Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая географическая характеристика Северного морского пути↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение
Россия - крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером. В настоящее время к районам Крайнего Севера относится более 60% территории России. Здесь добывается 95% газа, 75% нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов. 8% россиян, проживающих на территории Крайнего Севера, производят 1/5 национального дохода и обеспечивают почти 2/3 валютных поступлений [19, C.27]. Выступая с докладом на совещании, посвященном развитию районов Севера, премьер-министр РФ Владимир Путин указал, что «Север - наш стратегический резерв в развитии государственности» [39, C.4]. В этой связи огромное значение имеет то, как эффективна будет выстроена связь между Севером и материковой частью РФ. И здесь все внимание приковано к развитию Северного морского пути - «главной судоходной магистрали страны», по мнению Т. Станкевич и др. экспертов. Северный морской путь (СМП) соединяет северные и дальневосточные порты, Европу с Азией. Северным морским путем можно провести суда из Европы до Японии за 20 дней, в то время как существующими маршрутами через Суэцкий канал и вокруг Африки корабли идут до 50 дней. Современный СМП - единственная широтная транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через которую проходит снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие. СМП - «единственное средство освоения богатого полезными ископаемыми Арктического шельфа, в котором только по ориентировочным оценкам запасы минерального сырья содержатся на 1,5-2 трлн. евро в денежном эквиваленте» [39, C. 39]. «Морской транспорт, по мнению Ю.А. Евдокимова, является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза оборудования, энергоносителей, промышленных товаров и продовольствия, необходимых для функционирования хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России, и вывоза их продукции» [21, C.44]. В то же время, как указывает автор, современные экономические условия требуют серьезных изменений в управлении транспортной системой Крайнего Севера, новых механизмов менеджмента и финансирования. В настоящее время практически нет единого проекта, который бы отображал социально-экономические, физико-географические особенности освоения Арктики, учитывал законодательные, научно-исследовательские потребности, которые должны быть удовлетворены для полноценной реализации потенциала Арктических регионов России. В связи с вышеперечисленным актуальным видится данное исследование, целью которого является изучение особенностей функционирования Северного морского пути. Проблема: дефицит комплексных исследований, изучающих физико-географические и экономические особенности функционирования Северного морского пути, и его значение в развитии Арктических регионов России. Гипотеза исследования: для полноценного развития Арктических регионов России необходимо: - выстраивание законодательной базы для функционирования Северного морского пути; - выстраивание благоприятной экономической политики, позволяющей эффективно использовать СМП и ресурсы Арктики в интересах России; проведение научных исследований в Арктических регионах с целью выявления наиболее перспективных стратегий развития Арктических регионов; создание эффективной системы управления Северным морским путем. Задачи исследования: - анализ научной и методической литературы с целью обоснования концептуальных основ работы; - анализ периодической литературы, результатов научных экспедиций и исследований в Арктическом регионе с целью определения современного актуального положения Арктики страны; анализ проблем и перспектив развития Северного морского пути; разработка и проведение учебного занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного морского пути для Арктики России». Объект исследования: особенности развития Арктических регионов России. Предмет исследования: условия функционирования Северного морского пути. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В первой главе приводится анализ научной литературы с целью определения современного географического экономико-географического положения Северного морского пути. Вторая глава направлена на изучение роли СМП в Арктическом регионе. В главе освещается история освоения Арктики, климатические и др. особенности этого региона. В третьей главе приводятся различные точки зрения на современное положение СМП, проблемные точки существования этой магистрали, выявляются прогнозы на возможные пути развития СМП. Там же приводятся результаты экспериментального исследования, суть которого заключалась в апробировании наработанных методических материалов на уроке географии в средней школе. Также в главе приводится информация о разработке урока, сборе сопроводительного материала к уроку, тестовых заданий для проверки эффективности учебного занятия. В заключении приводятся основные выводы по работе. В приложениях собран материал, используемый в процессе разработки учебного занятия, статистические данные о результатах тестирования. Данное исследование быть интересно с теоретической и практической точки зрения. В настоящее время существует дефицит в подобного рода исследованиях, в которых был бы собран в наиболее полном виде теоретический и статистический материал по проблемам освоения Северного морского пути, о роли этой магистрали в Арктическом регионе. С практической точки зрения исследования полезно представляемым опытом разработки и апробации учебного занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России». В этом плане работа может быть использована учителями географии для подготовки к собственным занятиям.
