Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическая разработка лекции №5↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра клинической иммунологии, генетики и медицинской биологии Учебная дисциплина «Клиническая иммунология и аллергология» Методическая разработка лекции №5 Аллергические заболевания. Классификация, диагностика и лечение УТВЕРЖДЕНО Методическом заседании кафедры «_____» ___________ 20 ___р. Протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор________________ Ю. И. Бажора Методическая разработка составлена профессором Гончаруком С.Ф. Одеса 2015 г. Актуальность и обоснование темы: В последние десятилетия отмечается значительный рост аллергических заболеваний. В промышленно развитых странах распространностью аллергической патологии составляет от 10 до 18% всего населения. Задачей лекции является формирование у будущих стоматологов представления об этиопатогенезе, принципах диагностики и терапии аллергических заболеваний, использование этих знаний в практической деятельности при решении конкретных клинических вопросов и нетипичных ситуационных задач, а также овладение методами клинической и лабораторной аллергодиагностики, лечения, профилактики аллергических заболеваний. Важной задачей лекции является знакомство студентов с арсеналом современных лекарственных препаратов, которые используются при лечении аллергических заболеваний и принципами оказания неотложной помощи при аллергических реакциях. Цель лекции: А. Учебная: - сформировать у студентов представление о механизмах формирования аллергических заболеваний - 2 уровень; - сформировать у студентов понимание принципов назначения диагностических тестов и правилами трактовки полученных результатов - 3 уровень; - ознакомить студентов с группами антиаллергических препаратов и правилами их назначения при базовом лечении и лечении неотложных состояний - 2 уровень. Б. Воспитательная: - обратить внимание студентов на соблюдение принципов медицинской деонтологии и этики при работе с пациентами, при обсуждении вопросов лечения у других специалистов, о возможных последствиях своих рекомендаций. План та организационная структура лекции.
Текст лекции: Этиология Аллергия – извращенный (чрезмерный) иммунный ответ организма на экзогенный агент. Аллергия возникает как сбой нормального функционирования иммунной системы. Антиген воспринимается как несущий угрозу существованию организма и рассматривается как аллерген. Наиболее значимыми (наиболее распространенными) аллергенами являются: - бытовые (клещи домашней пыли, библиотечная пыль, споры плесневых грибов); - эпидермальные (эпидермис кошки, собаки, овцы, перо подушки); - пищевые (цитрусовые, какао, мед, крабовые, пищевые красители, ароматизаторы и вкусовые добавки); - пыльцевые (пыльца деревьев, злаковых и сорных трав); - вакцины, сыворотки и медикаменты (антибиотики, нитрофурановые препараты, антисептики и др.). Патогенез Первоначально (в 1968 году) Джел и Кумбс предложили свою классификацию реакций гиперчувствительности, как классификацию типов аллергических реакций. В настоящее время наиболее существенное значение в патогенезе аллергических реакций занимает 1 тип и частично 3 и 4 типы реакций (хроническая крапивница, уртикарии). 3 тип реакций может принимать участие в патогенезе бронхиальной астмы. Выделяют три стадии аллергических реакций (как одного из видов реакций гиперчувствительности): патоиммунная, патохимическая, патофизиологическая.
Глюкокортикостероиды
Наиболее эффективные и патогенетически обоснованные препараты для лечения аллергических заболеваний. Действуют на всех стадиях патогенеза (патоиммунной, патохимической, патофизиологической). Основной эффект на патофизиологической стадии – на эпителий кровеносных сосудов (уменьшают проницаемость) – устраняют основные симптомы заболевания (отек, гиперсекреция, гиперемия). На патоиммунной стадии – блокируют выделение цитокинов (интерлейкинов и антител) иммунокомпетентными клетками, способствуют уменьшению количества эозинофилов. На патохимической стадии – способствуют стабилизации мембран тучних клеток и базофилов. Используются: - при острых состояниях – парентерально (преднизолон, гидрокортизон, дексаметазон) - системно – перорально и внутримышечно пролонгированные формы – препараты – депо – действие в течении 1 месяца (полькортолон, дипроспан) - местно – ингаляционные формы, назальные спреи, мази и кремы. Антигистаминные препараты (блокаторы Н1 – гистаминовых рецепторов) Эффективны только при переходе от патохимической стадии к патофизиологической. Специфическая иммунотерапия Основана на введение в организм по определенной схеме (со строгим соблюдением дозировок и сроков введения) различных разведений причинно значимого аллергена. Механизм действия – выработка так называемых блокирующих антител (появление в организма достаточного количества – пула В-лимфоцитов секретирующих на введение конкретного аллергена блокирующие антитела вместо специфических Ig Е и Ig G4). Эффективный метод лечения поллинозов, астмы. 