Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Ощущение и внимание.

Поиск

4. Ощущение и восприятие в когнитивной психологии.

5. Теория обнаружения сенсорных сигналов.

6. Теория связи и теория информации.

7. Функции сенсорных хранилищ.

8. Проблема распознавания паттернов.

Раздел 2. Внимание.

1. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов внимания.

2. Внимание и бодрствование.

3. Метавнимание.

4. Ошибки рассеянности.

5. Внимание и установка (концепция Д.Н.Узнадзе).

6. Деятельностная постановка проблемы внимания.

7. Роль схем в организации внимания (Г.Рево д Аллон).

Раздел 3. Память.

1. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

2.  Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Что такое мнемоника.

3. Выдающиеся мнемонисты.

4. Психофизиологические основы памяти.

5. Особенности забывания (З.Фрейд, Д.Норман, Р.Клацки, Г.В.Биренбаум)

6. Память как универсальный интегратор психики (по Веккеру Л.М.).

7. Когнитивные теории семантической организации памяти.

Раздел 4. Мышление

1. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта.

2. Развитие интеллекта в течении жизни.

3. Интеллект в структуре психики.

4. Психофизиология интеллекта.

5. Проблемы искусственного интеллекта.

6. Кросскультурные исследования мышления.

7. Понятие речевой деятельности.

Темы итоговых контрольных работ:

1. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных видов ощущений.

2. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов восприятия.

3. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов внимания.

4. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных процессов и видов памяти.

5. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных процессов и видов мышления.

 

6. Программа психологического исследования ощущений.

7. Программа психологического исследования восприятия.

8. Программа психологического исследования внимания.

9. Программа психологического исследования памяти.

10. Программа психологического исследования мышления.

 

11. Программа тренинговых занятий по развитию ощущений.

12. Программа тренинговых занятий по развитию восприятия.

13. Программа тренинговых занятий по развитию внимания.

14. Программа тренинговых занятий по развитию памяти.

15. Программа тренинговых занятий по развитию мышления.

Методические рекомендации по написанию итоговой контрольной работы:

1. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из первых 5 тем, оформляет результат своей работы в виде таблицы:

 

Таблица – Иллюстрации …

 

Название свойства … вида… Иллюстрируется в цитате Ссылка на источник
     

 

2. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из тем № 6 - 10, оформляет результат своей работы в виде программы психологического исследования. Самостоятельно уточняет тему исследования, выбирает объект и предмет исследования, обосновывает актуальность изучения данного вопроса, методологические основания, научную и практическую значимость, формулирует цель и задачи исследования, формирует выборку и подбирает методы сбора и анализа данных.  

Рекомендуемая структура программы психологического исследования:

· Титульный лист

· Актуальность изучения проблемы.

· Степень проработанности вопроса.

· Научная и практическая значимость исследования.

· Методологические основания исследования.

· Объект и предмет исследования.

· Цель и задачи исследования.

· Характеристика выборки и генеральной совокупности.

· Методы исследования.

· Список использованной литературы.

 

3. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из тем № 11 - 15, оформляет результат своей работы в виде программы психологического тренинга. Самостоятельно выбирает объект, обосновывают значимость данных занятий, формулируют цель и задачи, ожидаемые результаты, подбирают целевую аудиторию, форму занятий (групповая или индивидуальная), выделяют содержательные этапы работы, периодичность и продолжительность занятий. Подбирает упражнения и литературу.

 

Рекомендуемая структура программы психологического тренинга

1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные и иные социально-психологические характеристики участников, ожидаемые результаты, используемые методы, условия проведения занятий, содержание программы по разделам.

2. Тематический план занятий в виде таблицы:

Тематический план

Раздел, тема занятия Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
     

3. Практическая часть – подробное описание занятий с группой.

4. Список литературы, которую могут использовать участники, ведущие, и использовал автор программы.

 

Контрольные вопросы к дисциплине

«Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы»

1. Дайте общую характеристику познавательным психическим процессам, их становлению и развитию.

2. Раскройте сущность понятия «ощущение». Назовите и кратко охарактеризуйте свойства и виды ощущений.

3. Охарактеризуйте физиологические основы ощущений. Опишите строение анализатора.

4. Перечислите и раскройте основные психофизические закономерности ощущений (количественные характеристики ощущений): пороги ощущения, законы Вебера, Вебера-Фехнера.

5. Сформулируйте основные психофизиологические закономерности ощущений (явления адаптации, взаимодействия ощущений, синестезии, сенсибилизации). Иллюстрируйте их примерами.

6. Сформулируйте и раскройте понятие «восприятие». Перечислите виды восприятия на основе различных оснований для классификации. Назовите основные свойства восприятия. Каждое свойство раскройте через примеры.

7. Охарактеризуйте восприятие как перцептивную деятельность, через анализ входящих в нее перцептивных действий и операций. Сформулируйте понятие перцептивного эталона.

8.  Раскройте основную линию развития восприятия в онтогенезе. Назовите и охарактеризуйте основные стадии развития восприятия.