Понятие «Арктика»
Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов [36, C. 24]. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км. По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями - Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть - Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов. Из Атлантического океана в область Арктики протягивается срединно-океанический вулканический хребет. Его отдельные звенья (хребты Исландско-Ян-Майенский, Мона, Книповича и Гаккеля) составляют части мобильной зоны, простирающейся из Атлантики через Арктику в Тихий океан. Полярные день и ночь обусловливают крайне неравномерное поступление солнечной радиации в течение года. Средние температуры самого холодного зимнего месяца - января - колеблются от -2, -4°С в южной части Атлантического района до -25°С на севере Баренцева моря, запада Гренландского моря, в морях Баффина и Чукотском и от -32, -36°С в Сибирском районе Арктики, на севере Канадского и в прилегающей к нему части Арктического бассейна до -45, -50°С в центральной части Гренландии. Минимальные температуры в этих районах иногда снижаются до -55, -60°С, только в Арктическом бассейне они не опускаются ниже -45, -50°С. При прорывах глубоких циклонов температура иногда повышается до -2, -10°С. В результате сильного выхолаживания поверхности в этих районах постоянны инверсии температуры воздуха. Абсолютная влажность воздуха мала (парциальное давление водяного пара от 0,5 до 2-3 мбар), относительная влажность - высокая (80-90%). Облачность зимой особенно велика на Ю. Атлантического района А. Здесь за год выпадает 350-400 мм осадков. В Сибирском и Канадском районах преобладает малооблачная погода. В Сибирском районе и близ Северного полюса осадков выпадает 150-200 мм, в Канадском районе 100-120 мм. Большая часть водной поверхности Арктики в течение всего года покрыта плавучими льдами (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом). В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов - нефти и газа. Для России арктический шельф - одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. «Арктический шельф - крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года» (В. Каминский, директор ВНИИ Океанология) [15, C.14]. Среди крупных российских месторождений - газовые - Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике. Международный правовой статус пространств Северного Ледовитого океана во многом определяется его особым географическим положением, резко отличным от положения всех других морских пространств. Высокоширотное, приполюсное положение Арктики, исключительно суровые климатические условия, сплошной ледовый массив, покрывающий большую часть Северного Ледовитого океана в течение почти всего года, делают его недоступным для обычного мореплавания. Другая географическая особенность заключается в том, что на побережье Северного Ледовитого океана выходят только пять государств: Россия, Норвегия, Дания (Гренландия), Канада и США (Аляска). Этим фактором определяется то, что арктические районы весьма важны в первую очередь для Канады и России, обладающими небольшими по площади арктическим территориями. В связи с особым положением Арктики издавна выработалась международно-правовая концепция, основанная на признании особой ответственности и сопутствующих ей особых прав, учитывающих законные интересы арктические государств. Одной из основ концепции было признание права прибрежных арктических государств устанавливать границы полярных владений в секторах, вершиной которых является Северный полюс, основанием - их арктическое побережье, а боковыми границами - меридианы, проходящие через крайние точки северного побережья указанных стран. Российский сектор Арктики охватывает площадь около 9,46 млн. км2, из которых 6, 8 млн. км2 приходится на водное пространство, что составляет 45% общей площади Северного Ледовитого океана. В пределах сектора континентальной шельф России составляет 6,19 млн. км2, или 41% площади всей водной акватории Арктики. Особо следует отметить, что из всей общей площади российского арктического сектора постоянно находится под арктическим льдом площадью 5,14 млн. км2. Более десяти месяцев в году территория России связана ледовым припаем с соответствующим сектором. То обстоятельство, что большая часть дна Северного Ледовитого океана от Евразийского побережья до Северного полюса является продолжением Сибирской континентальной платформы и, следовательно, естественным продолжением государственной территории России, дает России право на распространение своих исключительных прав на ресурсы континентального шельфа в пределах арктического сектора.
Цели, задачи, ресурсы урока Тема урока: «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России» Цель урока: Сформировать представление о географо-экономических особенностях арктического региона России Учащиеся должны уметь по итогам занятия: - знать определение понятий: «Арктика», «Северный морской путь», «Арктические моря», «Арктический шельф»; - показывать моря Северного Ледовитого океана, порты, обслуживающие Северный морской путь; называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана; объяснять значение Северного морского пути; знать историю освоения Северного морского пути. Ресурсы занятия: - опорные знания: география Северного Ледовитого океана; хозяйственное значение Северного Ледовитого океана для России; география Сибирского региона; умение работать с картой и атласом. - карта Арктического региона; карта Северного морского пути; статистика, материалы из периодики, определяющие основные характеристики СМП. Описание хода занятия Перед проведением занятия была проведена работа по созданию раздаточного материала по теме, созданию подробных карт Арктического региона и Северного морского пути. Для наглядности представим ход занятия в виде таблицы.
