Понятие о внутренних болезнях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о внутренних болезнях.



МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Внутренние болезни – область, изучающая причины, клинические проявления, лечение, профессиональные заболевания внутренних органов. Основой современных знаний о заболеваниях внутренних органов является опыт врачей древней Греции, Средней Азии, России.

Предмет «Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля» изучает причины, основные клинические проявления заболеваний внутренних органов, принципы лечения, оказание пациентам неотложной и профилактической помощи. Терапевтическим отделением больницы и/или поликлиники называют лечебное подразделение, где проводится диагностика, лечение и профилактика заболеваний внутренних органов. Для правильной трактовки и понимания этих процессов применяются специальные термины и понятия. К ним относятся: здоровье, болезнь, больной, этиология, патогенез, факторы риска, периоды болезни, основное заболевание, осложнение болезни, диагностика, клинический диагноз, прогноз. Медицинские сёстры одновременно изучают особенности ухода и наблюдения за больными.

Основными требованиями при изучении предмета «Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля» является овладение специальными знаниями и умениям ухода за пациентами в поликлинике и стационаре.

 

Блок учебной информации.

Понятие о болезни.

На протяжении длительного времени существовало множество различных определений понятия «болезнь». На заре человечества болезнь рассматривалась как действие демонической силы, овладевшей человеком. В средвековье, где господствовала церковь, болезнь рассматривалась как «божье наказание».

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.

Нарушение жизнедеятельности в условиях болезни может выражаться дезорганизацией функций различных органов или физиологических систем организма, а также небольшими, ограниченными функциональными изменениями, иногда трудно уловимыми диагностическими методами.

Согласно классификации ВОЗ, определение болезни следующее: «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при…мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного».

Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния. Причины могут быть самыми разнообразными. Среди них выделяют несколько основных групп.

· Биологические причины: возбудители болезней (бактерии, вирусы, грибки, простейшие), гельминты, кровососущие насекомые.

· Механические причины: травмы, переломы, ушибы, сотрясения, ранения.

· Физические причины: воздействие температуры, влаги, электрического тока, ионизирующей радиации, света и др.

· Химические причины: твердые или жидкие, пылевые, ядовитые газообразные вещества. Это промышленные вредности.

· Алиментарные причины: переедание, злоупотребление острой, жирной, горячей пищей, употребление недоброкачественной пищи, отравления.

· Психические причины (психогенный фактор): стрессы. Неправильное поведение, слово у постели больного может вызывать ятрогенное заболевание (ятрогения).

· Социальные причины: неудовлетворительные условия жизни, труда.

· Генетические причины (наследственность): генетическая предрасположенность или нарушения в хромосомных системах. Например гемофилия, СД, ИБС и др.

Патогенез – учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания.

Различают фазы патогенеза:

1. Воздействие этиологического начала;

2. Пути его распространения в организме;

3. Характер патологических изменений в тканях организма;

4. Исход болезни (последствия, остаточные явления: рубцы, атрофия, восстановление функций и др.).

 

Течение болезни.

Различают следующие периода в развитии болезни:

1. Инкубационный (скрытый, латентный) – период от первого воздействия причины болезни до первых клинических проявлений ее;

2. Продромальный – период появления неспецифических признаков болезни (до развертывания полной клинической картины);

3. Развития болезни (клинический) – появление специфических признаков болезни, полное развертывание клинической картины болезни.

4. Период выздоровления (реконвалесценция) – исчезновение признаков болезни, полное восстановление трудоспособности.

 

По характеру течения болезнь может быть острой, подострой и хронической.

На протяжении течения хронического заболевания выделяется фаза обострения (рецидив), когда все проявления болезни становятся более выраженными. Также выделяется фаза ремиссии, когда признаки болезни значительно уменьшаются, и пациент становится трудоспособным, чувствуя себя здоровым.

Исходы болезни: выздоровление; летальный исход, которому предшествует терминальное состояние; ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Прогноз болезни – это предсказание исхода заболевания. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его течения, наличия осложнений и т.д. прогноз может быть благоприятным (выздоровление), сомнительным (неуверенность в благоприятном исходе), неблагоприятным (предположение о летальном исходе).

Симптом – это признак болезни. Симптомы различают: субъективные и объективные. Субъективные симптомы – это ощущения пациента, объективные – выявляются при осмотре, пальпации, перкуссии и аускультации.

Синдром – это совокупность тесно связанных между собой симптомов, объединенных общим механизмом возникновения и характеризующих определенное патологическое состояние организма.

Диагностика – это наука распознавания болезней.

Профила́ктика (греч. prophylaktikos предохранительный, предупредительный) - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

Различают общественную профилактику (организация работы диспансеров, вакцинация, флюорографические обследования, санитарная пропаганда СМИ) и личную (индивидуальную) (санитарная культура, личная гигиена, одежда по сезону, бережное отношение к экологии).

Профилактика бывает первичной и вторичной.

