Законодательное регулирование и нормативно-правовая база организации управления и контроля качества, стандартизации и сертификации работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное регулирование и нормативно-правовая база организации управления и контроля качества, стандартизации и сертификации работ



 

Национальная система стандартизации и сертификации Республики Беларусь (Система) - совокупность взаимодействующих элементов, включающая законодательную и нормативную базы, определяющие собственные правила и процедуры проведения сертификации соответствия, а также участников процесса сертификации.

Система определяет цели процедуры cepтификации, организационную структуру Системы, задачи и порядок функционирования органов по сертификации, требования, предъявляемые к экспертам-аудиторам, порядок ведения Реестра Системы.

Целями Системы сертификации являются:

защита потребителей от приобретения (использования) продукции, работ и услуг, представляющих опасность для жизни людей, их здоровья и имущества;

предотвращение распространения продукции, работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды;

устранение технических барьеров в международной торговле;

стимулирование повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции;

защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту. [20, с.166]

В рамках Системы сертификации возможны следующие виды деятельности:

сертификация продукции;

-   сертификация услуг;

-   cepтификация систем качества;

    сертификация персонала;

    инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, работами, услугами, системами качества и персоналом;

    подготовка и аттестация экспертов-аудиторов но качеству;

    подготовка и аттестация преподавателей, привлекаемых для проведения занятий в центрах (курсах) подготовки и повышения квалификации специалистов организаций (предприятий) но вопросам стандартизации, управления качеством и сертификации;

    консалтинговая деятельность в области стандартизации, управления качеством и сертификации;

    ведение государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему.

    Общее руководство Системой, организацию и координацию работ осуществляет Республиканский орган по сертификации. [20, с.169]

Законодательной и нормативной базой работ по стандартизации и сертификации является разветвленная система документов, которые, как правило, носят обязательный характер, направлены на создания правовой основы проведения работ по сертификации.

Законодательные акты Республики Беларусь регламентируют деятельность по сертификации. Законодательной базой сертификации являются Законы Республики Беларусь "О стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг", "О защите прав потребителей". Указ Президента РБ "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)" и другие законодательные акты. В соответствии с этими актами вводится обязательная сертификация конкретных объектов, определяются органы, осуществляющие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы и подсистемы сертификации [20, с.180].

Постановления Правительства Республики Беларусь вводят в действие перечень продукции, услуг и других объектов, подлежащих сертификации, регламентируют правила выполнения отдельных видов работ (услуг) или устанавливают порядок их осуществления (например, "О Государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в РБ", "Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству") [1, с.289].

Нормативные документы в области сертификации определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ, единые принципы сертификации. Исходя из области применения, необходимо выделить документы двух уровней:

) документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на всю Систему сертификации РБ;

) документы, созданные компетентными органами и действующие в рамках конкретных подсистем сертификации.

Постановления, приказы и директивные указания Госстандарта РБ направлены на уточнение отдельных положений, действующих документов либо на их однозначное толкование (например, письма Госстандарта РБ "О сроках действия сертификата соответствия на продукцию серийного производства", "О копиях сертификатов", "О применении штрафных санкций к поставщику недоброкачественной продукции").

Классификаторы, перечни и номенклатуры используют дни обозначения и идентификации отечественной и импортной продукции и услуг. В целях сертификации широко используется международный классификатор "Товарная номенклатура внешней экономической деятельности" (ТН ВЭД) для обозначения и идентификации девятиразрядного кода импортной и экспортной продукции.

Целью создания "Перечня продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации" и "Перечня органов по сертификации, аккредитованных в национальной системе сертификации РБ" является предоставление необходимой информации о продукции и услугах, подлежащих сертификации, сведений о нормативных документах, на соответствие которым осуществляется сертификация, а также наименования организаций, при которых функционируют органы по сертификации, и области их аккредитации [1, с.296].

Рекомендательные документы развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы осуществления различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы участников процесса.

Справочно-информационные материалы содержат расширенную информацию об объектах сертификации, системах сертификации, органах по сертификации, испытательных центрах и лабораториях, экспертах-аудиторах. Главной информационной базой системы сертификации является Реестр Системы.