Описание занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»
Результаты занятия Эффективность занятия проверялась по заранее подготовленному мини-тесту по теме ««Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России». Бланк теста представлен в Приложении. За основу брались задания, которые предлагались Э.В. Ким и др. авторами по теме «Арктика. Северный морской путь»). Тест состоит из семи заданий, ответы на которые могут быть закрытыми (выбор из готовых вариантов) или открытыми (написать самостоятельно). . «Черными жирными точками отметьте на карте основные порты Северного морского пути» В бланке представлена копия карты РФ. Правильным ответом, за который начисляется 1 балл считается ответ, в котором на карте отмечены не менее четырех основных портов из следующих: Мурманск, Диксон, Тикси, Игарка, Черский, Певек, Петропавловск-Камчатский, Вдадивосток. . «Перечислите основные препятствия, мешающие полноценному использованию Северного морского пути (не менее двух)» В качестве препятствий могут быть названы наличие ледяных заторов, неблагоприятные климатические условия, дороговизна использования пути. За правильно указанные препятствия дается один балл. . «Отметьте моря, по которым проходит Северный морской путь: Берингово море; Карское море; Балтийское море; Азовское море». Правильным считается ответ, при котором отмечены Берингово и Карское моря. За правильный ответ начисляется один балл. . «Выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные характеристики Северного морского пути: СМП - это транспортный маршрут; СМП не выгодно использовать из-за его большой протяженности; СМП выгоден только для иностранных компаний, но не для России; СМП открывает доступ к ресурсам Арктики». Правильными являются характеристики №1, 4. Это высказывания экспертов, подтвержденные статистикой. За правильный ответ начисляется 1 балл. . «Отметьте на карте жирной черной линией участок СМП, который пригоден для круглогодичной навигации» Правильный ответ - указание участка от Мурманска до Диксона. Эта информация озвучивалась на занятии при ознакомлении с экспертными оценками значения СМП, взятыми из периодики. За правильный ответ начисляется 1 балл. . «Перечислите как минимум два ресурса, которые невозможно добыть без использования СМП» В качестве ответов могут быть названы - добыча нефти, газа из Арктического шельфа, добыча руды с архипелага Новая Земля, добыча рыбы в морях Северного Ледовитого океана. За два названных ресурса начисляется один балл. . «Назовите основные функции Северного морского пути» Ответами на итоговый вопрос могут быть: организация добычи полезных ископаемых из Арктического шельфа; роль транспортного маршрута на территории России; роль транспортного маршрута из Европы в Азию; организация военной безопасности России; организация научных исследований в Арктике, на Северном полюсе. Вопрос характеризует уровень освоения получаемых на занятии знаний, поэтому за каждый из названных ответов ученик может получить 1 балл. Подсчет баллов ведется следующим образом. Максимальным числом баллов могут быть 6 за правильные ответы на все 6 вопросов плюс от одного до пяти баллов за правильные ответы на последний вопрос. Эффективность занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России» означает умение ученика работать с картой, знать основные характеристики региона, функции СМП. Поэтому отличным результатом будет считаться результат, при котором ученик ответил правильно на первые 6 вопросов и дал хотя бы один правильный ответ на 7 вопрос. Хорошим результатом будет являться знание ответов на первые шесть вопросов, либо 1-2 ошибки в первых 6 вопросов, компенсированные 1-2 правильными ответами из 7 вопроса. Удовлетворительным будет считаться умение правильно ответить на 4 вопроса из первых 6. Конкретизируем систему оценок: 7 и более баллов - «5»; 5-6 баллов - «4»; 4 балла - «3»; менее 4 баллов - «2». Заключение
В данной работе в теоретической ее части удалось собрать большой массив материала, анализ которого привел к следующим выводам: Северный морской путь единственная судоходная магистраль соединяющая в транспортную систему моря Северного Ледовитого океана, реки Сибири, позволяющая связать восточную и западную часть России; Северный морской путь - выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию; Территория, которую связывает СМП, территория, вдоль которой проходит СМП, моря, по которым проходит СМП богаты разнообразными ресурсами: нефтью, газом, рудой, рыбой; Большое значение СМП имеет в обеспечении военной безопасности страны; СМП связывает научно-исследовательские лаборатории на Севере с материковой частью страны. В процессе анализа методической и периодической литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы: - разработка законов, защищающих интересы российских промышленности и флота, и протекционистская политика относительно российских судоходных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в северных регионах России; - снижение транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков; научная