Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качество деятельности медицинской сестры ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В настоящее время в Российской Федерации создана целостная система руководства сестринским делом. При Министерстве здравоохранения и социального развития РФ и Управлении учебными заведениями для анализа перспективных направлений развития сестринского дела, повышения качества сестринской помощи, коллегиального решения проблем сестринского дела в сфере практического здравоохранения создан Координационный совет по сестринскому делу, организованы проблемные комиссии по сестринскому делу, введена должность главного специалиста сестринского дела, разработано Положение о главном специалисте сестринского дела органа управления здравоохранением края и области. В номенклатуру специальностей учреждений здравоохранения введена специальность «Управление сестринской деятельностью». Установлен перечень должностей для специалистов с высшим сестринским образованием — главной медицинской сестры, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, заведующего отделением сестринского ухода, медикосоциальной помощи. На уровне лечебно-профилактических учреждений руководство всей работой среднего и младшего медицинского персонала осуществляют главные медицинские сестры. В отделениях ЛПУ работой среднего персонала руководят старшие медицинские сестры. Все это свидетельствует о том, что нынешняя модель российского сестринского дела отражает многочисленные изменения в организации, структуре и задачах мирового сестринского дела. Российская концептуальная модель сестринского дела должна стать профессиональным стандартом взамен существующей системы организации сестринского дела. Она должна определить принципы и философию сестринского дела, миссию и функции, место российской медицинской сестры в отечественном здравоохранении, границы компетентности сестры новой фармации в зависимости от уровня ее образования. Оказание современных видов медицинской помощи требует внедрения в деятельность лечебно-профилактических учреждений современной системы сестринского ухода. Медицинская сестра должна владеть не только современными методами ухода и выхаживания, но и современными медицинскими методиками. Все это требует дальнейшего совершенствования контроля качества сестринской деятельности.
В соответствии с международными стандартами качество определяется как совокупность свойств и характеристик продукта или услуг, которая придает ему способность удовлетворять установленные или подразумеваемые потребности. Качество сестринской деятельности — характеристика, отражающая степень адекватности сестринских технологий профессиональным стандартам, выбранных для достижения поставленных целей. Оно обеспечивается основными критериями качества медицинской сестры: профессионализмом, доступностью, результативностью, коммуникабельностью, эффективностью, безопасностью, удовлетворенностью. Профессионализм (профессиональная компетентность). Наличие у медицинской сестры профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания сестринского ухода, умение их применять в любой конкретной ситуации, а также честности, ответственности, дисциплинированности и аккуратности. Доступность сестринских услуг. Означает получение сестринского ухода пациентом независимо от места проживания, социального положения, экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности. Результативность сестринской помощи. Определяется эффектив-. ным использованием рабочего времени и технологий сестринского ухода, взаимодействием в процессе оказания ухода с пациентом (семьей), контролем динамики его проблем, обеспечением инфекционной безопасности, своевременным и правильным выполнением назначений врача и др. Коммуникабельность (межличностные взаимоотношения). Понимается внутренний психологический климат в коллективе, умение медицинской сестры работать в команде, взаимодействие пациента в системе «врач — медицинская сестра», представление пациента о данной системе, установки пациента на лечение, его приверженность выполнения рекомендаций по лечению. Эффективность сестринской деятельности. Отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Эффективность сестринских услуг будет тем выше, чем больше они будут соответствовать инструкциям, стандартам (протоколам) сестринских услуг.
