Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология девиантного поведения
1. Продолжите фразу: «Делинквентное поведение – это…» 2. Прокомментируйте высказывание, приписываемое легендарному царю Соломону: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином... И скажешь: "Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"». Разделяете ли вы мнение автора? Аргументируйте свой ответ. 3. Соотнесите авторов с разрабатываемыми ими концепциями:
4. Определите, какому автору принадлежат эти известные строчки: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». Разделяете ли вы мнение автора?
5. В приведенной ниже таблице содержатся ошибки. В чем они заключаются?
6. Прокомментируйте высказывание о самоубийстве известного польского психиатра 20-го Антония Кэмпиньского: «У молодых самоубийство - мольба о помощи, у стариков - только мольба о смерти». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ. 7. Продолжите фразу: «Нарциссическое поведение – это…» 8. Выберите правильный ответ. Осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями другого или других людей, сориентированное на поведение других, воздействующее на них и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других, называется: A. Делинквентное действие
B. Социальное действие C. Асоциальное действие D. Ориентированное действие 9. Прокомментируйте высказывание известного французского писателя 20 века, лауреата Нобелевской премии Франсуа Мориака: «Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 1. Продолжите фразу: «Вестернизация – это…» 2. Прокомментируйте высказывание известного американского писателя 20 века Леонарда Левинсона: «Инженер - человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
3. В приведенной ниже схеме допущены пробелы. Найдите и исправьте их. 4. Выберите правильный ответ. Впервые термин «информационное общество» предложили: A. Ф. Махлупа, Т. Умесао B. А. Пенти, А. Кумарасвами C. О. Конт, Дж. Милль D. К. Кларк, Ж. Фурастье
5. Прокомментируйте высказывание известного польского философа-сатирика 20 века 20 века Станислава Ежи Леца: «Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница». Разделяете ли вы позицию автора? Аргументируйте свой ответ.
6. Продолжите фразу: «Меритократия – это…» 7. Выберите правильный ответ. Усовершенствование, развитие, усложнение общественно-экономических отношений, называется: A. Меритократия B. Модернизация C. Глобализация D. Вестернизация
8. Прокомментируйте высказывание выдающегося американского математика, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберта Винера: «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
9. Определите, какому автору принадлежат эти известные строчки: «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила». Разделяете ли вы мнение автора?
СПИСОК ТЕРМИНОВ Агенты социализации – все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход этого процесса. Агрегация – совокупность людей, находящихся вместе в определенном физическом пространстве.
Аномия – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей. Брак – социальный институт, лежащий в основе семейного союза мужчины и женщины и регулирующий с помощью соответствующих норм отношения мужа и жены друг с другом и их как родителей с детьми. Вестернизация – распространение западных ценностей (англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры) по всему миру. Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей исследуемой совокупности. Гипотеза – идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого социального явления или группы явлений и требующее эмпирической проверки. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Группа социальная – одна из основных форм социального взаимодействия людей, направленная на удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. *Группа малая социальная – группа людей, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. – Аутгруппа – малая социальная группа, к членам которой индивид себя не относит. – Вторичная – малая социальная группа, группа, в которой социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. – Ингруппа – малая социальная группа, к членам которой индивид себя относит. – Первичная – малая социальная группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят интимный, личностный, неформальный характер. – Референтная – реальная или воображаемая социальная группа, выступающая в процессе социологического исследования в качестве образца, эталона, с которым индивид сверяет свое социальное положение и корректирует свое поведение в данных условиях. Девиантное поведение – отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой наказание нарушителя. – Аддиктивное – особый тип форм деструктивного девиантного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например с помощью алкоголя, наркотиков, лекарств и т.д. – Аутистическое – особый тип девиантного поведения, который проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий. – Делинквентное – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. – Нарциссическое – особый тип девиантного поведения, при котором человек верит в собственную уникальность, которую могут оценить только особо одаренные люди, и нуждается в постоянном восхищении со стороны окружающих. Действиес оциальное – осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями другого или других людей, сориентированное на поведение других, воздействующее на них и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других.