Первичная профилактика - система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов заболеваний. Осуществляется медицинскими работниками поликлиник. Включает в себя наблюдение, периодические обследования, профилактическое лечение пациентов с хроническими заболеваниями. Такой комплекс мероприятий называется диспансеризацией.

Диспансериза́ция - активное динамическое наблюдение на состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первоначально принципы и методы диспансеризации использовались для борьбы с социально опасными болезнями — туберкулезом, сифилисом, трахомой и др. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и с.-х. производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями. Решается задача перехода к всеобщей диспансеризации населения.

Целью диспансеризации является формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия. Диспансеризация входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом, Здравоохранением.

Диспансеризация включает:

· ежегодный медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях;

· обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний;

· дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики;

· определение состояния здоровья каждого человека;

· осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья.

 

Блок учебной информации.

Сбор информации о пациенте.

Чтобы поставить диагноз необходимо получить определённые сведения (информацию).

Опрос.

Получение информации при опросе больного рассматривается как субъективный метод исследования.

Опрос проводится по определенной схеме. Схема опроса включает в себя следующие разделы

I Общие сведения о больном

II Жалобы больного

III История настоящего заболевания

IV История жизни

V Детальное исследование и выяснение жалоб по отдельным системам и органам

 

Полученные сведения записываются в историю болезни.

I. Общие сведения или паспортная часть истории болезни включает:

· ФИО

· пол

· возраст

· образование

· семейное положение

· место работы, профессия

 

II. Жалобы больного

Это субъективные ощущения проявления болезни.

Изложение больным своих ощущений с указанием продолжительности места, времени их появления, вызывающих и устраняющих их обстоятельств создаёт представление о характере заболевания.

Жалобы подразделяются на главные (основные) и общего характера, встречающие при различных заболеваниях.Больные не всегда чётко могут рассказать о своих недомоганиях, поэтому следует учитывать уровень профессиональный, интеллектуальный, возрастной уровень их развития.После выяснения жалоб переходят к анамнезу, который состоит из двух частей: истории настоящего заболевания и истории жизни.

 

 

III. Анамнез заболевания (воспоминание о болезни)

В ходе сбора сведений о настоящем заболевании больному задают ряд вопросов, уточняющих

· с каких симптомов началось заболевание

· начало заболевания (внезапное, постепенное)

· время и место возникновения

· причины, по мнению больного

· условия и окружающая обстановка, в которой началось заболевание

· течение (развитие или ослабление признаков)

· проведённое лечение (какие лекарственные средства и методы терапии применялись, их эффективность, переносимость)

· какие исследования проводились больному,

· и какие получены результаты

· была ли госпитализация.

 

При расспросе следует контролировать ход беседы наводящими вопросами, направляя её в русло сообщения больным новых фактов.

Информация о течении болезни может быть обширной или краткой.

 

IV. Анамнез жизни.

Выслушав рассказ больного о настоящем заболевании, приступают к сбору сведений о жизни больного (медицинская биография) по следующей схеме:

 

· биография больного (возраст, место рождения и постоянное местожительство)

· материально-бытовые и жилищные условия

· условия жизни на всех этапах развития

· характер питания (регулярность, качественный, количественный состав)

· перенесённые заболевания в течение жизни и сопровождались ли они осложнениями, какое проводилось лечение, госпитализация по поводу этих заболеваний

· гинекологический анализ для женщин (начало менструального цикла, их длительность, периодичность, наличие беременности, родов, прерывание беременности, время наступление климакса)

· урологический анамнез для мужчин

· аллергологический анамнез – наличие аллергических реакций на приём медицинских продуктов и других аллергенов.

· вредные привычки- отношение к табаку, алкоголю, наркотикам

· наследственность – состояние здоровья ближайших родственников

эпидемический анамнез – вирусный гепатит, сифилис.

 

V. После выяснения анамнеза пациента переходят к определению настоящего состояния больного. Его оценка осуществляется физическими методами исследования, которые называют ещё объективными.

К ним относятся

· осмотр

· пальпация (ощупывание)

· перкуссия (выстукивание)

· аускультация (выслушивание)

 

При этомпользуются ориентировочными точками, находящимися на наружной поверхности тела.

 

На грудной клетке:

· передняя срединная линия – проходит посередине грудины через пупок вниз

· правая и левая грудинные (стернальные) проходят по краям грудины

· правая и левая срединно-ключичные линии проходят через середину ключицы

· правая и левая парастернальные линии, проходят между стернальной и срединно-ключичной линией

· передняя, средняя, задняя подмышечные линии проходят вертикально через передний, средний, задний край подмышечной ямки

· правая и левая лопаточные линии – проходят через угол лопатки при опущенном плече

· околопозвоночная линия проходит между позвоночной и лопаточной линией

· позвоночная линия проходит по остистым отросткам позвоночника.

 

Живот также делится на ряд участков.

Двумя условными горизонтальными линиями живот делится на 3 части

· верхняя горизонтальная линия соединяет нижние концы десятых рёбер

· нижняя горизонтальная – верхние передние ости тазовых костей

· часть живота, выше верхней горизонтальной линии называется надчревьем (эпигастральная область)

· между двумя горизонтальными линиями располагается средняя часть живота

· ниже второй горизонтальной линии – подчревье.

