Холина Наталья Александровна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Холина Наталья Александровна



Холина Наталья Александровна

Особенности телесно-ориентированной терапии

 

Курс 5/3, заочное отделение, УКП

 

 

Научный руководитель:

Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических                                 

                                                             наук, доцент кафедры

                                                             практической психологии

                      МГОПУ

 

 

Москва – 2002

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Сущность и специфические особенности
телесно-ориентированной терапии...………..……………………6

1.1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии …………6

1.2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной

           терапии……………………………………………………………25

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-

              ориентированной терапии на уровень тревожности участни-

              ков занятий...……………………..……………………………… 32

2.1. Организация и ход эксперимента……………………………… 32

2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………47

 

Выводы……………………………………………………………..…..48

 

Заключение…………………………………………………………….50

 

Литература……………………………………………………………..53

 

Приложения……………………………………………………………56


Введение

Над вопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд, С.Ференци, А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз, М.Фельденкрайс, Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии чувств на наши телесные функции и явлениях обратного порядка, когда физиологические изменения влияют на нашу психологию. О позитивном, конструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, вплоть до противопоставления ее психотерапии вербальной, сказано уже достаточно много. Справедливо подчеркивается, что применение телесно – ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и, усиливая способность пациента к вербализации (чувств, телесных ощущений), как бы прокладывает путь к собственно вербальным методам психотерапии. Эмоции, высвобождающиеся и интенсифицирующиеся телесно – ориентированными приемами, могут поддерживаться и успешно прорабатываться далее, в ходе других видов терапии, что обеспечивает ступенчатость, преемственность, некую единую нить терапевтического процесса. Однако, не следует забывать и о возможном деструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, который может вызвать те или иные нежелательные последствия. Среди них можно упомянуть появление панических состояний; также вместо ожидаемой релаксации может наступить напряжение, а без последующей вербализации переживания пациента могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными (26). Критики возражают и против грубости некоторых методов телесной терапии. Действительно, методы телесно-ориентированной терапии относятся к числу наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Некоторые современные представители телесной терапии ведут поиск новых направлений. Одним из них является объединение телесных методов с вербальными, другим – постепенное замещение болезненных, неудобных процедур более мягкими, гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления (деликатные прикосновения и вербализация переживаний). Поэтому для экспериментального изучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-метод. Это интересный, но мало изученный метод телесной терапии, в литературе он представлен явно недостаточно, что определяет актуальность этой дипломной работы. Необходимо исследовать влияние Розен-метода на различные психические свойства личности (например, активность, эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, депрессивные состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики выходит за рамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили остановиться на одном из наиболее важных и распространенных в практике психологического консультирования свойств – тревожности. Конечно, тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. Но, высокая тревожность напрямую связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Гипотеза исследования: Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной терапии приводят к снижению уровня тревожности участников терапии.

Объект исследования: Эффективность методов телесно-ориентированной терапии.

Предмет исследования: Розен–метод телесно-ориентированной терапии.

Цель исследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в плане снижения уровня тревожности.

Розен–метод, с одной стороны, является одним из направлений телесно–ориентированной терапии, использует те же основные понятия, но, с другой стороны, имеет ряд существенных отличий от других методов телесной терапии. Поэтому видна необходимость в кратком обзоре телесной терапии, знакомстве с ее основными представителями и их теориями и выявлении особенностей Розен – метода.

Задачи:

1. Провести обзор основных подходов телесно–ориентированной терапии и выявить их особенности.

2. Выявить особенности Розен – метода.

3. Описать процедуру экспериментального изучения особенностей Розен-терапии.

4. Организовать и провести исследование влияния Розен – сеансов на тревожность.

5. Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых эмпирических данных.

6. Обобщить результаты исследования.

7. Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, телесно-ориентированная терапия – это одно из направлений психотерапии, имеющее свою длительную историю, различные теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, производимые с телом. Разработано большое число техник телесной терапии, в которых используется взаимодействие с телом: движения, прикосновения, дыхание. Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы. Группы телесной терапии используют дыхатель­ные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств. Проблемы подвижности мо­гут быть диагностированы с помощью применения напряженных поз, таких, например, как арка Лоуэна. Двига­тельные упражненияпоощ­ряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные терапевты используют физический кон­такт, такой, как массаж, для снятия напряжения. Например, метод Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и утверждение образа «Я». Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных психических устано­вок. Структурная интеграция (рольфинг ) использует прямое манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных функций. Первич­ная терапия А. Янова направляет усилия участни­ков на «разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве.