Непрерывность. Последовательность и преемственность оказания необходимых сестринских услуг на всех этапах лечения в зависимости от потребностей пациента. Безопасность. Обеспечение безопасной больничной среды, инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактики травматизма. Сюда входят соблюдение лечебно-охранительного режима, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, контроль побочных эффектов применения лекарственных средств и диагностических процедур. Экспертами регионального Бюро ВОЗ разработаны следующие критерии контроля качества медицинской помощи, которые в рейтинговом порядке примерно равны (Ю.П. Лисицин, 2002). Адекватность. Соответствие фактического обслуживания его целям и методам реализации. Достаточность. Минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для достижения адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности. Доступность. Соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся. Научно-технический уровень. Применение имеющихся медицинских знаний и техники при оказании медицинской помощи. Своевременность. Показатель соотношения между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое потребовалось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях. Экономичность. Соотношение между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимостью. Эффективность. Соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях 8. Репрезентативность критериев качества. Соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта. Для оценки эффективности медицинского обслуживания во ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко разработан интегральный показатель, включающий три компонента: медицинскую, социальную и экономическую эффективность. Коэффициент (показатель) медицинской эффективности (Км) рассчитывается по формуле: Число достигнутых результатов ^ 1ПЛ0/ = X 1UU /о Общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи Коэффициент (показатель) социальной эффективности (Кс): Число случаев удовлетворенности потребителей х^ддо/ Общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи Коэффициент (показатель) затрат (Кз): Нормативные затраты. ^2 — ——————————————————————————————————————————— х 1UU /о Фактически произведенные затраты на оцениваемые случаи При наличии медико-экономических стандартов рассчитывается коэффициент экономической эффективности (Кэ): Число случаев медицинской помощи по стоимости, соответствующей стандарту Кз = г— XlUU/o. Общее число оцениваемых по стандатру случаев оказания медицинской помощи Интегрированный коэффициент оценки эффективности медицинского обслуживания (Ки) будет равен произведению этих показателей.
Ки = Км х Кс х Кз или Ки = Км х Кс х Кэ.. Коэффициент экспертизы качества медицинского обслуживания (Кк) — оценка оптимальной технологии обслуживания: Число случаев, соответствующих оптимальной технологии,. Кк=— хЮО/о. Общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи Интегрированный показатель эффективности и коэффициент качества, характеризующий технологию обслуживания, можно объединить, рассчитав комплексный показатель качества медицинского обслуживания (КП): КП = Км х Кс х Кз х Кк или КП = Ки х Кк. Критерии качества услуг бывают субъективные и объективные. К субъективному критерию качества сестринского ухода относится удовлетворенность. Удовлетворенность качеством сестринской деятельности подразделяется на полную и частичную, удовлетворенность пациента (населения), удовлетворенность самой медицинской сестры и удовлетворенность руководства ЛПУ. Удовлетворенность пациента, Уровень качества жизни пациента как интегральной характеристики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии, прямо пропорционален его удовлетворенности условиями и образом жизни. Удовлетворенность пациента условиями и образом жизни определяется с помощью анкетирования, интервьюирования, организации диспутов, дискуссий в школах для больных диабетом, больных бронхиальной астмой, артериальной гипертонией и др., где критерием оценки качества жизни пациента, связанного со здоровьем, является качество сестринских услуг. Здесь важную роль играет достоверность предоставляемой пациенту информации о качестве сестринской услуги, ее интерпретация. Удовлетворенность медицинской сестры. Определяется теми условиями, в которых она оказывает услуги: организация ухода, размер и форма материального вознаграждения, практика морального и материального поощрения, возможность профессионального роста, участие в инновациях, участие в выполнении федеральных программ, обмен опытом с коллегами, решение проблем социальной защищенности и др. Удовлетворенность руководства. Признание качества сестринских услуг старшей медицинской сестрой отделения ЛПУ, главной медицинской сестрой, заместителями главного врача, главным врачом, органами управления здравоохранением. В ряде случаев удовлетворенность качеством сестринской услуги может отсутствовать как у руководства ЛПУ, пациента, так и самой медицинской сестры.
