Глава 1. Теоретические основы платежного баланса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы платежного баланса



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

1.1 Понятие и основные теории платежного баланса

1.2 Счета платежного баланса

1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ

2.1 Значение платежного баланса для экономического благополучия РФ

2.2 Краткий анализ счета текущих операций в платежном балансе РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Основные потребности в подобной информации удовлетворяют балансы международных расчетов, а чаще основная их часть — платежный баланс государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром. Подготовка многих политических и экономических решений нуждается в такого рода данных. Можно отметить три случая, когда информация, содержащаяся в платежном балансе, особенно необходима:

1) С помощью анализа результатов обмена между странами легче судить о стабильности системы плавающих валютных курсов: платежный баланс помогает выявить масштабы аккумулирования иностранных валют у тех экономических агентов, которые больше заинтересованы в их владении, и тех, кто более склонен избавиться от этих валют.

2) В условиях фиксированных валютных курсов платежный баланс помогает определить объем притока иностранной валюты в страну, степень давления на курс национальной валюты, а также позволяет решить вопрос о целесообразности поддержки фиксированного курса валюты, если ей угрожает кризис.

3) Счета платежного баланса в части расчетного баланса предоставляют информацию о накоплении внешней задолженности, выплате процентов и платежей по основной сумме долга и возможностях страны аккумулировать валюту для будущих платежей. Эта информация необходима для оценки того, насколько стране-должнику стало обходиться дешевле или дороже погашать долги иностранным кредиторам.

Вместе с тем, для того, чтобы на основе платежного баланса можно было делать правильные выводы о состоянии внешнеэкономических связей государства, необходим анализ механизмов влияния тех или иных экономических явлений на счета баланса, так как сами по себе они не могут дать нам позитивных или негативных оценок тех или иных явлений.

Указанными обстоятельствами определяется актуальность темы настоящей курсовой работы: «Платежный баланс». Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием, продемонстрировали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой валютной системы, ее основных механизмов остается актуальной. Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И во избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса.


Счета платежного баланса

 

В данном параграфе рассмотрим сущность основных счетов платежного баланса.

Счет текущих операций.

Счет текущих операций дает общее представление о торговле страны произведенными за текущий период товарами и услугами. При формировании данного счета экспорт отмечается знаком плюс (+), поскольку он выступает как кредит, т.е. создает (или зарабатывает) иностранную валюту для государства. Любые подобные экспорту операции, обязывающие иностранцев осуществлять платежи в страну, создают запасы иностранной валюты в банках этой страны. И наоборот, импорт считается дебетом, поскольку в результате иностранная валюта расходуется, и поэтому он трактуется со знаком минус (-). Импорт в страну обязывает производить «выплаты» всему миру, которые сокращают имеющиеся в распоряжении банков страны – импортера запасы иностранной валюты.

Торговый баланс показывает, насколько товарный экспорт, способен в данном году «заработать» для страны достаточно иностранной валюты для финансирования товарного импорта. Разницу между товарным экспортом страны и ее товарным импортом показывает баланс товарной торговли. Если экспорт превышает импорт, то образуется положительное сальдо торгового баланса. Если импорт превышает экспорт, возникает внешнеторговый дефицит, или отрицательное сальдо торгового баланса.

Баланс услуг показывает, что страна не только экспортируют товары, например самолеты и компьютеры, но и предоставляют различные услуги, в частности страховые, консалтинговые, транспортные и брокерские, резидентам иностранных государств. Так же как и баланс товаров, баланс услуг показывает, насколько страна «закупает» за границей услуг больше (или меньше), чем оказывает, «продает» таких услуг.[3]

Баланс товаров и услуг — это разница между экспортом товаров и услуг страны и импортом товаров и услуг в страну. Если импорт товаров и услуг превышает экспорт товаров и услуг из страны, то имеет место торговый дефицит или, как его еще называют, неблагоприятный торговый баланс. И наоборот, торговый излишек, или благоприятный торговый баланс, появляется в том случае, когда экспорт товаров и услуг превосходит импорт товаров и услуг.

Баланс счета текущих операций учитывает так же чистые доходы от инвестиций, представляющие разницу между процентными и дивидендными платежами, осуществленных иностранцами на вложенный за рубежом капитал страны, и процентными и дивидендными платежами, которые граждане страны выплатили за иностранный капитал, инвестированный в страну.

Баланс счета текущих операций учитывает чистые переводы как частных, так и государственных средств из страны в другие страны мира. Сюда входит иностранная помощь, пенсии граждан страны, проживающих за рубежом, денежные переводы эмигрантов родственникам, проживающим за границей; данные платежи являются внешними и снижают имеющийся у государства запас иностранной валюты.

