Глава XIX. Совершение морских протестов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XIX. Совершение морских протестов



 

Статья 99. Заявление о морском протесте

 

Комментарий к статье 99

 

1. Заявлению о морском протесте посвящена гл. XIX Основ, содержащая три статьи, в логической последовательности описывающие основания, сроки и порядок совершения соответствующего нотариального действия - принятие заявления и составление акта о морском протесте.

При этом необходимо отметить, что морской протест является также предметом регулирования гл. XXIV Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). В судебной и нотариальной практике не выявлены случаи конкуренции норм вышеназванных нормативных актов, однако при возникновении соответствующих вопросов представляется разумным учитывать положения ст. 76 Конституции РФ, а также общеправовой принцип специализации законодательства. Таким образом, в случае выявления противоречия норм КТМ РФ и Основ нотариусу необходимо определить, относится ли разрешаемый вопрос к сущности морского протеста или к процедуре совершения нотариального действия (см. комментарий к ст. 101 Основ), и руководствоваться соответствующим нормативным актом.

В силу положений гл. XIX Основ, гл. XXIV КТМ РФ морской протест носит форму заявления с четким указанием лица, наделенного правом его подачи, - капитан морского судна. Таким образом, до рассмотрения заявления по существу на нотариусе лежит обязанность установить личность и должностное положение лица, подающего и подписывающего заявление. Исходя из нотариальной практики, в подтверждение полномочий капитан представляет удостоверение личности моряка и судовую роль, заверенную руководителем пограничного органа или уполномоченным им должностным лицом; дополнительно может представляться письменное подтверждение уполномоченного должностного лица судовладельца.

При проверке полномочий необходимо обращать внимание на срок действия документов, удостоверяющих личность заявителя. Так, в соответствии с п. 7 Положения об удостоверении личности моряка, Положения о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 628, срок действия удостоверения личности моряка составляет пять лет <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 628 "О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки".

 

Следует отметить, что в связи с развитием маломерной навигации, а также разнообразием типов морских судов к капитану судна по своему правовому положению могут быть приравнены лица, самостоятельно управляющие судами и называемые на несамоходных судах (баржах, лихтерах, катерах и пр.) шкиперами. В данном случае нотариусу также необходимо установить личность и должностное положение заявителя, при этом оценка правомочий последнего на подачу морского протеста относится к усмотрению нотариуса. Отказ в совершении соответствующего нотариального действия может быть обоснован ссылкой на ч. ч. 1, 3 ст. 48 Основ, с указанием в качестве оснований, что совершение такого действия противоречит закону или что с просьбой о совершении нотариального действия обратился представитель (судовладельца), не имеющий необходимых полномочий.

В случае смерти или болезни капитана протест заявляет лицо, заменяющее его в соответствии с Уставом службы <1>, при проверке полномочий данного лица нотариусу необходимо руководствоваться вышеуказанными документами.

--------------------------------

<1> См., например, Приказы Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140 "Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 11 октября 1995 г. N 958), Минморфлота СССР от 9 января 1976 г. N 6 "Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР" и др.

 

2. Содержание заявления о морском протесте, регламентированное ч. 2 ст. 99 Основ, в ч. 2 ст. 394 КТМ РФ конкретизируется указанием на цель совершения протеста - обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

В практической деятельности нотариусам следует помнить, что морской протест совершается в целях обеспечения доказательств, подтверждающих основания освобождения судовладельца от ответственности за убытки, причиненные грузу.

В соответствии с положениями ст. 4 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте <1> "ни перевозчик, ни судно не будут ответственны за потери или убытки, возникшие или явившиеся результатом немореходности, если эта немореходность не вызвана отсутствием должной заботливости со стороны перевозчика", при этом данная статья возлагает на перевозчика обязанность доказать, что утрата, недостача, повреждение и другие виды причинения вреда произошли вследствие обстоятельств, которые не могут быть поставлены ему в вину.

