Особенности телесно-ориентированной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности телесно-ориентированной терапии



 

Курс 5/3, заочное отделение, УКП

 

 

Научный руководитель:

Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических                                 

                                                             наук, доцент кафедры

                                                             практической психологии

                      МГОПУ

 

 

Москва – 2002

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Сущность и специфические особенности
телесно-ориентированной терапии...………..……………………6

1.1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии …………6

1.2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной

           терапии……………………………………………………………25

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-

              ориентированной терапии на уровень тревожности участни-

              ков занятий...……………………..……………………………… 32

2.1. Организация и ход эксперимента……………………………… 32

2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………47

 

Выводы……………………………………………………………..…..48

 

Заключение…………………………………………………………….50

 

Литература……………………………………………………………..53

 

Приложения……………………………………………………………56


Введение

Над вопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд, С.Ференци, А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз, М.Фельденкрайс, Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии чувств на наши телесные функции и явлениях обратного порядка, когда физиологические изменения влияют на нашу психологию. О позитивном, конструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, вплоть до противопоставления ее психотерапии вербальной, сказано уже достаточно много. Справедливо подчеркивается, что применение телесно – ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и, усиливая способность пациента к вербализации (чувств, телесных ощущений), как бы прокладывает путь к собственно вербальным методам психотерапии. Эмоции, высвобождающиеся и интенсифицирующиеся телесно – ориентированными приемами, могут поддерживаться и успешно прорабатываться далее, в ходе других видов терапии, что обеспечивает ступенчатость, преемственность, некую единую нить терапевтического процесса. Однако, не следует забывать и о возможном деструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, который может вызвать те или иные нежелательные последствия. Среди них можно упомянуть появление панических состояний; также вместо ожидаемой релаксации может наступить напряжение, а без последующей вербализации переживания пациента могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными (26). Критики возражают и против грубости некоторых методов телесной терапии. Действительно, методы телесно-ориентированной терапии относятся к числу наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Некоторые современные представители телесной терапии ведут поиск новых направлений. Одним из них является объединение телесных методов с вербальными, другим – постепенное замещение болезненных, неудобных процедур более мягкими, гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления (деликатные прикосновения и вербализация переживаний). Поэтому для экспериментального изучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-метод. Это интересный, но мало изученный метод телесной терапии, в литературе он представлен явно недостаточно, что определяет актуальность этой дипломной работы. Необходимо исследовать влияние Розен-метода на различные психические свойства личности (например, активность, эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, депрессивные состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики выходит за рамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили остановиться на одном из наиболее важных и распространенных в практике психологического консультирования свойств – тревожности. Конечно, тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. Но, высокая тревожность напрямую связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Гипотеза исследования: Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной терапии приводят к снижению уровня тревожности участников терапии.

Объект исследования: Эффективность методов телесно-ориентированной терапии.

Предмет исследования: Розен–метод телесно-ориентированной терапии.

Цель исследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в плане снижения уровня тревожности.

Розен–метод, с одной стороны, является одним из направлений телесно–ориентированной терапии, использует те же основные понятия, но, с другой стороны, имеет ряд существенных отличий от других методов телесной терапии. Поэтому видна необходимость в кратком обзоре телесной терапии, знакомстве с ее основными представителями и их теориями и выявлении особенностей Розен – метода.

Задачи:

1. Провести обзор основных подходов телесно–ориентированной терапии и выявить их особенности.

2. Выявить особенности Розен – метода.

3. Описать процедуру экспериментального изучения особенностей Розен-терапии.

4. Организовать и провести исследование влияния Розен – сеансов на тревожность.

5. Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых эмпирических данных.

6. Обобщить результаты исследования.

7. Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.005 с.)