Рынок: сущность, структура, преимущества и недостатки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, структура, преимущества и недостатки



Термин «рынок» – неоднозначный. Под ним понимают и место торговли (поехал на центральный рынок) и отдельные рынки (рынок недвижимости динамичен) и человеческая деятельность (рынок труда) и т.д. Мы же в данном случае под рынком будем понимать особую форму взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, которые сформировались в ходе исторического развития.

Рыночной экономике присущи следующие черты:

    • частная собственность,
    • свободное предпринимательство,
    • ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения,
    • конкуренция,
    • ограниченная роль государства

Выделяют структуру и инфраструктуру рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

    • биржи (товарные, фондовые, валютные);
    • аукционы, ярмарки;
    • предприятия оптовой и розничной торговли;
    • банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи;
    • биржи труда;
    • информационные центры;
    • юридические конторы;
    • рекламные агентства;
    • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (например, банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

  1. по объектам рыночных отношений: рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг, рынок валюты и т.д.;
  2. по субъектам рынка: рынок покупателей, рынок продавцов;
  3. по географическому положению: местный, национальный, мировой;
  4. по степени ограничения конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия, монополия;
  5. по отраслям: автомобильный, нефтяной и т.д.;
  6. по характеру продаж: оптовый, розничный;
  7. по соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный, «черный» рынок.

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

    • эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;
    • возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);
    • гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия;
    • оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии);
    • регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Вместе с тем рынок имеет и существенные недостатки:

    • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
    • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);
    • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);
    • не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;
    • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
    • не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т.д.).

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Субъекты рыночных отношений

В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений – домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство – это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей, которые принимают или вынуждены принимать общие финансовые решения. Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:

1) каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека (экономистов не интересуют принципы выработки подобных решений);

2) домохозяйства – полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;

3) любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей, максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Фирма – экономическая единица, нанимающая факторы производства для производства товаров и услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относятся к сектору производителей и обладают следующими свойствами:

1) каждая фирма принимает единое, решение, как если бы она состояла из одного человека;

2) фирмы – полновластные пользователи средств производства;

3) принимая решения, фирма стремится максимизировать свою прибыль.

Государство понимается в широком смысле слова, как совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

Модель кругооборота доходов

Наиболее общее представление о взаимосвязи экономических субъектов рынка может дать так называемая модель кругооборота доходов в упрощенном виде (чистая рыночная экономика, рис.5.1.) и в полном виде (рыночная экономика с учетом государства, рис.5.2.).

Рисунок 5.1. – Упрощенная модель кругооборота доходов

Предприятия через рынок факторов производства покупают у домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги (7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4). Экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами, изображенными на этом рисунке и составляют предмет раздела экономической науки «Микроэкономика»

Рисунок 5.2. – Полная модель кругооборота доходов

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств. И этот уровень анализа составляет предмет раздела «Макроэкономика». Но прежде чем их рассматривать, нам необходимо познакомиться с основами функционирования рыночного хозяйства независимо от того, какой уровень рассматривается: микро или макро. Это связано с изучением теории спроса и предложения и механизмов рыночного способа координации экономических связей.

Содержание

1. Рынок как форма функционирования товарного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитых стран и Республики Беларусь 3

2. Финансовая система как совокупность форм денежных отношений.... 17

Список использованных источников.......................................................... 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)