Философская школа Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская школа Аристотеля



Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");

практическую — о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои


собственные характеристики — протяженность, покой, движение и др. Носителем сознания по Аристотелю является душа

Философ выделяет три уровня души:

• растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет     врожденную      склонность      жить     вместе      с      себе подобны- ми (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество — потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.

Аристотель выделяет шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• политая (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

 

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

 

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более" посылок заключения).

Философская школа Эпикура

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

· учение о природе и космосе ("физика");


· учение о познании ("каноника");

· учение о человеке и его поведении ("эстетика").

 

Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

· ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

· вселенная вечна и бесконечна;

· все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

· атомы находятся в постоянном движении;

· "мира чистых идей" не существует;

· существует множество материальных миров во Вселенной.

"Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

· окружающий мир познаваем;

· основным видом познания является чувственное познание;

· невозможно         "созерцание          разумом"          каких-либо          "идей"                             либо явлений,            если               этому        не                      предшествовали        чувственное      позна- ние и ощущение;

· ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

"Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

· своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

· человек есть результат биологической эволюции;

· боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

· судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов, душа является особым видом материи;

· душа человека смертна, как и тело;

· человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

· счастье человека состоит в удовольствии;

· под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

· нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.01 с.)