Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультатив по экологии «Путешествие Капельки» для детей дошкольного возраста

Поиск

 

Актуальность: экологические проблемы являются очень актуальными для человечества, поэтому экологическую культуру надо развивать с очень раннего возраста. Необходимо научить ребят любить и знать природу своего края.

Цель: развитие экологической культуры детей дошкольного возраста через творчество самих ребят.

Задачи:

1. Развивающие:

развивать творческое воображение детей;

расширять чувственный опыт ребят;

. Воспитательные:

воспитывать у детей умение видеть красоту природы;

воспитывать у ребят доброе отношение к природе, друг другу и другим людям;

. Образовательные:

познакомить детей с природой Ивано-Арахлейского заказника;

познакомить детей с правилами поведения на территории заказника.

 

Тематический план факультатива по экологии «Путешествие Капельки»

Тема занятия Оборудование Формируемые понятия Методы Литература
1 Капелька в городе Картинки с изображением источников загрязнения Загрязнение воздуха, воды, почв. Словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрации) Ушинский К. «Спор деревьев»
2 Капелька едет на природу Иллюстрации с видом природы заказника Чистый воздух, вода, почвы. Словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрации) Пришвин М. «Птицы под снегом» Скребицкий Г. «Жаворонок» Соколов-Микитов Ч. «На лугах»
3 Капелька в лесу Карточки с изображением животных и растений заказника Влияние человека на животных и растения. Лес и его обитатели Творческое задание (дети рисуют), Словесный (беседа, рассказ). Бианки В. «Рассказы о животных», загадки. Скребицкий Г., Чаплина В. «Как белочка зимует»
4 Капелька на озере Схема озер заказника, карточки с изображением рыб. Озера и их обитатели. Словесный (беседа, рассказ), наглядный «Я познаю мир» Дет. энциклопедия, география Бианки В. «Что делали рыбы зимой»
5 Капелька встречает друзей Рисунки детей (наглядная агитация против пагубного воздействия на природу) Правила поведения в заказнике. Словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрации) Мальчикова И.Ю. и др. «Ивано- Арахлейский государственный природный, ландшафтный заказник», загадки
6 Капелька - экскурсовод Схема заказника с изображением озер, лесов, лугов, животных, рыб. Бережное отношение ко всему живому. Словесный (беседа, рассказ), наглядный (схема) Воронько П. «Лучше нет родного края»

Занятие 1

Тема: Капелька в городе

Цель: развитие у детей неравнодушного отношения к окружающей среде города.

Задачи:

- познакомить детей с негативными последствиями деятельности человека в городе

воспитывать в детях чувство ответственности за свое поведение по отношению к природе.

Ход занятия:

1. Орг.момент. Приветственное слово.

. Изучение нового материала.

Изменение природы человеком началось еще в незапамятные времена: от 15 до 25 тыс.лет назад, когда первый земледелец бросил в почву первое зерно в надежде, что оно даст новое растение и принесет ему двадцать новых зерен. Раньше, когда человек был собирателем и охотником, он как бы встраивался в существующую систему природы. Но уже и в те времена шло массовое истребление некоторых животных, мамонтов, например.

Посеяв первое зерно, человек начал изменение природы. Продолжает он изменять природу и сегодня. Человек построил города, дороги, заводы и фабрики. Сделал он это для того, чтобы ему лучше жилось: города с большими домами - в них удобно жить, они обогреваются батареями, а не печками, есть горячая вода; дороги - для того, чтобы ездить из одного города в другой, и чтобы передвигаться по городу; заводы и фабрики - для того, чтобы на них выпускали продукты и одежду, чтоб он мог хорошо кушать и красиво одеваться. Но все эти блага сопровождаются очень сильным давлением на природу. Например, там где сейчас стоит наш дом, раньше был лес, в котором обитали много красивых и разных животных и растений. Но когда дом начали строить, животные разбежались и им пришлось копать себе норы, вить гнезда в другом месте, непривычном для них. Красивые деревья срубили, а бархатная зеленая травка погибла под гусеницами тракторов и других строительных машин. Или, например, люди построили завод с большой трубой, из которой идет дым. Подул ветер, принес этот дым к нам во двор, нам тяжело дышать. В дыме много вредных для здоровья частичек. Эти частички высыпались из дыма на землю - стало плохо растениям, высыпались на озеро или реку - плохо рыбам. Но и самому человеку тоже стало от этого плохо: купаться в грязной воде, кушать овощи с вредными веществами, дышать грязным воздухом. И человек понял, что к природе нужно относиться более бережно. Ученые стали придумывать, как очистить воздух, воду и землю, начали решать - как сохранить всех животных и растения, чтобы они не погибли от загрязнения. Но и дети могут им в этом помогать: не вытаптывать траву - ходить по тропинкам, не разрушать гнезда птиц и норы животных, не ломать деревья и не рвать цветов, не бросать мусор на улице, а только в специальные баки. И если все, и взрослые и дети будут соблюдать эти правила, то природу мы сможем сохранить.

. Закрепление материала. Беседа с детьми о том, как еще человек воздействует на природу (автотранспорт, мусор и т.д.). Подведение итогов.

. Орг.момент. Прощание с детьми.

Занятие 6.

Тема: Капелька - экскурсовод.

Цель: сформировать у детей обобщающее представление о заказнике, как о совокупности живой и неживой природы.

Задачи:

- развивать у детей грамотную речь;

развивать умение последовательного изложения материала.

Ход занятия:

1. Орг.момент. Приветствие ребят.

. Повторение пройденного материала.

. Экскурсия по заказнику посредством наглядного пособия.

Экскурсия начинается с «сюрпризного момента». Входит Незнайка и просит ребят рассказать ему о заказнике. На стенд вывешивается наглядное пособие - схема заказника, приглашается желающий выступить в роли Капельки-экскурсовода и экскурсия начинается. На схеме использованы несколько методических приемов. Это загадки и пословицы о животных (просчитываются педагогом), задания дорисовать животное, рассматривание иллюстраций, зарифмованные названия зверей, художественное слово. Этап за этапом дети «проводят» Незнайку через заказник, повторяют и закрепляют пройденный материал, учатся правильно излагать свои мысли, отвечать на вопросы, рассуждать. На схеме также изображены животные, которые «перепутали» места своего обитания и хотят домой. Дети показывают их Незнайке, снимают со схемы и объясняют почему. Во время экскурсии Капелька-экскурсовод меняется на другого желающего побыть экскурсоводом. Так экскурсию могут вести поочередно 4-5 ребят.

Когда путешествие подходит к концу, ребятам предлагается выбрать знаки, на которых изображены действия запрещающиеся на территории заказника. Например, знак с изображением костра. Дети развешивают эти знаки на схему и объясняют Незнайке, почему выбран тот или иной знак.

. Орг.момент. экскурсия закончена. Незнайка благодарит ребят за интересное путешествие и выражает надежду, что приехав отдыхать в заказник, они не будут халатно относиться к природе, а будут беречь каждую травинку, каждый цветок и своим бережным отношением ко всему живому будут подавать пример своим родителям и другим взрослым.

Таким образом, проблема экологического воспитания детей становится по большому счету важнейшей в системе повышения общей культуры как человека вообще, так и общества в целом. Юные сердца наиболее открыты чистому и светлому и их связь с природой более устойчива. Нам лишь остается искать более простые и доступные методы воздействия на их еще не очерствевшие души. Система игр и занятий, где каждый ребенок сможет почувствовать себя частью единого целого, прекрасного впоследствии поможет ему не забыть, что каждый из них венец Природы.

 


Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.008 с.)