Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информатика и информационно-коммуникационные технологии↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. Т.Г ШЕВЧЕНКО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет среднего профессионального образования
Кафедра интегрированных компьютерных технологий и систем» Кафедра программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем
Информатика и информационно-коммуникационные технологии Конспект лекций
Тирасполь, 2017 УДК [002+004.9](075.8) ББК 381я73 И74 Составители: О.И. Вакарь, старший преподаватель ПОВТиАС ИТИ Е.В. Терещенко, старший преподаватель ПОВТиАС ИТИ Е.В. Кучеревская, преподаватель кафедры ИКТиС ФСПО ИТИ
Рецензенты: О.М. Фурдуй, доцент, (Приднестровский государственный университет) Е.В. Крошкина, учитель ИиИКТ, высшей категории (МОУ «Тираспольская гуманитарно-математическая гимназия»)
Информатика и информационно-коммуникационные технологии: конспект лекций для студентов ФСПО ИТИ / сост.: О.И. Вакарь, Е.В. Терещенко, Е.В. Кучеревская – Тирасполь, 2017.– 112 с.
Предлагаемый конспект лекций по дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» подготовлено в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к студентам, обучающимся на ФСПО. Данная работа имеет своей целью дать студентам лекционный материал для подготовки к зачету и к экзамену.
Рекомендовано Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
© Вакарь О.И., Терещенко Е.В., Кучеревская Е.В. составление, 2017 ВВЕДЕНИЕ Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни. Данный конспект лекций предназначен для студентов среднего профессионального образования. В нём представлен теоретический материал по учебной дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», основные понятия информации и информационных процессов,алгоритмизации и программирования, компьютеров и программного обеспечения, информационных технологиях, информационных моделях, коммуникационных технологий. Курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» предназначен для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям технического профиля среднего профессионального образования. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; - распознавать информационные процессы в различных системах; - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; - осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; - осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; - представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - различные подходы к определению понятия «информация»; - методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации; - назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); - назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; - использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; - назначение и функции операционных систем. Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающими общими компетенциями (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. OK 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивает ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. OK 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
ЛЕКЦИЯ 1 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Измерению информации
Термин информация имеет множество определений. «Информация» происходит от латинского слова«informatio», что означает разъяснение, изложение, осведомление. Информация всегда представляется в виде сообщения. Сообщение – это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д. В широком смысле информация – это сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Наряду с понятие информация в информатике часто употребляется понятие данные. Данные – это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Виды информации: 1. По отношению к окружающей среде: - входная информация; - выходная информация; - внутрисистемная информация. 2. По способам восприятия: - визуальная – 90%; - аудиальная – 9%; - тактильная; - вкусовая; - обонятельная; 3. По форме представления для персонального компьютера: - текстовая информация; - числовая информация; - знаковая информация; - графическая информация; - звуковая информация; - анимационная информация; - комбинированная информация. Свойства информации: - полнота – наличие достаточных сведений; - актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени; - достоверность – насколько информация соответствует истинному положению дел; - ценность – насколько информация важна для решения задачи; - точность – степень близости к действительному состоянию объекта, процесса, явления; - понятность – выражение информации на языке, понятном тем, кому она предназначена. Важным вопросом является измерение количества информации. Как понять, сколько информации мы получили в том или ином сообщении? Разные люди, получившие одно и то же сообщение, по-разному оценивают его информационную ёмкость, то есть количество информации, содержащееся в нем. Это происходит оттого, что знания людей о событиях, явлениях, о которых идет речь в сообщении, до получения сообщения были различными. Поэтому те, кто знал об этом мало, сочтут, что получили много информации, те же, кто знал больше, могут сказать, что информации не получили вовсе. Количество информации в сообщении, таким образом, зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя. В таком случае, количество информации в одном и том же сообщении должно определяться отдельно для каждого получателя, то есть иметь субъективный характер. При этом нельзя объективно оценить количество информации, содержащейся даже в простом сообщении. Поэтому, когда информация рассматривается как новизна сообщения для получателя (бытовой подход), не ставится вопрос об измерении количества информации. Информация – это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти. Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний. Информация – это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями. Информация, первоначально – сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Информация – содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям. Кодирование текстовой информации. Текстовая информация представляет собой набор символов некоторого языка. Язык – знаковая система представления информации. Множество символов языка образуют алфавит. Языки бывают естественными и формальными. Естественные языки сложились в процессе общения людей, другими словами, естественные языки – это языки национальных культур. Формальные языки возникли из необходимости введения специальных символов в различных областях науки. Например, язык музыки представляет собой ноты и нотный стан, язык математики – это цифры, арифметические действия, специальные знаки %, / и т.д., язык дорожных правил – это знаки, разметка, сигналы регулировщика и светофора и т.п. Алфавит компьютерного языка состоит из 256 символов, причем под каждый символ отводится 8 ячеек памяти, другими словами, информационный вес каждого символа равен 8 бит=1 байт. Эти 256 символов включают заглавные и прописные буквы двух алфавитов, математические символы, специальные символы. Все символы упорядочены, каждому символу соответствует некоторое число от 0 до 255. Таблица ASCII содержит коды первых 128 символов (0-127). Остальные позиции заняты символами кириллицы (русскими буквами) и символами псевдографики. Существует несколько таблиц кодировки кириллицы – КОИ 8, Windows 1251-1252 и др. Их отличие в том, что буквам сопоставляются различные коды. Кодирование графической информации. Растровое представление графической информации. Пиксель – минимальный участок изображения, которому можно независимым образом задать цвет. Палитра – множество цветов, используемых в изображении (весь набор красок). Все множество пикселей образуют растр. Растр – это прямоугольная сетка пикселей на экране. Стандартные размеры растра 800 600, 1024 768 и др. Это значит, что по горизонтали на экране монитора умещается 1024 (М) пикселя, а по вертикали 768 (N) пикселей. Тогда общее количество пикселей может быть посчитано как K=MN. Разрешающей способностью изображения называется отношение числа пикселей на единичный участок изображения. Единица измерения разрешающей способности – dpi (пикселей на дюйм). Использую известную формулу 2i=N, где N – мощность алфавита (число цветов в палитре), можно посчитать, сколько бит информации содержит каждый символ (в нашем случае пиксель). Общий объем изображения можно вычислить по формуле V=KI, где K=mn. Пример 1. Палитра состоит из 65536 цветов (N). Изображение состоит из 64 32 пикселя. Какой объем изображения в Кбайтах? Решение: В палитре 65536 цветов. Значит, 2i=65536, откуда i=16 бит. Это значит, что каждый пиксель изображения «весит» 16 бит. Если известно, что изображение имеет размер 64 32 пикселя, то можно узнать размер (объем) изображения: V=Ki=64 32 16=26 25 24=26+5+4=215бит=215/213=215-13=22=4 Кбайт Пример 2. Известно, что объем изображения, записанного в 256-цветной палитре (N), равен 0,5 Кб (V). Каким количеством бит кодируется каждый пиксель (i)? Из скольки пикселей состоит изображение? Какой объем будет у изображения размером 128 64 пикселя (K)? Решение: Палитра состоит из 256 цветов (N). Значит, под каждый пиксель отводится 2i=256, т.е. i=8 бит. Объем изображения равен 0,5 Кбайт = 0,5 213 бит. V=KI, значит, K=V/I=0.5 213/8=0.5 213/23=2-1+13-3=29=512 пикселей. Изображение состоит из 512 пикселей. Объем изображения размером 128 64 пикселя равен V=Ki=mni=128 64 8=27 26 23=27+6+3=216бит=216-3-10=23Кбайт = 8Кбайт. Кодирование звуковой информации. С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуковой информацией. Каждый компьютер, имеющий звуковую плату, микрофон и колонки, может записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию. С помощью специальных программных средств (редакторов аудиофайлов) открываются широкие возможности по созданию, редактированию и прослушиванию звуковых файлов. Создаются программы распознавания речи, и появляется возможность управления компьютером при помощи голоса. Звуковой сигнал – это непрерывная волна с изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда сигнала, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон. Для того чтобы компьютер мог обрабатывать непрерывный звуковой сигнал, он должен быть дистретизирован, т.