Основные направления развития оказания содействия НКО «Вертикаль» со стороны государства и органов местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития оказания содействия НКО «Вертикаль» со стороны государства и органов местного самоуправления



 

Перспективной технологией социально-трудовой адаптации подростков является подготовка их к предпринимательской деятельности. Циклы соответствующих деловых игр для подростков проводятся в Санкт-Петербурге. Практика подготовку подростков к предпринимательской деятельности убедительно доказала эффективность такой работы. Некоторые проекты, такие, как «Организация швейной мастерской» и «Издание малотиражной газеты» были доведены до стадии реализации.

Анализ тенденций занятости и социально-трудовой адаптации подростков в регионах России показал многообразие различных технологий оказания им социальных услуг. Общий положительный результат складывается из деятельности многочисленных местных сообществ на территории страны. Нельзя не остановиться и на социальных технологиях, используемых для работы с «детьми улиц». Интересные результаты получены в рамках международной программы «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию». В этой программе в масштабах одного муниципального округа сформированы и применены ряд инновационных технологий, направленных на создание территории, свободной от детского труда.

Важнейшей задачей является создание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системы социально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичную занятость учащихся, которая должна обеспечивать решение широкого спектра следующих задач:

содействие добровольному трудоустройству подростков, в том числе желающих работать в свободное от учебы время, на рабочие места, соответствующие их возможностям;

содействие личностному и профессиональному становлению подростков;

соблюдение трудовых прав подростков;

адаптация подростков к требованиям современного рынка труда;

согласование интересов подростков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;

поддержка работодателей, создающих рабочие места для подростков, соответствующие их возможностям.

Решение этих задач позволит молодым людям в новых социально-экономических условиях правильно использовать свой трудовой потенциал и найти свое место на рынке труда, снизит социальную напряженность среди этой категории населения.

Ограниченность финансовых средств, другие объективные и субъективные причины требуют новых форм работы со незащищенными категориями населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Дефицит государственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальную сферу давно уже стали привычным явлением. Поэтому необходима разработка технологий, с помощью которых проблему занятости детей и подростков можно было бы решить посредством различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования, с привлечением всех возможностей общества. При этом необходимо учитывать, что формированию российского рынка труда присущи территориальные различия в наборе и остроте проблем. Это порождает разнообразные подходы к их решению, а также к финансированию программ. Поэтому необходимо поощрять проекты, которые учитывают местные потребности, а также мобилизуют и эффективно используют местные ресурсы, в том числе поддерживаемые НКО.

Создание соответствующих возможностей занятости для подростков необходимо рассматривать в контексте программ занятости для всех трудящихся. Этот вывод имеет важное значение, поскольку усилия по улучшению положения с занятостью и социально-трудовой адаптацией подростков, как в количественном, так и в качественном отношении, должны быть неотъемлемой частью более широких национальных усилий в области оказания социальных услуг населению.

Приоритетная задача социально-трудовой адаптации - формирование условий для участия детей и подростков в общественно полезном труде, повышающем уровень их социальной защищенности. Основным условием, определяющим социальную допустимость занятости несовершеннолетних, является обеспечение сочетания продуктивного и приносящего доход труда с получением профессиональных навыков, знаний и личностным становлением.

Важнейшая роль в процессе социализации подростков принадлежит технологиям оказания услуг в сфере профориентации, которые должны обеспечить согласованный, с точки зрения личности и общества, выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природными склонностями и одновременно с учетом потребностей рынка труда профессия, когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь молодых людей, способна превратиться в фактор существенного роста эффективности труда, дать молодежи чувство удовлетворенности своей трудовой деятельностью, способствовать предотвращению безработицы.

В условиях рыночных отношений акценты в профориентационной работе должны быть смещены, поскольку необходим учет не только способностей и склонностей молодых людей, их реальных возможностей, но и трудовой конъюнктуры. Необходимо сформировать у молодых убеждение в том, что обоснованный выбор профессии облегчит трудоустройство, позволит достичь необходимого «Заработка и общественного престижа, даст возможность сохранить свое рабочее место. В то же время необоснованно избранная профессия повышает шансы молодых людей попасть в число безработных. Большое количество молодых людей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств. Основными причинами низкого уровня профориетированости молодежи являются неразвитость сети специализированных центров, нехватка нужных специалистов, невнимание многих предприятий и учебных заведений к этому вопросу. Укрепление и развитие сети Центров социально - трудовой адаптации может реально способствовать решению проблемы профессиональной ориентации молодежи в числе особо сложных и актуальных проблем, стоящих перед НКО, - работа с трудными подростками, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подростками - наркоманами. В последнее время все острее ощущается потребность в научно-методических материалах и рекомендациях по работе с трудными подростками, учитывающими имеющийся российский и зарубежный опыт.

 

3.5 Организация деятельности НКО «Вертикаль» на примере социально-психологической работы с трудными подростками

 

Перед характеристикой работы с трудными подростками следует определить данное понятие.

