Условия функционирования рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия функционирования рынка



Введение

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит в конечном счете удовлетворению потребностей. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах.

К специфической особенности потребностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Организуя производственно-трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства. [1. с22]

Сущность рыночной экономики

Определение рынка

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие “рыночный механизм”.

Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Естественная цель экономической жизни - это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы - ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

- легальный (официальный);

- нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

- микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;

- макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

1. По объектам рыночных отношений:

- товаров и услуг;

- средств производства;

- рабочей силы;

- ссудного капитала;

- финансов;

- ценных бумаг.

2. По географическому положению:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой.

3. По проявлению конкуренции:

- свободный;

- монополистической конкуренции;

- олигополический;

- монопольный.

4. По объему продаж:

- розничный;

- оптовый.

5. По механизму регулирования:

- совершенной конкуренции;

- несовершенной конкуренции;

- регулируемый (под контролем государства). [2 c39]

Всеобщность рынка.

Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он - следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм хозяйственной деятельности. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной.

Конечно, какие то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономики. Точно также элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономики. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности.

Куда в первую очередь проникают товарно-денежные и товарообменные отношения? Это прежде всего рынок товаров народного потребления, бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры, образования, здравоохранения. В экономике рыночного типа только небольшая часть таких услуг оказывается населения безвозмездно. А что ещё?

Жилье в рыночной экономике, как и другие виды имущества, также является объектом купли-продажи. Оно не предоставляется, а реализуется по рыночным ценам.

Наличие рынка средств производства, распространяющего свои действия на орудия и предметы труда, включая землю, природные богатства, скот, производственные здания и сооружения, оборудования, машины, сырье, энергоносители и энергию, - также неотъемлемый признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется оптовой и розничной торговлей, в результате чего они обретают денежную стоимость и цену.

Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала - денег, валюты, ценных бумаг, которые практически отсутствуют в «государственной» экономике.

Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется в том, что в нем широко представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками.

Отметим, что всеохватывающий рынок представленный попадающими в область рыночных отношений иными видами интеллектуальной, духовной, информационной продукции, предметами и объектами культурной деятельности.

Суть этого принципа - охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. [6 c.40]

Самофинансирование.

Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана.

Поэтому хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

Вообще говоря, принцип самофинансирования носит универсальный характер и должен быть свойствен экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Но в плановой экономике этот принцип действует в весьма усеченной форме, с многочисленными отклонениями.

В рыночной экономике принцип самофинансирования также не соблюдается как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он соблюдается гораздо более жестко и последовательно.

Благоприятная для экономики страны в целом сторона принципа самофинансирования состоит в том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства. Отсюда самофинансирование возбуждает предприимчивость, учит умению добывать деньги, упорядочивает учёт и контроль за финансами.

8) Децентрализация управления и самостоятельность.

Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов. Его можно смело включить в само определение рыночной экономики. Ведь будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства товаров и услуг по плану. Рыночной же экономике свойственен свободный обмен между экономическими субъектами по соглашению.

Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.

Естественно, что децентрализация управления видна не только в ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим субъектам, хозяйственным единицам, предоставления им высокого уровня самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий. То есть, нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в праве самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Заключение

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей продавцов, т. е. Отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка.

Это прежде всего рынки ресурсов, а так же другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т. д.

Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

Выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок и рынок чистой монополии.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики. [10 c.64]

Список литературы

«Общая экономическая теория»; В. И. Ведяпин. Москва, 1995 год.

«Рыночная экономика»; Б. А. Райзберг. Москва, 1993 год.

«Рыночная экономика. Учебник»; В. Максимова, А. Шишов. Москва, 1992 год.

«Учебник по основам экономической теории»; под редакцией В. Д. Камаева. Москва, 1997 год.

«Экономика»; под редакцией А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. Москва, 1998 год.

«Экономика»; под редакцией А. С. Булатова. Москва, 1997 год.

«Экономика переходного периода»; под редакцией В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. Москва, 1995 год.

