Формы аттестации, диагностики, контроля 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы аттестации, диагностики, контроля



Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………..……......3

2. Учебно-тематический план……..………………………………...7

3. Содержание программы…………………….……………………11

4. Методическое обеспечение программы..……………………....23

5. Список литературы………………………………………………25

6. Приложение…………………………………...………….............29

 

I. Пояснительная записка.

    Краеведение является одним из ведущих направлений деятельности системы дополнительного образования детей. История Донского края очень яркая и богатая: нашествия кочевников, казачьи и крестьянские восстания. Здесь родилась казачья вольница, особый казачий уклад, главной ценностью которого были лишь только удаль и отвага, честь и верность долгу, а не происхождение и национальность. Нации и народности, богатые и бедные слились в единый сплав Всевеликого войска Донского. Освоение истории и культуры Дона является необходимым условием воспитания патриотизма, любви к Родному краю у молодого поколения.

    Данная образовательная программа «История Донского края» разработана с учетом нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области прав, охраны здоровья и образования обучающихся.

    Дополнительная общеобразовательная программа «История Донского края» модифицированная и имеет туристско-краеведческую направленность.

    Уровень освоения содержания обучающимися - общекультурный/базовый.

    Актуальность программы определяется её направленностью на обеспечение условий для воспитания разносторонне развитой личности, гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни.

    Новизна и оригинальность данной образовательной программы в использовании современных технологий (технологии дистанционного обучения, технология проблемного обучения) и изучении исторических памятников регионального значения.

    От существующей типовой программы "История Донского края", автором которой является О.Г. Веряскина, настоящая программа отличается структурным построением, способствует социализации воспитанников, воспитанию терпимого отношения к другим национальностям, способствует формированию гражданских идентификаторов (родная земля, традиции, культура, обряды и т.д.).   Предметом изучения является история Донского края и г. Ростова-на-Дону от возникновения до сегодняшних дней.

    Одним из основополагающих принципов программы является принцип историзма, подразумевающий рассмотрение изучаемых явлений в развитии.

    Используя полученные знания в области изучения природных особенностей, исторической судьбы края и города, обучающиеся смогут лучше разобраться в том, какие из нереализованных ещё возможностей будут способствовать процветанию края и города.

    Цель программы: создание условий для успешной социализации и становления гражданской идентичности обучающихся подросткового возраста посредством изучения истории Донского края.

    Задачи программы.

    Воспитательные:

 - способствовать формированию бережного отношения к культурно-историческому наследию Донского края и города Ростова-на-Дону;

 - воспитывать любовь к малой Родине;

 - воспитывать чувства патриотизма и гражданственности;

- воспитывать чувства ответственности и долга перед своей страной.

    Развивающие:

 - развивать познавательные потребности и интересы в сфере краеведения;

 развивать навыки самоконтроля, самоорганизации;

 - развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и старшими;

        

    Обучающие:

- формировать систему знаний об исторических периодах развития Донского края и истории становления города Ростова-на-Дону;

- формировать представление о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях;

 - формировать знания об истории развития Донского казачества;

 - познакомить с историей войн на территории Донского края;

 - развивать навыки исследовательской деятельности в процессе учебных занятий и во время экскурсий.

    Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 11 до 14 лет, без предварительного отбора.

    Программа "История Донского края" разработана в соответствии с психологическими особенностями детей подросткового возраста. Начало подросткового возраста - это период позитивных изменений и преобразований. В этом возрасте важно (период является сензитивным), чтобы ребенок почувствовал радость познания, уверенность в себе, приобрел навыки познавательной деятельности, самоорганизации и саморегуляции, общения со сверстниками.

    Возраст от 11 до 14 лет значим для психического и социального развития личности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой обучающийся получает новые знания. Учебная деятельность способствует развитию мышления ребенка, вниманию, памяти. Эффективность учебной деятельности зависит от содержания усваиваемого материала, конкретной методики в обучении и форм организации учебной работы. В этот период школьники активно накапливают знания. Тематика занятий, рассчитанная на эту возрастную категорию - разнообразна и познавательна. В ходе освоения программы «История Донского края» у обучающихся формируется нравственный аспект отношения к культурно-историческим ценностям.   

    Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы и режим занятий:

    Программа рассчитана на три года обучения:

1-й год-144 часа (4 часа в неделю - 2 раза в неделю по 2 часа);

2-й год-216 часов (6 часов в неделю – 3 раза в неделю по 2 часа);

3-й год- 216 часов (6 часов в неделю – 3 раза в неделю по 2 часа).

    Формы занятий - групповые.

    Формы подведения итогов реализации программы: конкурсы, итоговые игры, мини-конференции, выставка рисунков.

    Ожидаемые результаты.

    Предметные:

- знают историю своего края, города; традиции и ценности народов, населяющих Донской край;

знают исторические периоды развития Донского края;

- определяют место исторических событий во времени, объясняют смысл основных хронологических понятий, терминов;

- применяют знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории Донского края;

- объясняют назначение памятников, сооружений, предметов быта;

    Метапредметные:

- определяют суть понятий, обобщают объекты;

- умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- умеют самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации событий;

- осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

    Личностные:

- демонстрируют гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- имеют представление о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии, следуют их традициям;

- уважительно относятся к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Методы определения результатов освоения программы: наблюдение, беседа, тестовые задания, опрос.

    Прогноз развития программы - разработка образовательно-методического комплекса.

 

II. Учебно-тематический план.

I год обучения.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Наименование темы

Количество часов

Наименование темы

Количество часов

Содержание программы 1-го года обучения

    Стартовая педагогическая диагностика. (2 часа/ практика-2 часа).

Раздел I. Первобытное общество на территории Дона (всего 52 часа/ теория - 34 часа, практика – 18 часов ).

Тема 1. Каменный век на Дону (всего 16 часов/ теория-10 часов, практика – 6 часов)

Теория - 10 часов. Ашельская эпоха каменного века на территории Дона. Жизнь и быт предков в ашельскую эпоху. Эпоха верхнего палеолита в каменном веке. Мезолитическая эпоха каменного века. Религии и обряды в период каменного века. Животный мир на территории Дона в каменный век. Растительный мир на территории Дона в каменном веке.

Практические занятия- 6 часов. Работа с географической картой. Зарисовкиорудий труда в период каменного века на территории Дона. Зарисовка оружия в период каменного века на территории Дона.

Тема 2. Медно-бронзовый век на Дону (всего 12 часов / теория -8 часов, практика- 4 часа).

Теория - 8 часов. Особенности жизни и быта наших предков в медно-бронзовый век на Дону. Земледелие в период медно-бронзового века на Дону. Кочевое скотоводство в данный период на Дону. Культура племен в период медно-бронзового века на Дону.

Практические занятия - 4 часа. Работа с картой Донского края. Зарисовки орудий труда в данный период на территории Дона. Зарисовка оружия в период медно-бронзового века на территории Дона. Выставка рисунков.

Тема 3. Железный век. Скифо-сарматская эпоха на Дону (всего 24 часа/ теория -16 часов, практика- 8 часов).

Теория – 16 часов. Начало железного века на территории Нижнего Дона. Происхождение скифов и скифо-сарматская эпоха. Кочевая жизнь скифских племен. Памятники ранне - скифской культуры. Савроматская знать на Дону. Оружие скифов на Дону. Роль донских сарматов в политической жизни отдаленных территорий. Скифский воин-федерат. Скифские обряды на Дону.

Практические занятия - 8 часа. Работа с картой Донского края. Зарисовки основных моментов жизни и быта скифских племен. Зарисовки орудий труда в скифо-сарматскую эпоху на Дону. Выставка рисунков. Зарисовка жилищ скифов.

Раздел II. Первые государства на Дону (всего 56 часов/ теория — 34 часа, практика- 22 часа).

Тема 1. Греческие поселения на Дону (всего 10 часов/ теория — 6 часов, практика - 4 часа).

Теория – 6 часов. Первые экспедиции греков-колонистов на Дон. Освоение территории Дона. Экономическая жизнь греческих поселений на территории Дона. Жизнь и быт греческих поселений на территории Дона. Фактории поселений и городища греков на Дону. Греческие ремесленники и развитие ремесла на Дону.