Суммируя все операции по текущему счету, мы получаем баланс счета текущих операций.

Счет движений капиталов.

Вторым счетом в общем торговом балансе является счет движения капиталов, в котором отражаются потоки платежей (движение денежного капитала), связанные с куплей или продажей материальных и финансовых активов. К примеру, иностранная компания может приобрести в какой-либо стране как физические активы, например офисное здание, так и финансовые, например ценные бумаги правительства. В любой из этих сделок присутствует факт «экспорта» прав собственности на активы страны за ее пределы в обмен на поступления иностранной валюты (приток денежного капитала). «Экспорт» прав собственности отражается как приток капиталов в страну. Покупка иностранцами активов учитывается со знаком «плюс», так как, подобно экспорту товаров и услуг страны, она отражает приток иностранной валюты.

И наоборот, российская компания может приобрести, скажем, гостиничную сеть (материальный актив) в другой стране или обыкновенные акции иностранной фирмы (финансовый актив). Общим в этих сделках является «импорт» прав собственности на иностранные реальные или финансовые активы в Россию и одновременно отток иностранной валюты (отток денежного капитала) из страны. Этот «импорт» (или покупка гражданами РФ иностранных активов) отражается в платежном балансе в со знаком «минус», поскольку, так же как и импорт товаров и услуг, он сопряжен с оттоком иностранной валюты.

Счет официальных резервов.

Третьим счетом платежного баланса является счет официальных резервов. Центральные банки различных стран держат большое количество иностранной валюты, которая проходит под названием официальные резервы. Эти резервы используются для погашения чистого суммарного дефицита по счетам текущих операций и движения капиталов (аналогично тому, как простые граждане используют свои сбережения для какой-то крупной покупки). Например, если суммарный дефицит по счетам текущих операций и движения капиталов в стране составляет 4 млрд. д.ед., то такое состояние платежного баланса заставит правительство сократить свои резервы иностранной валюты на 4 млрд. д.ед. Знак «плюс» в данном случае показывает, что исход резервов рассматривается как кредит, в результате которого происходит приток валюты (из официальных резервов) на сумму, необходимую для достижения общего баланса.

В отдельные годы суммарное сальдо счетов текущих операций и движения капиталов может быть положительным. Это говорит о том, что за отчетный период страна, например Россия, заработала больше иностранной валюты, чем ее истратила. Данный избыток представляет собой выплаты, которые идут не в другие страны, а на счет официальных резервов. В этом случае такое накопление в формировании платежного баланса будет стоять знак «минус», поскольку речь идет о расходе валюты, т.е. операция является дебетовой.

Сумма всех трех составных частей платежного баланса — счета текущих операций, счета движения капиталов и счета официальных резервов — с учетом их знаков должна равняться нулю. Каждая использованная единица иностранной валюты (статьи баланса со знаком «минус», отражающие расход валюты или дебетовые операции) должна иметь источник (статьи баланса со знаком «плюс», отражающие поступления валюты или кредитовые операции).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Интегрированным выражением всех внешнеэкономических связей страны является ее платежный баланс. Платежный баланс страны — это сумма всех трансакций, которые имеют место между резидентами страны и резидентами всех остальных стран. Платежный баланс характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и ее платежами за границей. При положительном сальдо платежный баланс будет активным, а при отрицательном сальдо - пассивным. Платежный баланс состоит из трех больших разделов.

1. Баланс (счет) текущих операций.

- Экспорт товаров.

- Импорт товаров.

- Сальдо торгового баланса.

- Экспорт услуг.

- Импорт услуг.

- Сальдо услуг.

- Чистый доход от инвестиций.

- Денежные переводы.

- Итого сальдо баланса текущих отраслей.

2. Баланс (счет) движения капитала.

- Приток капитала.

- Отток капитала.

- Итого сальдо баланса движения капитала.

- Итог первого и второго разделов.

3. Изменение официальных резервов.

Механизм регулирование платежного баланса осуществляется на основе соответствующих теорий платежного баланса, которые имеют богатую историю, сменяя друг друга, обогащая практику различными концепциями.

Равновесное состояние платежного баланса означает, что в течение многих лет страна расходует и инвестирует за рубежом не больше и не меньше, нежели другие страны расходуют и инвестируют в данной стране.

Выделяют следующие основные методы государственного регулирования платежного баланса.

1. Прямой контроль включает регламентацию импорта посредством таможенных и других сборов, ограничения или запрета на перевод за границу доходов по иностранным капиталовложениям и денежным трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта краткосрочного и долгосрочного капитала и др.

