Тема практического занятия – анемии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема практического занятия – анемии.



Содержание методической разработки

Тема практического занятия – АНЕМИИ.

2. Учебные и вспомогательные цели:

Общая цель:

1 Научить распознавать основные классы анемий: постгеморрагические (острые и хронические), железодефицитные, сидероахрестические, железоперераспределительные, В12 и фолиеводефицитные анемии, гипо- и апластические анемии гемолитические анемии

2 Знать алгоритмы диагностики анемий.

3 Довести до студентов современные представления по диагностике и лечению основных классов анемий.

4 Научить проводить дифференциальную диагностику с синдромносходными заболеваниями по ведущему синдрому – анемия.

5 Научить индивидуальной патогенетически обоснованной терапии болезни и определение прогноза.

6 Привить навыки проведения профилактических и реабилитационных мероприятий в системе диспансеризации больных.

7 Освоить принципы экспертизы.

8 Расширить, углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки по диагностике и лечению анемий, полученные на предыдущих этапах обучения.

9 Довести до студента современные представления по диагностике и лечению  анемий.

10 Отметить вклад отечественных ученых в разработку данной проблемы.

11 Подготовить студентов, умеющих клинически мыслить.

 

Частные цели занятия:

Основные учебные элементы темы с указание уровня их усвоения.

 

1. Первый уровень освоение на уровне представлений:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О

· Костном мозге

· Органах кроветворения

· Схеме кроветворения

· Эритропоэзе

· Эритропоэтине

· Ретикулоцитах

· Функции эритроцитов

· Содержании сывороточного железа в крови

2.ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕСТИ ЗНАНИЯ - ЗНАТЬ:

Определение нозологической формы постгеморрагических (острых и хронических), железодефицитных, сидероахрестических, железопереораспределительных, В12 и фолиеводефицитных анемии, гипо- и апластических анемий, гемолитических анемий:

· основные данные об этиологии и патогенезе

· классификацию и клинические формы    

· особенности течения различных форм анемий

· основные диагностические тесты

· клинико-гематологическую характеристику анемий

· осложнения и прогноз

· санаторно-курортное лечение

· реабилитационные мероприятия, профилактику и организации диспансерного динамического наблюдения.

 

3.ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: УМЕТЬ:

· методически правильно собирать анамнестические сведения

· проводить физикальное обследование больного

· определить наиболее информативный план обследования

· выполнить лабораторные и инструментальные исследования, оценить результаты клинико-лабораторных и рентгенологических данных

· сформулировать и обосновать клинический диагноз

· назначить комплексную терапию

· выписать рецепты на медикаменты

· разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий в

системе диспансеризации

· правильно заполнить медицинскую документацию.

 

4.ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ - НАВЫК – УМЕНИЕ, ДОВЕДЕННОЕ ДО АВТОМАТИЗМА. УМЕТЬ:

· Выбрать ведущий синдром

· Составить программу дифференциального диагноза

· Оказать неотложную помощь

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ:

• с новейшими достижениями в области данной проблемы

 

Общее время - 225 минут

 

4. Оснащение занятия и место проведения занятия:

Учебная комната, палата терапевтического, гематологического отделений, процедурный кабинет.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ - (Учебно-материальное обеспечение)

1. Литература (см. приложение № 11)

2. Методическое обеспечение:

а) студентам демонстрируются больные с различными клиническими формами железодефицитных анемий и синдромносходными заболеваниями

б) граф логической структуры учебной темы - анемии (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение, профилактика, военно-врачебная экспертиза)

в) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при наличии ведущего синдрома - анемии

г) методическая разработка практического занятия

3. Наглядные пособия:

а) учебные таблицы

 

Название таблицы

1 Классификация анемий
2 Критерии основных классов анемий
3 Лабораторная диагностика анемий
4 Лечение анемий

 

б) КОПИИ клинических и биохимических анализов

в) комплекты учебных рентгенограмм (желудка, кишечника),

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор диагностических задач по ситуационной обстановке

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

ж) игла для стернальной пункции, учебные мазки крови

 

4. Технические средства обучения:

а) микроскоп

б) негатоскоп

в) диапроектор

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ:

* «истоки» - на занятии используются знания, полученные на кафедрах анатомии, физиологии, патофизиологии, гистологии, фармакологии, пропедевтики внутренних болезней.

