Монополистическая конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция



Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием.

Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания(для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену в зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной технике, компьютеров).

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько «легок», в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену.

Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и Дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня обще признано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллионов тонн стали, и так далее.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, сто если они понизят цены, то их конкуренты сделают тоже самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда даже открытое и оформленное) соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение».

Картель

Картель представляет собой соглашение нескольких пред­приятий, устанавливающее для всех участников объем произ­водства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каж­дого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой дея­тельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевид­но. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контро­лирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику «некартелизованных» предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие кар­тели представляют собой временную структуру рынка и встре­чаются редко. К тому же законодательство многих стран счи­тает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Органи­зация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 % до 60 % про­изводства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать кар­тель для взаимодействия олигополистических фирм вынужда­ет их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграни­чения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразова­нии», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Жесткость цен - так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издер­жек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены, Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».

Лидерство в ценах означает практику, когда при форми­ровании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером - чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это де­монстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.

Патентные пулы - это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум - объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместно­го строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются ба­зой для организации сговора о дележе рынка.

Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть на­рушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность про­давца (покупателя) влиять на цену товара.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

- Единственный продавец (монополист).

- Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

- Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

-Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монопо­лии». К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естествен­ные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с мас­штабом производства, -эффектом экономии ресурсов в ре­зультате укрупнения производства. Известно, что крупное про­изводство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие

лучшей технической оснащенности и большей мощности круп­ного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По­этому естественные монополии становятся желаемым явлени­ем, для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторско­го права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Лицензия - это право фирмы на исключительное осущест­вление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право - контролирует продажу и распростране­ние оригинального произведения в интересах его автора (кни­ги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в тече­ние 25 лет после его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки - это специальные символы, позволяю­щие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, пу­тающие потребителя.

Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (техноло­гией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производ­ство данного товара другими фирмами в течение срока дейст­вия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее эко­номическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (на­пример, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители теле­фонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

Заключение

И так, роль конкуренции на рынке:

- конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.

- конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг.

- конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

И в заключение, хотелось бы отметить, что современная рыночная экономика, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: вопросы и ответы. Ключевые понятия. / Е.Ф. Борисов. – М.: Инфра - М, 2002.- 196с.

2. Гукасьян Г. М., Экономическая теория. Учебное пособие /Г.М. Гукасьян, под ред. профессора А.И. Добрынина. – 3-е изд.,- М.: Инфра -М, 2004.- 199с.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов.- 2-е изд.,/М.А. Сажина. - М.: Норма, 2005.- 672с.

4. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп./ Под общ.ред.анад. В.И. Видянина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой.- М.: Инфра – М, 2005.- 672с.

5. Макконнелл К.Р., Экономика: принципы, проблемы и политика./ К.Р. Макконнелл., пер. с 13-го англ. изд. – М.: Инфра – М, 1999. - 974с.

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке фирм, производящих основную массу определенного товара и имеющие определенный контроль над рыночной ситуацией. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие.

Джоан Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость капиталистической системы хозяйства. Поддерживая более высокие цены, чем в условиях совершенной конкуренции, компании получают больше прибыли, а потребитель теряет. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к застойным явлением в производстве и к безработице, а в конечном итоге – к политической нестабильности. В это время экономика функционирует, не обеспечивая максимально возможные занятость и производство товаров и услуг.

Несовершенная конкуренция выступает в следующих формах: чистая монополия, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Классическая капиталистическая монополия появилась как результат стихийного развития рыночных отношений. Причины ее возникновения связаны с факторами экономического порядка: слияния, контроль над уникальными производственными ресурсами, дифференциация продукции, экономичность крупномасштабного производства, несовершенство рыночной информации. В условиях рыночной экономики и жесткой конкурентной борьбы монополистом становится, как правило, предприятие-лидер с наибольшим научным и техническим потенциалом. Основными мотивами производственной деятельности монополии являются максимизация прибыли, желание занять благоприятные позиции на рынке, установить барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов.

 

 


Монополией в широком смысле слова, точнее, фирмой, обладающей монопольной или рыночной властью, называют фирму, которая в некоторых пределах способна осуществлять регулирование рыночной цены. А именно такая фирма, сокращая собственное предложение, может добиться повышения рыночной цены, не потеряв при этом своих покупателей.

Монополию отличают следующие черты:

1. На рынке товара или услуги доминирует один хозяйствующий субъект.

2. Данный хозяйствующий субъект обладает монопольной властью, защищенной барьерами, препятствует входу других фирм.

3. Стремление к монопольной власти есть естественное стремление каждого экономического субъекта (в том числе государства) упрочить свои позиции в системе отношений собственности.