2. Использование дефляции (борьба с инфляцией) преследует решение внутриэкономических проблем. Однако дефляция в порядке побочного эффекта улучшает состояние платежного баланса.

3. Изменение обменного курса, которое при любом режиме (фиксированный, гибкий) валютного курса находится под контролем и воздействием государства.

Анализ товарной структуры экспорта России в 2008 г показал, что наибольшая часть экспорта РФ приходится на страны дальнего зарубежья, доля стран СНГ составляет менее 10%. В структуре экспорта в страны дальнего зарубежья наибольшую долю занимают минеральные продукты (42.81%) и топливно-энергетические товары(42.32%). Анализ товарной структуры импорта России в 2008 г. показал, что наибольшая часть импорта в Россию приходится на страны дальнего зарубежья, в структуре импорта из этих стран наибольший удельный вес приходится на машины, оборудование и транспортные средства (56,12%) и продовольственные товары (12.51%).

Положительное сальдо счета текущих операций достигается за счет экспорта сырьевых товаров, так как экспорт высокотехнологичных товаров и продуктов высокого передела имеет отрицательное сальдо. В целом анализ экспорта и импорта товаров показывает, что экономика России имеет явную сырьевую направленность, зарабатывая на экспорте сырья для импорта машин, оборудования и продовольствия. Для улучшения структуры операций по счету текущих операций России необходимо более тесно развивать торговлю со странами СНГ, где востребованы не только сырье, но и продукция высокого передела, например, продукция машиностроения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антипина В.И. Экономическая теория – М.: Проспект, 2008. – 239 с.

2. Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.

3. Бабашкина А.М Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. – М.: РАГС, 2007.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Образование, 2008. – 726 с.

6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

7. Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. – М.: Статистика, 2007. – 382 с.

8. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики. Теория и практика. – М.: РДЛ, 2006.

9. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. – М.: Питер, 2007. – 364 с.

10. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2008. – 526 с.

11. Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: системный подход в российских условиях. – М.: Наука, 2006.

12. Иохин В.Я. Экономическая теория. Гриф МО РФ. – М.: Экономистъ, 2006. – 388 с.

13. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2007.

14. Кувшлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: РАГС, 2008.

15. Кузьбожев Э.Н. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2005.

16. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфа-М, 2006.

17. Низкодубова Е.В. Макроэкономика. – М.: Эксмо, 2006.

18. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. – М.: Наука, 2004.

19. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007.

20. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2004.

21. Ципин И.С. Стратегия государственного регулирования экономики. – М.: МГИУ, 2007.

22. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско - правовой аспект. – М.: Клувер, 2007.

23. http://www.cbr.ru/

24. http://www.customs.ru/ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Экспорт

Импорт

Оборот

Сальдо

Доля в

Товаро-

обороте,

%

Доля в

экспорте,

%

Доля в

импорте,

%

Всего

10 300 213

14 883 772

25 183 986

-4 583 558

100

100

100

в том числе:

 

 

 

Страны СНГ

2 468 579

1 334 736

3 803 316

1 133 844

15.1

23.97

8.97

в том числе:

0

0

0

Страны ЕврАзЭС

1 357 192

473 725

1 830 917

883 467

7.27

13.18

3.18

в том числе:

0

0

0

БЕЛАРУСЬ

115 593

144 388

259 981

-28 795

1.03

1.12

0.97

КАЗАХСТАН

519 434

198 779

718 213

320 655

2.85

5.04

1.34

КИРГИЗИЯ

102 036

15 431

117 467

86 605

0.47

0.99

0.1

ТАДЖИКИСТАН

277 930

37 782

315 712

240 148

1.25

2.7

0.25

УЗБЕКИСТАН

342 198

77 344

419 542

264 854

1.67

3.32

0.52

Прочие страны

957 510

643 758

1 601 268

313 752

6.36

9.3

4.33

АЗЕРБАЙДЖАН

73 648

43 952

117 600

29 696

0.47

0.72

0.3

АРМЕНИЯ

75 887

27 056

102 943

48 831

0.41

0.74

0.18

ГРУЗИЯ

17 148

26 918

44 066

-9 770

0.17

0.17

0.18

МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА

99 981

35 280

135 261

64 701

0.54

0.97

0.24

ТУРКМЕНИЯ

12 263

7 423

19 686

4 840

0.08

0.12

0.05

УКРАИНА

678 582

503 129

1 181 711

175 453

4.69

6.59

3.38

Услуги, не распределенные по отдельным странам

153 878

217 253

371 131

-63 375

1.47

1.49

1.46

Страны дальнего зарубежья

7 831 634

13 549 036

21 380 670

-5 717 402

84.9

76.03

91.03

в том числе:

0

0

0

Страны ЕС

3 943 163

6 723 865

10 667 028

-2 780 702

42.36

38.28

45.18

в том числе:

0

0

0

АВСТРИЯ

133 715

316 648

450 363

-182 933

1.79

1.3

2.13

БЕЛЬГИЯ

63 521

111 172

174 693

-47 651

0.69

0.62

0.75

БОЛГАРИЯ

64 103

49 318

113 421

14 785

0.45

0.62

0.33

ВЕНГРИЯ

46 795

44 989

91 784

1 806

0.36

0.45

0.3

ГЕРМАНИЯ

711 196

1 081 607

1 792 803

-370 411

7.12

6.9

7.27

ГРЕЦИЯ

22 427

26 450

48 877

-4 023

0.19

0.22

0.18

ДАНИЯ

53 621

95 869

149 490

-42 248

0.59

0.52

0.64

ИРЛАНДИЯ

69 510

191 640

261 150

-122 130

1.04

0.67

1.29

ИСПАНИЯ

30 926

198 199

229 125

-167 273

0.91

0.3

1.33

ИТАЛИЯ

154 298

296 773

451 071

-142 475

1.79

1.5

1.99

КИПР

487 892

650 613

1 138 505

-162 721

4.52

4.74

4.37

ЛАТВИЯ

52 638

37 679

90 317

14 959

0.36

0.51

0.25

ЛИТВА

52 754

40 968

93 722

11 786

0.37

0.51

0.28

ЛЮКСЕМБУРГ

23 654

26 469

50 123

-2 815

0.2

0.23

0.18

МАЛЬТА

12 037

6 054

18 091

5 983

0.07

0.12

0.04

НИДЕРЛАНДЫ

236 545

531 929

768 474

-295 384

3.05

2.3

3.57

ПОЛЬША

98 186

136 831

235 017

-38 645

0.93

0.95

0.92

ПОРТУГАЛИЯ

4 247

5 738

9 985

-1 491

0.04

0.04

0.04

РУМЫНИЯ

5 262

5 663

10 925

-401

0.04

0.05

0.04

СЛОВАКИЯ

33 196

8 419

41 615

24 777

0.17

0.32

0.06

СЛОВЕНИЯ

38 539

45 304

83 843

-6 765

0.33

0.37

0.3

СОЕДИНЕНОЕ КОРОЛЕВСТВО

874 844

1 133 614

2 008 458

-258 770

7.98

8.49

7.62

ФИНЛЯНДИЯ

261 246

818 658

1 079 904

-557 412

4.29

2.54

5.5

ФРАНЦИЯ

237 355

467 486

704 841

-230 131

2.8

2.3

3.14

ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

62 889

169 162

232 051

-106 273

0.92

0.61

1.14

ШВЕЦИЯ

61 955

164 062

226 017

-102 107

0.9

0.6

1.1

ЭСТОНИЯ

49 811

62 552

112 363

-12 741

0.45

0.48

0.42

Страны АТЭС

1 504 640

1 714 500

3 219 140

-209 860

12.78

14.61

11.52

в том числе:

0

0

0

АВСТРАЛИЯ

10 757

23 526

34 283

-12 769

0.14

0.1

0.16

БРУНЕЙ - ДАРУССАЛАМ

124

0

124

124

0

0

0

ВЬЕТНАМ

42 979

26 173

69 152

16 806

0.27

0.42

0.18

ГОНКОНГ

29 433

18 912

48 345

10 521

0.19

0.29

0.13

ИНДОНЕЗИЯ

1 138

10 500

11 638

-9 362

0.05

0.01

0.07

КИТАЙ

189 745

347 347

537 092

-157 602

2.13

1.84

2.33

КАНАДА

127 896

47 512

175 408

80 384

0.7

1.24

0.32

КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА

160 749

101 141

261 890

59 608

1.04

1.56

0.68

МАЛАЙЗИЯ

6 372

7 427

13 799

-1 055

0.05

0.06

0.05

МЕКСИКА

1 324

315

1 639

1 009

0.01

0.01

0

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

3 949

8 772

12 721

-4 823

0.05

0.04

0.06

ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ

735

9

744

726

0

0.01

0

ПЕРУ

719

87

806

632

0

0.01

0

СИНГАПУР

17 608

26 988

44 596

-9 380

0.18

0.17

0.18

США

765 018

704 836

1 469 854

60 182

5.84

7.43

4.74

ТАИЛАНД

18 169

285 347

303 516

-267 178

1.21

0.18

1.92

ТАЙВАНЬ (КИТАЙ)