--------------------------------

<1> Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Брюссель, 25 августа 1924 г.).

 

В отечественном законодательстве данная норма содержится в п. 1 ст. 166 КТМ РФ, согласно которому "морской перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие обстоятельств... в том числе непреодолимой силы; опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика, и т.д.".

Таким образом, при удостоверении морского протеста необходимо учитывать значение данного нотариального действия для целей обеспечения обязанности по доказыванию, предусмотренной процессуальными кодексами Российской Федерации, в том числе ГПК РФ (ст. ст. 55, 59, 60), АПК РФ (ст. ст. 64, 65).

Фактические обстоятельства, вызывающие необходимость совершения морских протестов, разнообразны. Изучение нотариальной практики позволяет сделать вывод, что морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место как при осуществлении навигации, так и при стоянке в порту, в частности при столкновении и навале судов, в том числе повлекшем оставление и гибель судна, контактах судна с айсбергами и торосами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, в том числе в целях обеспечения безопасности мореплавания (немореходность судна на момент предполагаемого выхода из порта), или при аресте по гражданско-правовым требованиям, повреждении портовых сооружений и кранов, спасении на море, урагане, шторме, перепаде температур, чрезвычайных происшествиях (в том числе преступлениях) на борту судна, повлиявших на время отхода и сказавшихся на состоянии груза.

Основания для заявления морского протеста законодательством Российской Федерации и нормами применимого международного права не ограничены, при этом сведений об отказе в совершении соответствующего нотариального действия по мотиву его неотносимости к предмету морского протеста не имеется.

Объем информации, составляющей содержание морского протеста, в комментируемой статье охарактеризован достаточно лаконично, но именно этот вопрос лежит в основе большинства практических проблем, возникающих при совершении данного нотариального действия.

Так, в нотариальной практике удостоверения морских протестов по факту события в период навигации или стоянки в порту, в результате которого с высокой долей вероятности мог пострадать груз, нотариусы не всегда отражают в актах то обстоятельство, что заявление о морском протесте сделано до открытия люков. Вместе с тем отражение данной информации является обязательным в силу положений ст. 398 КТМ РФ, в соответствии с которой заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков, при наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу.

В то же время по смыслу комментируемой статьи нотариус вправе оценить представленную информацию как недостаточную и предпринять действия по выяснению у должностного лица дополнительных подробностей происшедшего.

Так, представляются неверными встречающиеся в нотариальной практике описания в акте о морском протесте причины происшествия, такие как "при осуществлении спасательной операции сброшена за борт часть груза", "в период рейса в результате шторма возможно смещение груза", "на переходе между портами... в связи с пожаром/обледенением/перепадом температуры возможно повреждение груза". В таком случае у должностных лиц необходимо выяснять дополнительные подробности, как то причину возникновения пожара и меры по борьбе с ним, диапазон перепада температуры и предпринятые действия по сохранности груза, фактические основания для предположения о влиянии шторма на крепление груза, в том числе нарушение герметичности люков, порыв креплений, конкретные действия по спасанию, которым препятствовало размещение груза, и т.п.

Нелишним будет указание на место происшествия - "в течение рейса в... (акватория)", период и его длительность в применимых единицах - "с [дата/час] по [дата/час]", погодные условия с насколько возможно подробным отражением - температура воздуха и воды, сила/направление ветра, волнение моря (метры/баллы), ледовая обстановка, последствия для судна - бортовая и (или) килевая качка, крен, захлест волны и т.д.

В то же время в акте о морском протесте фиксируется доводимая до нотариусов информация, поступившая от капитана морского судна и подтвержденная в том числе показаниями иных членов экипажа судна, а также записями судовых документов, в первую очередь судового журнала. Поэтому нотариусам, не являющимся специалистами-судоводителями, в практической деятельности следует избегать изложения текста акта своими словами, а также оценки действий капитана и судовой команды, данное полномочие относится к прерогативе судебного или арбитражного органа, рассматривающего соответствующий спор.

