Численность мордвы в Нижегородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Численность мордвы в Нижегородской области



    1970 г.   1979 г.   1989 г.
всего   51628   45028   36709
городское   17541   19475   19068
сельское   34087   25553   17641

 

Мордва-терюхане полностью перешла на русский язык. С мордвой-эрзя их связывают характерные черты культуры, которые сохранились в фольклоре, обрядах, одежде.

В последние годы Нижегородские власти предпринимают попытки создания условий отвечающих культурным потребностям местного мордовского населения. Между Республикой Мордовия и мордовской "диаспорой" Нижегородской области существуют культурные связи, которые поддерживаются органами государственной власти.

Пензенская область также входит в традиционный ареал расселения мордвы. Еще в XIX в. мокшанские поселения расположились в бассейне р. Мокши, а эрзянские - в бассейне р. Суры. Этнодемографическая ситуация последних лет характеризуется постепенным сокращением численности мордовского населения в Пензенской области. Причем особенно сокращается мордовское сельское население.

В сельской местности мордовское население по переписи 1989 г. составляло значительную часть в Шемышейском районе - 67,3% от общего числа населения (с. Шемышейка, Колдаис, Старая Яксарка, Наскафтым, Старое Демкино, Старое Назимкино, Каржимент, Мачкасы, Новый Матчим, Песчанка, Каргалейка), Сосновоборском - 40,6% от общего числа населения (с. Нижний Мывал, Вязовка, Пичилейка, Верхний Катмис, Шугурово, Вачелей, Мордовский Качим, Ега, Водолей), Камешкирском - 33,7% от общего числа населения (с. Мордовский Камешкир, Дубровка, Новое Шаткино, Кулясово, Чумаево, Бегуч), Никольском - 16,7% от общего числа населения (с. Старая Селя, Карамалы, Большое Пермиево, Серман). Существуют сравнительно компактные группы мордовского населения в Малосердобинском районе - 13,0% от общего числа населения (с. Новое Славкино, Старое Славкино, Новое Назимкино, Новое Демкино), Белинском - 13,6% от общего числа населения (с. Новая Каштановка, Пяркино, Доньшино, Пичевка, Козловка, Корсаевка), Бессоновском - 14,0% от общего числа населения (с. Кижеватово, Пазелки).

В настоящее время наиболее крупным ареалом расселения мордвы после Республики Мордовия является Самарская область. Мордва укоренилась в Саратовском регионе во второй половине XVII в. - середине XVIII в. Основная часть мордвы поселялась в сельской местности, занималась земледелием. Согласно переписи 1989 г., здесь проживало 116475 чел. мордовской национальности. Большинство составляет эрзя. Надо отметить, что иногда мокша и эрзя селились в одном населенном пункте. Наиболее высокий процент мордовского населения в Исаклинском (23,9%) и Шенталинском (20,9%) районах. За период между переписями 1979 и 1989 гг. мордовское население области уменьшилось почти на 1000 чел., что не превышает границ естественной убыли населения за счет сокращения рождаемости и старения населения. Но при этом надо также учитывать, что в область, в частности в г. Тольятти, направлялся значительный поток мордовского населения из Мордовии, а также из прилегающих районов Ульяновской области.

В Самарской области национально-смешанные браки получили широкое распространение среди мордвы. В 1989 г. такие браки составили 48,2% всех заключенных мордвой браков. Подавляющее число супружеских союзов оформлено с русскими - 75,5%. В русско-мордовских семьях дети обычно записаны русскими (78,5% семей). В какой-то степени такое положение вызвано долгим отсутствием преподавания мордовских языков в школах области. Хотя сейчас это положение исправляется, но смена идентичности через язык - процесс долгий и неоднозначный. С 1970-х гг. и по настоящее время в Саратовской области идет сокращение мордовского населения.

В Ульяновской области мордва, преимущественно эрзя, по переписи населения 1989 г., составила 61,1 тыс. чел. или 4,4% от общей численности населения. Мордва дисперсно расселена по всей области, но особенно - на правобережье Волги, по соседству с Республикой Мордовией. В этих районах мордва проживает, в основном, в этнически однородных селениях, хотя ни в одном из районов не составляет большинства. Урбанизация слабо затронула местную мордву. Между переписями 1970 и 1989 гг. удельный вес горожан повысился всего на 0,4% (с 2,0% до 2,4%), тогда как в целом по области доля городского населения в 1989 г. составляла 77,7%. В последние десятилетия характерна депопуляция ульяновской мордвы, причем темпами более высокими, чем в других регионах Поволжья.