3 365

1 609

4 974

1 756

0.02

0.03

0.01

ФИЛИППИНЫ

1 758

905

2 663

853

0.01

0.02

0.01

ЧИЛИ

769

472

1 241

297

0

0.01

0

ЯПОНИЯ

122 032

102 622

224 654

19 410

0.89

1.18

0.69

Прочие страны

1 868 019

2 944 345

4 812 364

-1 076 326

19.11

18.14

19.78

в том числе:

0

0

0

АЛБАНИЯ

337

63

400

274

0

0

0

АЛЖИР

35 661

12 683

48 344

22 978

0.19

0.35

0.09

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

3 160

4 378

7 538

-1 218

0.03

0.03

0.03

ЕГИПЕТ

25 203

400 155

425 358

-374 952

1.69

0.24

2.69

ИЗРАИЛЬ

40 551

98 627

139 178

-58 076

0.55

0.39

0.66

ИНДИЯ

60 161

86 608

146 769

-26 447

0.58

0.58

0.58

ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

13 776

6 611

20 387

7 165

0.08

0.13

0.04

ИСЛАНДИЯ

6 400

2 465

8 865

3 935

0.04

0.06

0.02

КУБА

4 019

7 746

11 765

-3 727

0.05

0.04

0.05

МОНГОЛИЯ

11 347

11 195

22 542

152

0.09

0.11

0.08

НОРВЕГИЯ

38 467

70 132

108 599

-31 665

0.43

0.37

0.47

ОАЭ

48 166

248 444

296 610

-200 278

1.18

0.47

1.67

ПАНАМА

86 891

207 885

294 776

-120 994

1.17

0.84

1.4

РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ

1 417

2 140

3 557

-723

0.01

0.01

0.01

СЕРБИЯ

75 210

79 528

104 093

46 327

0.41

0.73

0.53

ТУРЦИЯ

381 750

852 873

1 234 623

-471 123

4.9

3.71

5.73

ХОРВАТИЯ

14 527

13 530

28 057

997

0.11

0.14

0.09

ЧЕРНОГОРИЯ

12 094

28 883

40 977

-16 789

0.16

0.12

0.19

ШВЕЙЦАРИЯ

341 151

435 323

776 474

-94 172

3.08

3.31

2.92

Другие страны

667 732

375 077

1 042 809

292 655

4.14

6.48

2.52

Услуги, не распределенные по отдельным странам

515 811

2 166 326

2 682 137

-1 650 515

10.65

5.01

14.55

Справочно:

0

0

0

Страны ОЭСР

5 139 621

8 175 233

13 314 854

-3 035 612

52.87

49.9

54.93

 


[1] Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. – М.: Статистика, 2007. – С. 244.

[2] Низкодубова Е.В. Макроэкономика. – М.: Эксмо, 2006. – С. 211.

[3] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфа-М, 2006. – С. 876.

[4] Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 232.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

1.1 Понятие и основные теории платежного баланса

1.2 Счета платежного баланса

1.3 Методы государственного регулирования платежного баланса

ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ

2.1 Значение платежного баланса для экономического благополучия РФ

2.2 Краткий анализ счета текущих операций в платежном балансе РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

 

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Основные потребности в подобной информации удовлетворяют балансы международных расчетов, а чаще основная их часть — платежный баланс государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром. Подготовка многих политических и экономических решений нуждается в такого рода данных. Можно отметить три случая, когда информация, содержащаяся в платежном балансе, особенно необходима:

1) С помощью анализа результатов обмена между странами легче судить о стабильности системы плавающих валютных курсов: платежный баланс помогает выявить масштабы аккумулирования иностранных валют у тех экономических агентов, которые больше заинтересованы в их владении, и тех, кто более склонен избавиться от этих валют.

2) В условиях фиксированных валютных курсов платежный баланс помогает определить объем притока иностранной валюты в страну, степень давления на курс национальной валюты, а также позволяет решить вопрос о целесообразности поддержки фиксированного курса валюты, если ей угрожает кризис.

3) Счета платежного баланса в части расчетного баланса предоставляют информацию о накоплении внешней задолженности, выплате процентов и платежей по основной сумме долга и возможностях страны аккумулировать валюту для будущих платежей. Эта информация необходима для оценки того, насколько стране-должнику стало обходиться дешевле или дороже погашать долги иностранным кредиторам.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.596 с.)