Именно суд, рассматривая спор и оценивая в соответствии со ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, должен прийти к выводу о причинах общей или частной аварии, значении морского протеста как доказательства, подтверждающего не только факт происшествия в период рейса или на стоянке, но и достаточность действий судовладельца и его работников по обеспечению сохранности груза <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см., например, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации".

 

Нотариусам при отражении информации в акте о морском протесте необходимо помнить, что соответствующие действия направлены на закрепление и обеспечение доказательств, поэтому подробность предоставляемой информации в том числе относится к усмотрению должностного лица (капитана морского судна), ее предоставляющего, и не может являться основанием для отказа в совершении соответствующего нотариального действия.

Однако представляется целесообразным разъяснить капитану о возможности использования акта о морском протесте в качестве доказательства в гражданском или арбитражном процессе.

В целом подробность законодательных норм и принятых в их развитие подзаконных актов в части регламентации объема информации, отражаемой в морском протесте, нельзя признать удовлетворительной, данный пробел в законодательстве может быть устранен путем принятия методических рекомендаций по совершению рассматриваемого нотариального действия.

 

Статья 100. Сроки заявления о морском протесте

 

Комментарий к статье 100

 

Нормы комментируемой статьи отсылают к положениям ст. 396 КТМ РФ, в соответствии с которой заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло в порту в течение 24 часов с момента происшествия или во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.

Системный анализ текста приведенных норм ст. 100 Основ и ст. 396 КТМ РФ позволяет сделать вывод, что данные положения законодательства не конкретизируют ключевое понятие "порт", поэтому нотариусу в целях определения даты начала течения срока целесообразно руководствоваться положениями ст. 9 КТМ РФ, согласно которой под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта, в совокупности с нормами ст. ст. 1 - 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Основываясь на вышеприведенных нормах законодательства Российской Федерации, к термину "порт" по смыслу комментируемой статьи следует относить всю акваторию последнего, включая внутренний рейд, определяемый ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ как "водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами".

В то же время внешний рейд, как водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов, не может расцениваться как место, по достижении которого судном начинает течь срок для подачи морского протеста, в том числе и по причинам труднодоступности перемещения между бортом судна, стоящего на внешнем рейде, и берегом.

Вышеуказанный недостаток действующего законодательства может быть устранен путем включения в норму, регулирующую порядок совершения соответствующего нотариального действия, отсылки к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ.

В актуальной нотариальной практике нередки случаи принятия нотариусами заявлений капитанов и составления актов о морских протестах с пропуском установленного законом срока без указания причин невозможности заявить протест в срок, что нельзя признать обоснованным.

Так, предусмотренный комментируемым положением Основ срок по своей природе относится к процессуальным срокам, имеющим существенное значение для обоснованности совершения юридически значимого действия.

В соответствии со ст. 109 ГПК РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока. Поданные по истечении процессуальных сроков жалобы и документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы.

Схожие положения содержат ст. 115 АПК РФ, ст. 94 КАС РФ.

Несмотря на отсутствие прямого указания закона, представляется, что пропуск срока на подачу морского протеста при отсутствии заявления о его причинах в порядке ч. 2 комментируемой статьи является основанием для отказа в совершении соответствующего нотариального действия со ссылкой на ч. 1 ст. 48 Основ. Соответствующий отказ может быть обжалован в порядке ст. 49 Основ.

Отсутствие прямого указания в Основах на последствия пропуска срока на совершение соответствующего нотариального действия представляется упущением, которое подлежит восполнению при коррекции законодательства. Иное неизбежно повлечет неблагоприятные последствия как для лиц, желающих заявить морской протест, так и для нотариусов в связи с затратами времени на разъяснение соответствующих положений и возможное участие в судебных тяжбах по оспариванию отказа в совершении протеста.