Практические занятия - 4 часа. Самостоятельная работа с картой Дона «Маршруты экспедиций греков-колонистов». Зарисовка жилищ греческих поселений.

Тема 2. Поселения раннего средневековья на Дону (всего 24 часа/ теория — 14 часов, практика - 10 часов).

Теория – 14 часов. Развитие Подонья в эпоху раннего средневековья. Поселения раннего средневековья на Дону.Эллинизированные варвары. Война с Закавказьем. Пополнение войск аланами и антами. 370 год н.э. и появление гуннов.Великая степь и тюрки.

Возникновение мощного государства под названиемХазарский каганат. Хазары и князь Святослав. Покорение хазар Святославом. Пришлыйнарод - половцы. Половецкая степь «Дешт и кыпчак». Половецкая культура и её отпечаток на все население. Изучение национальных особенностей половцев. Племена половцев - кыпчаков. Тотемные знаки. Поэма А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Практические занятия - 10 часов. Работа с картой Донского края. Чтение по ролям отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Просмотр мультфильма «Вещий Олег». Нанесение на карту Восточной Европы границ обитания поселений хазар и половцев. Изучение хазарских национальных украшений. Изучение и зарисовка тотемных знаков. Выставка рисунков.

Тема 3. Славянские поселения на Дону (всего 12 часов /теория — 8 часов, практика- 4 часа)

Теория – 8 часов. Славянские поселения на Дону. Борьба славянских поселений с печенегами. Животноводство и славянский народ. Развитие сельского хозяйства в данный период. Славяне и образование на Дону.

Практические занятия – 4 часа. Нанесение на карту границ славянских поселений. Изучение славянской литературы (об обрядах, традициях, обычаях).

Тема 4. Особенности взаимоотношений греческих и славянских поселений с кочевниками (всего 10 часов/ теория-6 часов, практика- 4 часа).

Теория – 6 часов. Борьба с кочевниками. Печенеги и Донской край. Половцы и Донской край. Владимир Мономах и половцы. Борьба «черных людей» против половцев. Поход Игоря Святославовича. Роль князя Игоря в борьбе с половцами.

Практические занятия – 4 часа. Чтение отрывков поэмы «Слово о полку Игоре». Виртуальная экскурсия к памятнику дружине князя Игоря на горе Караул. Зарисовка памятника. Выставка рисунков.

Раздел III. Развитие торговых отношений в период становления первых полисов (всего 10 часов / теория- 6 часов, практика- 4 часа).

Теория – 6 часов. Тана – центр торговли на Дону. Тана – крупный ремесленный центр. Мусульмане и другие населения города. Соседи Таны и строительство города Азак. Азак – Тан и турецкие поселения. Торговля людьми на территории Азак -Таны в период XV века. Переименование Таны в Азов.

Практические занятия – 4 часа. Экскурсия в краеведческий музей «Сокровища Донских степей». Работа с географической картой. Нанесение на карту поселений Таны. Зарисовка древней Таны.

Раздел IY. Войны и восстания на территории Донского края (всего– 16 часов/ теория-10 часов, практика- 6 часов).

Тема 1. Восстания на территории Донского края (всего– 6 часов/ теория- 4 часа, практика-2 часа).

Теория - 4 часа. Роль Ермака в жизни казаков. Степан Разин и его влияние на казаков. Запорожцы. Кондратий Булавин и борьба за правду. Донские казаки и Михаил Романов. Освобождение Азова. Пугачевщина. Наградные медали казачьих полковников.

Практические занятия - 2 часа.  Самостоятельная работа: изучение маршрута похода Ермака и зарисовка знамени Ермака, печати и герба Войска Донского. Выставка рисунков.

 Тема 2. Татаро-монгольские завоеватели на Дону (всего – 4 часа/ теория-4 часа).

Теория –4 часа. Татаро-монгольские завоеватели на Дону. Восточная Европа в конце XV века. Распад Золотоордынского ханства. Обострение классовых противоречий на территории Дона. Фильм «Чингисхан. Великий монгол»

Тема 3. Войны на территории Донского края (всего – 10 часов/ теория - 4 часа, практика - 6 часа).

