Вопрос 1. Характеристика моделей рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Характеристика моделей рынка



Вопрос 1. Характеристика моделей рынка

Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Основные условия возникновения конкуренции:

− полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

− полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

− противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия. К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии.

Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

 

 

 

  Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Чистая конкуренция
Число фирм одна 3-10 много мелких очень много
Тип продукта уникальный, нет заменителей стандартизированный \ дифференцированный дифференцированный стандартизированный
Контроль над ценой Полный, сама устанавливает цену Ограничен взаимозависимостью Незначительный в узких рамках отсутствует
Вход на рынок блокирован Существенные препятствия легкий Нет препятствий
Ценовая \ неценовая конкуренция отсутствует Ценовая неэффективна (кратковременный эффект) / неценовая очень развита – реклама и экон. шпионаж Преобладает неценовая – реклама и торговые марки Снижение цены за счет уменьшения издержек производства / неценовая отсутствует
Пример Коммунальное хозяйство, транспортировка нефти, услуги по передаче электроэнергии, железнодорожные перевозки Машиностроение, металлургия, электроника Розничная торговля, легкая промышленность, общественное питание Сельское хозяйство, туризм

Интернет маркетолог. Онлайн вебинар.

 

18+

·

История копирайтера

 

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции — от рекламы до экономического шпионажа — оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности — цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Чистая монополия (от греч. monos — «один», poleo — «продаю») — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, — положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии:

− единственный продавец-производитель;

− товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров заменителей;

− продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

− очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

Различают несколько типов монополий.

1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТОВАРНОМУ БИЗНЕСУМАСТЕР-КЛАСС ПО ТОВАРНОМУ БИЗНЕСУПОКАЖУ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ НА ТОВАРНОМ БИЗНЕСЕ. ЗАПИШИСЬ!ПОКАЖУ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ НА ТОВАРНОМ БИЗНЕСЕ. ЗАПИШИСЬ!ПОКАЖУ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ НА ТОВАРНОМ БИЗНЕСЕ. ЗАПИШИСЬ!БОЛЬШЕ НА TOVMACH.RU₽;

1. Картель — простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства.

Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором — соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распределены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Так, алмазный синдикат «Де Бурс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

5. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.

6. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

 

Состояние мировой экономической системы после Первой мировой войны, экономические кризисы, реакция на них экономической науки Запада. Кембриджская дискуссия по поводу модели совершенной конкуренции. Позиция лидера дискуссии Пьеро Сраффа. Работы Эдварда Чемберлина и Джоан Робинсон, их основные положения. Теория эффективной конкуренции Й. Шумпетера. Значение взглядов П. Сраффа, Э. Чемберлина, Д. Робинсон и Й. Шумпетера для дальнейшего развития экономической теории.

Процесс трансформации экономики свободной конкуренции в экономику монополистическую набрал свою силу в начале XX в., когда его результаты в виде все чаще повторяющихся кризисов стали нормой для рыночных стран. Первая мировая война и последовавшие за ней действия стран-победителей только усилили монополистические тенденции в мировой экономике. Закономерным результатом послевоенной монополистической организации хозяйственной жизни стал мировой экономический кризис (1929—1933), проявившийся, прежде всего, в США — в виде Великой депрессии.

Начавшийся в четверг 24 октября 1929 г. обвал цен на акции привел к краху Уолл-стрит, что отбросило, например, только по уровню промышленного производства еще вчера процветавшую экономику США и зависимую от нее экономику Европы, на тридцать лет назад. Кризис заставил ученых, политиков обратить пристальное внимание на монополии, спровоцировал тем самым переоценку положений классической и неоклассической экономики, пересмотр канонического закона Сэя, многих других положений, на которые опиралась сто с лишним лет экономическая политика рыночных государств.