 

 

4. Монополия, преследуя свои цели, ведет к потерям благосостояния.

В экономической литературе выделяют чистую монополию, если она представлена единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей и ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами. С позиции экономической системы, в которой функционирует монополия, выделяют экономическую (рыночную) и административную (нерыночную).

Можно выделить ряд отличий в природе рыночной и нерыночной монополии (см. табл. 2).

Таблица 2 Отличия в природе рыночной и нерыночной монополии

Критерии Рыночная монополия Нерыночная монополия
Условия возникновения В результате концентрации товаропроизводителей на рынке («снизу») Директировалась государством («сверху»)
Форма собственности Государственная, частная, смешанная Государственная
Характер конкуренции Ценовая, неценовая Конкуренция отсутствует
Источник монопольной власти Экономические и юридические барьеры Государственная собственность
Мотивация деятельности Получение максимальной прибыли Выполнение плановых заданий
Характер спроса Определяется доходами и предпочтениями потребителей Определяется государством
Ценообразование На основе равенства предельного дохода и предельных издержек Определяется государством
Реакция государства на монополию Принятие антимонопольного законодательства, защита конкуренции Укрепление монополистических структур, концентрация производства и специализация
Степень свободы принятия решений Полная свобода в рамках действующего законодательства Отсутствие свободы принятия решений, полная регламентация деятельности

На тип монополии оказывают влияние причины возникновения такого явления. В качестве таких причин могут быть выделены:

- Концентрация производства и капитала;

- Действие закона экономии на масштабе производства;

- Технологическая уникальность сфер производства специфического товара;

- Контроль над уникальными производственными ресурсами;

- Несовершенство рыночной информации;

- Дифференциация продукции;

- Государственное вмешательство в экономику.

В разных странах и в различные периоды в экономике возникали различные виды монополий.

Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.).

Искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает в конце 19 века. Примером таких монополий являются тресты, концерны, конгломераты. Возникают они в одной какой-либо отрасли хозяйства. Всеобщая форма монополий появилась во второй половине 20 столетия, когда объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становились на некоторых рынках основными либо покупателями, либо продавцами.

Существует целый ряд легальных монополий, таких, как компании по эксплуатации средств связи и коммуникаций, патентная система, институты авторского права и товарных знаков.

Компании по эксплуатации средств связи и коммуникации функционируют в отраслях где конкуренция не возмозна и не эффективна. Деятельность таких компаний регулирует государство. Патент также является монополией, так как дает изобретателю исключительное право использования нового товара или новой идеи в течение определенного приода. Авторское право – исключительное право продавать или размножать свои произведения. Товарные знаки – это специальные рисунки, названия или символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму. Конкурентам запрещено использовать зарегистрированные товрные знаки или настолько похожие на них, что потребитель может спутать оригинал с подделкой.

По характеру действия сил, формирующих монополию можно выделить такие типы как технологические, протекционистские, внеэкономические, внутрипроизводственные, экономические. В зависимости от причин возникновения можно выделить такие монополии, как государственная, технологическая, естественная. Такой подход к классификации монополий является актуальным, так как позволяет сформировать наиболее эффективную антимонопольную политику.

Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречаются олигополии, когда на рынке представлены несколько крупных компаний и олигопсония, характеризующаяся наличием нескольких крупных покупателей. Олигополии осуществляют борьбу за покупательский спрос с помощью неценовой конкуренции. В этом случае борьба идет на основе технологического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, на основе усовершенствования услорвий оплаты и других приемов.

Дуополия на рынке возникает тогда, когда производство однородной продукции сосредоточено на двух фирмах.

Методы и средства ведения конкурентной борьбы очень разнообразны. Наиболее типичными являются следующие методы:

  • лишение источников сырья (один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель);
  • лишение рабочих рук посредством договоров предпринимателей с рабочими союзами;
  • лишение подвоза, сбыта;
  • договор с покупателем о ведении торговых операций иселючительно с картелями;
  • планомерное сбивание цен, для разорение конкурентов;
  • лишение кредита, скупка земельных участков, на которых стоят предприятия конкуренты;
  • давление на конкурентов через государственные органы и др.

Монополистическая конкуренция также относится к несовершенной конкуренции, так как отдельная фирма способна влиять на цену товара в рамках своего сегмента рынка. Производство дифференцированной продукции позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые продпочитают ее товар аналогам у конкурентов.

Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.

Цели антимонопольной политики государства:

- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения рыночных агентов – то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушение общественного благосостояния;

- помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действия:

- фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

- ограничения покупки: запрет заказчиками покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;

- ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой покупателем;

- связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;

- недобросовенная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

- недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

- вериткальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление не поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.06 с.)