Теория – 4 часа. Отечественная война 1812 года. Кавказская война. Первая мировая война, гражданская война. Раскулачивание и расказачивание. Возрождение казачества.

Практические занятия - 6 часов. Экскурсия в город Азов.

Промежуточная педагогическая диагностика (всего 4 часа / практика - 4 часа).

Содержание программы 2-го года обучения

«Донское казачество».

 

Промежуточная педагогическая диагностика (всего – 2 часа / практика - 2 часа).

Тема 1. Появление казачьих городков на Дону (всего 8 часов/ теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория – 4 часа. Приход казаков. Воровские и астраханские казаки. Быт и культура казаков на Дону. Куликовская битва и подвиги казаков. Гражданство казаков. Образование казачьих поселений. Казачьи города и их особенности.

Практические занятия - 4 часа. Виртуальная экскурсия в музей-заповедник «Куликово поле». Изучение портретов казаков-героев Куликовской битвы. Чтение стихов о Куликовской битве.

Тема 2. Древнейшие верования и обычаи казаков на Дону (всего 12 часов /теория- 10 часов, практика-2 часов).

Теория – 10 часов. Верования казаков. Обычаи казаков: рождение казака; крестильный обряд; свадебный обряд; проводы на войну - службу; поминальный обряд. Роль обрядов в казачьей жизни.

Практические занятия — 2 часа. Зарисовки понравившихся обычаев. Выставка рисунков.

Тема 3. Станичные ремесла казаков (всего 12 часов/ теория-6 часов, практика-6 часов).

Теория – 6 часов. Развитие ремесел на Дону. Умения и навыки казаков. Мастера на все руки. Символ принадлежности к казачеству – папаха.

Практические занятия – 6 часов. Зарисовка казачьих орудий труда и предметов обихода. Зарисовка булавы и пернача – знаков атаманской власти. Зарисовки медной казачьей посуды. Выставка рисунков.

Тема 4. Роль Христианства в жизни казаков (всего 8 часов/ теория -4 часа, практика - 4 часа).

Теория – 4 часа. Возникновение христианства. Ислам и степняки – христиане. Первые проповедники и пастыри христианства на Дону (Апостол Андрей, епископ Феотим и т.д.)

Практические занятия – 4 часа. Творческое задание: «В чем отличие исламской веры от веры степняков-христиан». Изучение изображений с первыми праведниками и пастырями христианства.

Тема 5. Казачьи храмы (всего 10 часов/ теория - 6 часов, практика - 4 часа).

Теория – 6 часов. Появление казачьих храмов. Жизнь и быт казачьих священников. Роль креста в жизни казака. Вера и бесстрашие казака. Значимость в жизни казака церкви Святого Дмитрия.

Практические занятия – 4 часа. Изучение древнейшего каменного креста. Изучение и зарисовка одежды священников. Составление сообщений о церковных традициях казаков и выступления с ними. Зарисовка казачьей церкви Святого Дмитрия. Экскурсия к памятнику Дмитрия Ростовского.

Тема 6. Церковные традиции (всего 8 часов/ теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория - 4 часа. Церковные традиции. Соблюдение церковных традиций.

Практические занятия - 4 часа. Чтение легенды о каменном кресте по ролям. Зарисовка казачьего серебряного креста.

Тема 7. Казачий фольклор и театральная деятельность (всего 14 часов/ теория - 8 часов, практика - 6 часов).

Теория – 8 часов. Развитие театральной деятельности и фольклора у казаков. Былины казаков. Казачьи сказки. Роль музыки в жизни казака.

Практические занятия – 6 часов. Иллюстраций к сказкам казаков. Чтение казачьих донских былин. Изучение казачьих песен. Зарисовка казачьей трехструнной скрипки. Прослушивание и анализ казачьих песен.

Тема 8. Образование и просвещение казаков (всего 8 часов / теория — 6 часов, практика - 2 часа).

Теория – 6 часов. Строительство школ и гимназий на территории Дона. Воинская наука казака. Роль Г.С. Сковороды, И.И. Железнова, Ф.Д. Крюкова в образовании казаков.