Основным объективным критерием качества работы медицинской сестры является здоровье пациента (группа здоровья, исход заболевания) и всего контингента обслуживания (распределение по группам здоровья, заболеваемость, травматизм, инвалидность). Влияние качества сестринских услуг на показатель здоровья пациента определяется по следующим позициям. Своевременность. Выполнение назначенных лечащим врачом мероприятий по уходу, обеспечение режима двигательной активности, лечебного питания, подготовка к обследованию и взятие биологического материала для исследования, выполнение лекарственных и других назначений, владение манипуляционной техникой, осуществление контроля побочных эффектов лекарственной терапии и др. Квалификация. Полнота сестринского обследования, правильность идентификации проблем пациента, правильность и полнота планирования мероприятий по уходу, выполнение зависимых, взаимозависимых и независимых сестринских вмешательств, манипуляционная техника, контроль достижения цели вмешательств, Корректировка плана вмешательств, работа в команде, ведение документации и др. Экономическая эффективность. Соответствие произведенных затрат при оказании сестринских услуг нормативным (расчетным). Соблюдение правил деонтологии. Жалобы и критические замечания, отношение пациента к медицинской сестре (уважение, признание авторитета), отношение пациента к своему здоровью (вредные привычки, гиподинамия, избыточное питание, мотивации к здоровому образу жизни и др.), отношение медицинской сестры к пациенту, родственникам пациента (доверие, взаимопонимание и др.). Критериями качества деятельности участковой медицинской сестры поликлиники могут являться следующие показатели. Качество выполнения врачебных назначений. Количество пациентов, направленных в обучающие школы, с анализом причин, по которым пациенты не прошли обучение. Выполнение плана прививок. Объем самостоятельной работы с учетом количества принятых пациентов, выполненных услуг, патронажей. Выполнение плана флюорографического обследования. Охват онкологическими осмотрами пациентов участка. Количество женщин, направленных в кабинет планирования семьи. Охват бактериологическим обследованием на туберкулез пациентов из группы риска. Компонентами качества медицинской помощи являются: 1) качество структуры (организационно-техническое качество ресурсов: земля, сооружения, оборудование, материалы, кадры; 2) качество процесса (технология, соблюдение принципов стандартов); 3) качество результативности — достижение запланированных показателей и соотношение их с экономическими показателями. Структурное качество отражает условия сестринской деятельности и зависит от материально-технического обеспечения (состояние зданий, в которых располагается медицинское учреждение, палат, процедурного кабинета, сестринского поста, столовой, туалета, вспомогательных кабинетов); квалификации медицинских сестер; наличие, состояние и рациональность использования медицинского оборудования; уровень обеспеченности лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Структурное качество деятельности медицинской сестры предполагает профессиональные знания, умения и навыки, соответствие профессиональным и должностным требованиям, квалификации.
Качество технологии отражает весь процесс сестринской деятельности с учетом ее профессиональной подготовки, квалификации, соблюдения принципов последовательности и преемственности, а также оценки конечного результата по реакции пациента на вмешательство. Качество технологии дает представление о соответствии содержания сестринской деятельности потребностям конкретного больного, соблюдении принципов позитивной больничной среды, выполнении требований стандартов (протоколов) и алгоритмов выполнения сестринских манипуляций. Качество конечного результата характеризует достижение целей сестринской деятельности (цель достигнута, цель частично достигнута, цель не достигнута). Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. Высокий уровень структурного качества не всегда дает высокий уровень качества технологии и результата. В то же время нарушение технологии сестринской деятельности всегда приводит к отрицательному конечному результату. Качество сестринских услуг зависит от: укомплектованности штатов ЛПУ, профессиональной нагрузки медицинской сестры, организации рабочего места, рабочей дисциплины, выполнения медицинской сестрой работы по совместительству, радиуса участка обслуживания в поликлинике, состояния дорог, наличия транспорта, состава медицинских сестер по стажу работы, по категориям, частоты и периодичности повышения квалификации, применения современных и внедрения новых методов сестринского обслуживания и др.; профессионализма медицинской сестры; моральной и материальной заинтересованности в положительном конечном результате; соблюдения требований к интерьеру помещений, культуре общения, доброжелательности отношений, правильному пониманию