Депривация – отсутствие родительской заботы в социологии. Динамикагрупповая – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Дисфункция – социальное явление, порождающее различные отклонения от общепринятых норм, правил и создающие угрозу стабильности общества. Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных родовых черт. Институт социальный – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Интервью – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Исследование социологическое – изучение социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. – Маркетинговое – исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время, или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы в данное время. – Лонгитюдное – повторное исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается одна и та же группа объектов - людей, домохозяйств, предприятий и т.п., целью которого является анализ изменений в образе жизни этой группы людей. – Этнографическое – исследование возникновения, функционирования нормы поведения, обрядов, законов различных уникальных культурных групп. – Трендовое – повторное исследование, в котором с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики изучается одна и та же генеральная совокупность, целью которого является установление тенденции социальных изменений. – Когортное – повторное исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается люди одного поколения, целью которого является анализ изменений в образе жизни этого поколения людей.
– Методологический раздел программы социологического исследования – включает в себя формулировку проблемы, цель и задачи, уточнение понятий, предварительный анализ и гипотезу. – Процедурный раздел программы социологического исследования – включает в себя план, выборку, методы сбора информации, методы обработки полученного материала. Квазигруппа – неустойчивые спонтанные образования людей. – Аудитория – образование людей, объединенных только воздействием коммуникатора. Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. – Ид/Оно – структурный элемент психики личности, согласно З. Фрейду, отвечающий за безусловные рефлексы и инстинкты. – Эго/Я – структурный элемент психики личности, согласно З. Фрейду, отвечающий за сознательное и рациональное поведение. – Суперэго/Супер Я – структурный элемент психики личности, согласно З. Фрейду, отвечающий за моральное и «правильное» поведение. Мобильность социальная –перемещение индивида или социальной группы из одной страты в другой, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре. – Горизонтальная мобильность – переход индивидом или социального объекта из одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, называется: – Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Модернизация – усовершенствование, развитие, усложнение общественно-экономических отношений. – Аграрный – этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. – Индустриальный – этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. – Постиндустриальный – этап общественно-экономического развития, при котором, в результате научно-технической революции, наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость оказанных услуг (третичный сектор), и информация становится производственных ресурсом. Неравенство с оциальное – условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам. Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Психодрама – техника групповой психотерапии, разработанная Я. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Равновесие социальное – социальное явление, характеризующееся институционализацией ценностей и соответствующим поведением людей в обществе.
Роль социальная – ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Семья – малая социальная группа, основанная на кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, взаимной ответственностью, прежде всего, за воспитание детей, отношениями взаимопомощи. – Авторитарная – форма семьи, в которой супруги занимают неравное положение. – Матриархальная – форма семьи, во главе которой стоит женщина.
– Нуклеарная – семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план в которой выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). – Патриархальная – форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине, и которая имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников. – Эгалитарная – форма семья, в которой оба супруга занимают равное положение. Социализация – процесс интеграции человека в обществе, усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности. – Десоциализация – утрата человеком социальных навыков. – Ресоциализация – адаптация человека к новым условиям, усвоение новых навыков. Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Страта – общественный слой, группа людей, объединенная неким общим социальным признаком — имущественным, профессиональным, уровнем образования и пр. – Каста – социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно рождению. – Класс – социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. * Люмпены – деклассированная и деморализованная часть рабочих и др., находящихся на дне слой общества, смирившихся со своим положением и неспособных обычно к самостоятельной борьбе за его изменение. – Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Стратификация социальная – процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои/страты, отличающиеся по своему общественному статусу. Структура социальная – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определенных рамках социальных групп, институтов и отношений между ними. Факт социальный – всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный па всем протяжении данного общества, имеющий в то лее время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений. Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список основной литературы 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2006. 2. Социология: учеб. Пособие / под ред. Н. А. Невоструева, В.Ю. Черных. Пермь, 2010. 3. Фролов С. С. Социология: Учебник. М., 2007.
Список дополнительной литературы СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.065 с.) |