Понятие «трудный» - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

Категория трудных подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья. Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством. Но для семей, где воспитываются подростки - правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие причины, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения трудных детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение «трудного», высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «из такого-то все равно толку не будет» или «он законченный преступник», «он все равно кончит в тюрьме» и т. д. Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога в НКО «Вертикаль» с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов - это, прежде всего, социально-психологические тренинги, психодрамы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.

Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с «трудными» подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания.

Структура работы в НКО «Вертикаль»:

. Создание постоянных специализированных рабочих мест

. Обеспечение трудовой и профессиональной подготовки

. Организация общеобразовательной программы

. Организация досуга и отдыха

Рассмотрим эти направления подробно.

1. Создание постоянных специализированных рабочих мест. Трудовая занятость несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, на постоянных рабочих местах - основной метод социальной адаптации, применяемый в НКО «Вертикаль».

Постоянное рабочее место на предприятии является специализированным для подростков и имеет следующие особенности:

Во-первых, труд в НКО «Вертикаль» носит доступный для несовершеннолетних характер. Основные операции, производимые подростками, относятся к категории ручного труда. На рабочих местах осуществляется сборка-комплектация детских настольных игр, разработанных на предприятии. Поэтому основной рабочей специальностью в НКО «Вертикаль» является сборщик-комплектовщик. Однако на предприятии существует много разновидностей этой рабочей специальности, что позволяет существенно разнообразить профессиональную специализацию подростков.

Во-вторых, разработанная и применяемая в НКО «Вертикаль» производственная технология позволяет подросткам после незначительного по времени производственного обучения изготавливать продукцию необходимого качества и в относительно достаточном количестве.

В-третьих, производственный процесс, организованный в НКО «Вертикаль» позволяет несовершеннолетним, работающим на предприятии, зарабатывать достаточное количество средств для самостоятельного проживания, поскольку основная масса подростков - из неблагополучных семей. При этом для подростков в НКО «Вертикаль» не существует ограничений в возможности хорошо зарабатывать.

Структура производства в НКО «Вертикаль» максимально приближена к организации труда на современных заводах и фабриках. Существуют большие цеха, специализирующиеся на выпуске отдельных типов продукции (различные виды настольных игр), которые, в свою очередь, делятся на участки по отдельным видам работ.

Цехами руководят начальники цехов, участками - мастера - взрослые, опытные работники. Организацией работы в бригадах занимаются бригадиры, выбранные самими подростками из числа несовершеннолетних работников.

2. Обеспечение трудовой и профессиональной подготовки. После приема несовершеннолетнего на работу в НКО «Вертикаль» главной задачей становится его адаптация в производственном коллективе и обучение необходимым трудовым навыкам. Этот процесс осуществляется в специальных учебных бригадах, где подростки находятся от одного до трех месяцев, получают фиксированную заработную плату (оклад) и под руководством мастеров знакомятся с производством. В период производственного обучения несовершеннолетних учат не только умению осуществлять конкретные производственные операции, но и организовать свой день, вовремя приходить на работу, советуют, как рационально использовать заработанные деньги и т.п.

Производственное обучение не заканчивается нахождением подростка в учебной бригаде. Оно продолжается на рабочих местах, поскольку многие из ребят в течение времени работы на предприятии меняют специализацию, овладевают новыми трудовыми навыками.

Кроме специальности сборщик-комплектовщик в НКО «Вертикаль» организованы рабочие места в сфере обеспечения деятельности предприятия. Прежде всего, это разнорабочие - те подростки, особенности которых не позволяют им участвовать в производственном процессе, поэтому они направляются на легкий и посильный труд, в том числе по уборке территории, уходу за зелеными насаждениями на предприятии и т.п.

Незначительное количество рабочих мест для девушек специально создано на пищеблоках НКО «Вертикаль».

Структура производства в НКО «Вертикаль» максимально приближена к организации труда на современных заводах и фабриках. Существуют большие цеха, специализирующиеся на выпуске отдельных типов продукции (различные виды настольных игр), которые в свою очередь делятся на участки по отдельным видам работ. Цехами руководят начальники цехов, участками - мастера, опытные взрослые работники. Организацией работы в бригадах занимаются, выбранные самими подростками, бригадиры из числа несовершеннолетних работников

3.Организация общеобразовательной программы. Все несовершеннолетние, пришедшие в НКО «Вертикаль» и не имеющие 9-ти классного образования, в обязательном порядке обучаются в сменных (вечерних) школах, которые работают на площадках НКО «Вертикаль».

Обучение осуществляется во внерабочее время в зависимости от программы. Поскольку практически все подростки, приходящие на предприятие, значительное время не учились, их мотивация к получению образования чрезвычайно низка. Получение 9-ти классного образования несовершеннолетними работающими на предприятии поощряется как морально, так и материально. Так, установлена специальная премия для учащихся, активно ведется разъяснительная работа о необходимости образования, качественно и интересно построены уроки, проводимые опытными учителями вечерних школ.

С каждым годом увеличивается количество желающих продолжить образование и после 9-ти классов.

Сочетание труда и образования, неотъемлемых частей социальной адаптации подростков сложной категории, позволяет вовлечь в образовательный процесс значительное количество несовершеннолетних, ранее не учившихся или бросивших учебные заведения по каким-либо причинам.