своего профессионального долга, умению общаться с пациентами, поддержания авторитета, личностным качествам, взаимоотношениям в коллективе, особенностям поведения в быту. На качество услуг медицинской сестры оказывают неблагоприятное влияние следующие факторы. Отсутствие стойкой положительной мотивации на повышение качества деятельности у медицинских сестер. Этому способствует низкий престиж профессии, отсутствие поддержки совершенствования профессиональной деятельности и внедрения современных технологий в практическую деятельность, отсутствие взаимосвязи между качеством сестринских услуг и материальным вознаграждением. Отсутствие стойкой положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья у пациентов. Большинство пациентов свое здоровье оценивают как нечто «само собой разумеющееся, с которым ничего не случится, а если и случится, то врачи всегда помогут». У них нет понимания ценности своего здоровья и ответственности за его сохранность, отсутствуют навыки здорового образа жизни. Контроль качества Сестринская деятельность (услуга, помощь) как товар обладает рядом свойств, крайне затрудняющих контроль ее качества. К этим свойствам относятся: 1) неосязаемость до момента приобретения (нельзя заранее оценить при помощи органов чувств или технических устройств); 2) неотделяемость от источника, будь то человек или машина (существует только в момент ее оказания); 3) несохраняемость (Дохранить после окончания нельзя), которые приводят к 4) непостоянству качества сестринской услуги. Поэтому важное место в оценке качества сестринской деятельности принадлежит медико-экономическим стандартам и протоколам. Стандарт — это установленные правила оказания услуг. Существуют международные, государственные, территориальные медицинские стандарты, профессиональные стандарты медицинских знаний и умений, стандарты медицинских программ и др., которые применяются в различных областях (первичная медико-санитарная помощь, специализированная помощь, больничная помощь, первичная медико-социальная помощь и др.). Стандарты могут быть рекомендательными и законодательными. Отраслевой стандарт «Протоколы ведения больных. Общие требования» обеспечил создание протоколов сестринского ухода при различных заболеваниях, синдромах и клинических ситуациях. Задачи стандартов и протоколов: повысить качество сестринской помощи, уменьшить дублирование работы, повысить безопасность больных и медицинского персонала, обеспечить возможность оценки конечных результатов. Для обеспечения и оценки качества сестринских услуг разработаны три подхода: 1. Структурный подход. Осуществляется в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации медицинских специалистов. Оценка структурного качества деятельности медицинской сестры предусматривает анализ ее профессиональных знаний, умений и навыков, соответствие профессиональным и должностным требованиям, квалификации. 2. Технологический подход. Оценивается технология сестринской деятельности, соответствие стандартам (протоколам) с учетом конкретной ситуации (помощь на дому, в стационаре, в поликлинике). 3. Результативный подход. Оценивается качество конечного результата по отношению отдельного пациента или всех больных, обслуженных медицинской сестрой за определенный промежуток времени. Контроль качества сестринской деятельности предусматривает: Установление соответствия сестринской деятельности существующим стандартам, протоколам или принятым нормам организации и проведения мероприятий по профилактике заболеваний, уходу за пациентами, его подготовке к диагностическим процедурам, реабилитации и др. Соответствие достигнутых результатов сестринской деятельности планируемым. Обеспечение необходимых корректирующих мероприятий. Структура контроля качества сестринской деятельности включает: участников контроля (объект контроля и лица, осуществляющие контроль); 2) средства контроля; 3) механизмы контроля. К участникам контроля относятся медицинские учреждения, лицензирующие органы, страховые медицинские организации, органы управления здравоохранением, ассоциации медицинских сестер, фонды ОМС, органы Госсанэпиднадзора, государственная инспекция по охране труда, исполнительные органы фонда социального страхования, главные и старшие медицинские сестры. Все участники контроля распределяются на три группы: 1) производителей медицинских услуг; 2) потребителей медицинских услуг; 3) организаций, независимых от производителей и потребителей медицинских услуг. Средствами контроля являются классификаторы медицинских услуг, стандарты (протоколы) деятельности, алгоритмы манипуляций, инструкции, приказы и др. Классификаторы и стандарты медицинских услуг служат основой для оценки полноты и качества выполняемых услуг, их стоимости, возможности получения ЛПУ лицензии на право оказания медицинской помощи в требуемом объеме, защиты прав пациента, а также способствовать определению правильности выбора медицинской тактики. Механизм контроля состоит из: 1) вида; 2) формы; 3) технологии выполнения. Виды контроля качества медицинской помощи: 1. Предварительный контроль. Осуществляется до начала оказаний услуг (анализ профессиональной компетентности, изучение материально-технической базы ЛПУ, расчет финансовых затрат). 