Тема монополий не была, конечно, абсолютно новой для экономической науки[1], на нее обращал внимание еще Аристотель. Детально исследовал проблему монополии и дуополии в работе «Исследования математических принципов теории богатства» (1838) А. Курно, именно им были определены условия максимизации монополистической прибыли, сделан вывод о том, что цена на монополистическом рынке всегда выше, чем при свободной конкуренции, а объемы производства ниже. Ситуация дуополии рассматривалась им как средняя по уровню цен и объему производства между монополией и конкуренцией. Отдельную работу «Чистая теория монополии» в 1897 г. написал Ф. Эджуорт, предложив в ней достаточно детальный и убедительный анализ дуополистического рынка. Наш соотечественник В. К. Дмитриев в 1904 г. в «Экономических очерках», опираясь на труды Курно, проанализировал теорию ограниченной конкуренции. Вопросами конкуренции интересовался и В. Парето.

Методологической проблемой этого этапа анализа монополий являлось то, что они традиционно рассматривались как исключение из правил системы свободной конкуренции, а противоречащие этому факты зачастую не принимались учеными к рассмотрению ради сохранения «чистоты» теории.

За несколько лет до Великой депрессии и неоклассики обратили внимание на механизмы, принципиально работающие против свободной конкуренции, инициировав в 20-е гг. XX в. в Кембридже активную дискуссию вокруг модели совершенной конкуренции. Во время нее уже активно критиковался подход, согласно которому конкурентные условия являются базовой характеристикой рынка, а любые отклонения от совершенной конкуренции (монополия, олигополия) рассматриваются как ее частные случаи. Был выдвинут обратный тезис: наиболее частой является как раз ситуация монополии и именно она должна являться отправным пунктом анализа конкуренции на рынке.

Определяющую роль в формировании такого тезиса сыграл Пьеро Сраффа (1898—1983), английский экономист итальянского происхождения. Сраффа утверждал: ситуация монополии для рынка более типична, нежели ситуация конкуренции. Каждый производитель ради повышения прибыли стремится создать свой рынок, дифференцировав свою продукцию от продукции конкурентов (дифференциация рынков). В результате производители получают дивиденд не за счет снижения издержек производства, а за счет изменения кривой спроса на свой товар. Поэтому в реальности нет одного рынка товаров, а есть ряд специфических рынков, каждый из которых закрыт и поддерживается особыми предпочтениями покупателей. На таком рынке равновесие может быть только монополистическим — изменения определяются эластичностью спроса на закрытый продукт. П. Сраффа анализирует влияние закона возрастающей отдачи на структуру конкурентного рынка и приходит к выводу о том, что в силу его действия ситуация монополии на рынке является весьма частой. В результате П. Сраффа закладывает основы нового понимания проблемы монополии, выдвигая тезис о том, что именно монополия является базовой моделью для экономической теории и именно с монополии, а не с конкуренции, нужно начинать изучение рыночных законов. Он первым четко формулирует идею о том, что ситуация монополии связана не только с законом возрастающей отдачи, но и с возможностями производителей понижать эластичность спроса на свой товар.

Именно второй пункт стал основой для выделения двух направлений теории монополии — традиционной (Курно — Маршалл), исходящей из независимой кривой спроса; и робинсоновской теорией, по имени последовательницы П. Сраффа — Джоан Робинсон, связывающей монопольную

Прибыль с воздействием на кривую спроса. Идеи П. Сраффа спровоцировали бурную дискуссию среди экономистов. В ответ на его статьи появилась целая серия выступлений, среди авторов которых были Денис Робертсон, Дж. Ф. Шоув, Рой Харрод, Лайонел Роббинс.

Все это привело к тому, что когда в 1933 г. увидели свет работы американца Эдварда Чемберлина — «Теория монополистической конкуренции» [2] и англичанки Джоан Вайолет Робинсон — «Экономическая теория несовершенной конкуренции» [3], научное сообщество было уже подготовлено к этой очередной революции в экономической науке.

Эдвард Гастингс Чемберлин (1899—1967) — американский экономист, основоположник теории монополистической конкуренции, выпускник университета Айовы. Преподавал в университетах Мичигана, Копенгагена, в Сорбонне, но основное время проработал в Гарвардском университете, где в свое время защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Уже упомянутая «Теория монополистической конкуренции» сделала Чемберлина знаменитым, книга выдержала восемь прижизненных изданий в США.

