Как разработать раздел «Пояснительная записка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как разработать раздел «Пояснительная записка»



Структурно данный раздел программыпредставляется через описание актуальности, формулирование цели, задач и планируемых результатов программы.

       В актуальности программы обосновывается её современность и своевременность, соответствие потребностям общества, родителей, конкретной целевой группе обучающихся; обозначаются идеи, которые придают программе своеобразие. Дается краткая характеристика возрастных особенностей целевой группы. Представляется информация о детском объединении (разновозрастная группа, одновозрастная, индивидуальная (Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 7), форме организации деятельности детского объединения (клуб, секция, кружок, лаборатория, мастерская, студия, оркестр, творческие коллективы, ансамбль, театр и др.), о составе группы (постоянный, переменный и др.); о форме обучения (очная, очно-заочная, заочная или сочетание «различных форм получения образования и форм обучения» (ФЗ-№273, п. 4, ст. 17 гл. 2); о форме реализации программы (в том числе сетевая, с использованием дистанционных технологий, телекоммуникационных технологий и др.).

Цель программы – это описание желаемого конечного результата образовательного процесса по реализации программы конкретной направленности. Цель в программе должна быть одна, но достаточно ясной, перспективной, максимально полной, конкретной и реально достижимой; должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Задачи программы – это пути, способы поэтапного достижения цели, конкретизируют её. Задачи показывают, что нужно сделать педагогу для достижения поставленной цели. Общее количество задач в программе – от двух до четырёх (не зависимо от профиля программы).

       Планируемые результаты – это система требований к достижению образовательных результатов обучающихся. Планируемые результаты конкретизируют цель и задачи программы. При формулировании планируемых результатов необходимо пользоваться классификацией, принятой в ФГОС общего образования:

- личностные (формирование гражданской позиции и патриотизма, общественной активности личности, общей культуры, формирование ценностных ориентаций, в том числе навыков здорового образа жизни, мотивов и способности к саморазвитию, самостоятельности и т.п.);

- метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные (развитие мотивации к выбранному виду деятельности, способности к рефлексии, потребности в саморегуляции, умение взаимодействовать и сотрудничать и т.п.); в качестве метапредметных результатов могут быть способы деятельности обучающихся;

- по направленности (профилю) программы (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности, а также приобретение знаний, умений, навыков).

Рекомендуемый объём содержания раздела «Пояснительная записка» – 1,5-2 страницы.

Как разработать раздел «Учебно-тематический план»

       Учебно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы, которая включает:

- перечень разделов (образовательных модулей) и тем учебных занятий в рамках освоения каждого раздела (образовательного модуля);

- общее количество часов по разделу (образовательному модулю) программы;

- количество учебных часов, отведённых на освоение каждой учебной темы в рамках освоения каждого раздела (образовательного модуля);

- общее количество часов, указывающих на трудоёмкость всей программы. 

Учебно-тематический план составляется на каждый год освоения программы отдельно. Общая трудоёмкость программы определяется целью и планируемыми результатами. Цель и планируемые результаты программы также являются основанием включения в неё того или иного раздела (образовательного модуля).

В учебно-тематическом плане необходимо отражать проведение учебных занятий по введению в содержание раздела (образовательного модуля) и подведение итогов его освоения, также необходимо представлять учебные занятия по подготовке и участие в конкурсной, выставочной или соревновательной деятельности.

Распределение часов на освоение каждой темы учебного занятии осуществляется педагогом дополнительного образования самостоятельно; на освоение одной темы не желательно отводить более 6-8 часов. Для достижения современных результатов дополнительного образования детей применяются деятельностные формы проведения учебных занятий, поэтому становится неактуальным деление часов на теорию и практику, все занятия становятся практикоориентированными. Однако, если какие-то отдельные разделы (образовательные модули) или учебные занятия предлагаются освоить в дистанционной форме, то эти часы необходимо отражать в учебно-тематическом плане.

Рекомендуемый объём содержания раздела «Учебно-тематический план» для программы одного года освоения – 1-1,5 страницы.

Как разработать раздел «Содержание программы»

       Раздел «Содержание программы» занимает значительный объем всего нормативного документа и даёт представление о том, каким образом достигаются цель и планируемые результаты программы. Необходимо определиться с предпочитаемыми формами проведения учебных занятий для программы конкретной направленности. Содержание программы включает в себя не только перечень основных вопросов (дидактических единиц), теоретических понятий и терминов, форм оценки и контроля, но и реферативное описание содержания учебной деятельности обучающихся в соответствии с заявленной формой учебного занятия по каждой теме. Последовательность описания содержания тем учебных занятий осуществляется согласно нумерации в учебно-тематическом плане, формулировки тем должны полностью соответствовать формулировкам в учебно-тематическом плане.

При описании содержания программы необходимо придерживаться следующей последовательности изложения: 1) порядковый номер и название раздела (образовательного модуля) дополнительной общеобразовательной программы; 2) порядковый номер и тема учебного занятия в рамках раздела (образовательного модуля); 3) название формы проведения учебного занятия (в случае, если трудоёмкость одной темы более двух часов, может быть указана не одна, а несколько форм проведения учебных занятий по одной теме); 4) реферативное описание видов учебной деятельности обучающихся в логике заявленной формы проведения учебного занятия; 5) указание на разные формы организации деятельности обучающихся при освоении основных вопросов (дидактических единиц), теоретических понятий и терминов, при формировании конкретных умений и навыков; 6) указание на форму и вопросы оценки и контроля.

При разработке содержания программы следует соблюдать баланс между заявленной трудоёмкостью темы учебного занятия и объемом представляемого содержания, необходимого для достижения обучающимися планируемых результатов.

Раздел «Содержание программы» разрабатывается на каждый год освоения программы и в общей структуре программы представляется после раздела «Учебно-тематический план» конкретного года освоения программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.008 с.)