2. Текущий контроль. Проводится непосредственно во время выполнения услуги. 3. Заключительный контроль. Проводится оценка достигнутых результатов после оказания услуги. Каждый вид контроля подразделяется на ведомственный и вневедомственный, плановый и внеплановый. Ведомственный контроль осуществляется должностными лицами ЛПУ и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники вузов, НИИ и других организаций на договорной основе. Система ведомственного контроля предусматривает: 1) оценку состояния и использование кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ; 2) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам; 3) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения; 4) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; 5) выявление и обоснование дефектов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества медицинской помощи; 6) подготовку рекомендаций, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества медицинской помощи; 7) выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корректирующих действий; 8) контроль и реализацию управленческих решений. Вневедомственный контроль включает: 1) лицензионно-аккредитационные комиссии; 2) страховые медицинские организации; 3) территориальные фонды обязательного медицинского страхования; страхователей; 5) исполнительные органы Фонда социального страхования; 6) профессиональные медицинские организации; 7) общества (ассоциации) защиты прав потребителей. Вневедомственный контроль может осуществляться в виде: предупредительного контроля, контроля результата, целевого контроля, планового контроля, повторного контроля. В необходимых случаях проводится независимый контроль (аудитор, арбитраж), который предусматривает независимых экспертов и независимые экспертные службы. К формам контроля качества относятся: 1. Лицензирование деятельности медицинской сестры, осуществляемой в сфере охраны здоровья прикрепленного контингента. 2. Сертификация профессиональной деятельности медицинской сестры. 3. Аккредитация ЛПУ. 3. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений по подготовке медицинских сестер. Технология выполнения контроля качества. Организация и порядок проведения ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской (сестринской) помощи регламентируется Приказом М3 РФ и ФФОМС «О совершенствовании качества медицинской помощи населению Российской Федерации» от 24.10.1996 № 363/77 и Положением о контроле качества медицинской помощи. Основным принципом проведения экспертизы качества является единообразие экспертных подходов. Эксперты ведомственной и вневедомственной систем должны использовать одинаковые стандарты (протоколы), нормы и правила оказания сестринской помощи и одинаковые методики проведения экспертизы. Выбирается метод контроля качества: индивидуальный, целевой, комплексный, сплошной, выборочный. При сплошном методе контролю подлежат все мероприятия и элементы сестринской деятельности. Сюда входят обеспечение и контроль лечебно-охранительного режима, лечебного питания, своевременность и правильность выполнения врачебных назначений, манипуляционная техника, сроки прохождения специализации, участие в семинарах и конференциях и др. с учетом свойств качества (достаточность, профессионализм, своевременность, межличностные взаимоотношения, безопасность, результативность) и компонентов качества. Изучаются листы назначений, истории болезни, приказы по ЛПУ, журналы административных обходов, движения больных, записи на дополнительные исследования, учета проведения генеральных уборок, учета случаев внутрибольничной инфекции, техники безопасности, анкеты опроса пациентов, доклады, акты санитарно-эпидемиологического контроля, результаты собеседования и др. Ведомственный контроль (экспертиза) качества сестринской деятельности в учреждениях системы здравоохранения имеет несколько уровней. На первом уровне оценку качества сестринской помощи осуществляет сама медицинская сестра. Схема: «Осознание проблемы (что-то происходит не так, как надо)» -> Желание изменений <-4- Формулирование стандарта о Изменение выполнения мероприятий. Уточнение стандарта <н> Выполнение мероприятий по стандарту <-> Сравнение с коллегами (как делают другие). На втором уровне контроль осуществляет старшая медицинская сестра