Если говорить об идеях и теориях Эдварда Чемберлина, то основным вкладом в экономическую науку считается его модель монополистической конкуренции и связанные с нею концепты. Рассуждая о сути монополии и монополистической конкуренции, Чемберлин говорит о том, что любой предприниматель стремится к дифференциации своего продукта на рынке. Смысл этого процесса — в контроле над предложением, а значит — и в контроле над ценой продукта. В модели Чемберлина сохранение высокой цены «работает» через снижение эластичности спроса на товар, для чего продукция выделяется разными способами из общей массы других товаров, ей придаются эксклюзивные характеристики. Тем самым продавец убеждает покупателя сохранять приверженность товару вне зависимости от цены на него. Так, собственно, и происходит дифференциация продукции, и производитель становится единственным продавцом определенного товара на рынке, т.е. его монополистом. Продавцы на рынке в этом случае — монополисты, действующие в условиях монополистической конкуренции.

Характеризуя рынки, Чемберлин считает их взаимосвязанными, несовершенными и не стремящимися к равновесию. В результате каждый продавец рассматривается исследователем как монополист, формирующий собственный круг покупателей, свой субрынок, за счет обладания своим уникальным товаром. Продавец также определяет свой уровень дифференциации продукта, который отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистической конкуренции, невозможны, по мысли Э. Чемберлина, без главного условия — дифференциации продукта.

Чемберлин уделяет в своей работе очень большое внимание концепции дифференциации продукта, отмечая, что се основным признаком является наличие у товара (или услуги) существенного отличительного признака. Для покупателя он может быть как реальным, так и воображаемым, но именно он — причина выбора именно этого товара, основа потребительского предпочтения. Дифференциация продукта, по мнению Чемберлина, все больше зависит от неценовых факторов конкуренции, таких как брендирование товара и его продвижение при помощи рекламы. Рассуждая о рекламе, автор «Теории монополистической конкуренции» высказал чрезвычайно важные положения, отмечая двойственную форму воздействия рекламы на спрос: влияние на формирование потребностей и на их изменение. Совокупность названных неценовых факторов, по мнению Э. Чемберлина, должна учитываться в рамках истинной теории стоимости. Поэтому неверно, полагает он, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как взаимоисключающие категории: их «увязанный» между собой учет является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен.

Кажущееся противоречие предлагаемой теории стоимости с их классической и неоклассической версиями Э. Чемберлин пытается разрешить, утверждая: издержки производства и отпускной цены производителя, а также издержки по сбыту с разницей между конечной розничной ценой и ценой производителя нетождественны. Издержки не исчерпываются затратами на производство товара в пределах фабрики (издержки производства), а включают в себя еще и издержки на перевозку, сортировку, хранение, доставку на дом (издержки сбыта). Так, Чемберлин приходит к выводу о том, что проведение грани между двумя видами издержек имеет для теории стоимости такое же фундаментальное значение, как проведение различия между предложением и спросом. Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт; издержки производства увеличивают его предложение.

Теория монополистической конкуренции Чемберлина, вне всяких сомнений, заслужила особое место в истории развития экономической мысли, осуществив целый ряд интеллектуальных прорывов:

  • согласно ей, вместо нереальной, искусственной абстракции «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя ценой, контролируя ее уровень, оставаясь хозяином «на своем» рынке;
  • понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». При монополистической конкуренции рыночная структура представлена большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет на эффективность деятельности другой, соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, привлекательность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; любой новый продавец имеет возможность производить дифференцированный продукт, так как вход в отрасль или в рынок группы товаров не ограничен;
  • • если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкурентная борьба допускалась только на гомогенном рынке, то, по теории Чемберлина, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе дифференциации продукта, когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить свое предпочтение одному из товаров этого вида;
  • • если «классики» и «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции монополией видели в затухании ценовой борьбы, то, на взгляд Чемберлина, конкурентная борьба всегда идет между конкурентами-монополи- стами, проявляясь через развитие ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукта и рекламы;
  • • суждения Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров.