* «выход» - полученные на занятии знания студент будет использовать при прохождении практики после 5 курса при работе в качестве помощника врача на базе поликлиники, при обучении на 6 курсе, при обучении в интернатуре и ординатуре при ведении больных.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА (ХРОНОКАРТА)

КЛАССИФИКАЦИЯ  АНЕМИЙ

I. Анемии вследствие кровопотерь (постгеморрагические):

1. Острая;

2. Хроническая.

II. Анемии вследствие нарушенного кровообразования:

1. Железодефицитная;

2. Сидероахрестическая.(Связанные с нарушением синтеза или утилизации порфиринов железонасыщенные, сидероахрестические);

3.  В 12-дефицитные и фолиеводефицитные – мегалобластные анемии.

4.  Гипо- и апластические.

5. Железоперераспределительные.

III. Гемолитические анемии (вследствие повышенного кроворазрушения):

1. Анемии, обусловленные преимущественно внутрисосудистым гемолизом:

Острые:

- токсические,

- инфекционные,

- посттрансфузионные,

- гемоглобинурии (маршевая и холодовая).

Хронические:

- пароксизмальная ночная гемоглобинурия.

2. Анемии, обусловленные внутриклеточным гемолизом:

Наследственные:

- мембранопатии,

- ферментопатии,

- гемоглобинопатии.

Приобретенные:

- аутоиммунные;

- изоиммунные.

4.Метапластические анемии.

5. Анемии смешанного генеза.

Таблица 2

Лабораторные показатели

Транспортного фонда железа

1. Железо сыворотки крови. Нормативы 12,5-30,4мкмоль/л 2. Общая железосвязывающая способность сыворотки крови (ОЖСК). 30,6-84,6 мкмоль/л 3. Ненасыщенная железосвязываю­щая способность сыворотки крови (или латентная железосвязывающая способность сыворотки крови) Принцип расчета: (общая ОЖСК — железо сыворотки крови). 50,2-4 мкмоль/л 4. Коэффициент насыщения (%, который составляет железо сыворотки крови от общей железосвязывающей способности сыворотки крови) в среднем 16-54 %

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ АНЕМИЙ:

1. низкий цветовой показатель

2. гипохромия эритроцитов, микроцитоз

3. снижение уровня сывороточного железа

4. повышение общей железосвязывающей способности сыворотки

5. сни жение содержания ферритина в сыворотке.

ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ АНЕМИЙ.

Ситуационная задача № 1.

Больная К., 16 лет, поступила с жалобами на общую слабость, утомляемость, субфебрильную температуру, «капризный» аппетит, расслоение ногтей.

При осмотре - сухость кожи, склеры «синие». Тоны сердца тихие, ритм правильный. АД ПО и 70 мм рт ст, ЧСС 76 ударов в минуту. Печень и селезенка не увеличены. Menses по 7 дней.

Эр - 4,0*10 /л, НЬ - 130 г/л, ЦП - 0,99. Тр - 300*10 /л. Le - 7,0*10 /л. Э -4%, Б - 1%, П - 5%, С - 65%, Л - 20%, М - 5%. Сывороточное железо - 5 мкмоль/л. СОЭ - 15 мм/ч.

 

Вопросы:

1. Каков предварительный диагноз?

2. Каковы дополнительные исследования?

3. Основные направления в лечении.

Ответы:

1. Скрытый дефицит железа вследствие меноррагий.

2. Исследование гемостаза, консультация гинеколога.

3. Диета (мясная), препараты железа внутрь в лечебных дозах.