На территории Челябинской области проживает около 27 тыс. чел. мордвы, в основном мокша: в Варненском районе - в с. Старые Кулевчи, в д. Новые Кулевчи, в п. Новый Урал, п. Солнце, п. Красноармейске, в Чесминском районе - в с. Беловои, с. Баландино, в п. Новый Мир; в Уйском районе в с. Соколовка, п. Гусары и в Троицком районе в п. Искра проживают эрзя. По переписи в 1989 г., в Челябинской области проживало 27095 чел. мордвы, что на 7% меньше, чем в 1979 г. Численность мордвы в области продолжает уменьшаться, что объясняется снижением рождаемости и переменой этнической самоидентификации.

По данным переписи 1989 г., в Свердловской области численность мордвы составляла 15,5 тыс. человек, мордовской национальности, в основном городское население. В области также быстро идут ассимилятивные процессы. Необходимы специальные усилия по возрождению мордовской "диаспоры".

На территории Республики Башкортостан, по данным переписи 1989 г., проживало 31,9 тыс. человек мордвы. Места компактного расселения отсутствуют, можно лишь выделить Федоровский район (юго-запад республики), где сконцентрировано около 3 тыс. мордвы, хотя и там нет чисто мордовских поселений. Численность мордовского населения Башкортостана также имеет тенденцию к сокращению. В 1970 г. - 40,7 тыс. чел., 1979 г. - 35,9 тыс. человек.

На территории Республики Татарстан сегодня проживает около 30 тыс. чел. мордвы, причем компактно - в трех селах Камско-Устьинского района: Мордовских Каратаях, Заовражных Каратаях и Шермалане. Этнодемографическая ситуация среди мордвы в Татарстане характеризуется постепенным сокращением численности. Причем уменьшение значительно опережает рост. Сократилось и число мордвы-каратаев. По некоторым источникам, к 1994 г. каратаи компактно проживали лишь в с. Мордовские Каратаи и насчитывали 114 чел., из которых примерно половину составляли люди старше 50 лет.

В научной литературе нет единого мнения относительно истории возникновения данной этнической группы. Изучение же ее культуры показывает, что в данной группе объединились мокшанские и эрзянские элементы, имеется также русское и татарское влияние. Сами каратаи считают себя мордвой, исповедуют православие, но говорят на татарском языке. Присущие мокше и эрзе черты отчетливо проявляются в национальном костюме каратаев. Соседи-русские считали каратаев татарами, но татары их таковыми не считали, т.к. каратаи православные, а элементы их традиционной культуры существенно отличаются от татарской.

На территории Чувашской Республики проживает около 18 тыс. чел. мордвы, компактно - в Алатырском, Порецком, Бытыревском, Ибресинском и Шемуршинском районах. Из них основные - Алатырский, Порецкий районы, где проживает 8,7 тыс. чел. или (94% сельского мордовского населения). В последние десятилетия характерно постепенное сокращение численности мордовского населения.

В г. Москве действуют национально-культурные мордовские организации "Масторава" и "Эрзянь ойме", в г. Самаре - мордовское национально-культурное общество "Масторава" и межрегиональное общество возрождения мордовской культуры, в г. Бугуруслане Оренбургской области - национальный центр "Лисьмапря", в г. Саратове - Общество финно-угорских народов, в с. Напольное Порецкого района Чувашской Республики - Мордовский национальный общественно-культурный центр, в г. Пензе - Пензенский областной общественный фонд мордовской культуры "Масторава", в г. Челябинске - Челябинское общественное объединение граждан мордовской национальности.

Влияние мордовской "диаспоры" на этнополитическую ситуацию в самой Мордовии весьма незначительно. Тесные связи между мордвой различных регионов почти отсутствуют. Чаще взаимодействие общественных организаций ограничивается контактами с Министерством образования РМ или Министерством культуры РМ по вопросам обеспечения национальных школ учебной и методической литературой на мордовском языке. Заключают также договоры по поводу гастролей мордовских фольклорных ансамблей Мордовии, проводятся дни мордовской культуры в некоторых российских регионах.

Единую позицию относительно основных направлений развития мордовского народа представители мордовской "диаспоры" и лидеры общественных организаций Мордовии пытаются вырабатывать на Всероссийских съездах мордовского народа. Необходимо отметить, что на съездах представители "диаспоры" всегда проявляют заметную активность, пытаясь рассказать о своих насущных проблемах. Наиболее рьяные представители "диаспоры" в сотрудничестве с радикальными представителями мордовского (эрзянского) движения пытаются оказывать негативное влияние на итоговые документы съездов. Однако конструктивное

большинство, как правило, этому противостоит. [36] [37]

 

9.Мордовская интеллигенция обсудила проблемы образования и культуры.