Структура Системы и функции ее органов.

В структуру Системы входят:

Республиканский орган по стандартизации и сертификации;

-   Совет Системы;

    апелляционный Совет Системы;

    подсистемы сертификации по видам продукции, услуг, отдельным требованиям;

    аккредитованные органы по сертификации продукции и yслуг;

    аккредитованные органы по сертификации систем качества

    аккредитованные органы по сертификации персонала;

    аккредитованный центр по подготовке экспертов-аудиторов по качеству;

    штат экспертов-аудиторов по качеству. [31]

Республиканский орган по сертификации определяет политику Республики Беларусь в области сертификации; осуществляющий разработку методологии Системы, координацию работ, обеспечивающих функционирование системы. Через Республиканский орган по стандартизации и сертификации обеспечивается взаимодействие с государственными органами законодательной и исполнительной власти и национальными органами по стандартизации и сертификации других стран; представление интересов РБ в международных и национальных организациях по аккредитации и сертификации; ведение Реестра Системы; рассмотрение жалоб и апелляций сторон, принимающих участие в сертификации. На базе действующего законодательства Республиканский орган по стандартизации и сертификации определяет номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РБ. устанавливает правила признания сертификатов и результатов испытаний, выданных органами по сертификации и испытательными лабораториями других государств и систем сертификации.

Республиканский орган по стандартизации и сертификации обязан обеспечивать реализацию политики Республики Беларусь в области сертификации; осуществлять контроль за соблюдением порядка, правил и процедур сертификации, установленных основополагающими документами Системы; обеспечивать объективность, компетентность, достоверность и беспристрастность проведения работ по сертификации на всех уровнях Системы; совершенствовать и актуализировать документы Системы.

При необходимости Республиканский орган по стандартизации и сертификации может принимать решения по установлению дополнительных требований и изменению порядка, правил и процедур Системы; вносить коррективы в решения органов по сертификации однородной продукции, услуг, персонала и систем качества. Республиканский орган по сертификации вправе издавать указания по вопросам сертификации, обязательные для исполнения всеми участниками сертификации, заинтересованными министерствами (другими республиканскими органами государственною управления), организациями, предприятиями (объединениями); принимать решения о присоединении Республики Беларусь к международным и региональным системам сертификации и признании органов по сертификации и подписывать соглашения с национальными организациями по сертификации других стран (государств) по вопросам сертификации; осуществлять взаимодействие с национальными органами по сертификации других стран (государств), а также региональными и международными организациями по сертификации; приостанавливать либо запрещать деятельность в области сертификации при нарушении правил Системы и реализацию сертифицированной продукции, не соответствующей нормативным документам, но которым она сертифицирована.

Руководителем Республиканского органа по стандартизации и сертификации является председатель Госстандарта Республики Беларусь.

Совет Системы состоит из руководителей и специалистов Республиканского органа по сертификации и руководителей центральных органов по сертификации. Для участия в работе Совета Системы могут привлекаться специалисты министерств и ведомств, органов по сертификации, представители изготовителей, государственных и общественных организаций. Функцией Совета, проводящего свои заседания не реже двух раз в год, является выработка рекомендаций по деятельности и развитию Системы. Совет Системы действует на основании Положения, утвержденного Госстандартом.

Апелляционный Совет Системы формируется по тем же принципам. Задачей апелляционного Совета является рассмотрение поступивших апелляций и принятие по ним решений. Основными функциями органов по сертификации однородной продукции, услуг, а также систем качества являются:

разработка и ведение организационно-методических документов, определяющих правила и процедуры сертификации однородной продукции, услуг и систем качества;

организация и проведение сертификации продукции, услуг и систем качества;

инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, услугами и системами качества;

регистрация сертификатов соответствия на продукцию, услуги, выданных органом по сертификации, и представление информации в Реестр Системы;

проведение работ по признанию сертификатов соответствия. Орган по сертификации персонала предназначен для проведения работ по сертификации, он осуществляет регистрацию сертификатов, представляет информацию в Реестр Системы, осуществляет надзор за сертифицированным персоналом, взаимодействует с Республиканским органом по сертификации, заинтересованными министерствами и ведомствами. [31]

Основными функциями центра подготовки экспертов-аудиторов по качеству являются организация и проведение теоретической подготовки экспертов-аудиторов по качеству, специалистов органов по сертификации организаций и предприятий, а также организация и проведение повышения квалификации экспертов-аудиторов и специалистов в области сертификации, разработка организационно-методических документов программ обучения.