проработка вопросов инвестирования, тарифной политики, оплаты услуг, представляемых при плавании по трассам Северного морского пути, налоговой, таможенной и кредитной политики на Северном морском пути и совершенствование всей системы управления; разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности Северного морского пути; улучшение информационного обеспечения функционирования СМП. В практической части работы описан опыт разработки учебных заданий для урока по географии на тему «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России». В основу урока были заложены принципы, обозначенные в методических рекомендациях учителю географии, сформулированных Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой: - активного участия ученика в обсуждении темы занятия; - связывания тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся; групповой и индивидуальной работы учащихся; поддержки учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия; активной работы со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами; включения в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.; активизации различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц; включения в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др. Урок включал в себя объяснение нового материала на основе уже изученного материала, групповую работу учащихся с вспомогательным материалом, закрепление материала в совместном обсуждении. Эффективность урока измерялась с помощью разработанных тестовых заданий. Результаты тестирования показали, что 82% опрошенных испытуемых освоили учебный материал: смогли сформулировать функции СМП, охарактеризовать значение СМП для Арктического региона России, показать на карте месторасположение основных портов СМП, его структуру, направление. На основе результатов теста можно утверждать, что содержание занятия, разработанного на основе методических рекомендаций Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой, было освоено учениками. Обобщая результаты теоретической и практической работы, можно утверждать, что поставленные перед исследованием задачи были выполнены. Кроме того, выделение основных направлений развития СМП вкупе с основными потребностями Арктического региона подтверждают положения гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
Список литературы
1. Атлас. География России (для 8 и 9-го классов). - М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. . Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути, Гидрометеорологическое издательство 1969г. - Т №4, 615 с. 3. Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути, Морской транспорт 1956г. - Т №1, 591 с. . Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути, Морской транспорт 1962г. - Т №2, 765 с. . Белов М.И. История открытия и освоения Северного морского пути, Морской транспорт 1959г. - Т №3, 508 с. 6. Берлянт А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География (справочные материалы). - М.: Просвещение, 1988. 7. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Алексеевский Н.И. и др. География: Методические рекомендации и тесты. - М.: Школа-пресс, 1995. . Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Контрольные задания по географии. - М.: МГУ, УНЦ ДО, 1994. - 43 с. . Болысов С.И., Шувалов В.Е., Смирнова Г.А. Тесты по географии // Тесты для абитуриентов. Проверьте себя. - М.: Уч. центр геогр. ф-та, изд. “Итларь”, 1992. . Вершинин Е. Златокипящая мангазея. - М.: Севмориздат, 1974. . Визе В.Ю. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3. - М.-Л., 1956-59, 214 с. . Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. - М.-Л., 1948, 140 с. . Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 528 с. . География России: В двух книгах. Учебник для 8 - 9 классов / Под ред. А.И. Алексеева. Книга I. Природа и население. - М.: Экопрос, 1999. - 296 с. . География: от урока к экзамену: Сборник задач: Книга для учителя / Под. ред. А.С. Наумова. - М.: Просвещение, 1999. - 112 с. . Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. . Горбанёв В.А. Экономическая и социальная география России и стран СНГ: Тесты для поступающих в вузы. - М.: Новая школа, 1996. 18. Даринский А.В., Белоусов Б.В., Епихин А.А. и др. География России. - М.: Просвещение, 1992. . Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с. 20. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. Наш дом - Земля. Материки, океаны, страны, народы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 1996. . Евдокимов Ю.А., Бацких Ю.М., Истомин А.В. // Экономическая наука современной России, 2000. - №2. С. 101-112. . Ефремов Ю.К. Природа моей страны. - М.: Мысль, 1985. . Ильина Л.Л., Грахов А.Н."Реки Севера", Гидрометеоиздат 1987, 122 с. 24. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики, М.: Знание 1991, 190 с. 25. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. - М.: Просвещение, 1995. - 318 с. 26. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. - М.: Просвещение, 1995. - 318 с. 27. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: географические аспекты некоторых глобальных проблем. - М.: Мысль, 1985. 28. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. - М.: "Просвещение", 1986, 175 с. . Максаковский В.П. Методические рекомендации по курсу “Экономическая и социальная география мира”. - Рязань, 1993. 30. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 1993. - 288 с. . Максимов Г.Н. Очерки развития географического знания: Учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1991. . Методическое пособие по географии России: 8 - 9 кл./ В.П. Дронов, В.Я. Ром, И.И. Баринова, Г.А. Понурова; Под ред. В.П. Дронова. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с. . Методическое пособие по географии России: 8 - 9 кл./ Э.В. Ким, Г.Я. Лисенкова - М.: Просвещение, 1998. - 128 с. 34. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли, М.: Наука 1980, 192 с. . Пашканг К.В., Кондаков А.М., Родзевич Н.Н., Ром В.Я. Тесты и вопросы по географии. - М.: Просвещение, 1995. 36. Присяжный М.Ю., Пономарёва Г.А. Экономическая и социальная география мира. Учебное пособие. - Якутск: НИПК “Сахаполиграфиздат”, 1999. - 103 с. . Пятунин В.Б., Спрялин А.Н. Структура теста по географии. Тесты по географии. // Тесты: Варианты и ответы централизованного тестирования. - М.: АСТ-ПРЕС; Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ, 1999. - С. 159 - 171. 38. Русские землепроходцы и мореходы (из истории открытия и освоения Сибири и Дальнего Востока). - М., 1982. . Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. - М., 2003. 40. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 - 10 кл.): Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 1997. - 144 с. . Словарь-справочник по географии: Учебное справочное пособие / Науч. ред. С.А. Сладкопевцев. - М.: Мир географии, 1994. - 144 с. . Станкович Т. Северный мост в будущее // Смысл: общественно-политический проект, 2007. - №3 С. 61-74. . Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995. - 320 с. 44. Чесноков И.Н.. От Арктики до Антарктики. Очерки истории флота ММП. - Мурманское книжное издательство 1979, 160 с. . Шнейдеров В.А. Великим Северным. - М., Географгиз, 1963, 210 с.
Приложение 1
Сформированность учебных представлений по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»
Приложение 2
Задания теста по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России»: . «Черными жирными точками отметьте на карте основные порты Северного морского пути».
. Перечислите основные препятствия, мешающие полноценному использованию Северного морского пути (не менее двух). . Отметьте моря, по которым проходит Северный морской путь: Берингово море; Карское море; Балтийское море; Азовское море. . Выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные характеристики Северного морского пути: СМП - это транспортный маршрут; СМП не выгодно использовать из-за его большой протяженности; СМП выгоден только для иностранных компаний, но не для России; СМП открывает доступ к ресурсам Арктики. . Отметьте на карте жирной черной линией участок СМП, который пригоден для круглогодичной навигации. . Перечислите как минимум два ресурса, которые невозможно добыть без использования СМП. . Назовите основные функции Северного морского пути. северный морской путь арктика
Приложение 3
Отрывок из статьи «Северный морской путь: проблемы, возможности, перспективы возрождения» Евдокимов Ю.А., Бацких Ю.М., Истомин А.В. Значение Северного морского пути как транспортной магистрали для северных районов и России в целом определяется потребностями хозяйственного освоения и обустройства прилегающих к трассе территорий. Использованию Северного морского пути как транзитной магистрали для этих целей благоприятствует географическое расположение на европейской части страны 80-85% предприятий-экспортеров железной руды и концентрата, продукции сталелитейной промышленности и удобрений (с тяготением к Мурманску, Кандалакше и Архангельску). Преимущества, даваемые Северным морским путем, заключаются в сокращении расстояний морской перевозки на 2-3 тыс. миль (по сравнению с трассой из портов Балтии через Суэцкий канал), а также в исключении валютных транспортных затрат. С другой стороны, привлечение на Северный морской путь дополнительных объемов названных грузов приведет к устойчивому оживлению судоходства, позволит обновить состав отечественного арктического флота и совершенствовать его использование. По прогнозным проработкам специалистов ММП при увеличении объемов перевозок в Арктике до 3,5 млн. т в год пароходство может полностью компенсировать расходы по эксплуатации ледокольного флота за счет потонного ледокольного сбора и отказаться от госбюджетных дотаций на его содержание. Протяженность плавания по Северному морскому пути от Мурманска до Берингова пролива в зависимости от выбранного маршрута и от погодных условий составляет: · традиционный (прибрежный) маршрут - 3500; · центральный маршрут - 3029
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.182 (0.02 с.) |