Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1 философия как мировоззренческая система↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ 1 Философия как мировоззренческая система Специфика философского знания Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2. Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 3. Основным средством познания является человеческий разум — Логос; 4. Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; 5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества) Философия — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мир» в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Специфика философского знания – оно двойственно: · имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат · однако не является научным знанием в чистом виде - главное отличие философии от всех иных наук - философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний; - предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует. Особенности философского знания (носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые идеи других наук; субъективно – несет в себе отпечаток личности; изучает не только познание, но и его механизм; динамично – постоянно развивается и обновляется) Философия и наука В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности, то философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты). Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого — философия, а крона — частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук. На современном этапе развития философии ее структура представляет довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом: этика логика эстетика социология политология антропология
Философия
физика информатика история обществознание математика праксиология
Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно- образном или мифологическом. Поэтому неправомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу. Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как это делал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, знание невозможно без его «объективизации».
Философия Древнего Китая Характерные черты китайской философии: 1. понимание окружающей действительности: · восприятие своей страны - как центра существующего мира · восприятие человека, природы и космоса как единого целого · консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству · невыделение отдельной человеческой личности из коллектива · осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством · восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания · понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия) 2. понимание человека: · согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии: Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего. Энергия ци подразделяется на: • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци — душу человека и других живых существ. Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци). · китайская философия не дает четкого понятия человека · начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия · выделяет в качестве духовного центра человека сердце · воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой · призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность 3. понимание мира · помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян – мужская сексуальная энергия Инь – женская сексуальная энергия Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага) · в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. Религиозно-философские учения Древнего Китая: 1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира. Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.) Основные понятия даосизма: Дао – первоначало от которого произошел весь мир Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир
2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Основные вопросы, решаемые конфуцианством: 1. Как необходимо управлять людьми? 2. Как вести себя в обществе? Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: · жить в обществе и для общества · уступать друг другу · слушаться старших по возрасту и по званию · подчиняться императору · сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей · быть гуманным · верно служить стране, быть патриотом · быть благородным · обладать большими амбициями, ставить высокие цели · проявлять старание в работе · постоянно учиться и самосовершенствоваться
3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти. Особенности легизма: · движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы · как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны · чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения · государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся · законы должны быть одинаковы для всех групп населения · государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Семинарское занятие №2 Тема 2.2 Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим — VII в. до н.э. — VI в. н.э.) Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом: 1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен). 2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.) 3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.) 4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.) 5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель). 6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ). 7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец - умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек. 8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются едино- мыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям. Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. Философские школы: 1. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово- ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: · Выступали с материалистических позиций · Занимались не только философией но и другими науками, точными и естественными · Пытались объяснить законы природы, за что и получили второе название-«школа физиков» · Искали первоначало-субстанцию, из которой возник окружающий мир
Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философоф, оставивший большое научное и философское наследие: • первоначалом всего сущего считал воду; • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (одушевлял все сущее); • допускал наличие множества богов; • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 — 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.); • проводил параллели, между душой человека и воздухом — "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
2. Школа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.) — древнегреческий философ- материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики; • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира (морская вода грязная для человека, но чистая для рыб, в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); • выступал за материальность человеческой души; • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу;
3. Школа Пифагора — сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); • выступали за познание мира через число; • считали единицу мельчайшей частицей всего;
4. Элейская школа - представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись: Парменид, Зенон Элейский: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;
5. Школа Атомистов — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокрит считается основоположником материалистического направления в философии: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.
6. Школа софистов — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" - мудрецы, учителя мудрости). Для софистов характерно: · критическое отношение к окружающей действительности; · стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; · отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: · критически взглянули на окружающую действительность; · распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями). Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 — 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: · любое знание есть добро; · любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.; • открыл метод майевтики, широко применяемый в образовании; • ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона). Философская школа Киников Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; • отсутствие постоянного места жительства, скитания; • паразитический образ жизни, попрошайничество; • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; • восхваление физической и духовной бедности; • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; • непризнание авторитетов; • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. Диогей не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей: • жил в бочке; • заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!"; • выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал жизненным и философским кредо его и его последователей); • вывел понятие "гражданин мира" (космополит); • отвергал брак; • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни; • не признавал никаких законов, кроме закона природы; • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
8. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" - название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве" и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию. К характерным чертам стоической философии также относятся: • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом; • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; • признание стремления к счастью высшей целью человека.
Наиболее известными представителем стоической философии считается Сенека. Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ: • проповедовал идеи добродетели; • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; • приветствовал покой и созерцание; • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни; • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс; • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу"; • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни. 9. Философская школа Платона (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи; • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи; • весь мир является отображением чистых идей. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что, было нетипично, для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон-выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия — справедливая власть одного человека; тирания — несправедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства; олигархия — несправедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства; тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: • все-население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях; • философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; • философы и воины не должны иметь частной собственности; • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; • не существует брака, все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив Небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Историческое значение философии Платона в том, что: • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита"); • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.; • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории; • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). Философская школа Эпикура Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: · учение о природе и космосе ("физика"); · учение о познании ("каноника"); · учение о человеке и его поведении ("эстетика").
Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие: · ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); · вселенная вечна и бесконечна; · все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; · атомы находятся в постоянном движении; · "мира чистых идей" не существует; · существует множество материальных миров во Вселенной. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи: · окружающий мир познаваем; · основным видом познания является чувственное познание; · невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное позна- ние и ощущение; · ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям: · своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям); · человек есть результат биологической эволюции; · боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; · судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов, душа является особым видом материи; · душа человека смертна, как и тело; · человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; · счастье человека состоит в удовольствии; · под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия); · нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Позитивизм Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е —40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857). В.своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: • классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера); • махизм; • неопозитивизм; • постпозитивизм. Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название - э мпириокритицизм). Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать: • во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой; • во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.204.43 (0.024 с.) |