В Пензе прошла встреча национальной общественности, работников образования и культуры в Пензенской области по проблемам культуры и образования в мордовской диаспоре. Мордовию на этой встрече представляла делегация в составе представителей правительственного комитета республики по национальной политике, министерств печати и информации и образования. Кроме того, в состав делегации вошли ученые Мордовского госуниверситета и журналисты республиканских и районных газет. В последнее время республика начинает уделять больше внимания положению дел в мордовской диаспоре. Представители диаспоры испытывают большие проблемы по нормальной организации процесса образования на национальных языках, однако Мордовия пока не в силах осуществить помощь в выполнении многочисленных просьб из мордовских сел и городов Поволжского региона... Как всегда - не хватает финансовых средств. [38]

                10.Следы древнего поселения.

В последнее время археологические раскопки в Сарове перестали быть редкостью. Известно, что около восьмисот лет тому назад на мысу, образованном реками Сатисом и Саровкой, располагалось поселение - городище Саровское. Как археологический памятник оно относится к культуре средневековой мордвы и датируется XII - первой половиной XIII веков. Заметим, что площадь известных мордовских городищ-твердей этого времени редко достигала 0,5 га. Площадь Саровского городища внутри линии укреплений составляет 44 га, из которых археологическими методами изучено 700 кв.м. Экспедиция нижегородского историко-археологического центра "Регион", в составе которой работали саровские школьники, исследовала ту часть поселения, где находился средневековый некрополь. Возможно, это детский некрополь. В пользу этого предположения говорят размеры захоронений, плохая сохранность костных останков и находки детских вещей, в частности, браслетов. На изучаемой площадке обнаружены четыре ритуальные постройки типа землянки. Самая большая из них представляла собой котлован размером 2,6 х 3,6 м, глубиной 2 м. По его углам сохранились ямки от столбов, а между ними - следы деревянной обшивки стен. В тамбуре постройки были устроены деревянные ступени, по которым спускались вниз. На полу обнаружены следы настила, присыпанного угольками и обожженными костями. Эту постройку можно поставить в ряд с известными у средневековых финно-угров "домиками
мертвых" - специальными сооружениями, которые служили для захоронения человеческих останков. Они отличались от обычных грунтовых погребений. Подобные ритуальные постройки открыты недавно в землях средневековой веси (Прибалтика). Однако там они представляли собой остатки деревянных срубов. На Саровском городище основой конструкции такой постройки служила обычная землянка, типичная жилая постройка средневековой мордвы - кудо. Для кремации останков использовали специальные глинобитные площадки. Обряд погребения сопровождался трапезой. Об этом свидетельствуют многочисленные очаги. Все, чем пользовались, когда готовили пищу, оставляли на месте - посуду, ножи, точильные камни. Предметы оставляли и в дар усопшим. Здесь найдены железные замки, ключи, бронзовые сюльгамы (застежки), пинцет для ювелирных работ, различные украшения (бусины, браслеты), оружие (наконечники стрел, медный кистень). Необычны фрагменты расписной посуды, известной только на Саровском городище. Любопытно, что до XII века обряд кремации у мордвы практически прекратился. Захоронения того времени с трупосожжениями составляют менее 5-7%, а на Саровском городище прослеживаются древние традиции.[39]

      11.Будет ли в Мордовии гражданское общество?
  В Саранске прошла научно-практическая конференция "Перспективы развития гражданского общества в Мордовии". Участники конференции - представители властных структур, ученые мордовских вузов, журналисты и лидеры общественно-политических движений - отметили, что различные негативные факторы пока задерживают формирование подлинно гражданского общества в республике. К таким факторам относится, в частности, невысокая социальная активность населения, которая определяется целым комплексом экономических и социальных проблем, а также низкой правовой культурой. С основным докладом на конференции выступил директор Института регионологии Мордовского государственного университета профессор Александр Сухарев. Сотрудники этого института разрабатывают концепцию гражданского общества в Мордовии. [40]