е. превращен в последовательность электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). При двоичном кодировании непрерывного звукового сигнала он заменяется серией его отдельных выборок – отсчетов. Современные звуковые карты могут обеспечить кодирование 65536 различных уровней сигнала или состояний. Для определения количества бит, необходимых для кодирования, решим показательное уравнение: 65536=21, т.к. 65536=216, то I=16 бит. Таким образом, современные звуковые карты обеспечивают 16-битное кодирование звука. При каждой выборке значению амплитуды звукового сигнала присваивается 16-битный код. Количество выборок в секунду может быть в диапазоне от 8000 до 48000, т.е. частота дискретизации аналогового звукового сигнала может принимать значения от 8 до 48 Кгц. При частоте 8 Кгц качество дискретизированного звукового сигнала соответствует качеству радиотрансляции, а при частоте 48 Кгц - качеству звучания аудио-CD. Следует также учитывать, что возможны как моно-, так и стерео-режимы. Можно оценить информационный объем моном аудио файла длительностью звучания 1 секунду при среднем качестве звука (16 бит, 24 Кгц). Для этого количество бит на одну выборку необходимо умножить на количество выборок в 1 секунду: ит 24000 = 384000 бит = 48000 байт или 47 Кбайт Кодирование информации в компьютере. Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ, binarydigit- двоичный знак). С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: Кодирование – преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код. Декодирование – преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку. С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде последовательность нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента: 0 – отсутствие электрического сигнала; 1 – наличие электрического сигнала. Эти состояния легко различать. Недостатокдвоичного кодирования – длинные коды. Нов технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных. Вам приходится постоянно сталкиваться с устройством, которое может находиться только в двух устойчивых состояниях: включено/выключено. Конечно же, это хорошо знакомый всем выключатель. А вот придумать выключатель, который мог бы устойчиво и быстро переключаться в любое из 10 состояний, оказалось невозможным. В результате после ряда неудачных попыток разработчики пришли к выводу о невозможности построения компьютера на основе десятичной системы счисления. И в основу представления чисел в компьютере была положена именно двоичная система счисления. Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук. Рассмотрим основные способы двоичного кодирования информации в компьютере. Представление чисел. Системы счисления. Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов. Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. Позиционные СС – количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра. Непозиционные СС – количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра. Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. В качестве цифр используются: 1(1), V(5), Х(10), Ц50), С(100), D(500), М(1000). Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе. MCMXCVIII=1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1=1998 Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр! В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная ишестнадцатеричная системы счисления.
Таблица 1. Основание системы счисления
Таблица 2. Перевод из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричная
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления (или базисом). Двоичное кодирование текстовой информации. Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации. Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов). Для кодирования одного символа требуется один байт информации. Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. (28=256) Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255). Важно, что присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей. Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки. Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PCмеждународным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена. Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита. В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO). В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно Цифры кодируются по стандарту ASCII в двух случаях – при вводе-выводе и когда они встречаются в тексте. Если цифры участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичных код. Возьмем число 57. При использовании в тексте каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей ASCII. В двоичной системе это – 00110101 00110111. При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по правилам перевода в двоичную систему и получим – 00111001. Кодирование графической информации. Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами - как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования. Кодирование растровых изображений. Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов на рисунке 1. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0). Для четырех цветного – 2 бита. Для 8 цветов необходимо – 3 бита. Для 16 цветов – 4 бита. Для 256 цветов – 8 бит (1 байт). Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB. Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности. 4 294 967 296 цветов (TrueColor) – 32 бита (4 байта).