«Экономикс»; Р. Кемпбелл, Макконелл Стэнли Л. Брю. Москва, 1992 год.

«Экономическая теория»; под редакцией А. И. Добрынина. Москва, 1999 год.

Н.Г. Мэнкью. Макроэкономика; изд-во МГУ, 1994 год.

Микроэкономика

Рынок как экономическая категория

Понятие рынка.

В экономической теории рынок - это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

  • - функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производит!,;
  • - стимулирующую функцию, позволяющую побелить в конкурентной борьбе сильнейшим;
  • -учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;
  • - посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития - от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР. Однако на сегодняшний день рынок - наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь - материальную заинтересованность в результатах их труда (рис. 9.1).

Структура и инфраструктура рынка.

Рынок - сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации (рис. 9.2).

В экономической теории существует особая классификация рынка - по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:

  • - совершенной конкуренции (идеальный рынок);
  • - несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).

Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т.е. совокупности учрежде-

Рис. 9.1. Достоинства и недостатки рынка

Рис. 9.2. Принципы классификации рынков

дений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:

  • - реализацию интересов участников рыночных отношений;
  • - благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;
  • - юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;
  • - регулирование деловой активности на рынке (рис. 9.3).

Границы развития рынка.

Уровень, темп и границы развития рыночных отношении зависят от выгодности обмена для его участников. Этот механизм объясняют теорема обмена Смита и теорема границ рынка Коуза.

Рис. 9.3. Состав рыночной инфраструктуры

Суть теоремы Смита заключается в том, что рыночный обмен выгоден и продавцам, и покупателям и поэтому вызывает углубление разделения труда и специализацию производства. В итоге растут объемы производства и снижаются издержки на изготовление продукции, т.е. увеличивается производительность труда. Одновременно с этим растут затраты на продажу произведенных товаров, их транспортировку, сохранность, обслуживание денежных расчетов и т.д. Следовательно, рынок расширяется до тех пор, пока рост затрат на обращение не превысит экономию от увеличения масштабов производства.

Теорема Коуза, разработанная через два века после теоремы Смита, дополняет характеристику границ рынка показателем урегулированности отношений собственности: если они урегулированы законом, то рыночные связи осуществляются без вмешательства государства и рынок растет по принципам Смита, но если правовая база хозяйственных отношений слаба, то государство вынуждено вмешиваться в дела бизнеса, быть арбитром в спорах. Для фирм это оборачивается увеличением риска сделок, ростом издержек на судебные иски, содержанием адвокатов, проведением экспертиз и т.д. В результате бизнесмены уходят в тень, обзаводятся криминальными "крышами", пытаясь защититься от роста таких затрат, и как следствие рынок перестает расширяться.

Традиционная экономика

Предполагает господство натурального хозяйства. Решение основных экономических вопросов осуществляется на основе традиций и обычаев (наследование занятий, социального статуса и ролей, многочисленные табу, кастовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламентация многих сторон частной жизни).

В современном обществе традиции и обычаи влияют, главным образом, на частную жизнь людей. В экономической сфере элементы традиционной экономики сохранились в ограниченном виде (деление профессий на «мужские» и «женские», приемлемый обществом уровень дифференциации доходов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в небольших социальных группах).

Примером традиционной экономики может служить образ жизни староверских общин, живущих вдали от людей и т.д.

Командная экономика

Большинство ресурсов находится в государственной собственности, хотя очень часто это маскируется различными суррогатами госсобственности (народная, общественная, коллективная и т.д.). Все решения о производстве, обмене и распределении материальных благ принимаются централизованно. «Невидимая рука» рынка (т.е. силы конкуренции, спрос и предложение, рыночное ценообразование и т.д.) заменяются «видимой рукой» государства. Как правило, рыночные категории (товар, деньги, цена и т.д.) используются, но как инструменты планирования и директивного управления и решающей роли на производство не оказывают. Конечно, в определенные периоды такая экономика выполняет свою миссию концентрации ресурсов в одних руках и их направление на решение каких-то очень важных проблем (например, в военные годы). Но как способ координации в нормальных условиях доказала свою нежизнеспособность из-за низкой эффективности производства (примеров достаточно, начиная от бывшего СССР и заканчивая Северной Кореей).