 

Ситуационная задача №2

Больная М.,32 лет, поступила с жалобами на одышку, быструю утомляемость, сердцебиение, плохой сон.

Больна в течение года. В течение 7 лет было 3 родов. Примерно около года кормила ребенка грудью. Mensis по 3 дня, необильные. Питается хорошо.

Кожа бледная, волосы тусклые, трещинки в углах рта. Тоны сердца тихие, ритм правильный, систолический шум в зоне верхушки сердца. АД 100 и 60 мм рт ст. ЧСС 80 ударов в минуту. В легких - без патологии. Печень и селезенка не увеличены.

 

Вопросы:

1. Каков предварительный диагноз?

2. Каковы дополнительные исследования?

3. Направления в лечении.

Ответы:

1. Хроническая железодефицитная анемия, связанная с предшествующими беременностями и лактацией. Миокардиодистрофия. Н1.

2. Анализ крови развернутый, исследование негемоглобинного железа, ферритина.

3. Диета (мясная), препараты железа внутрь в лечебных дозах.

 

Ситуационная задача №3

Терапевт приглашен на консультацию в роддом к беременной. У больной М., 30 лет, первая беременность (32 недели).

Жалобы на общую слабость, быструю утомляемость. До беременности менструации были по 3 дня, необильные. Питалась хорошо. Кожа чистая. Тоны сердца тихие, ритм правильный. АД 110 и 70 мм рт ст. ЧСС 82 удара в минуту. В легких - без патологии. Печень, селезенка не увеличены. Анализ крови: Эр -2,0*10 /л, Нв - 90 г/л, ЦП - 1,35. Тр - 110* 10 /л. Le - 3,8*10 /л, Э - 4%, Б - 1%, П - 5%, С - 55%, Л - 30%, М - 5%. СОЭ-20 мм/ч.

 

Вопросы:

1. Каков диагноз?

2. Дополнительные обследования?

3. Лечение.

Ответы:

1. Фолиеводефицитная анемия беременной, средней степени тяжести.

2. Кал на яйца гельминтов, стернальная пункция, негемоглобинное железо.

3. Фолиевая кислота по 5 мг 3 раза в день.

 

С итуационная задача №4

Больная П., 50 лет. Жалобы на резкую общую слабость, утомляемость, одышку, похудание, сухость кожи, выпадение волос, изменение обоняния и вкуса (нравится запах бензина). Больна в течение года. Кровопотерь нет. В течение нескольких лет строго соблюдает посты.

При осмотре кожа бледная, сухость волос, ногти плоские. Тоны сердца тихие, ритм правильный. АД 130 и 85 мм рт ст. ЧСС 84 удара в минуту. В легких - без патологии. Печень, селезенка, лимфатические узлы не увеличены.

Вопросы:

1. Какие синдромы можно выделить у больной?

2. Каков предварительный диагноз?

3. Дополнительные исследования.

4. Направления в лечении.

Ответы:

1. Циркуляторно-гипоксический – Пикоцизм - Синдром сидеропении

2. Хроническая железодефицитная анемия алиментарного генеза, связанная с многолетним соблюдением постов.

3. Анализ крови (развернутый), негемоглобинное железо, гастроскопия, колоноскопия, консультация гинеколога.

4. Диета (мясная), препараты железа внутрь в лечебных дозах.

Ситуационная задача №5

Больной М., 55 лет, почетный донор СССР. Жалобы на общую слабость, утомляемость, одышку, сердцебиение. Болен в течение 2 лет, врачи обнаружили снижение гемоглобина, эритроцитов. Лечился витамином В 12, пищевыми добавками.

При осмотре кожа бледная, сухая, трещинки в углах рта.
В легких - без патологии. Тоны сердца тихие, ритм правильный,
систолический шум в зоне верхушки сердца. Печень, селезенка, лимфоузлы
не увеличены.

Вопросы:

1. Каков предварительный диагноз?

2. Дополнительные исследования.

3. Направления в лечении.