9. Дайте общее представление об основных теориях восприятия (восприятие в структурализме, гештальтпсихологии, теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца, экологический подход к восприятию Дж.Гибсона, восприятие в когнитивной психологии (Дж.Брунер, У.Найссер), восприятие в теории деятельности).

10.Раскройте проблему внимания в психологии. Назовите и поясните функции и виды внимания. Раскройте основные физиологические и нейрофизиологические механизмы внимания.

11.Перечислите и раскройте основные свойства внимания. Приведите примеры проявления основных свойств внимания.

12.Назовите основные факторы, определяющие внимание. Охарактеризуйте возможности организации внимания слушателей в учебной аудитории, опираясь на знание функционирования внимания.

13.Опишите общие закономерности развития высших форм внимания в онтогенезе. Назовите и поясните стадии развития внимания в онтогенезе. Опишите сущность экспериментального исследования развития опосредованного внимания А.Н.Леонтьева. Назовите основные выводы данного исследования.

14.Обозначьте основные объяснительные принципы внимания в классической экспериментальной психологии сознания (В Вунд, Э.Титченер, У.Джемс). В чем сходство и различие подходов этих психологов.

15.Раскройте основные направления объяснения внимания в гештальтпсихологии (К.Кофка, Э.Рубин, В.Келлер). Каков основной вклад гештальтпсихологов в современное психологическое понимание внимания.

16.Охарактеризуйте моторные теории внимания (теория Т.Рибо, теория волевого внимания Н.Н.Ланге). В чем сходство и различие позиций данных авторов.

17.Охарактеризуйте проблему внимания в отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, внимание как интериоризированный контроль (П.Я.Гальперин)).

18.Назовите и дайте общую характеристику структурным и ресурсным моделям внимания в когнитивной психологии. Обозначьте основные тенденции исследования внимания в современной когнитивной психологии.

19.Сформулируйте и раскройте понятие «память». Назовите функции памяти, перечислите виды памяти по различным основаниям. Ответ иллюстрируйте примерами. Дайте представление о физиологических и нейрофизиологических механизмах памяти.

20.Назовите и дайте характеристику основных процессов памяти. Раскройте связь процессов памяти с личностью человека.

21.Раскройте основные закономерности непосредственного произвольного запоминания (экспериментальное исследование памяти Г.Эббингауза). Дайте определение понятиям интерференции, проактивного и ретроактивноего торможение.

22.Раскройте закономерности развития опосредованного запоминания на основе анализа результатов эмпирического исследования А.Н.Леонтьева («Параллелограмм развития памяти» А.Н.Леонтьев).

23.Поясните роль осмысления материала при запоминании, объясните явление реминисцении.

24.Поясните зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности. Охарактеризуйте экспериментальные исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко. Охарактеризуйте исследование зависимости запоминания от динамики деятельности в школе К.Левина, сформулируйте и поясните «эффект Зейгарник».

25.Назовите количественные показатели индивидуальных особенностей памяти. Опишите случаи выдающейся памяти.

26.Перечислите и поясните психологический механизм мнемотехнических приемов. Назовите факторы, влияющие на продуктивность памяти. Раскройте данный вопрос через обращение к особенностям своей памяти.

27.Раскройте основные объяснительные механизмы теорий памяти: в ассоцианизме, бихевиоризме, гештальтпсихологии. Что общего Вы находите в данных теориях.

28.Охарактеризуйте основную идею связи памяти и мотивации личности в работах З.Фрейда.

29.Дайте представление относительно учения об общественной природе памяти (П.Жане, Ф.Бартлетт). Что объединяет данные подходы с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского.

30.Раскройте основные принципы деятельностного подхода к исследованию памяти.

31.Раскройте основную идею и назовите этапы развития памяти в генетической теории памяти П.П.Блонского.

32.Охарактеризуйте сущность подходов к исследованию памяти в когнитивной психологии (структурные модели, уровневые модели, когнитивные модели семантической памяти).

33.Дайте общую характеристику мышления, сформулируйте понятие мышления. В чем специфика психологического анализа мышления.

34.Охарактеризуйте проблему типологии мышления. Назовите различные виды мышления с опорой на основу предлагаемой классификации.

35.Назовите и охарактеризуйте логические операции и процессы мышления.

36.Раскройте закономерности развития мышления в онтогенезе. Приведите примеры, иллюстрирующие проявление определенных видов мышления в связи с этапами его развития.

37.Охарактеризуйте психологическое изучение мышления как процесса решения задач. Опишите объективную и субъективную структуры задач. Дайте характеристику психологических детерминант эффективности процесса решения задач. Назовите и охарактеризуйте психологические средства процесса решения задач (эвристики, «анализ через синтез»).

38.Опишите стадии процесса решения задач. Охарактеризуйте эмпирические исследования стадий процесса решения задач (К.Дункер, С.Л.Рубинштейн). Раскройте понятия «проблемная ситуация», «инсайт».

39.Раскройте основные составляющие рассмотрения мышления как процесса целеполагания.

