Методы и организация исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и организация исследования



 

Наше исследование проводилось в Центре Медико-Психологической Помощи поселка Бабанаково. Выборку составили 37 человек в возрасте от 23 до 36 лет. Метод исследования включал в себя: 1) интервью с использованием тренинга «Волшебный магазин» 2) проективная методика «Сюжет» 3) 16 факторный опросник Кеттелла. Данный эксперимент проводился в 3 этапа.

Первый этап включал в себя интервью, где испытуемые, отвечая на вопросы, рассказывали о своем самом сильном страхе, указывали на жизненные ценности и главное стремление в жизни. В ходе интервью с испытуемыми проводился тренинг, направленный на выявление ценностных ориентации - «ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН». Цель упражнения сводится к тому, что во время "торговли" участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни. Один из участников группы приходит в "волшебный магазин", в котором в роли продавца выступает сам консультант. Продавец-волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь и т.д., но требует чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и другими такими же ценностями.

Второй этап составил проективный метод «Сюжет» который был нами взят из методических рекомендаций «рисуночные методики в исследовании личности» автора и составителя Соловьева Александра Павловича. [16]. Испытуемому дается задание нарисовать в сюжете такие элементы как: дом, ограда, дорога, мешок с яблоками, змея, береза и дуб. Язык нашего сознания - это речь. Язык нашего подсознания - это символы, образы. Точнее говоря, символы мы облекаем в образы и придаем общим символам индивидуальный смысл. По мнения Д.А.Леонтьева, смысл - это субъективная значимость объектов и явлений действительности, проявляющаяся в двух формах: 1) в эмоциональной окраске образов восприятия и представлений этих объектов и явлений; 2) в понимании (интерпретации) субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности - в удовлетворении определенных потребностей, в реализации тех или иных мотивов, ценностей и т.д.. при этом главным содержанием смысла считается понимаемое значение.[8]. Эмоциональное отношение дает нам лишь первичное указание на смысл, но не раскрывает его, ибо не позволяет соотнести отношение к объекту с жизненными отношениями субъекта. В нашей методике смысл нарисованных образов сводится к следующей интерпретации: дорога - в символике нашего подсознательного это жизненный путь человека. Дом - это душа человека. А формируется она в семье, в родительском доме. «Я так буду относится к людям, как сейчас вижу отношение ко мне моих родителей». Изгородь - на языке нашего бессознательного, это граница. Отгорожено обычно то, что представляет ценность для человека. Поэтому нас интересует два момента: что отгорожено и как выглядит изгородь. Дуб и береза - это образ мужчины и женщины в нашем подсознании. Например, рисует мужчина. Значит, изображение дуба - это отношение к себе. Так человек видит себя. Береза - это образ женщины и отношение к любимой женщине, независимо то того, есть оно сейчас реально в данный момент или нет. Образ существует всегда, и по нему строится жизнь с противоположным полом. Мешок с яблоками - это отношение к нажитому добру. Речь идет как о материальных, так и о духовных ценностях - то, что человек имеет и то, что умеет делать. Змея -это олицетворение проблемы, в какой то определенной области, т.е. имеет значение, где нарисована змея. В жизни каждого человека с момента рождения и до самой смерти постоянно возникают трудности. Их надо уметь решать. Без проблем нет развития. Только преодоление трудностей позволяет нам жить и двигаться вперед.

Третий этап исследования включал в себя 16-ти факторный опросник

Кеттелла.[6]. В разработке теста Р. Кэттелл первоначально исходил из данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри которых расположились высоко коррелирующие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции, например: веселый - печальный, разговорчивый - молчаливый и т. д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех биполярных пар были составлены рабочие определения. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход к данным, полученным с помощью опросников. Р. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с рассматриваемым тестом.[6].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)