Ответы:

1. Хроническая железодефицитная анемия, связанная с донациями. Миокардиодистрофия. Н 1.

2. Анализ крови, негемоглобинное железо, колоноскопия, гастроскопия.

3. Диета (мясная), препараты железа внутрь в лечебных дозах.

 

Диагностическая задача № 6

Больной М., 48 лет обратился к врачу с жалобами на быструю утомляемость, выраженное недомогание, обшую слабость, головокружение, одышку, сердцебиение.

Из анамнеза установлено, что в течение пяти лет он страдает геморроем. За последние 8-10 месяцев наблюдаются регулярные повторные геморроидальные кровотечения.

При осмотре состояние удовлетворительное. Кожные покровы и слизистые оболочки бледные. Периферические лимфатические узлы не пальпируются. Грудная клетка правильной формы. Перкуторно - легочный звук, при аускультации - дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, систолический шум на верхушке. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения, ритмичный, 92 удара в минуту. АД 100/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Со стороны других органов патологии не обнаружено.

 

Данные лабораторных методов исследования

Общий анализ крови:

Гемоглобин - 45 г/л
Количество эритроцитов -2Л1 1012
Цветовой показатель -0.63
Ретикулоциты -8:1000 эритроцитов
СОЭ за час - 15 мм
Количество лейкоцитов -4,0 109
Количество тромбоцитов - 200 109

Лейкограмма

Эозинофилы - 2% Нейтрофилы палочкоядерные - 4% Сегментоядерные - 60 % Лимфоциты - 28 % Моноциты - 6%

- Анизоцитози пойкилоцитоз выражены

- Гипохромия эритроцитов

 

Вопросы:

1. Наиболее вероятный диагноз?

2. Лабораторные и инструментальные исследования, которые необходимо выполнить.

Ответ:

1. Хроническая постгеморрагическая железодефицитная анемия вследствие геморроидальных кровотечений, тяжёлое течение.

 

Диагностическая задача № 7

Жена офицера К-ва, 49 лет, обратился к врачу с жалобами на резкую общую слабость, головокружение, одышку и сердцебиение при небольшой физической нагрузке.

Из анамнеза выяснено, что в течение последних двух лет у нее стали обильными и длительными (по 8-10 дней) менструации.

При осмотре состояние удовлетворительное. Кожные покровы и слизистые оболочки бледные. Грудная клетка правильной формы. Перкуторно - легочный звук, при аускультации - дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, над всеми точками аускультации сердца - систолический шум, тахикардия. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения, ритмичный, 102 удара в минуту. АД 90/60 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Со стороны других органов патологии не обнаружено.

• Гипохромия эритроцитов

Ответьте на вопросы:

1. Наиболее вероятный диагноз?

2. Лабораторные и инструментальные исследования, которые можно и необходимо выполнить.

Ответ:

Хроническая постгеморрагическая железодефицитная анемия вследствие меноррагий, тяжёлое течение.

Общий анализ крови:

Гемоглобин - 56 г/л
Количество эритроцитов - 2.8 10 12
Цветовой показатель - 0.6
Ретикулоциты - 6 Л 000 эритроцитов
СОЭ за час - 20 мм
Количество лейкоцитов - 3,6 109
Количество тромбоцитов - 260 109

Лейкограмма.

Эозинофилы - 3 % Нейтрофилы палочкоядерные - 4% сегментоядерные - 56% Лимфоциты - 29% Моноциты - 8 %

• Аниэоцитоз и пойкилоцитоз выражены

 

 

Приложение 7

Темы НИРС

1. Особенности течения ИБС на фоне хронической железодефицитной анемии.

2. Структура анемий по материалам клиники факультетской терапии.

 

 

Приложение 10

Домашнее задание к занятию по теме «АНЕМИИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдулкадыров К.М. Клиническая гематология: Справочник.- СПб.: Питер, 2006.- 448 с.

2. Амбулаторная гематология: учебно-метод. пособие/ И.Л.Давыдкин, И.В.Куртов, В.А.Кондурцев и др.- Самара: ООО «Офорт», 2008.- 67 с.