Модель монополистической конкуренции Чемберлина с конца 1950-х гг. была вытеснена из научного дискурса моделями, предложенными теорией игр. Пол Кругман вспомнил о Чемберлине в 1970-е гг., использовав его идеи при создании новой теории международной торговли.

Джоан Вайолет Робинсон (1903—1983) — английский экономист и общественный деятель, последователь кейнсианского и иосткейнси- анского направления в экономической науке. Робинсон преподавала в Кембридже, пройдя последовательно все ступени, предшествующие профессорской должности, в 1965 г. она стала полным профессором, а в 1971 г. — вышла на пенсию.

Первая теоретическая работа Робинсон «Теория несовершенной конкуренции», как уже упоминалось, вышла в 1933 г. и принесла ей широкую известность. Робинсон, будучи убежденным последователем кейнсианства, чрезвычайно много сделала для популяризации и продвижения этого учения. Ее труд «Введение в теорию занятости» был одним из наиболее читаемых «путеводителей» по кейнсианской системе. Известен также ее «Очерк марксистской экономической теории», в котором Маркс предстает чуть ли не ранним кейнсианцем и где его взгляды проанализированы крайне деликатно, с большим уважением.

Множество работ Робинсон направлено на попытки придать учению Кейнса динамический характер и создать новый метод анализа долгосрочных процессов экономического роста при капитализме. В рамках этого в 1956 г. Джоан Робинсон опубликовала «Накопление капитала», расширив ею кейнсианскую экономическую теорию применительно к долгосрочному периоду. В последние два десятилетия Робинсон написала несколько научно-популярных книг по экономике. Невзирая на огромное научное наследие, именно «Теория несовершенной конкуренции», написанная в молодости, осталась вершиной творчества Джоан Робинсон, представляя до сегодняшнего дня несомненный научный интерес.

Пытаясь проявить сущность несовершенной конкуренции, Робинсон предпринимает попытку выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции. Автор пытается понять, почему цена имеет именно заданную величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. В отличие от Чемберлина, Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы.

Монополия по Робинсон — фактор, дестабилизирующий социально- экономические отношения рыночной среды. Робинсон убеждена, что в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли.

На взгляд Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, говоря по-другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные.

На монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей. Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действуют масса мелких продавцов и один покупатель, она назвала монопсонией — монополией покупателей.

Завершая исследование, Робинсон приходит к заключению: преобладание в реальном мире несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства. Тенденция усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие, прежде конкурировавшие между собой фирмы, а увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости в распределении богатства.

Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации производства, Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы: эффективность или справедливость. По ее мнению, чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства. В результате своего исследования Робинсон вполне могла бы сделать и другие логические выводы, в том числе о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции, что, собственно, и предложил спустя три года после выхода в свет книги Робинсон другой ученый — Дж. М. Кейнс.

Одним из самых известных экономистов первой половины XX в. является Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 1950), австрийский и американский экономист, политолог, социолог и историк экономической мысли. Родился в Моравии, через некоторое время перехал в Вену, где поступил в элитную школу Терезианум. Из нее вынес прекрасное образование, в том числе знание древнегреческого, латинского, французского, английского и итальянского языков. По окончании школы, в 1901 г. стал студентом юридического факультета Венского университета. Среди его учителей были основоположники австрийской экономической школы Ф. фон Визер и О. фон Бём- Баверк. В 1906 г. защитил диссертацию на звание доктора права. Продолжил свое образование в Берлине, где слушал лекции Густава фон Шмоллера, затем — в Лондоне. Короткое время работал адвокатом в Каире. Вернувшись из Каира в 1908 г., стал приват-доцентом Венского университета, затем, в 1909 г., — профессором политической экономии в университете Черновцов. В 1911 г. занял пост профессора политической экономии Грацского университета. В 1913—1914 гг. работает по обмену в Колумбийском университете Нью-Йорка. В 1916 г. избран деканом юридического факультета университета в Граце. В 1917—1918 гг. работал сотрудником комиссариата экономики военного времени. С 15 марта по 17 октября 1919 г. занимал пост министра финансов Австрии. В 1925—1932 гг. занимал должности профессора Рейнского университета, с 1932 г. — Гарвардского университета.

