Особенности организации общения с детьми, в зависимости от вида затруднения в общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации общения с детьми, в зависимости от вида затруднения в общении



Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств, которые переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, другим, миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога.

Такая психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных переживаний человека. Для своевременного выявления конфликтов ребенка требуются не только психологическая наблюдательность, владение диагностическими методиками, но и знание психологической природы основных проблемных форм межличностных отношений.

Организация общения и взаимодействия с ребенком, испытывающим затруднения в общении, во многом зависит от вида затруднения.

- Агрессивность – характерна для большинства детей дошкольного возраста, так как дети еще не в полной мере усвоили нормы и правила поведения. В основном спорные и конфликтные ситуации дети решают посредством ссор, драк и т.д. Для того, чтобы организовать продуктивное общение и взаимодействие, необходимо в первую очередь устранить причину агрессивности, а затем уже помочь усвоить детям правила поведения. Организованное таким образом взаимодействие способствует не только снижению агрессивности, но и корректирует те трудности, которые дети испытывали при общении со сверстниками и взрослыми, а также оказывает положительное влияние на устойчивое развитие положительных качеств личности.

- Излишняя обидчивость – это излишние и болезненные переживания ребенком отвержения или игнорирования со стороны других людей. В общении излишняя обидчивость негативно сказывается на установлении контакта с собеседником. Особенно это актуально становится по достижении ребенком 5-ти лет, так как до данного возраста дети не заостряют особое внимание на некоторых негативных моментах, которые могут быть причиной обиды (отрицательная оценка взрослого, жалобы сверстников и т.д.). С 5-ти лет феномен обиды становится более заметным, так как ребенок нуждается в уважении, подтверждении своей значимости. Если в процессе общения ребенку показалось, что собеседник не испытывает к нему доверия или должного уважения, то это может вызвать обиду. Обида является одной из причин затрудненного общения. Организуя общение с ребенком, зная особенности его характера и то, что он чрезмерно обидчив, необходимо проявлять уважение и внимание к его речи, высказывать свою точку зрения корректно. При этом следует ненавязчиво формировать представление о том, что каждое мнение имеет место быть и не нужно обижаться, если твое мнение не совпадает с мнение оппонента. Это поможет ребенку в дальнейшем успешнее общаться и взаимодействовать с окружающими и снизит уровень обидчивости.

- Застенчивость – является одной из самых сложных и распространенных проблем межличностных отношений и причиной затруднения в общении. Застенчивость является причиной существенных трудностей в общении, особенно если общение происходит с незнакомыми или малознакомыми людьми. Застенчивым детям сложно высказать свои мысли или идеи, отстоять свое мнение, в процессе общения они испытывают скованность и неуверенность. Как показывают проведенные исследования, застенчивость начинает проявляться у детей в возрасте 3-4 лет и сохраняется на протяжении всего периода дошкольного детства. Примерно к 7-ми годам застенчивость несколько сокращается. При организации общения с застенчивым ребенком, необходимо взять инициативу в свои руки, то есть помогать ребенку выразить свои мысли, задавать наводящие вопросы, не перебивать и не торопить. В дальнейшем это поможет выработать у ребенка нужную модель общения и избежать затруднений во взаимодействии с окружающими.

- Демонстративность - ярко выраженные в своем проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности в своей личности вне зависимости от желаний социума. Хвалиться и демонстрировать свои достоинства любят все дети. Однако часто демонстративность перерастает в устойчивую личностную особенность. Основным мотивом поведения ребенка становится похвала окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (особая форма «показного альтруизма»). Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». Так, получив в подарок красивую игрушку, дети часто несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако в большинстве случаев они не испытывают реального интереса к партнеру. Они говорят преимущественно о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Причем способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не досталось». В случае отсутствия взрослого тот же ребенок и не думает делиться с партнером, несмотря на его просьбы. Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику.

Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы. Демонстративные дети проявляют яркий интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Например: «Нет, ты не так делаешь, смотри, как надо».

Можно заметить, что представления о собственных достоинствах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность часто не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно, вовремя выявить проявления демонстративности и помочь ребенку в ее преодолении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)