терапевтического отделения полклиники или стационара. На третьем уровне оценку проводит главная медицинская сестра ЛПУ и/или заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом. На четвертом уровне экспертизу качества сестринских услуг проводит главный штатный (внештатный) специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранением. Целью проведения экспертизы качества сестринской деятельности на всех уровнях является поиск проблем и их решение. Экспертиза заканчивается выводами — комплексным заключением по качеству сестринской деятельности. В случае выявления дефекта определяется его вид, причины, последствия. При неблагоприятном последствии эксперт выносит заключение о наличии причинно-след- ственной связи между дефектом ухода и неблагоприятным исходом. Причины дефектов качества услуг медицинской сестры подразделяются на зависимые и независимые. К зависимым причинам относятся: дефицит знаний и умений, отклонений от принятых стандартов, неполный сбор первичной информации, дисциплинарные нарушения; к независимым — дефицит ресурсов (медикаментов, аппаратуры, инструментов, реактивов), дефицит информации (неполно и несвоевременно доводятся приказы, распоряжения, инструкции, содержание стандартов деятельности), дефицит преемственности в работе, противодействия правильным действиям медицинской сестры со стороны пациента и его окружения, невыполнение им рекомендаций врача. К наиболее часто встречающимся дефектам качества сестринской деятельности относятся: несвоевременное и нечеткое выполнение врачебных назначений; нарушение технологий сестринских манипуляций; нарушение этико-деонтологических требований; нарушение правил асептики и антисептики; нарушение технологии забора биологического материала и подготовки пациентов к дополнительным исследованиям; небрежность и несвоевременность заполнения учетно-отчетной документации. Результаты контроля качества старшие медицинские сестры ЛПУ и главная медицинская сестра регистрируют в журнале учета результатов административных обходов. Нужно отметить, что система вневедомственного контроля качества медицинской помощи создается на основе единых методических подходов, в разработке которых ведущая роль принадлежит Федеральному фонду ОМС. Управление качеством В настоящее время общегосударственной системы управления качеством не создано. Управление качеством — управленческая деятельность по предупреждению, выявлению, устранению дефектов, снижению затрат по совершенствованию качества обслуживания. Это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнений требований к качеству. Управление любой деятельностью, в том числе здравоохранением, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении. Все они регламентированы Международными стандартами ИСО серии 9000:2000 и включают: Концепцию постоянного усовершенствования Э. Деминга: определение целей и задач; определение методов, средств и способов достижения целей; обучение, подготовку и переподготовку кадров; оказание медицинской помощи и выполнение медицинских услуг; проверку результатов и экспертизу качества медицинской помощи; анализ выявленных несоответствий (отклонений от стандартов); выявление причин отклонений и выполнение коррекций, направленных на устранение причин. Жизненный цикл медицинской помощи — учет последствий выполнения медицинских услуг. Это требует обеспечения наилучшего результата качества жизни пациента, корректное прогнозирование этого результата и информирование пациента (или его родственников) о последствиях (информированное согласие). Цепную реакцию Э. Деминга — адекватно организованное здравоохранение может и должно быть рентабельным. Экономить надо не на пациенте, а на взвешенном применении ресурсов, предусмотренных медико-экономическими стандартами, с максимальной пользой для пациента. Основная цель управления качеством — непрерывное совершенствование деятельности ЛПУ, направленное на повышение качества медицинской помощи, сокращение издержек, улучшение кадрового и производственного потенциала. Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей. Основными методами управления качеством являются организационно-распорядительные (административные), в меньшей степени — инженерно-технологические, экономические, социально-психологические, экспертные. К организационно-распорядительным методам относятся регламентирование, стандартизация, нормирование, инструктирование, распорядительные воздействия (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений). Основными принципами управления качеством сестринской деятельности являются: Управление качеством сестринской деятельности является составной частью системы управления качеством медицинской помощи контингенту обслуживания ЛПУ. Главный врач ЛПУ обеспечивает