12.В Мордовии арестованы производители "шпионской" техники.                                                                                                                                         В конце июня в столице Мордовии отдел по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий арестовал преступную группу, занимавшейся производством и реализацией миниатюрных видеоустройств, предназначенных "для снятия аудиовизуальной информации и скрытого наблюдения". У преступников были изъяты четыре сборные микровидеокамеры размером не более спичечного коробка с диаметром объектива менее 1 миллиметра с возможностью передачи радиосигнала до 300 метров. Данная техника относится к спецсредствам для получения скрытой информации, и распространение этой техники запрещено соответствующим законом РФ. По этому факту прокуратура Мордовии возбудила уголовное дело. Характерно, что микровидеокамеры были изготовлены в условиях обыкновенной городской квартиры из деталей, которые приобретались в свободной продаже на радиорынках Москвы. Молодые люди продавали камеры (полностью совместимые с видеомагнитофонами и телевизорами по 2 тыс. руб. Следствию предстоит установить, сколько камер и кому было уже продано, и в какой мере эта техника была востребована представителями организованных преступных группировок для борьбы с конкурентами. Задержанным предъявлено обвинение по статье 138 ч. 3 УК РФ (незаконное производство, сбыт или приобретение с целью сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации), максимальный срок лишения свободы по которой - 3 года. [41]


  13.Смертность превышает рождаемость ровно в два раза.
  По данным Государственного комитета статистики, за четыре месяца 2001 года в Мордовии зарегистрировано 2342 новорожденных и 4792 умерших. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество родившихся в республике увеличилось на 2 процента, а количество умерших - уменьшилось на 9. В настоящее время смертность в Мордовии превышает рождаемость ровно в два раза. Таким образом, за четыре месяца 2001 года население республики за счет естественной убыли уменьшилось на 2 тысячи 450 человек.

 

          14.Появилась новая мордовская радиостанция.
   Радиостанция "Вальма" (в переводе с эрзянского и мокшанского - "Окно") создана бугурусланским мордовским культурным центром для освещения на национальных языках культурной и политической жизни страны. В Оренбургской области живут несколько десятков тысяч представителей мордовской нации - эрзян и мокшан - и по замыслу учредителей, радио "Вальма" будет содействовать сохранению культуры мордовской речи. Это первая радиостанция вне пределов Мордовии, которая вещает на мордовских языках. Кроме литературной образовательной передачи, на волнах радио "Вальма" представлены новости, рассказы о мордовских деятелях, внесших вклад в развитие региона и страны, программы национальной музыки. Средства на создание национальных программ заложены в муниципальном бюджете, большую помощь в комплектовании музыкальных и образовательных программ коллегам из Оренбургской области будут оказывать журналисты "Радио Мордовии". Пока программы мордовского радио здесь будут выходить в эфир один раз в месяц. В дальнейшем планируется значительно увеличить как время вещания, так и количество передач.

                            15.Мордовия соединилась с Чувашией.

      На днях торжественно открыли новую автомобильную дорогу от села Мишуково Порецкого района Чувашской Республики до деревни Малое Кузьмино Ардатовского района Республики Мордовия. Учитывая многочисленные пожелания населения двух регионов, решение о строительстве автомобильной дороги соединяющей Порецкий и Ардатовский районы было принято Главами Чувашии и Мордовии во время их встречи в селе Напольное Порецкого района в 1999 году. Ее строительство вызвано необходимостью создания устойчивых социально-экономических связей между населенными пунктами Чувашии и районными центрами мордовских городов Ардатов и Чамзинка. В течение многих лет транспортное сообщение вообще было возможно только при хорошей погоде, в другое время приходилось объезжать через Алатырь и Ардатово. Этот крюк составлял более 40 км. Протяжение вводимого в эксплуатацию участка автодороги "Бахмутово - Мишуково - Ардатов" по территории Чувашской Республики составляет 1,26 км. Стоимость строительства данного участка обошлось в 5112,0 тыс. рублей. По территории Республики Мордовия 1,51 км автодороги построено в 2000 году. С завершением строительства участка по территории Чувашской Республики, которое длилось всего три месяца, откроется круглогодичное транспортное сообщение между соседними республиками. Технические характеристики автодороги: ширина проезжей части -6м, ширина земполотна - 10м, покрытие – асфальтобетонное.

 

        16.Пензенская мордва объединяется.