В этой дипломной работе проведен обзор теорий и техник основных представителей телесно-ориентированной терапии, рассказано о вкладе в становление телесной терапии ее пионеров (С.Ференци, А.Адлера, Г.Гроддека, В.Райха, К.Юнга). Например, Вильгельм Райх описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании. Основные понятия телесной терапии введены учеником Райха Александром Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энергию, мышечную броню и почву под ногами, и описание того, как хронические блокировки спонтанного течения энергии отражаются в теле­сной позе, движении и физическом строении.

Итак, телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и предлагает альтернативу чрез­мерно когнитивным и рассудочным групповым ме­тодам и является сильным методом высвобождения эмоций, но, в настоящее время, остается одним из самых противоречивых психотерапевтических методов. Поэтому становится понятной тенденция современных представителей телесной терапии к поиску новых форм и направлений. 

В данной дипломной работе особое внимание уделено наименее известной в нашей стране технике телесно-ориентированной терапии – Розен-методу, его особенностям и воздействию на психическое состояние человека. В этом методе объединены индивидуальный подход, мягкие, гуманные телесные прикосновения и вербализация переживаний, что позволяет избегать нежелательных последствий телесной терапии (например, появление напряжения вместо ожидаемой релаксации, панических состояний, а также состояния, когда без последующей вербализации переживания пациента становятся декомпенсирующими). К сожалению, в России Розен-метод недостаточно известен, литературы на русском языке, описывающей эту технику телесной терапии чрезвычайно мало, исследования не проводились.

Поэтому для экспериментального изучения особенностей воздействия телесной терапии на психические состояния человека был выбран именно Розен-метод.

Мы предположили, что при помощи Розен-сеансов можно добиться снижения тревожности. В ходе исследования гипотеза подтвердилась, но с уточнением, что с помощью Розен-метода телесно-ориентированной терапии можно добиться снижения уровня реактивной тревожности гипотеза подтвердилась, но с уточнением, что с помощью Розен-метода телесно-ориентированной терапии можно добиться снижения уровня реактивной тревожности.

Исследование проводилось на базе Московской Школы Розен-метода. В нем принимали участие 30 человек (15 студенток, обучающихся Розен-методу и получающих Розен-сеансы – в качестве экспериментальной группы и 15 студенток 5-го курса психологического факультета московского вуза – в качестве контрольной группы).

Не решенным остался вопрос о личностной тревожности. В ходе исследования наблюдалось некоторое снижение уровня личностной тревожности после Розен-воздействия, о чем свидетельствуют полученные экспериментальные данные. Мы предположили, что для того, чтобы получить более значимые результаты, возможно, необходимо более длительное Розен-воздействие. Следовательно, нужно провести дополнительное, более протяженное по времени, исследование влияния Розен-метода на личностную тревожность, а также на другие психические свойства личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. - М., 1997.

2. Бинсвангер Л. Бытие в мире. - М., 1999.

3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М., 1997.

4. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. - СПб.,

1998.

5. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок.

  - Мн., 1999.

6. Вутен С. Прикасаясь к телу, трогаешь душу. - Пер. с англ. Н.А.Клима-

  новой и А.М.Галимулина - М., 1998.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь справоч-

  ник. - Мн., 2001.

8. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М.,2000.

9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Мн., 1993.

10. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги / Вопросы

  психологии. - 1969, №1.

11. Лоуэн А. Биоэнергетика. - СПб., 1998.

12. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с

  англ. С.Коледа - М., 2000.

13. Лоуэн А. Радость / Пер. с англ. Е.Г.Гендель. - М., 2000.

14. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта / Пер. с англ.

  С. Коледа. - М., 2000.

15. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела. - СПб., 2000.

16. Мак - Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия /

  Пер. с англ. П.Андавов. - М., 1999.

17. Нарицын Н. Я и ты - ты не я. - М., 2001.

18. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1998.

19. Основы психологии. Практикум / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. Ростов

  Н/Д., 1999.

20. Перлз Ф. Опыты психологии самосознания. - М., 1993.

21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:

  Учебное пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. -

  СПб., 2000.

22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. - сост. Д.Я.

  Райгородский. Самара, 2000.

23. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия - Сост.

  К.В. Сельченок. - М., 2001.

24. Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб., 2000.

25. Свободное тело / Ред.- сост. В.Ю. Баскаков. - М., 2001.