Истории и методологии экономического анализа посвящены такие его труды, как «Сущность и основное содержание теоретической политэкономии» (1908), «История экономического анализа» (1954), экономической динамике — «Теория экономического развития» (1912), теории общественного развития — «Капитализм, социализм и демократия» (1942). На базе этих работ и сложилась теория эффективной конкуренции Шумпетера.

Шумпетер вводит понятия — «эффективная конкуренция» и «эффективная монополия», связав их с процессом нововведений и функцией предпринимательства. Именно нововведения, инновации, по Шумпетеру, — стержень конкуренции нового типа, гораздо более действенной, чем ценовая конкуренция. Инновации не только меняют технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. Конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал «эффективной конкуренцией».

В концепции Шумпетера с инновациями связана и монополия нового типа, отличающаяся от тех форм монополии, которые основываются на особых правах и привилегиях, собственности на ограниченные ресурсы или дефицитные блага. Монополию, которая появляется в результате применения инноваций, Шумпетер назвал эффективной, так как она формируется в условиях активной конкуренции и, по его мнению, несовместима с застойностью и эксплуатацией посредством механизма цен. Монопольная прибыль, получаемая инноватором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. Эффективной Шумпетер считает только ту конкуренцию, которая основана на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих инноваций. Наилучшими условиями для осуществления таких инноваций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения.

Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологии, что связано с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она — порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационное новаторство.

Стремясь преодолеть ограниченность теоретической концепции Вальраса, Шумпетер в центр своего исследования поставил именно развитие системы и те факторы, которые становятся движущими силами такого развития. Основной особенностью его подхода было то, что, анализируя причины динамических изменений, он сконцентрировал внимание не только на труде, земле и капитале. Движущей силой развития, еще одним фактором производства в его теории является предприниматель, определяющими социальными чертами которого являются не права собственности, а личные качества — инициативность, дальновидность, авторитет, готовность к риску, способность к инновационной деятельности. Предприниматель благодаря таким характеристикам является главным субъектом технического прогресса, создавая избыток стоимости, обеспечивая своей деятельностью развитие экономики. Теория инноваций Шумпетера создала возможность согласования таких явлений, как свободная конкуренция и монополия, которые до него рассматривались как рыночные ситуации, исключающие друг друга.

Профессор Венского университета Фридрих Хайск в 1929 г., независимо от Шумпетера, также сформулировал идею эффективной конкуренции, включив в состав факторов производства монополию на информацию, которую он связывал как с научно-технической революцией, так и с характеристиками деятельности предпринимателя-новатора. Хайек подчеркивал, что информационная конкуренция дает стимулы к выявлению уже накопленных знаний, к поиску новых, которые могут иметь высокую экономическую ценность. Рынок, таким образом, является катализатором и координатором предпринимательской активности, независимо от того, монополизирован он или нет. Монополия к тому же предоставляет несравнимо большие возможности, прежде всего материальные, для поиска необходимой информации. Понятно, что такую конкуренцию нельзя объяснить с точки зрения ее традиционных форм: совершенной или несовершенной конкуренции. Но модели эффективной конкуренции Шумпетера и Хайека хорошо «вписываются» в модель монополистической конкуренции Чемберлина: их можно рассматривать как способы дифференциации продукта или производства.

Концепции выдающихся экономисгов-теоретиков — Эдварда Чемберлина, Джоан Робинсон, Йозефа Шумпетера и отчасти Фридриха Хайека, при всей несхожести взглядов их авторов, явились крупным вкладом в развитие экономической мысли. Во многом благодаря этим ученым начался пересмотр сложившихся представлений о механизме функционирования и перспективах развития рынка в условиях XX в.

Резюме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.035 с.)