Практические занятия – 2 часа. Казачьи школы, гимназии (расположение и оборудование кабинетов). Изучение портретов выдающихся ученых-казаков.

Тема 9. Казачьи жилища (всего 16 часов / теория — 8 часов, практика - 8 часов).

Теория – 8 часов. «Мой дом - моя крепость». Виды казачьих жилищ: курень, усадьба. Типы куреней. Виды казачьих жилищ: усадьба. Особенности строения жилищ. Виды печей в жилищах казаков. 

Практические занятия – 8 часов. Зарисовка казачьего жилища: куреня. Зарисовка казачьего жилища: усадьбы. Виртуальная экскурсия в казачий курень. Виртуальная экскурсия в казачью усадьбу. Изучение особенностей приготовления казачьей пищи. Казачья кухня.

Тема 10. Казачьи городки, станицы, хутора (всего 14 часов / теория - 6 часов, практика - 8 часов).

Теория – 6 часов. Черкассы и Дон. Появление казачьих городков. Казачий городок на Дону в XVI-XVIII веке. Особенности боевых особенностей казачьих городков. Донская станица и её особенности. 

Практические занятия – 8 часов. Экскурсия по Донской станице Старочеркасской. Изучение плана Черкасска – столицы казачества в XVIII веке. Изучение плана станицы на Среднем Дону.

Тема 11. Хозяйство (всего 10 часов / теория - 6 часов, практика - 4 часа).

Теория – 6 часов. Развитие хозяйства. Роль рыболовства в жизни казаков. Виды снастей для рыболовства.

Практические занятия – 4 часа. Изучение изображений «Уральское багренье». Зарисовка снастей для багренья. Зарисовка вентеря – ловушки для рыбы, устанавливаемой на дне рек.

Тема 12. Земледелие (всего 8 часов / теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория - 4 часа. Развитие земледелия. Земледелие – основной источник существования казаков. Сельскохозяйственные научные станции. Современные методы землеустройства.

Практические занятия - 4 часа. Изучение и зарисовка ветряной мельницы. Подготовка обучающимися доклада: «Развитие земледелия на Дону» с последующим его обсуждением.

Тема 13. Животноводство, коневодство (всего 18 часов /теория - 12 часов, практика - 6 часов).

Теория – 12 часов. Развитие животноводства. Пастушество - самая древняя профессия казаков. Виды пастушьих специальностей. Роль коневодства в жизни казака. Коневодческая работа и атаманские смотры. Породы лошадей на Дону.

Практические занятия – 6 часов. Изучение пород лошадей по изображениям. Зарисовка понравившихся пород лошадей. Изучение типов пастушьей одежды по изображениям. Зарисовка понравившейся модели.

Тема 14. Охота (всего 4 часа / теория - 2 часа, практика - 2 часа).

Теория - 2 часа. Донские охотники. Особенности донских охотников. Типы их одежды.

Практические занятия - 2 часа. Творческое задание: «Найти отличия между пастухами – коневодами и охотниками».

Тема 15. Развитие народной медицины у казаков (всего 18 часов / теория - 10 часов, практика - 8 часов).

Теория – 10 часов. Врачевание и народная медицина казаков. Роль народной медицины в жизни казаков. Казаки и мануальная терапия. Казаки и искусство массажа. Казачьи лекари и способы их врачевания. Казаки - «травознаи». Ведуны, знахари, их методы и способы врачевания. Полынь - символ казачьей судьбы.

Практические занятия – 8 часов. Иллюстрации с изображением видов врачевания. Изучение рецептов казачьей медицины. Медицинские инструменты, зарисовка по образцу. Изучение казачьих травников. Зарисовка трав: полыни, чабреца, калины.

Тема 16. Воспитание мальчиков (всего 8 часов / теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория – 4 часа. Обряды, связанные с воспитанием мальчиков от рождения до отрочества. Особенности традиций в воспитании мальчиков. Особая значимость символов казачества для казака.

Практические занятия – 4 часа. Иллюстрации с обрядами, связанными с воспитанием казачат. Виды игр казачат и казаков. Казачья игра с обучающимися.