40.Раскройте сущность понятийного мышления. В чем состоит характер соотношения мышления и речи. Охарактеризуйте генетические корни мышления и речи по Л.С.Выготскому.

41.Охарактеризуйте проблему исследования развития понятий. Опишите методику «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова и назовите выделенные функциональные эквиваленты понятий.

42.Сформулируйте психологическое определение понятия «интеллект». Назовите и охарактеризуйте основные модели интеллекта.

43.Охарактеризуйте основные теории механистического подхода к мышлению (теории ассоцианизма, бихевиоризма, информационные теории мышления).

44.Назовите и раскройте основные принципы телеологического подхода к мышлению (Вюрцбургская школа мышления).

45.Охарактеризуйте основные принципы и понятия в связи с изучением мышления в гештальтпсихологии.

46.Охарактеризуйте генетический подход к мышлению. Назовите и раскройте стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.

47.Раскройте понимание мышления как высшей психической функции, как системного образования (Выготский Л.С.). Охарактеризуйте понимание мышления в рамках деятельностного подхода. Сформулируйте основные позиции концепции планомерного формирования умственных действий Гальперин П.Я.

48.Дайте общую характеристику проблемы исследования мышления в когнитивной психологии.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература

Учебники:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.,1998.

2. Когнитивная психология /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушаковой. М., 2002.

3. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008.

4. Немов Р.С. Общие основы психологии в 2 кн. Кн.1. М., 2003. 2014.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб, Питер,2006.

Хрестоматии:

1. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михайлевской. М.,ЧеРо, 1999.

2. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романов. М., ЧеРо, 2005.

3. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., ЧеРо, 2000.

4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления,/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.,1981, 2013.

Дополнительная литература

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.

2. Лурия А.Р. Внимание и память. М.,1975.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, Речь, 2003.

4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк.- М.,1977.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,1995.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб, Питер, 2002.

7. Петухов В.В. Психология мышления. М.,1987.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т., Т.2. М.,1982.

9. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.

10. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,1994.

11. Солсо Р. Когнитивная психология. М.,1996.

12. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под.ред. Е.Д.Хомской. М.,1979.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1999.

Глоссарий

Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Буферная память - кратковременная память, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).

Виды памяти - структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.

Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

Восприятие пространства - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г.Гельмгольц, И.М.Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.
Восприятие человека человеком - понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:

· Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков - ученый);

· Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;

· Перцептивно-ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;

Социально-ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Воспроизведение - актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не вceгдa дает лучший результат по сравнению с отсроченным. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные немецким психологом Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

Время хранения в кратковременной памяти - интервал времени, в течение которого след от поступившей информации может быть восстановлен из кратковременной памяти и использован для дальнейшей переработки.

Высшие психические функции - теоретическое понятие, введенное Л.С.Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть натуральными, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и культурными, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными психологическими орудиями, знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем - как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Вытеснение - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания.

Гештальт (от нем. Gestalt - форма, структура) - основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического поля.

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, поле, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод рассуждения вслух и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в продуктивном мышлении животных и человека трактовалось как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения личностного измерения. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу New Look.

Глубинная психология - ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

· Человек целостен;

· Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

· Главной психологической реальностью являются переживания человека;

· Человеческая жизнь - единый процесс;

· Человек открыт к самореализации;

· Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Деятельностный подход в психологии - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л.Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Дискурсивное мышление (от лат. discursus - рассуждение) - форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивном.

Длительность ощущения - особенность восприятия. Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения воздействия.

Женевская школа генетической психологии - направление в изучении психического развития ребенка, созданное Ж.Пиаже. В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта - формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим. Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования - метод клинической беседы, в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению. Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка осуществляется за счет перехода от эгоцентризма через децентрацию к более объективной умственной позиции. Структуры интеллекта формируются благодаря развитию действия. У ребенка до 2 лет внешние материальные действия, осуществляющиеся развернуто и последовательно, при постоянном повторении схематизируются. В дошкольном возрасте они с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) переносятся во внутренний план, где происходит их сокращение и координация с другими действиями, а в младшем школьном возрасте они превращаются в операции. Таким образом аналог операций на сенсомоторном уровне, конкретные и формальные операции представляют собой три фундаментальные структуры интеллекта, которые определяют весь ход психического развития. В развитии детского мышления находят отражение общебиологические способы жизнедеятельности организма (ассимиляция, аккомодация, адаптация). Изучение процессов обучения подвели представителей Женевской школы к тому выводу, что благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но это всегда зависит от исходного уровня развития. Порядок формирования фундаментальных структур интеллекта постоянен, но сроки их достижения могут изменяться под действием внешних факторов. Генетическая психология тесно связана с генетической эпистемологией, где законы развития интеллекта у ребенка переносятся на область научного познания. К Женевской психологической школе принадлежат также Б.Инельдер, Е.Шеминский и др.

Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Закон специфических энергий - постулат, сформулированный в 1827г. И.Мюллером как общий принцип сенсорной психофизики, согласно которому каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего раздражителя.

Запоминание - активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Знак - одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.013 с.)