деятельность структур управления по повышению качества сестринской помощи пациентам. Введение новых технологий медицинского обслуживания обеспечивает повышение качества сестринских услуг по сохранению и укреплению здоровья пациентов. Непрерывность повышения качества сестринских услуг обеспечивает улучшение деятельности ЛПУ, способствует повышению квалификации медицинских сестер, расширению самостоятельности в принятии решений в рамках своей компетентности. Взаимоотношения «медицинская сестра — врач — пациент» рассматриваются как система, где деятельность медицинской сестры является составной частью лечебно-диагностического, процесса ЛПУ. Непрерывная и комплексная оценка работы всех функциональных подразделений ЛПУ с анализом экономической эффективности качества сестринской помощи. Ориентация деятельности медицинской сестры направлена на удовлетворение потребностей пациента. Качество сестринских услуг оценивается с позиций пациента (его семьи). Создание экономических стимулов повышения качества сестринских услуг, активного участия медицинской сестры в обеспечении качественной сестринской помощи. Расширение функций первичной медико-социальной помощи, введение новых замещающих стационары ЛПУ технологий (отделений сестринского ухода), школ здоровья и др. должно вести к повышению качества сестринской деятельности. Управление качеством сестринской деятельности предусматривает следующие этапы: Анализ объекта сестринской деятельности. Обеспечение качества сестринских услуг осуществляется при тесном взаимодействии с пациентами. Определяется численность, возрастной состав, а также профессиональный, образовательный, социальный, культурный, материальный уровень и структура заболеваемости контингента обслуживания. Определение потребностей в сестринских услугах контингента обслуживания. Виды и содержание услуг определяются по результатам анализа объекта сестринской деятельности. Обязательными являются: 1) минимум технологий, который должен быть обязательно выполнен. Включаются такие элементы, как профессиональное общение, выполнение иньекций, соблюдение правил раздачи лекарственных препаратов, проведение бесед с родственниками, обучение пациента (родственников) уходу и др. приносящие удовлетворение элементы обслуживания. Разработка и выполнение мероприятий для достижения качества сестринской деятельности. К ним относятся установка целей, создание команды единомышленников с разграничением функций и ответственности, обучение сестринского персонала, признание успехов (поощрение даже малозначимых достижений повышения качества услуг), информация о результатах. Результаты мероприятий по достижению целей должны быть известны всем сотрудникам ЛПУ. При положительных результатах проводятся конференции, семинары, обмен опытом, организуются школы профессионального мастерства, осуществляется внедрение достижений. Механизм внедрения достижений может разрабатываться комиссией по качеству в Совете медицинских сестер. В настоящее время отсутствуют стандарты документирования сестринской деятельности, что затрудняет контроль ее качества. Г.И. Назаренко и соавт. (2004) в своих исследованиях по управлению качеством, наряду с традиционными формами административного контроля сестринского ухода в стационаре ЛПУ, применяли «Карту оценки деятельности медицинской сестры» (14 показателей), «Технологическую карту сестринского ведения пациента» и «Карту ведения больных с синдромосходными заболеваниями», включающую лист сестринского осмотра со шкалой Нортона для оценки вероятности развйтия пролежней, лист динамических наблюдений, лист врачебных назначений, лист врачебных указаний, лист сестринского наблюдения, лист сестринского ухода. Анализ исследований пвказал, что в результате применения указанных карт доля времени непосредственного ухода за больными увеличилась на 30%, а длительность пребывания пациентов с ИБС в стационаре достоверно уменьшилась. Авторы считают возможным применение указанных карт в будущем как раздела единой истории болезни. З.Е. Сопина и соавт. (2006) указывают, что для эффективного управления качеством оказания сестринской помощи и ее результатами необходимо документирование всех составляющих сестринского ухода и анализ документированной информации. Стратегия непрерывного повышения качества Определение и проведение политики ЛПУ в области стратегии непрерывного повышения качества сестринских услуг включает планирование и внедрение мероприятий по повышению квалификации медицинских сестер - формирование мотивации на повышение качества услуг, корпоративной культуры ЛПУ, улучшение физического и психического здоровья медицинских сестер, их активную творческую деятельность, ведение необходимых документов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.08 с.) |