Тема 17. Воспитание девочек (всего 8 часов /теория - 2 часа, практика - 6 часов).

Теория – 2 часа. Особенности казачьих традиций в воспитании девочки. Воспитание свободолюбия в девочках-казачках.

Практические занятия – 6 часов. Изучение обряда, связанного с воспитанием девочек. Виды игр девочек - казачек. Просмотр иллюстраций и зарисовка обряда крещения девочки.

Тема 18. Женские и мужские костюмы казаков (всего 14 часов / теория - 8 часов, практика - 6 часов).

Теория – 8 часов. Казачья униформа и снаряжение. Знаки атаманской власти.Национальные костюмы казачек. Одежда и внешний вид казака. Служба казаков. Виды казачьих головных уборов. Роль головных уборов, причесок, украшений в жизни казака.

Практические занятия – 6 часов. Просмотр слайдов с видами казачьей одежды. Зарисовка казачьих костюмов. Просмотр иллюстраций с древнейшими прическами, казачьими папахами, кубанками, фуражками, серьгами. Зарисовка головных уборов, причесок и украшений.

Тема 19. Петровские реформы. Предпосылки возникновения г. Ростова-на-Дону (всего 12 часов / теория - 8 часов, практика - 4 часа).

Теория – 8 часов. Петр I и атаман Фрол Минаев. Донские казаки и сражение под Лесной. Петр и казачьи войска. Роль Петра I в переселении донских казаков. Формирование казачьего сословия Российской империи. Роль донских казаков в войнах XVIII века. Роль Петра I в возникновении г. Ростова-на-Дону.

Практические занятия – 4 часа. Составление хронологической таблицы «Основные даты казачьей истории». Работа со словарем. Экскурсия в музей «История Донского края».

Промежуточная педагогическая диагностика (всего 4 часа / практика - 4 часа )

                Содержание программы 3-го года обучения.

Промежуточная педагогическая диагностика (всего 2 часа / практика - 2 часа).

Раздел I. Начало земли Ростовской (всего 22 часа/ теория — 10 часов, практика - 12 часов).

Тема 1. «Донская Троя». Городища позднего бронзового века (всего 12 часов / теория - 6 часов, практика - 6 часов).

Теория - 6 часов. Уникальный памятник археологии - Ливенцовская крепость и ее название «Донская Троя». Расположение городищ: Сухо-Чалтырского, Нижне-Гниловского, Темерницкого, Ростовского, Кизитериновского, Кобякового. Поселения земледельцев-меотов. Амазонки на Дону. Археологические памятники. Ученые-археологи, изучавшие прошлое Ростова.

Практические занятия - 6 часов.  Нанесение на современную карту города археологических памятников. Описание археологических находок по отдельным периодам, памятникам археологии. Автограф Пушкина. Чтение сказаний о Ермаке и его хождениях по Дону.

Тема 2. Курганы – великие памятники степных народов (всего 10 часов / теория - 4 часа, практика - 6 часов ).

Теория - 4 часа. Курганы – «хранители древности».Курганные группысеверной части:Сурб – Хач, Темерницкий, Северный. Курганные группы западной части: Байков, Северо – Западный, Ливенцовский, Нижнее – Гниловской. Одноименные курганы центральной части: Мечникова, Телецентр, Каменка, Доломановский, Братский. Курганные группы восточной части: Кизитириновские и Кобяковские.

Практические занятия - 6 часов. Экскурсия на один из курганов «Сурб-Хач». Изучение археологической карты г. Ростова-на-Дону. Составление таблицы 1. Отметить на современной карте города курганы.

Раздел II. «Для сбору по тарифу» (всего - 44 часа/ теория - 18 часов, практика - 26 часов).

Тема 1. Азовские походы Петра Великого и присоединение низовьев Дона к России (всего 8 часов / теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория - 4 часа.  Освоение территории «Дикого поля». Две достопримечательности на территории Дона. Образование первых поселений: Темерницкой слободы, Богатяновки, Полуденки. Запорожские казаки и военное поселение. Междоусобицы между донскими и запорожскими казаками.

