Методическая разработка лекции №5 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка лекции №5



ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

 МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра клинической иммунологии, генетики и медицинской биологии

Учебная дисциплина «Клиническая иммунология и аллергология»

Методическая разработка лекции №5

Аллергические заболевания. Классификация, диагностика и лечение

УТВЕРЖДЕНО

Методическом заседании кафедры

«_____» ___________ 20 ___р.

Протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор________________ Ю. И. Бажора

Методическая разработка составлена

профессором Гончаруком С.Ф.  

Одеса 2015 г.

Актуальность и обоснование темы:

В последние десятилетия отмечается значительный рост аллергических заболеваний. В промышленно развитых странах распространностью аллергической патологии составляет от 10 до 18% всего населения. Задачей лекции является формирование у будущих стоматологов представления об этиопатогенезе, принципах диагностики и терапии аллергических заболеваний, использование этих знаний в практической деятельности при решении конкретных клинических вопросов и нетипичных ситуационных задач, а также овладение методами клинической и лабораторной аллергодиагностики, лечения, профилактики аллергических заболеваний. Важной задачей лекции является знакомство студентов с арсеналом современных лекарственных препаратов, которые используются при лечении аллергических заболеваний и принципами оказания неотложной помощи при аллергических реакциях.

Цель лекции:

А. Учебная:

- сформировать у студентов представление о механизмах формирования аллергических заболеваний - 2 уровень;

- сформировать у студентов понимание принципов назначения диагностических тестов и правилами трактовки полученных результатов - 3 уровень;

- ознакомить студентов с группами антиаллергических препаратов и правилами их назначения при базовом лечении и лечении неотложных состояний - 2 уровень.

Б. Воспитательная:

- обратить внимание студентов на соблюдение принципов медицинской деонтологии и этики при работе с пациентами, при обсуждении вопросов лечения у других специалистов, о возможных последствиях своих рекомендаций.

План та организационная структура лекции.

№№ п.п. Основные этапы лекции и их содержание Цели в ступенях абстракции Тип лекции. Оснащение лекции.  Время (минуты)
1 2 3 4 5
І.   ІІ.   ІІІ.   Подготовительный этап. Обеспечение учебной цели и позитивной мотивации. Основной этап. Изложение лекционного материала по плану: - наиболее значимые аллергены и мероприятия по их эллиминации - методы аллергодиагностики - наиболее распространненные аллергические заболевания (классификация, принципы диагностики) - принципы лечения аллергических заболеваний Заключительный этап. Резюме лекции. Общие выводы. Ответы лектора на возможные вопросы. Задания для самоподго­тов­ки.     Ступень ІІ     Ступень ІІ   Ступень ІІ     Ступень ІІ             Слайды (схемы, рисунки, фотографии – электронная микроскопия) мульти- медийный проектор     3     82   2     2   1

        

Текст лекции:           

Этиология

Аллергия – извращенный (чрезмерный) иммунный ответ организма на экзогенный агент. Аллергия возникает как сбой нормального функционирования иммунной системы. Антиген воспринимается как несущий угрозу существованию организма и рассматривается как аллерген.

Наиболее значимыми (наиболее распространенными) аллергенами являются:

- бытовые (клещи домашней пыли, библиотечная пыль, споры плесневых грибов);

- эпидермальные (эпидермис кошки, собаки, овцы, перо подушки);

- пищевые (цитрусовые, какао, мед, крабовые, пищевые красители, ароматизаторы и вкусовые добавки);

- пыльцевые (пыльца деревьев, злаковых и сорных трав);

- вакцины, сыворотки и медикаменты (антибиотики, нитрофурановые препараты, антисептики и др.).

Патогенез

Первоначально (в 1968 году) Джел и Кумбс предложили свою классификацию реакций гиперчувствительности, как классификацию типов аллергических реакций.

В настоящее время наиболее существенное значение в патогенезе аллергических реакций занимает 1 тип и частично 3 и 4 типы реакций (хроническая крапивница, уртикарии). 3 тип реакций может принимать участие в патогенезе бронхиальной астмы.

Выделяют три стадии аллергических реакций (как одного из видов реакций гиперчувствительности): патоиммунная, патохимическая, патофизиологическая.

  

Глюкокортикостероиды

Наиболее эффективные и патогенетически обоснованные препараты для лечения аллергических заболеваний. Действуют на всех стадиях патогенеза (патоиммунной, патохимической, патофизиологической).

Основной эффект на патофизиологической стадии – на эпителий кровеносных сосудов (уменьшают проницаемость) – устраняют основные симптомы заболевания (отек, гиперсекреция, гиперемия).

На патоиммунной стадии – блокируют выделение цитокинов (интерлейкинов и антител) иммунокомпетентными клетками, способствуют уменьшению количества эозинофилов. На патохимической стадии – способствуют стабилизации мембран тучних клеток и базофилов.

Используются:

- при острых состояниях – парентерально (преднизолон, гидрокортизон, дексаметазон)

- системно – перорально и внутримышечно пролонгированные формы – препараты – депо – действие в течении 1 месяца (полькортолон, дипроспан)

- местно – ингаляционные формы, назальные спреи, мази и кремы.