В рамках Системы могут создаваться подсистемы по видам продукции, услуг, отдельным требованиям. Подсистемы могут создавать министерства (ведомства) и отдельные организации, обладающие достаточной компетентностью в заявленной области деятельности и имеющие соответствующие организационные структуры.

Центральный орган по сертификации создается в подсистемах сертификации по решению Республиканского органа по сертификации для решения следующих задач:

формирование и реализация общей политики сертификации применительно к закрепленной области деятельности;

разработка и ведение организационно-методических документов подсистемы сертификации;

формирование перечня показателей, контролируемых при сертификации в закрепленной области деятельности;

осуществление методического руководства и координации работ по сертификации в подсистеме сертификации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" от 05.07.2004 г. №300-З, контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор является составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь и осуществляется в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества. [31]

Государственный строительный надзор осуществляется за объектами строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта (далее - строительство) независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, а также объектов и видов работ, подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством Республики Беларусь

Главной задачей органов государственного строительного надзора является надзор за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства.

Единую систему органов государственного строительного надзора составляют:

Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации;

инспекции Департамента по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента. [31]

Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательством:

проверяют на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

выдают в установленном порядке заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ, регистрируют объекты строительства и ведут их учет;

осуществляют контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, утвержденных архитектурных и строительных проектов, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам;

проводят контроль за осуществлением технического надзора и авторского надзора за строительством, организацией производственного контроля качества на объектах строительства;

выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объектов строительства требованиям технических нормативных правовых актов и проектной документации на строительство, а также о готовности этих объектов к приемке в эксплуатацию;

проводят контроль за соблюдением порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства;

вносят в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о вводе в эксплуатацию объектов строительства в случае нарушения порядка их приемки в эксплуатацию;

проводят контроль за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;

проводят контроль за соблюдением участниками строительной деятельности лицензионных требований и условий;

вносят в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь предложения о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий), выданных участникам строительной деятельности, в случае нарушения ими законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. [31]

Органы государственного строительного надзора имеют право:

беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства;

получать безвозмездно и без ограничений от заказчиков, застройщиков, подрядчиков, разработчиков проектной документации проектную, технологическую и исполнительную документацию, необходимую для осуществления возложенных на органы государственного строительного надзора полномочий;

давать заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации обязательные для выполнения предписания об устранении допущенных при строительстве нарушений, о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, проведения дополнительных испытаний грунтов, материалов, инженерных систем, выполнения съемок, замеров;

производить отбор образцов материалов и изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы;

привлекать на платной основе специалистов научно-исследовательских и проектных организаций для участия в проведении контроля за соблюдением участниками строительной деятельности обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, а также в проведении строительно-технических экспертиз;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством. [31]

Органы государственного строительного надзора приостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства в случае:

выявления дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;

осуществления самовольного строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации.

Органы государственного строительного надзора вносят заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, представления о (об):

привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство в области строительной деятельности и не выполняющих предписаний органов государственного строительного надзора;

отстранении от работы на объектах строительства должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством;

несоответствии строительных материалов и оборудования обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов и требованиям о запрете их использования в строительстве.

Органы государственного строительного надзора имеют право применять экономические и административные санкции к субъектам хозяйствования и должностным лицам, допустившим нарушения законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности.

В заключение отметим, что разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается заказчику, застройщику органом государственного строительного надзора при наличии документов, перечень которых установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. № 1387, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Этим же постановлением Правительства установлен перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ.


2. Особенности системы управления качеством продукции на ООО "Фундамент-строй"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.033 с.)