Практические занятия - 4 часа. Экскурсия к Богатяновскому источнику.Составление от имени Посольского доклада на имя юного царя Петра Алексеевича о положении на южных рубежах России.

Тема 2. Основание Темерницкой таможни (всего 12 часов / теория - 4 часа, практика - 8 часов).

Теория - 4 часа. Строительство таможни в Черкасске и донские казаки. Перенос таможни в низовья Дона по указу Елизаветы Петровны. Связь Темерницкой таможни и крепости Святой Анны. Торговые отношения России и Турции посредством Темерницкой таможни. Роль таможни. Утверждение Сенатом официальной даты основания города Ростова-на-Дону.

Практические занятия - 8 часов. Виртуальная экскурсия "Крепость Святой Анны". Объяснение факта переноса царским правительством предполагаемого места таможни. Экспортно – импортные операции, осуществляющиеся в XVIII веке и сегодня. Роль таможни в жизни современного Ростова и групповое обсуждение сообщений с обучающимися.

Тема 3. Темерницкий порт (всего 10 часов / теория - 2 часа, практика - 8 часов).

Теория - 2 часа. 1753 год и основание Темерницкого порта. Торговое значение Темерницкого порта. Организация торговли с Константинополем через Темерницкий порт. Еремей Пирожников – основатель ростовской торговли посредством Темерницкого порта.

Практические занятия - 8 часов. Экскурсия на Темерницкий канал. Сбор материала по теме: «Ростовский порт во время Петра I и сегодня». Обсуждение докладов с обучающимися. Анализ роли ростовского порта в развитии внутренней и внешнеэкономической деятельности.

Раздел III. Крепость в низовьях Дона (всего 34 часа / теория - 16 часов, практика - 18).

Тема 1. Подготовка к основанию крепости. Лучшая в Европе крепость (всего 16 часов / теория - 8 часов, практика - 8 часов).

Теория - 8 часов. Идеи проектирования крепости Святого Димитрия, выдвинутые инженером А.И. Ригельманом. Крепость – опорный пункт Азово- Моздокской укрепленной линии. Доломан крепости Святого Димитрия Ростовского. История возникновения названия крепости.

Практические занятия - 8 часов. Стратегические, политические и природные условия выбора места для крепости Святого Дмитрия Ростовского. Составление от имени А.И. Ригельмана доклада на имя правительствующего Сената с описанием крепости. Соотношение плана крепости с современным планом города. Проектировка, с привязкой к местности, памятного знака, который мог бы символизировать в современном городе границы крепости. Отношения Ростова-на-Дону со своими соседями в 1-й половине XVIII века. Оценка наследия А.И. Ригельмана, оставленного Донскому краю.

Тема 2. Крепостная Соборная Покровская церковь. Крепостные форштадты (всего 8 часов /теория - 2 часа, практика - 6 часов).

Теория - 2 часа. Роль Покровской церкви для жителей Дона. Образование Доломановского форштадта. Образование Солдатского форштадта. Населения форштадтов. Значение форштадтов.

Практические занятия - 6 часов.  Экскурсия в Покровскую церковь и её зарисовка. Выставка рисунков.

Т ема 3. Роль крепости во внутренней и внешней политике России (всего 8 часов / теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория - 4 часа. Значение и роль крепости во внешней политике России. Военно-стратегическое значение крепости Святого Димитрия Ростовского. Значение и роль крепости во внутренней политике.

Практические занятия - 4 часа.  Сопоставление роли крепости во внутренней и внешней политике. Обозначение на карте исторических границ крепости Святого Димитрия Ростовского. 

Раздел IV. Переселение армян на Дон (всего - 28 часов/ теория - 12 часов, практика - 16).

Тема 1. Основание поселений (всего 6 часов / теория - 4 часа, практика - 2 часа).

Теория - 4 часа. Переселение армян на территорию Дона. Роль архимандрита П. Маркосяна и командующего А.В. Суворова в организации и проведении переселения армян на Дон. Город Нор-Нахичеван. Автономия ново-нахичеванцев. Город Нахичевань-на-Дону с первых дней.

Практические занятия - 2 часа. Электронная презентация на тему «Переселение армян на Дон». Причины переселения армян на Дон. Описание роли А.В. Суворова в переселении армян.