3. Нормы ч. 2 комментируемой статьи следует рассматривать в совокупности с положениями ст. 397 КТМ РФ, в соответствии с которой в случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. Часть 2 данной статьи предусматривает, что если окажется невозможным заявить морской протест в сроки, установленные ст. 396 настоящего Кодекса, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Таким образом, вышеприведенными нормами Основ и КТМ РФ нотариус фактически наделен правом восстановления пропущенного по уважительным причинам процессуального срока на подачу заявления о морском протесте.

При рассмотрении соответствующего вопроса нотариус должен руководствоваться объективными доказательствами, подтверждающими уважительность причин, в том числе выписками из судового журнала о времени захода в порт, постановки к причалу или схода капитана на берег иным способом, справками должностных лиц пограничных органов о завершении формальных процедур оформления прихода и т.д.

В практике принятия заявлений о морском протесте встречаются случаи, когда капитаны судов посредством радио-, телефонограммы уведомляют нотариальную контору о намерении сделать заявление о морском протесте до ее закрытия на период выходных или праздничных дней, что правомерно воспринимается нотариусами как соблюдение срока подачи заявления на совершение рассматриваемого нотариального действия.

При совершении акта о морском протесте, посвященного ущербу, причиненному грузу, нотариусу в обязательном порядке необходимо учитывать положения ст. 398 КТМ РФ, в соответствии с которой при наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Данные обстоятельства проверяются нотариусом на стадии рассмотрения заявления о морском протесте и могут подтверждаться записями судового журнала, актом о проверке исправности люковых запоров с указанием причин открытия люков до совершения морского протеста (например, предполагаемая течь трюма, угроза дальнейшего повреждения груза, иная необходимость немедленной выгрузки).

 

Статья 101. Составление акта о морском протесте

 

Комментарий к статье 101

 

В комментируемой статье содержится описание непосредственного механизма действий нотариуса при составлении акта о морском протесте. Исходя из регламентированной последовательности процессуальных действий, нотариус сначала знакомится с содержанием заявления о морском протесте, затем сверяет его с данными судового журнала, опрашивает капитана и не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды на предмет подтверждения (уточнения) изложенных в заявлении обстоятельств.

В силу норм ст. 399 КТМ РФ в подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт либо происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала для приобщения к нотариальному делу.

В силу ч. 2 ст. 399 КТМ РФ в случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Анализ нотариальной практики свидетельствует, что при выполнении требований комментируемой статьи относительно представляемых одновременно с заявлением о морском протесте документов нотариусы допускали ошибки - например, принимались выписки из судовых журналов, заверенные не капитаном судна, а старшим помощником капитана, содержание выписок не удовлетворяло требованиям в части отражения необходимой информации, в том числе об условиях плавания.

Следует отметить, что положения комментируемой статьи Основ налагают на нотариуса обязанность опроса не менее четырех свидетелей, при этом корреспондирующая норма ст. 400 КТМ РФ предусматривает обязательный опрос только капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна.

Данное противоречие подлежит разрешению в пользу предписания ст. 101 Основ, так как относится к процедуре совершения акта о морском протесте.

В то же время анализ нотариальной практики свидетельствует, что в некоторых случаях нотариусы не опрашивали двух свидетелей из числа командного состава судна и двух из числа судовой команды даже тогда, когда такая возможность имелась, т.е. была обеспечена явка последних в нотариальную контору.

Вышеприведенное несоответствие положений Основ и КТМ РФ может быть устранено путем внесения дополнений в ст. 400 КТМ РФ.

При проверке личности подлежащего опросу члена команды нотариусу необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 52 КТМ РФ, в соответствии с которыми к командному составу судна, кроме капитана судна, относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Там же предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты. Частью 3 ст. 52 КТМ РФ установлено, что судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

Таким образом, до того как приступить к опросу свидетелей, нотариус просматривает удостоверения личности моряка и сверяет их содержание с удостоверенной в установленном порядке судовой ролью.