3. Гематология: Руководство для врачей / под ред. Н.Н.Мамаева, С.И.Рябова.- СПб.: СпецЛит, 2008.- 543 с.

4. Клиническая гематология: Руководство для врачей / Под ред. А.Н.Богданова, В.И.Мазурова.- СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2008.- 488 с.

5. Льюис С., Бейн Б., Бейтс И. Практическая гематология: руководство для врачей / пер. с англ. под ред. А.Г. Румянцева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 900 с.

6. Мехте А.Ф., Хоффбранд Л.В. Наглядная гематология / пер. с англ. под ред. В.И. Ершова. — 2-е изд. —М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008. — 116 с.

7. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов.- Т.4. Диагностика болезней системы крови. – М.: Мед.лит., 2008. – 502 с.

8. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов.: Т.5. Диагностика болезней системы крови. Диагностика болезней почек – М.: Мед.лит., 2007. – 492 с.

9. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 3 т. Т.3. Кн.2.- М.: Мед лит, 2008.- 480 с.

10. Руководство по гематологии: В 3т. /Под ред. А.И.Воробьева. – М.: Ньюдиамед, 2002 – 2005. (Т.1, – 2002. – 280 с.; Т.2, – 2003. – 280 с.; Т.3, – 2005. – 416 с.).

Широкий спектр самых разнообразных заболеваний, приводящих к анемии наряду с различными механизмами развития анемического синдрома позволяет считать целесообразным осуществление диагностического поиска в определенной последовательности с решением конкретной диагностической задачи на каждом из этапов поиска. На начальном этапе диагностического поиска основной целью является определение так называемого патогенетического варианта анемии (АН), т.е. основного механизма, обусловливающего снижение уровня гемоглобина у конкретного пациента.

На основании преобладающего механизма (не причины!) формирования различных видов анемий можно условно выделить несколько патогенетических вариантов:

· железодефицитные АН г

· сидероахрестические (железонасыщенные) АН

· железоперераспределительные АН Е

· B12 -- дефицитные и фолиеводефицитные АН

· гемолитические А Н

· анемии при костно -- мозговой недостаточности

· анемии при уменьшении объема циркулирующей крови

· анемии со смешанным механизмом развития.

На данном этапе фактически речь идет о синдромной диагностике, так как каждый из патогенетических вариантов представляет собой лишь отдельный анемический синдром (синдром железодефицитной, синдром гемолитической анемии и т.д.). Указанные варианты отражают лишь ведущий патогенетический механизм, в то время как причины развития АН при каждом патогенетическом варианте могут быть различными. Например, причиной железодефицитной анемии могут быть хронические кровопотери из ЖКТ, патология кишечника с нарушением всасывания, алиментарная недостаточность и др. Сидероахрестические анемии могут развиваться у больных хронической свинцовой интоксикацией, на фоне лечения некоторыми лекарственными препаратами (изониазид и др.).

На следующем этапе диагностического поиска после определения патогенетического варианта анемии задачей врача является распознавание заболевания или патологического процесса, лежащего в основе имеюще-гося анемического синдрома, т.е. выявление причиныанемии у конкретного больного. Данный этап диагностического поиска может быть условно обозначен, как нозологическая диагностика. Последняя приобретает важное значение, поскольку позволяет во многих случаяхпроводить не только патогенетическую терапию анемии, например, препаратами железа, но и воздействовать на основное заболевание (устранение хронической кровопотери при железодефицитной анемии, купирование инфекционно - воспалительного процесса и т.д.).

Железодефицитные анемии

Основным патогенетическим механизмом развития железодефицитной анемии (ЖДА) является недостаток в организме железа - главного строительного материала для построения молекулы гемоглобина, в частности, его железосодержащей части - гема.