3. Глюкокортикостероиды Наиболее эффективные и патогенетически обоснованные препараты для лечения аллергических заболеваний. Действуют на всех стадиях патогенеза (патоиммунной, патохимической, патофизиологической). Основной эффект на патофизиологической стадии – на эпителий кровеносных сосудов (уменьшают проницаемость) – устраняют основные симптомы заболевания (отек, гиперсекреция, гиперемия). На патоиммунной стадии – блокируют выделение цитокинов (интерлейкинов и антител) иммунокомпетентными клетками, способствуют уменьшению количества эозинофилов. На патохимической стадии – способствуют стабилизации мембран тучних клеток и базофилов. Используются: - при острых состояниях – парентерально (преднизолон, гидрокортизон, дексаметазон) - системно – перорально и внутримышечно пролонгированные формы – препараты – депо – действие в течении 1 месяца (полькортолон, дипроспан) - местно – ингаляционные формы, назальные спреи, мази и кремы. Антигистаминные препараты (блокаторы Н1 – гистаминовых рецепторов) Эффективны только при переходе от патохимической стадии к патофизиологической. Специфическая иммунотерапия Основана на введение в организм по определенной схеме (со строгим соблюдением дозировок и сроков введения) различных разведений причинно значимого аллергена. Механизм действия – выработка так называемых блокирующих антител (появление в организма достаточного количества – пула В-лимфоцитов секретирующих на введение конкретного аллергена блокирующие антитела вместо специфических Ig Е и Ig G4). Эффективный метод лечения поллинозов, астмы. Материалы по активации студентов во время проведения лекции: Для активизации и повышения мотивации у студентов к теме лекции демонстрируются и рассматриваются слайды со схемами механизмов патогенеза заболеваний иммунной системы, фотографиями клеток, полученных с помощью электронной микроскопии. Во время лекции периодически задаться вопросы студентам. Задаются проблемные вопросы особенностей патогенеза различных типов реакций гиперчувствительности и иммунодефицитных состояний в зависимости от связи изменений лабораторных иммунологических показателей с клиническими особенностями течения заболеваний.
Общее материальное и методическое обеспечение лекции: - Аудитории главного корпуса ОНМедУ; - Оборудование - мультимедийный проектор; - Слайды (схемы, рисунки, фотографии) Материалы для самоподготовки студентов: а) по теме изложенной лекции 1. Клінічна імунологія та алергологія // Підручник за ред. Г.М. Дранніка.-К.:Здоров̓ я, 2006. – 888 с. (С.682-862). 2. Бажора Ю.И., Гончарук С.Ф. Клиническая иммунология и аллергология. Учебное пособие // Oдесса: Пресс – курьер, 2012. – 248 с. (С.185-217). 3. Бажора Ю.И., Гончарук С.Ф. Клиническая иммунология и аллергология. Учебное пособие. 2-е изд. дополн. // Oдесса: Пресс – курьер, 2013. – 264 с. (С.187-218). Литература, использованная лектором для подготовки лекции: 1. Клінічна імунологія та алергологія // Підручник за ред. Г.М. Дранніка.-К.:Здоров̓ я, 2006. – 888 с. 2. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Пособие для студентов, врачей — интернов, иммунологов, аллергологов, врачей лечебного профиля всех специальностей. – 4 изд., доп. // Киев: - ООО «ПОЛИГРАФ ПЛЮС».-2010. – 552 с. 3. Бажора Ю.И., Гончарук С.Ф. Клиническая иммунология и аллергология. Учебное пособие // Oдесса: Пресс – курьер, 2012. – 248 с. 4. Основы клинической иммунологии (учебное пособие для медицинских вузов) / пер. с англ. Э. Чепель, М. Хайни, С. Мисбах, Н. Сновден // М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с. 5. Довідник з алергології, 2-е вид., перероб. та допол. /За ред. проф. Б.М.Пухлика. – Київ: ТОВ «Доктор-Медіа», 2011. – 394 с. 6. Аллергология и иммунология. Национальное руководство. Краткое издание. Хаитов Р.М., Ильина Н.И. – М.:ГЭОТАР-Медия, 2012. – 640 с.
Лекцию подготовил: профессор Гончарук С.Ф.
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра клинической иммунологии, генетики и медицинской биологии Учебная дисциплина «Клиническая иммунология и аллергология» Методическая разработка лекции №5 Аллергические заболевания. Классификация, диагностика и лечение
УТВЕРЖДЕНО
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.012 с.) |