Рыночная экономика

Господство частной собственности на ресурсы, использование рыночного механизма спроса и предложения для решения основных экономических проблем. В идеале рыночный механизм (так называемая чистая рыночная экономика) исключает государственное вмешательство и регулирование, предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение «правил игры». Все субъекты рынка (домохозяйства, предприятия) действуют самостоятельно, имея в виду лишь собственный интерес и собственную выгоду. Вот как об этом написал известный английский экономист Адам Смит: «Человек невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». В настоящее время выражение «невидимая рука А. Смита» стало образным выражением для характеристики сущности рыночных отношений.

Смешанная экономика

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех типов систем. То есть смешанные системы – это системы, базирующиеся в основном на частной собственности, на рыночных отношениях, однако, важную роль в них играет и государство. Особенно это проявляется в создании условий для функционирования рынка, в социальной поддержке населения, в нейтрализации отрицательных внешних и внутренних эффектов Экономика смешенного типа регулируется и рынком, и государством, и в какой-то степени традициями, хотя в разных странах на разных этапах развития преобладает тот или иной вид отношений.

Рассмотрим более подробно, как функционирует рыночная экономика и каковы ее основные характеристики.

Субъекты рыночных отношений

В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений – домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство – это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения. Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:

1) каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека (экономистов не интересуют принципы выработки подобных решений);

2) домохозяйства – полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;

3) любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей, максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Фирма – экономическая единица, нанимающая факторы производства для производства товаров и услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относятся к сектору производителей и обладают следующими свойствами:

1) каждая фирма принимает единое, решение, как если бы она состояла из одного человека;

2) фирмы – полновластные пользователи средств производства;

3) принимая решения, фирма стремится максимизировать свою прибыль.

Государство понимается в широком смысле слова, как совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

Модель кругооборота доходов

Наиболее общее представление о взаимосвязи экономических субъектов рынка может дать так называемая модель кругооборота доходов в упрощенном виде (чистая рыночная экономика, рис.5.1.) и в полном виде (рыночная экономика с учетом государства, рис.5.2.).

Рисунок 5.1. – Упрощенная модель кругооборота доходов

Предприятия через рынок факторов производства покупают у домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги (7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4). Экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами, изображенными на этом рисунке и составляют предмет раздела экономической науки «Микроэкономика»

Рисунок 5.2. – Полная модель кругооборота доходов

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств. И этот уровень анализа составляет предмет раздела «Макроэкономика». Но прежде чем их рассматривать, нам необходимо познакомиться с основами функционирования рыночного хозяйства независимо от того, какой уровень рассматривается: микро или макро. Это связано с изучением теории спроса и предложения и механизмов рыночного способа координации экономических связей.

Содержание

1. Рынок как форма функционирования товарного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитых стран и Республики Беларусь 3

2. Финансовая система как совокупность форм денежных отношений.... 17

Список использованных источников.......................................................... 30

Бюджетное регулирование.

Бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социальноэкономических функций. По сути, государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а по завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.

3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).

4. Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).

5. Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Построение бюджета основано на принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об основных расходах и источниках дохода бюджета).

Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования являются:

- уровень централизации средств в бюджете;

- соотношение между республиканским и местными бюджетами;

- дефицит бюджета;

- соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

- структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.

Чрезмерная централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусь является одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства до 43% к 2015 г. [11, c. 86]

Что касается соотношения средств, аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов. Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.

Наиболее сложной проблемой как в зарубежных странах, так и у нас, в республике, является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса).

Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е. требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению (он может иметь форму кредитов, государственных займов, долговых обязательств, гарантированных правительством). Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мирового банка к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни:

1) отношение общей суммы внешнего долга к ВНП — 50%;

2) отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта — 50%;

3) отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке — 30%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.106 с.)