Основными критериями ЖДА являются следующие:

· низкий цветовой показатель

· гипохромия эритроцитов, микроцитоз

· снижение уровня сывороточного железа

· повышение общей железосвязывающей способности сыворотки

· снижение содержания ферритина в сыворотке.

На этапе нозологической диагностики поиск причины ЖДА должен проводиться с использованием наиболее информативных методов исследования для конкретной клинической ситуации (данные анамнеза, объективного обследования, дополнительные методы и т.д.) (рис. 1).

Сидероахрестические анемии

Существует группа гипохромных анемий, при которых содержание железа в организме и его запасы в депо находятся в пределах нормы или даже повышены, однако включение железа в молекулу гемоглобина (в силу различных причин) нарушено, в связи с чем железо не используется для синтеза гема. Такие анемии обозначаются, как сидероахрестические («ахрезия» -- неиспользование). Их удельный вес в структуре гипохромных анемий невелик. Тем не менее верификация сидероахрестической («железонасыщенной») анемии и ее дифференциальная диагностика с ЖДА имеют важное практическое значение. Ошибочная диагностика ЖДА у больных с сидероахрестическими анемиями обычно влечет за собой неоправданное назначение препаратов железа, которые в данной ситуации не только не оказывают эффекта, но еще больше «перегружают» запасы железа в депо.

Критериями сидероахрестических анемий являются следующие:

-- низкий цветовой показатель;

-- гипохромия эритроцитов;

-- повышенное (реже нормальное) содержание же

леза в сыворотке;

-- нормальная или сниженная железосвязывающая

способность сыворотки;

-- нормальное или повышенное содержание ферри--

тина в сыворотке;

-- повышенное количество сидеробластов в костном

мозге;

-- повышенная экскреция железа с мочой после вве

дения десферала;

-- отсутствие эффекта от препаратов железа.

Сидероахрестические анемии представляют собой гетерогенную группу и возникают в результате различных причин. Поэтому нозологический этап диагностического поиска при сидероахрестических анемиях должен проводиться с учетом как клинической ситуации, так и знания основных заболеваний и патологических процессов, сопровождающихся развитием данного анемического синдрома. Известны несколько форм сидероах-рестических анемий:

-- наследственные формы (аутосомные и рецессивные, чувствительные и рефрактерные к применению пиридоксина);

-- связанные с дефицитом фермента гемсинтетазы (обеспечивающей включение железа в молекулу гема);

-- связанные с нарушением синтеза гемоглобина из -- за патологии его глобиновой части (талассемия). Это заболевание рассматривается обычно в группе гемолитических анемий;

-- приобретенные формы (алкогольная интоксикация, хроническая свинцовая интоксикация, воздействие некоторых медикаментов, миелопролиферативные заболевания, кожная порфирия, идиопатические формы).

 

Гемолитические анемии

Основным патогенетическим механизмом развития гемолитической АН (ГАН) является укорочение продолжительности жизни эритроцитов (в норме 100 -- 120 дней) и их преждевременный распад под воздействием различных причин.

Диагностические критерии

1.нормохромная нормоцитарная арегенераторная анемия

2.лейкоцитопения,абсолютная гранулоцитопения,лимфоцитоз

3.Тромбоциторения

По степени тяжести:   нетяжелая

                                                Умеренно тяжелая

                                                 Тяжелая

                                                 Крайне тяжелая.

    “___” __________ 2011 г. Доцент кафедры факультетской терапии к.м.н.                            Н.А. Кириченко

Содержание методической разработки

Тема практического занятия – АНЕМИИ.

2. Учебные и вспомогательные цели:

Общая цель:

1 Научить распознавать основные классы анемий: постгеморрагические (острые и хронические), железодефицитные, сидероахрестические, железоперераспределительные, В12 и фолиеводефицитные анемии, гипо- и апластические анемии гемолитические анемии

2 Знать алгоритмы диагностики анемий.

3 Довести до студентов современные представления по диагностике и лечению основных классов анемий.

4 Научить проводить дифференциальную диагностику с синдромносходными заболеваниями по ведущему синдрому – анемия.