Рисунок 1 – Кодирование растровых изображений
Кодирование векторных изображений. Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс...) на рисунке 2. Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависти от прикладной среды. Рисунок 2 –Векторное изображение Двоичное кодирование звука. Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон. В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки. Качество двоичного кодирования звука определяетсяглубиной кодирования ичастотой дискретизации. ЛЕКЦИЯ №3 2 АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ 2.1 Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ) Основные типы алгоритмических структур. Основные типы алгоритмических структур. Алгоритмы бывают: 1. Линейный. 2. Разветвляющийся. 3. Циклический. В линейных алгоритмах команды выполняются в той последовательности как записаны. Разветвленные алгоритмы содержат одно или несколько условий и несколько серий команд, которые выполнятся в зависимости от условия. Циклический алгоритм содержит один или несколько циклов. Цикл – часть алгоритма, которая выполняется много раз. Способы описания алгоритма: 1. Словесный (письменно или устно). 2. Графический (стрелками, рисунками, блок-схемами). 3. Программный. Изображение алгоритма в виде блок-схемы позволяет отдельные действия (этапы) алгоритма изображать при помощи различных геометрических фигур (блоков) и связей между ними, которые обозначаются стрелками, соединяющими эти фигуры. Разветвляющийся алгоритм. Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. Ветвления в алгоритмах записывают одним из следующих способов. Полная форма ветвления: Если (условие), то {оператор; оператор…..} иначе {оператор; оператор…..} Пример: “Если дорога отремонтирована, то поехать дальше, иначе – поехать в объезд”. Неполная форма ветвления: Если (условие), то {оператор; оператор…..} Пример: “Если ласточки низко летают, то быть дождю”. Алгоритмическая структура «выбор» (ветвление). В алгоритмической структуре «выбор» выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего условия. Алгоритмическая структура «выбор» применяется для реализации ветвления со многими вариантами серий команд. ЛЕКЦИЯ 4 КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИЯ 6 3.3 Программное обеспечение компьютера Возможности современного ПК столь велики, что все большее число людей находят ему применение в своей работе, учебе, быту. Важнейшим качеством современного компьютера является его "дружественность" по отношению к пользователю. Общение человека с компьютером стало простым, наглядным, понятным. Компьютер сам подсказывает пользователю, что нужно делать в той или иной ситуации, помогает выходить из затруднительных положений. Это возможно благодаря программному обеспечению компьютера. Снова воспользуемся аналогией между компьютером и человеком. Новорожденный человек ничего не знает и не умеет. Знания и умения он приобретает в процессе развития, обучения, накапливая информацию в своей памяти. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. Можно сказать, что загрузка в память компьютера программного обеспечения аналогична процессу обучения ребенка. Создается программное обеспечение программистами. Вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера, составляет его программное обеспечение(ПО). Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов. Типы программного обеспечения. В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется системным ПО. Покупатель приобретает компьютер, оснащенный системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы компьютера, чем память или процессор. Кроме системного ПО в состав программного обеспечения компьютера входят еще прикладные программы и системы программирования. Программное обеспечение компьютера делится на: - системное ПО; - прикладное ПО; - системы программирования. О системном ПО и системах программирования речь пойдет позже. А сейчас познакомимся с прикладным программным обеспечением. Состав прикладного программного обеспечения. Программы, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются прикладными программами. Как правило, все пользователи предпочитают иметь набор прикладных программ, который нужен практически каждому. Их называют программами общего назначения. К их числу относятся: - текстовые и графические редакторы, с помощью которых можно готовить различные тексты, создавать рисунки, строить чертежи; проще говоря, писать, чертить, рисовать; - системы управления базами данных (СУБД), позволяющие превратить компьютер в справочник по любой теме; - табличные процессоры, позволяющие организовывать очень распространенные на практике табличные расчеты; - коммуникационные (сетевые) программы, предназначенные для обмена информацией с другими компьютерами, объединенными с данным в компьютерную сеть. Очень популярным видом прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры. Большинство пользователей именно с них начинает свое общение с ЭВМ. Кроме того, имеется большое количество прикладных программ специального назначениядля профессиональной деятельности. Их часто называют пакетами прикладных программ. Это, например, бухгалтерские программы, производящие начисления заработной платы и другие расчеты, которые делаются в бухгалтериях; системы автоматизированного проектирования, которые помогают конструкторам разрабатывать проекты различных технических устройств; пакеты, позволяющие решать сложные математические задачи без составления программ; обучающие программы по разным школьным предметам и многое другое. Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС). Операционная система - это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем. У операционной системы очень много работы, и она практически все время находится в рабочем состоянии. Например, для того чтобы выполнить прикладную программу, ее нужно разыскать во внешней памяти (на диске), поместить в оперативную память, найдя там свободное место, "запустить" процессор на выполнение программы, контролировать работу всех устройств машины во время выполнения и в случае сбоев выводить диагностические сообщения. Все эти заботы берет на себя операционная система. Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл – это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Таблица 11. Соответствие типа файла и расширения
В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, например: Единицы измерения информации.doc До появления операционной системы Windows 95 на большинстве компьютеров IBM PC работала операционная система MS-DOS, в которой действовали весьма строгие правила присвоения имен файлам. Эти правила называют соглашением 8.3 По соглашению 8.3 имя файла может состоять из двух частей, разделенных точкой. Первая часть может иметь длину до 8 символов, а вторая часть (после точки) – до 3 символов. Вторая часть, с
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.014 с.) |