравниваются колебания содержания кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Если бы атмосферный воздух поступал непосредственно в альвеолы, не смешиваясь с воздухом, уже содержащимся в легких, то содержание кислорода и углекислого газа в альвеолах претерпевало бы колебания в соответствии с фазами дыхательного цикла. Однако этого не происходит: вдыхаемый воздух смешивается с воздухом, содержащимся в легких, и поскольку функциональная остаточная емкость в несколько раз (7-8 раз) больше дыхательного объема, изменения состава альвеолярного воздуха относительно невелики.
Задача №4 Почему обмен углекислого газа при диффузии в альвеолах легких происходит достаточно полно несмотря на небольшую разницу парциального давления этого газа в притекающий венозной крови (47 мм рт.ст.) и альвеолярном воздухе (40 мм рт.ст.), равную 7 мм рт.ст., а обмен кислорода там же при большей разнице парциального давления в альвеолярном воздухе (106 мм рт.ст.) и притекающей венозной крови (40 мм рт.ст.) осуществляется не полностью: только до 100 мм рт. ст. в оттекающей артериальной крови, а не 106 мм рт.ст. (как в альвеолярном воздухе)?
Ответ: Обмен СО2 в легких происходит достаточно полно несмотря на небольшую разницу (7 мм рт.ст.) парциального давления этого газа потому, что диффузионная проводимость (коэффициент диффузии А. Крога) углекислого газа в 20-25 раз больше, чем для кислорода. Другими словами, при прочих равных условиях углекислый газ диффундирует через определенный слой среды (альвеолы легких) в 20-25 раз быстрее, чем кислород. Задача №5 Жизненная емкость легких обследуемого составляет 4000 мл, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха – по 1700 мл каждый. Каков минутный объем дыхания обследуемого, если частота дыхания у него равна 16 экскурсиям в минуту?
Ответ: Минутный объем дыхания (легочная вентиляция) – это количество воздуха, проходящее через легкие за одну минуту, равен произведению дыхательного объема на частоту дыхания. В данном примере дыхательный объем равен разнице между жизненной емкостью легких и суммой резервного объема воздуха и резервного объема выдоха, т.е. 4000 мл – (1700 мл + 1700 мл) = 600мл. Затем умножаем дыхательный объем на частоту дыхания и получаем минутный объем дыхания, т.е. 600 мл х 16 = 9600 мл/мин. = 9,6 л/мин.
Задача № 6 Что является наиболее эффективным при угнетении функции дыхательного центра и остановке дыхания: вдыхание чистого кислорода или карбогена (смеси 5-7% углекислого газа и 95-93% кислорода) и обоснуйте почему?
Ответ: При угнетении функции дыхательного центра и остановке дыхания наиболее эффективным является вдыхание не чистого кислорода, а карбогена, т.е. смеси 5-7% углекислого газа и 95-93% кислорода. Это объясняется тем, что дыхательный центр очень чувствителен к избытку углекислого газа, который является его главным естественным возбудителем. При этом избыток углекислого газа действует на дыхательный центр как непосредственно (через кровь), так и рефлекторно (через хеморецепторы сосудистого русла и продолговатого мозга). Повышенное содержание и напряжение кислорода в среде обитания, крови и тканях организма (гипероксия) может привести к угнетению функции дыхательного центра.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.013 с.) |