5 Научить индивидуальной патогенетически обоснованной терапии болезни и определение прогноза.

6 Привить навыки проведения профилактических и реабилитационных мероприятий в системе диспансеризации больных.

7 Освоить принципы экспертизы.

8 Расширить, углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки по диагностике и лечению анемий, полученные на предыдущих этапах обучения.

9 Довести до студента современные представления по диагностике и лечению  анемий.

10 Отметить вклад отечественных ученых в разработку данной проблемы.

11 Подготовить студентов, умеющих клинически мыслить.

 

Частные цели занятия:

Основные учебные элементы темы с указание уровня их усвоения.

 

1. Первый уровень освоение на уровне представлений:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О

· Костном мозге

· Органах кроветворения

· Схеме кроветворения

· Эритропоэзе

· Эритропоэтине

· Ретикулоцитах

· Функции эритроцитов

· Содержании сывороточного железа в крови

2.ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕСТИ ЗНАНИЯ - ЗНАТЬ:

Определение нозологической формы постгеморрагических (острых и хронических), железодефицитных, сидероахрестических, железопереораспределительных, В12 и фолиеводефицитных анемии, гипо- и апластических анемий, гемолитических анемий:

· основные данные об этиологии и патогенезе

· классификацию и клинические формы    

· особенности течения различных форм анемий

· основные диагностические тесты

· клинико-гематологическую характеристику анемий

· осложнения и прогноз

· санаторно-курортное лечение

· реабилитационные мероприятия, профилактику и организации диспансерного динамического наблюдения.

 

3.ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: УМЕТЬ:

· методически правильно собирать анамнестические сведения

· проводить физикальное обследование больного

· определить наиболее информативный план обследования

· выполнить лабораторные и инструментальные исследования, оценить результаты клинико-лабораторных и рентгенологических данных

· сформулировать и обосновать клинический диагноз

· назначить комплексную терапию

· выписать рецепты на медикаменты

· разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий в

системе диспансеризации

· правильно заполнить медицинскую документацию.

 

4.ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ - НАВЫК – УМЕНИЕ, ДОВЕДЕННОЕ ДО АВТОМАТИЗМА. УМЕТЬ:

· Выбрать ведущий синдром

· Составить программу дифференциального диагноза

· Оказать неотложную помощь

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ:

• с новейшими достижениями в области данной проблемы

 

Общее время - 225 минут

 

4. Оснащение занятия и место проведения занятия:

Учебная комната, палата терапевтического, гематологического отделений, процедурный кабинет.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ - (Учебно-материальное обеспечение)

1. Литература (см. приложение № 11)

2. Методическое обеспечение:

а) студентам демонстрируются больные с различными клиническими формами железодефицитных анемий и синдромносходными заболеваниями

б) граф логической структуры учебной темы - анемии (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение, профилактика, военно-врачебная экспертиза)

в) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при наличии ведущего синдрома - анемии

г) методическая разработка практического занятия

3. Наглядные пособия:

а) учебные таблицы

 

Название таблицы

1 Классификация анемий 2 Критерии основных классов анемий 3 Лабораторная диагностика анемий 4 Лечение анемий

 

б) КОПИИ клинических и биохимических анализов

в) комплекты учебных рентгенограмм (желудка, кишечника),

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор диагностических задач по ситуационной обстановке

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

ж) игла для стернальной пункции, учебные мазки крови

 

4. Технические средства обучения:

а) микроскоп

б) негатоскоп

в) диапроектор

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ:

* «истоки» - на занятии используются знания, полученные на кафедрах анатомии, физиологии, патофизиологии, гистологии, фармакологии, пропедевтики внутренних болезней.

* «выход» - полученные на занятии знания студент будет использовать при прохождении практики после 5 курса при работе в качестве помощника врача на базе поликлиники, при обучении на 6 курсе, при обучении в интернатуре и ординатуре при ведении больных.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА (ХРОНОКАРТА)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.187 с.)