Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 философия как мировоззренческая система

Поиск

РАЗДЕЛ 1 Философия как мировоззренческая система

Специфика философского знания

Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:

1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

2. Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;

3. Основным средством познания является человеческий разум — Логос;

4. Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;

5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества)

Философия — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мир» в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

 

Специфика философского знания – оно двойственно:

· имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат

· однако не является научным знанием в чистом виде

- главное отличие философии от всех иных наук - философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

- предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует.

Особенности философского знания (носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые идеи других наук; субъективно – несет в себе отпечаток личности; изучает не только познание, но и его механизм; динамично – постоянно развивается и обновляется)

Философия и наука

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности, то философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась

«царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого — философия, а крона — частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура представляет довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом:


этика         логика  эстетика социология политология антропология

 

Философия

 

физика информатика история обществознание математика праксиология

 

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно- образном или мифологическом. Поэтому неправомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как это делал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, знание невозможно без его «объективизации».

 

 

Философия Древнего Китая

Характерные черты китайской философии:

1. понимание окружающей действительности:

· восприятие своей страны - как центра существующего мира

· восприятие человека, природы и космоса как единого целого

· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству

· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива

· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством

· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания

· понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия)

2. понимание человека:

· согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии:

Цзинэнергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;

духовную   ци   —   душу   человека    и    других    живых        существ. Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

· китайская философия не дает четкого понятия человека

· начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия

· выделяет в качестве духовного центра человека сердце

· воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой

· призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность

3. понимание мира

· помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

Ян – мужская сексуальная энергия

Инь – женская сексуальная энергия


Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага)

· в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» -

единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Религиозно-философские учения Древнего Китая:

1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.)

Основные понятия даосизма:

Дао – первоначало от которого произошел весь мир

Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир

 

2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни.

Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?

2. Как вести себя в обществе?

Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

· жить в обществе и для общества

· уступать друг другу

· слушаться старших по возрасту и по званию

· подчиняться императору

· сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей

· быть гуманным

· верно служить стране, быть патриотом

· быть благородным

· обладать большими амбициями, ставить высокие цели

· проявлять старание в работе

· постоянно учиться и самосовершенствоваться

 

3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Особенности легизма:

· движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы

· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны


· чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения

· государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся

· законы должны быть одинаковы для всех групп населения

· государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

Семинарское занятие №2

Тема 2.2 Античная философия

(Древняя Греция и Древний Рим — VII в. до н.э. — VI в. н.э.) Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу

разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. Было доказано, что источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец - умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопическом идеальном государстве Платона утверждаются едино- мыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания.

Философские школы:

1. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово- ремесленного полиса в Малой Азии.


Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

· Выступали с материалистических позиций

· Занимались не только философией но и другими науками, точными и естественными

· Пытались объяснить законы природы, за что и получили второе название-«школа физиков»

· Искали первоначало-субстанцию, из которой возник окружающий мир

 

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философоф, оставивший большое научное и философское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду;

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (одушевлял все сущее);

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

 

Анаксимандр (610 — 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

 

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.);

• проводил параллели, между душой человека и воздухом — "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

 

2. Школа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.) — древнегреческий философ- материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики;

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира (морская вода грязная для человека, но чистая для рыб, в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

• выступал за материальность человеческой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;


• движущей силой всех процессов считал борьбу;

 

3. Школа Пифагора — сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число;

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

 

4. Элейская школа - представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись: Парменид, Зенон Элейский:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

 

5. Школа Атомистов — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считается основоположником материалистического направления в философии:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.

 

6. Школа софистов — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" - мудрецы, учителя мудрости).

Для софистов характерно:

· критическое отношение к окружающей действительности;

· стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

· отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не одобрение как властей, так и

представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

· критически взглянули на окружающую действительность;

· распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).


Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 — 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

· любое знание есть добро;

· любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона).

Философская школа Киников

Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни, попрошайничество;

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

• восхваление физической и духовной бедности;

• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

• непризнание авторитетов;

• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

• радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.


Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии.

Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диогей не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

• жил в бочке;

• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал жизненным и философским кредо его и его последователей);

• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

• отвергал брак;

• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

• не признавал никаких законов, кроме закона природы;

• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

 

8. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие

философской школы стоиков ("Стоя" - название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве" и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели

— постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

 

Наиболее известными представителем стоической философии считается Сенека.


Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

• проповедовал идеи добродетели;

• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

• приветствовал покой и созерцание;

• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

• верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

9. Философская школа Платона (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи;

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи;

• весь мир является отображением чистых идей.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что, было нетипично, для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон-выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного человека; тирания — несправедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства; олигархия — несправедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства;

тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей.


Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

• все-население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив Небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

 

Историческое значение философии Платона в том, что:

• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита");

• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

• были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории;

• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Философская школа Эпикура

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

· учение о природе и космосе ("физика");


· учение о познании ("каноника");

· учение о человеке и его поведении ("эстетика").

 

Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

· ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

· вселенная вечна и бесконечна;

· все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

· атомы находятся в постоянном движении;

· "мира чистых идей" не существует;

· существует множество материальных миров во Вселенной.

"Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

· окружающий мир познаваем;

· основным видом познания является чувственное познание;

· невозможно         "созерцание          разумом"          каких-либо          "идей"                             либо явлений,            если               этому        не                      предшествовали        чувственное      позна- ние и ощущение;

· ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

"Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

· своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

· человек есть результат биологической эволюции;

· боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

· судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов, душа является особым видом материи;

· душа человека смертна, как и тело;

· человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

· счастье человека состоит в удовольствии;

· под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

· нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

 

 

Позитивизм

Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е —40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное          знание. По                мнению                 позитивистов                      философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857). В.своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

• махизм;

• неопозитивизм;

• постпозитивизм.

Махизм          нередко          называют         "второй          формой            позитивизма". Его               создателями     считаются     Э.    Мах (1836 —        1916)         и Р.                Авенариус.


Основная идея махизмав основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название - э мпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;

• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.204.43 (0.024 с.)