4. Организация досуга и отдыха. Основная задача при организации досуга и отдыха ребят, работающих в НКО «Вертикаль», это сокращение свободного (безнадзорного) времени их пребывания вне стен НКО «Вертикаль».

В осенне-зимне-весенний период для несовершеннолетних организуются и проводятся следующие мероприятия:

коллективные поездки в театры, музеи, на экскурсии и т.п., которые пользуются большой популярностью среди подростков, никогда ничего подобного не видевших;

функционирование свободных зон отдыха на каждой площадке предприятия, включающих в себя спортивные залы, открытые площадки для игровых видов спорта, на которых регулярно проводятся соревнования;

организация ежедневных просмотров видеофильмов (на предприятии большая фильмотека) с возможностью смотреть новые фильмы с хорошим качеством;

функционирование кружков и секций, наиболее популярная из которых - туристическая с выездами за город в субботу и воскресенье.

В летний период руководство НКО «Вертикаль» не препятствует подросткам, желающим уехать из города с родителями или с родственниками (что тщательно проверяется воспитательной службой предприятия). Для оставшихся ребят проводятся выезды за город для отдыха. С этой целью арендуются базы отдыха и лагеря.

Организованный досуг и летний отдых, также как и другие воспитательные мероприятия, положительно влияют на трудовую мотивацию и в комплексе ведут к изменению поведения и установлению дружеских отношений в производственных коллективах.

 


Заключение

 

Выводы и предложения по работе:

А. По взаимодействию государственного и муниципального управления и НКО. Предлагается создать на региональном уровне комплексную систему межсекторного взаимодействия, включающую следующие механизмы:

.   Координацию со стороны органов власти и привлечение к системе взаимодействия некоммерческих организаций и регионального бизнеса, разработку и подписание соответствующего соглашения. Его основная цель - закрепление на правовой основе стратегии, приоритетных направлений и механизмов межсекторного взаимодействия в регионе, а также критериев его эффективности, обязательств сторон по реализации взаимодействия в различных сферах развития региона. Стратегическая часть документа действует на период до 5 лет, а обязательства сторон принимаются ежегодно с учетом изменения ситуации в регионе.

.   Создание на каждом административном уровне (региональном, местном, профильном) межсекторных рабочих групп. Обеспечение более широкого участия в действующих межсекторных структурах и в составах коллегий республиканских министерств и ведомств, администраций городов и районов представителей профильных общественных организаций и бизнес-структур. Совместная разработка программ социального развития региона, социальных проектов коммерческих структур.

.   Пересмотр региональной политики в социальной сфере с введением новых эффективных конкурсных механизмов взаимодействия. В частности, целевые социальные программы могут быть разделены на три вида: 1) программы, полностью реализуемые властью; 2) программы, которые могут реализовываться совместно властью, НКО и бизнесом; 3) программы, которые могут быть полностью выполнены НКО на основе их победы в конкурсе социальных проектов.

.   Проведение конкурсов социальных проектов через специально созданные структуры. В их качестве предлагается модель фонда местного сообщества, который создается по инициативе региональной власти при участии ведущих предприятий республики. Фонд устанавливает принципы и регулирует порядок конкурсов, в том числе обеспечивает информирование участников и прозрачность процедур, а также обязательный публичный аудит использования грантов.

.   Развитие и поддержку экспертной деятельности некоммерческих организаций. Приглашение активистов третьего сектора для работы в комитетах, общественных советах и рабочих группах по оценке законодательства в социальной сфере. Включение некоммерческих организаций в долгосрочное стратегическое планирование. Проведение экспертизы программ регионального бизнеса, согласование интересов бизнеса с интересами населения.

.   Пропаганду средствами массовой информации общественных инициатив, объединений и иной самодеятельной активности граждан. Необходимо во всех властных структурах создать службы по связям с общественностью и СМИ. Исследования показывают, что там, где уже функционируют подобные службы, информированность и взаимопонимание властных структур и населения заметно выросли.

.   Закрепление технологий межсекторного взаимодействия в нормативно-правовой сфере, соответствующих стратегиях и концепциях. Комплексная модель межсекторного взаимодействия должна быть закреплена в системе стратегических и нормативно-правовых документов региона, а также в подзаконных актах, стандартах, нормах и правилах.

.   Оценку эффективности и мониторинг развития системы взаимодействия. Этот этап предполагает не только отслеживание обратной связи по реализации межсекторных проектов и программ, но и поиск идей, инновационных технологий, которые в дальнейшем будут снова закладываться в соответствующие стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике.

Предложенная система межсекторного взаимодействия позволит сформировать и реализовать в регионе интерактивную и адресную гражданскую социальную политику, обеспечит связь государственного управления с интересами общества. Произойдет переход к новой стратегии государственного управления в социальной сфере, когда государство выполняет координирующие, а не исполнительно-распорядительные функции. В ходе конкуренции за бюджетные средства будет создан дополнительный мотив к профессионализации некоммерческих и бизнес-организаций. В целом произойдет перераспределение социальной ответственности между региональной властью, работодателями и производством, гражданами и их объединениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.038 с.)