26. Семенова Н.Д.Телесно-ориентированные методы в психотерапии боль-

  ных бронхиальной астмой / Социальная и клиническая психиатрия. -

  1995, №2.

27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -

  СПб., 2000.

28. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. - М., 2001.

29. Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн.,

  2000.

30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -

  М., 1989.

31. Уилбер К. Никаких границ. - М., 1998.

32. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., РОУ,

  1991.

33. Фельденкрайц М. Осознание через движение. - СПб., 1998.

34. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. - Мн., 1991.

35. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.

 

36. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.,

   1998.

37. Этевенон М. Дорога тела. - СПб., 1996.

38. Юнг К. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М., 1995.

39. Янов А. Первобытный крик. - М., 1997.

40. Erikson, Milton H. Edited by Rossi, Ernest L. & Ryan, Margaret O. Mind -

   Body in Hypnosis Communication, The seminares. Workshops and

   Lectures of Milton H. Erickson. Vol. III. Irvington Publishers, Inc. New

   York, 1986.

41. Havens, Ronald A. The Wisdom of Milton H. Erickson: Hipnosis & Hipno-

   therapy. Volume One. Paragon House Publishers. New York, 1985.

42. Kenen Joanne. Science Healing Hand: The Benefits of Massage. The San

   Francisco Chronicle. February 19, 1993.

43. Montagu, Ashley. Touching. Harper & Row. New York, 1971.

44. Rossi, Ernest L. The Psychoboilogy of Mind-Body Healing: New Concepts

   of Therapeutic Hypnosis. W.W. Norton & Company. New York, 1986.

45. Rossi, Ernest L., Ph. D, with Nimmons, David. The 20 - Minute Break.

   Jeremy P. Tarcher, Inc. Los Angeles, 1991.

46. Verny, Thomas, M.D. & Kelly, John. The Secret Life of the Unborn Child.

   Dell Pubhshing. New York, 1988.

 

Приложение 1

Протокол №1.

Ф.И.О.: М.

Возраст: 30 лет

Дата проведения: 20.02.2002г.

Социальное положение: студентка

Название методики: «Методика измерения уровня тревожности

                                 Тейлора»

Цель: измерение уровня тревоги

Самочувствие: жалоб нет

Обработка результатов:

подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о

тревожности.

В 1 балл оцениваются:

ответы «Да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25,

26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49,

50, 53, 54, 56, 60;

ответы «Нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52,

57, 58.

Лживыми считаются:

ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55;

ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Суммарная оценка:

40–50 баллов – показатель очень высокого уровня тревоги;

25-40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;

0-15 баллов – о низком уровне тревоги.

У испытуемой совпали с ключом следующие ответы:

«Да» – 6, 9,13,18,21,25,30,32,34,37,44,47,48,50,54.

«Нет» – 8,14,17,22,39,43,57.

Анализ полученных результатов:

Итак, суммарное количество баллов, определяющее уровень тревоги,

у испытуемой равно 22, что говорит о среднем (с тенденцией к

высокому) уровне тревоги.

Лживых ответов нет.

Вывод:

У испытуемой средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги.

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

Протокол №2

 

 

Ф.И.О: М.

Возраст: 30лет

Дата проведения: 20.02.2002г.

Социальное положение: студентка

Название методики: «Шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера,

                                   Ю.Л.Ханина»

Цель: исследование реактивной и личностной тревожности

Самочувствие: жалоб нет.

Обработка результатов:

1) по реактивной тревожности:

1 балл – нет, это не так;

2 балла – пожалуй, так;

3 балла - верно;

4 балла – совершенно верно.

РТ = Е1 –Е2 + 50,

Где Е1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

  Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

РТ = 19 – 16 + 35 = 38

2) по личностной тревожности:

1 балл – почти никогда;

2 балла – иногда;

3 балла – часто;

4 балла – почти всегда.

ЛТ = Е1 – Е2 +35,

Где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

  Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

ЛТ =39 – 17 + 35 = 57

Нормы для двух серий:

До 30 баллов – тревожность низкая;

31 – 45 – умеренная тревожность;

46 и больше – высокий уровень тревожности.

Анализ результатов:

Набранные баллы свидетельствуют об умеренной реактивной тревожности (38 баллов) и высокой личностной тревожности (57 баллов).

Вывод:

У обследуемой умеренная реактивная тревожность и высокий уровень личностной тревожности.

 

Холина Наталья Александровна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.096 с.)