Представляются недопустимыми отдельные случаи отражения в актах о морских протестах показаний только капитана со ссылкой на то, что остальные свидетели подтверждают его показания, а также составление общего текста показаний капитана и других свидетелей.

При оформлении акта о морском протесте нотариусам необходимо помнить о его потенциальном применении в качестве доказательства в арбитражном или гражданском процессе, не допуская описок и неточностей в наименовании государств, под флагом которых плавали суда, указывать принадлежность судна и приписку судна на основании судовых документов, отражать гражданство капитана и опрошенных свидетелей.

Также обязательному, по нашему мнению, отражению в акте о морском протесте подлежит информация о причинах невозможности опроса свидетелей из числа командного состава судна и судовой команды, а также о причинах пропуска срока для заявления о морском протесте, о факте гибели судового журнала.

В случае составления акта о морском протесте по заявлению капитана иностранных судов нотариусам надлежит фиксировать, что ознакомление с заявлением, выпиской из судового журнала и иными документами, а также опрос иностранных граждан производились с участием переводчика, с указанием данных последнего и приобщением документов, подтверждающих его квалификацию, к материалам нотариального дела.

В то же время, как и любое нотариальное действие с участием иностранного гражданина, совершение морского протеста требует от нотариуса повышенного внимания, в том числе при проверке правосубъектности лица, желающего совершить морской протест.

Возвращаясь к вопросу об оценке достаточности сведений для составления акта о морском протесте, следует сделать вывод, что нотариус не наделен правом требовать от капитанов судов представления различных справок и документов, не предусмотренных законодательством (письменных показаний свидетелей, актов о некачественной погрузке судна, актов о том, что люки не открыты, актов о готовности трюмов к погрузке и т.д.).

Форма акта о морском протесте принята 19 - 24 сентября 1949 г. в Амстердаме Международным морским комитетом и должна соблюдаться в тех случаях, когда об этом сделана специальная оговорка в соглашении сторон, чартере или коносаменте (рис. 33).

 

Форма морского протеста, принятая Международным

морским комитетом 19 - 24 сентября 1949 г. в Амстердаме

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│20___ г., месяца    числа                           │

│                                                              │

│          нотариусу                                        │

│ко мне ____________________________ (фамилия)                 │

│          консулу РФ                                     │

│явился капитан парохода, принадлежащего ___________________________│

│(наименование судовладельца), приписанного к ______________________│

│торговому порту и внесенного в судовой реестр за N ________________│

│в сопровождении свидетелей ________________________________________│

│и заявил: " " 20 г. находящийся                            │

│в ________________________ порту теплоход _________________________│

│(следует подробное изложение случая со ссылками на судовой журнал)│

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 33

 

Следует отметить, что морское право относится к наиболее консервативным отраслям как международного, так и внутригосударственного права и форма заявления о морском протесте за 70 лет с даты принятия в противоречие с какими-либо нормами не входит, однако сама по себе не в полной мере учитывает комментируемое правовое регулирование, в том числе возможность отражения сведений, полученных не только от капитана морского судна, но и от опрошенных свидетелей из числа командного состава и судовой команды.

Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта выдается капитану или иному уполномоченному лицу, в нотариальном деле остаются заявление капитана, выписка из судового журнала, второй экземпляр акта о морском протесте, иные документы, осмотренные нотариусом и в отношении которых последним принято решение о снятии копии для приобщения к делу.

Акт о морском протесте самостоятельному оспариванию в гражданском или арбитражном процессе не подлежит, в то же время он может быть оспорен или опровергнут иными доказательствами, а также опорочен и исключен как доказательство при рассмотрении конкретного дела, при этом нотариус может быть допрошен в судебном заседании по обстоятельствам составления акта.

В соответствии с п. 17 ст. 333.24 НК РФ за совершение морского протеста уплачивается госпошлина в размере 30 тыс. руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.3 (0.07 с.)