Признаки республиканской формы правления до 1993 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки республиканской формы правления до 1993 года



 

Распад СССР в 1991 г., прекращение его существования как единого союзного государства и субъекта международного права поставили перед Россией проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачу становления новой российской государственности. Ситуация осложнялась тяжелыми условиями: ликвидация административно-командной системы, а также кризис власти, экономики и общества в целом. Продолжающиеся центробежные процессы, стремление ряда субъектов РФ к «суверенизации» ставили под вопрос само существование уже Российского государства как единого целого.

В связи с этим, перед страной встала проблема выбора системы государственного устройства в условиях перехода к рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы новой российской государственности.

На тот момент правовые основы функционирования механизма российского государства были разнообразны и противоречивы. Они сочетали законы, унаследованные от СССР и РСФСР как составной части Союза, а также правовые акты, принятые новым демократическим правительством и парламентом.

Такая двойственность конституционной базы была обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

Сложилась ситуация, когда в одном государственном организме существовали и противостояли друг другу два несовместимых принципа построения высших органов государственной власти.

Президентская власть, федерализм, принцип разделения властей, ответственности перед обществом - с одной стороны, строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью за принимаемые решения - с другой. Такое положение дел отчасти было схоже с периодом двоевластия в период буржуазно-демократической республики.

Переход к новой структуре государственного аппарата был обусловлен реформированием социально-экономических отношений, направленных на создание социально ориентированной экономики. Были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, деятельность средств массовой информации.

Выстраивание нового механизма республиканской власти шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов.

Так, в 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой легли в основу новой государственности.

Важное значение имела начавшаяся судебная реформа. В 1991 г. была принята Концепция судебной реформы. Началась ее практическая реализация. В этой сфере были сделаны следующие шаги: учреждение Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяжных, обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Важным признаком республиканской формы правления, как уже неоднократно указывалось выше, является принцип разделения властей. Рассматривая теорию разделения властей в государственно-правовой жизни России переходного периода, можно отметить, что ее внедрение проходило достаточно сложно.

Дело в том, что декларирование принципа еще не означало его полное и безоговорочное внедрение в государственную жизнь. Мы можем выделить период фактической отмены данного принципа. Он начинается с момента издания Указа Президента России от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» № 1400 до декабря того же года, когда был проведен референдум о принятии новой Конституции и выборы в органы власти.

Характерной особенностью этого периода являлось то, что принцип разделения властей был фактически устранен из деятельности государственных органов. Указ ликвидировал органы всех ветвей власти, оставив лишь власть исполнительную, то есть президентскую.

Указом от 21 сентября 1993 г. в целях «сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации; восстановления авторитета государственной власти» было прервано осуществление «законодательной, распорядительной и контрольной функций» Съездом народных депутатов и Верховным Советом страны (ст. 1).

Этим же Указом Конституционному Суду было предложено «не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 10) и фактически считать настоящий Указ по юридической силе превосходящим действующую Конституцию, поскольку Конституция продолжала действовать лишь в части, не противоречащей Указу (ст. 1).

Оценивая данный нормативный правовой акт, отечественные юристы отмечали, что его положения находились в явном противоречии с действующей Конституцией. Так, И.Г. Шаблинский подчеркивал, что «Президент открыто вышел за рамки Конституции и, более того, объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющими юридической силы. Такие решения не могли не иметь шокирующего эффекта...». Автор заключает, что согласно действовавшему на тот момент законодательству, Президент не имел права на подписание Указа №. 1400 и других последующих за ним указов.

Конституционный Суд заключил, что Указ № 1400 противоречит действующей Конституции. Но, несмотря на это, подобные указы Президент продолжал издавать. В них нашли отражение нормы, ранее также признанные неконституционными.

Так, Указом от 7 ноября 1993 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» в развитие Указа от 21 сентября 1993 г. констатировалась невозможность деятельности Конституционного Суда России в неполном составе, и ему было предложено не созывать заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации.

Указом от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» была кардинально изменена система местных органов государственной власти. «Исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советами народных депутатов», были возложены на «администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации».

Был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Прерогатива в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти. Главы администраций согласно Указу назначались и освобождались Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Подводя итог первому этапу реформ Российской Федерации, исследователи отмечают, что структура органов государственной власти продолжала перестраиваться без учета принципа разделения властей.

В целом, к нормативной базе реформы можно отнести: Указ от 27 сентября 1993 г. № 1465 «О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»; Указ от 26 сентября 19993 года № 1457 «Об образовании Комиссии законодательных предположений при Президенте Российской Федерации»; Указ от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и др.

И хотя по Конституции Российской Федерации государственная власть осуществлялась на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, на практике этот принцип существовал лишь номинально. Фактически же разделение властей подменялось принципом технического распределения между различными государственными органами предметов ведения при подавляющей роли исполнительной власти.

Разделения властей является одним из важных признаков республиканской формы правления. Вместе с тем, в течение относительно короткого исторического периода республиканской формы правления в отечественном государстве этот принцип не был представлен в его классическом понимании.

Более того, советский период республиканской формы правления открыто не признавал теорию разделения властей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.005 с.)