Недавно представители мордовского населения Пензенской области решили создать свою общественную организацию. Мордва вступила на путь национального самосознания позже других национальных меньшинств губернии. Даже представители небольших диаспор (азербайджанцы, армяне, евреи, немцы) и те уже давно сообща решают жизненно важные проблемы, вместе отмечают национальные праздники. Стоит заметить, что эрзяне и мокшане является коренным народом пензенского края. Мордовские племена ведут свою историю с незапамятных времен. По реке Суре жили мордва-эрзя, а по реке Мокше и ее притокам - мордва-мокша. Краевед села Селикса (Кижеватово) Крюков утверждает, что местная школа (одна из первых мордовских школ Пензенской губернии) в 2003 году отметит свой 140-й юбилей, а самому селу уже стукнуло 1203 года. Начиная с XVII века мордва смешивалась с русскими, и теперь чуть ли не в каждом уроженце пензенской земли течет мордовская кровь. Во второй половине XVIII века мордва была обращена в православие. Современные потомки мокши и эрзи стремятся осознать себя единым народом. Новоиспеченное общество мордовской культуры начало вести активную работу. Пока эта общественная организация не имеет приличного офиса, а располагается в аварийном здании бывшего кинотеатра "Москва". Энтузиасты возрождения национальной культуры наладили дружественные связи с Саранском, столицей Республики Мордовия. Дни Мордовии, прошедшие не так давно в Пензе, были организованы новым обществом. Одной из первых акций организации стали благотворительные пасхальные вечера, которые провели в областной детской больнице и в учреждениях культуры Пензы. Ста детям Ленинского района, находящимся под опекунским надзором, раздавали сладкие подарки производства кондитерской фабрики Саранска. Праздник и впрямь удался. В одном из баров устроили чаепитие, а ребят веселили детская эстрадная группа под управлением Владимира Морозова, театр-студия "Диалог", пензенские барды и ансамбль "Старгород". Одна из руководителей общества Мария Горбачева так выразила замысел акции: "Хотелось подарить искру радости обездоленным детишкам, невзирая на их национальность. Надеемся, что наш подарок запомнится надолго". [42]

Заключение.

ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ данным, в настоящее время в Пензенской области живут 85 тысяч человек мордовской национальности. Согласно переписи 1979 года численность мордвы в нашей области равнялась 96 тысячам человек. Такая же тенденция наблюдается и в целом по России. Только за период с 1979 по 1985 год мордвы стало меньше на 52 тысячи человек. Сейчас мордвы осталось чуть больше миллиона человек. В сравнении с другими народами России численность мордовской нации уменьшается самыми быстрыми темпами. Это объясняется низким уровнем рождаемости и большим числом межнациональных браков. Дети от русско-мордовских браков считают себя русскими. Есть и такая особенность: многие чистокровные представители мордовской нации при получении паспорта в графе "национальность" просят записать их русскими. На территории Республики Мордовия живет лишь одна треть всей мордвы. Мордовские селения разбросаны по многим областям России. В число самых "мордовских" регионов входят Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская и Нижегородская области. Много мордвы живет в Башкирии, Татарстане и Чувашии. В Пензенской области мордва преобладает только в одном районе - Шемышейском (67,3 процента от всего населения района). Много мордовских сел находится в Сосновоборском, Камешкирском, Никольском, Лопатинском и Городищенском районах. 

Для чего же нужно знать историю? Какие функции она выполняет? Первой из них, как и всякой другой отрасли знаний, является познавательная, интеллектуально развивающая функция. Она заключается в самом изучении исторического пути нашей страны, нашего народа, а также в объективно-истинном с позиций историзма отражении явлений и процессов, составляющих историю России.

История России есть часть всемирной истории. Человеческое общество - такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание - такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы. Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция - воспитательная, мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения. История создает документально точные и одновременно взволнованные повести о выдающихся событиях прошлого, героической борьбе народа за свою независимость, выдающихся политических деятелях, полководцах, мыслителях и других героях истории, которым общество обязано своим развитием.                                                                                                                                                                   

Третья функция - прогностическая. Сущность ее состоит в следующем: история как наука, выявившаяся на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности, тенденции развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса к своей истории.                                                     .                                                                                                   

В.О.Ключевский отмечал: "История народа, научно воспроизведенная, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочеты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего - сократить переделки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас, от каждого русского человека отчётливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Эти слова, сказанные выдающимся российским историком сто лет назад, актуальны для наших дней.                                                                                                                          

Чтобы знать, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно вышло и каков его исторический путь. Изучение истории помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить с будущим развитием событий. Такой подход приучает осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития.                                                                                                              

Каждое общественное явление, процесс необходимо изучать в развитии, то есть как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем оно стало в данный исторический момент. Необходимо исходить из конкретных исторических условий того времени, видеть, что это явление принесло по сравнению с прошлым, как повлияло на последующий ход событий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.022 с.)