Антигистаминные препараты (блокаторы Н1 – гистаминовых рецепторов)

Эффективны только при переходе от патохимической стадии к патофизиологической.

Специфическая иммунотерапия

Основана на введение в организм по определенной схеме (со строгим соблюдением дозировок и сроков введения) различных разведений причинно значимого аллергена. Механизм действия – выработка так называемых блокирующих антител (появление в организма достаточного количества – пула В-лимфоцитов секретирующих на введение конкретного аллергена блокирующие антитела вместо специфических Ig Е и Ig G4). Эффективный метод лечения поллинозов, астмы.

3.

Глюкокортикостероиды

Наиболее эффективные и патогенетически обоснованные препараты для лечения аллергических заболеваний. Действуют на всех стадиях патогенеза (патоиммунной, патохимической, патофизиологической).

Основной эффект на патофизиологической стадии – на эпителий кровеносных сосудов (уменьшают проницаемость) – устраняют основные симптомы заболевания (отек, гиперсекреция, гиперемия).

На патоиммунной стадии – блокируют выделение цитокинов (интерлейкинов и антител) иммунокомпетентными клетками, способствуют уменьшению количества эозинофилов. На патохимической стадии – способствуют стабилизации мембран тучних клеток и базофилов.

Используются:

- при острых состояниях – парентерально (преднизолон, гидрокортизон, дексаметазон)

- системно – перорально и внутримышечно пролонгированные формы – препараты – депо – действие в течении 1 месяца (полькортолон, дипроспан)

- местно – ингаляционные формы, назальные спреи, мази и кремы.

Антигистаминные препараты (блокаторы Н1 – гистаминовых рецепторов)

Эффективны только при переходе от патохимической стадии к патофизиологической.

Специфическая иммунотерапия

Основана на введение в организм по определенной схеме (со строгим соблюдением дозировок и сроков введения) различных разведений причинно значимого аллергена. Механизм действия – выработка так называемых блокирующих антител (появление в организма достаточного количества – пула В-лимфоцитов секретирующих на введение конкретного аллергена блокирующие антитела вместо специфических Ig Е и Ig G4). Эффективный метод лечения поллинозов, астмы.

Материалы по активации студентов во время проведения лекции:

Для активизации и повышения мотивации у студентов к теме лекции демонстрируются и рассматриваются слайды со схемами механизмов патогенеза заболеваний иммунной системы, фотографиями клеток, полученных с помощью электронной микроскопии. Во время лекции периодически задаться вопросы студентам. Задаются проблемные вопросы особенностей патогенеза различных типов реакций гиперчувствительности и иммунодефицитных состояний в зависимости от связи изменений лабораторных иммунологических показателей с клиническими особенностями течения заболеваний.

Общее материальное и методическое обеспечение лекции:

- Аудитории главного корпуса ОНМедУ;

- Оборудование - мультимедийный проектор;

- Слайды (схемы, рисунки, фотографии)

Материалы для самоподготовки студентов:

а) по теме изложенной лекции

1. Клінічна імунологія та алергологія // Підручник за ред. Г.М. Дранніка.-К.:Здоров̓ я, 2006. –  888 с. (С.682-862).

2. Бажора Ю.И., Гончарук С.Ф. Клиническая иммунология и аллергология. Учебное пособие // Oдесса: Пресс – курьер, 2012. – 248 с. (С.185-217).

3. Бажора Ю.И., Гончарук С.Ф. Клиническая иммунология и аллергология. Учебное пособие. 2-е изд. дополн. // Oдесса: Пресс – курьер, 2013. – 264 с. (С.187-218).

Литература, использованная лектором для подготовки лекции:

1. Клінічна імунологія та алергологія // Підручник за ред. Г.М. Дранніка.-К.:Здоров̓ я, 2006. –  888 с.

2. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Пособие для студентов, врачей — интернов, иммунологов, аллергологов, врачей лечебного профиля всех специальностей. – 4 изд., доп. // Киев: - ООО «ПОЛИГРАФ ПЛЮС».-2010. – 552 с.

3. Бажора Ю.И., Гончарук С.Ф. Клиническая иммунология и аллергология. Учебное пособие // Oдесса: Пресс – курьер, 2012. – 248 с.

4. Основы клинической иммунологии (учебное пособие для медицинских вузов) / пер. с англ. Э. Чепель, М. Хайни, С. Мисбах, Н. Сновден // М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с.

5. Довідник з алергології, 2-е вид., перероб. та допол. /За ред. проф. Б.М.Пухлика. – Київ: ТОВ «Доктор-Медіа», 2011. – 394 с.

6. Аллергология и иммунология. Национальное руководство. Краткое издание. Хаитов Р.М., Ильина Н.И. – М.:ГЭОТАР-Медия, 2012. – 640 с.

 

Лекцию подготовил: профессор                                       Гончарук С.Ф.

 

 

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

 МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра клинической иммунологии, генетики и медицинской биологии

Учебная дисциплина «Клиническая иммунология и аллергология»

Методическая разработка лекции №5

Аллергические заболевания. Классификация, диагностика и лечение

УТВЕРЖДЕНО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.018 с.)