Тема 2. Нахичевань в XIX веке (всего10 часов /теория - 2 часа, практика - 8 часов).

Теория – 2 часа. Структуризация Нахичевани. Роль М.И. Балабанова в жизни армян. Развитие внутренней торговли в Нахичевани. Промышленность и сельское хозяйство в Нахичевани. Основание общественного городского банка на территории Нахичевани.

Практические занятия - 8 часов. Экскурсия по старой части города Нахичеван. Самостоятельная работа по теме: «Характеристика экономики Нахичевани в XIX веке, объяснение составляющих элементов герба Нахичевани. Зарисовка герба».

Тема 3. Культурное наследие армян (всего 12 часов / теория - 6 часов, практика - 6 часов).

Теория - 6 часов. Культурный центр – Сурб-Хач. Самобытность общеармянской культуры. Роль К.М. Попова, М.Шагинян, М.Сарьяна и Г. Шилтяна в развитии культуры. Особенности творчества К.М. Попова, М.Шагинян, М.Сарьяна и Г. Шилтяна. Развитие театрального искусства. Памятники Нахичевани XIX века.

Практические занятия - 6 часов. Анализ творчества М. Сарьяна и Г. Шилтяна. Проведение исследования на тему: «Современное состояние памятников Нахичевани в XIX веке».

Раздел V. Начало становления города Ростова (всего - 20 часов / теория -10 часов, практика -10 часов).

Тема 1. Официальное признание города (всего 2 часа / теория - 2 часа).

Теория - 2 часа. Создание Новороссийской губернии и Ростовский уезд. Возникновение названия г. Ростова.

Тема 2. Становление города в 1-й половине XIX века (всего 8 часов /теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория - 4 часа. Развитие города Ростова. Указ Александра I о пожаловании городу герба. Возникновение Новоселовского района. Возникновение Затемерницкого района (ныне Железнодорожный район). Роль графа М. С. Воронцова в становлении города. Возобновление таможенной деятельности.

Практические занятия – 4 часа. Работа с современной картой г. Ростова (развитие городской территории). Роль графа М.В. Воронцова в развитии экономики Ростова. Экскурсия на таможню г. Ростова-на-Дону. Изменения, произошедшие в Ростове в период первой половины XIX века.

Тема 3. Город в середине XIX в. Ростовские ярмарки (всего 8 часов /теория - 4 часа, практика - 4 часа).

Теория - 4 часа. Ярмарки г. Ростова-на-Дону. Город Ростов-на-Дону и экономическая зависимость от г. Таганрога. Утверждение нового плана города. Рост территории города. Появление на Ростовском рынке собственной продукции. Благоустройство города. Формирование на территории города самостоятельного купеческого сословия. Ростов во время Крымской войны. Ростов – главный пункт отпуска хлеба за границу.

Практические занятия – 4 часа. Раскрытие роли ростовских ярмарок в развитии Всероссийского рынка. Анализ порядка управления городом и формирование городской Думы. Заполнение таблицы 2 (Тема: «Город в середине XIX в. Ростовские ярмарки.»).

Раздел VI. Развитие города Ростова (всего -24 часа/ теория - 16 часов, практика - 8 часов).

Тема 1. Промышленность и торговля Ростова во 2-й пол. XIX века (всего 6 часов /теория - 4 часа, практика - 2 часа).

Теория- 4 часа. Роль г. Ростова-на-Дону в развитии страны во 2-й половине XIX века. Роль А.М. Байкова в развитии города. Создание Комитета донских гирл и его функции.

Практические занятия – 2 часа. Составление хронологической таблицы «Впервые в Ростове». А.М. Байков - «легендарный городской голова».

Тема 2. Благоустройство города во II половине XIX века (всего 6 часов / теория - 4 часа, практика - 2 часа).

Теория - 4 часа. Развитие коммерческих структур города. Иностранные консульства, их значение и роль в развитии экономики и социальной сферы    г. Ростова-на-Дону. Торгово-промышленная деятельность. Е.Т. Парамонов и его роль в становлении города. В. Асмолов и табачное производство. Интерес


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.005 с.)