 

Две вертикальные линии, проходящие по наружным краям прямых линий живота, делят его на 9 частей

· правая подрёберная

· левая подрёберная

· между ними надчревная или подложная область

· средняя часть животаделится на 2 боковые области –правый и левый фланк и между ними область пупка

· внижней части живота по бокам различают правую и левую паховую область, а между ними надлобковая область.

 

Осмотр - I этап общего исследования больного.

Осмотр проводится по определённому плану, при естественном освещении.

Сначала определяют

Положение больного

· активное

· пассивное

· вынужденное

 

Состояние сознания

· Ясное – больной ориентирован в пространстве и времени.

· Спутанное, помрачённое, оглушенное, осоловелое состояние – больной на вопросы отвечает с запозданием, медленно разумно, иногда совсем не отвечает.

· Ступор – состояние оцепенения, из которого больного может вывести на короткий срок громким окликом, тормошением, ответы больного не осмыслены.

· Сопор – крайняя степень ступора – состояние полусна, больной безучастен к окружающим, не отвечает на вопросы, рефлексы сохранены.

· Кома – спячка, полная утрата сознания, расслабление мышц, утрата чувствительности, рефлексов.

Нарушение сознания может быть кратковременным или длительным. При ряде заболеваний нарушение сознания сопровождается бредом, галлюцинациями, возбуждением.

 

 

Телосложение.

· Правильное – обе половины тела симметричные, размеры отдельных частей тела (головы, туловище, конечности) пропорциональны. Отсутствует деформация позвоночника, грудной клетки, других частей тела.

· Неправильное – наличие асимметрии, диспропорции, деформации.

 

Конституционный тип

· нормостенический – правильное телосложение, пропорциональное соотношение частей тела

· хорошо развита скелетная мускулатура

· правильная форма грудной клетки

· прямой рёберный угол

 

· гиперстенический

· преимущественно рост в ширину, массивность, упитанность

· относительно длинное туловище и короткие конечности

· значительный объём головы, груди, живота

· размеры живота преобладают над размерами грудной клетки, а поперечные размеры над продольными

· грудная клетка широкая, её передне-задний размер увеличен и приближается к поперечному

· эпигастральный угол тупой, ребра имеют горизонтальное направление

 

· астенический

· преобладает рост в длину, стройность, лёгкость в строении тела, слабое развитие мышц

· конечности преобладают над относительно коротким туловищем

· грудная клетка над животом

· продольные размеры – над поперечными

· грудная клетка узкая, плоская, поперечный размер превышает переднезадний

· эпигастральный угол 900, рёбра идут косо.

 

· Рост и масса тела измеряются утром натощак.

· Осанка, походка

· манера человека держаться, ею определяют, насколько прямо человек держит голову, прямо сидит и стоит. В зависимости от этого осанка правильная и неправильная

Походка – манера человека ходить.

Походка здорового человека твёрдая, уверенная ходьба не вызывает напряжения.

· Осмотр лица

· выражение лица

· наличие патологической маски

· деформация носа

· асимметричность носогубной складки

· Глаза

· веки: отёчность, окраска, опущенные веки

· глазная щель и глазное яблоко: пучеглазие, западение глазных яблок, сужение глазной щели

· коньюктива– окраска

· склеры – окраска, инъекция сосудов

· зрачки – форма, равномерность, пульсация, реакция на свет.

· Осмотр головы и шеи

· изменение формы, размера и движения

· искривление шейного отдела позвоночника

· деформация шеи

· пульс и набухание шейных вен

· отёчность лица, шеи, внешних половин грудной клетки.

· Состояние кожи

· окраска: бледная, розовая, красная, желтушная, синюшная, бронзовая, землистая

· влажность определяют зрительно и ощупыванием

По степени влажности кожа

· нормальная – имеет блеск и пальпаторно не даёт ощущения влажности

· влажная – видны капли пота и отчётливо ощущается влага на поверхности кожи

· сухая – шероховата на ощупь, без блеска, часто с нежным отрубевидным и пластинчатым шелушением

· наличие патологических элементов на коже

· высыпания

· геморрагии

· рубцы

· расчёсы

· сосудистые звёздочки

· пигментация

· витилиго – отсутствие пигментации

· шелушение

· тургор кожи – эластичность, степень напряжения кожи. Тургор бывает сохранённый и сниженный.

· Волосы и ногти:

· соответствие полу, возрасту, избыточен, недостаточен, выпадение волос

· ногти – форма, окраска, блеск

· Слизистые оболочки ротовая полость, глотка, конъюнктива, склера

· окраска

· влажность

· наличие патологических элементов

· выраженность сосудистого рисунка

· Подкожная клетчатка.

Определяют степень выраженности равномерность и наличие отёчности

· Лимфоузлы – исследуют поверхностные лимфатические узлы визуально и пальпаторно. Определяют величину, форму, консистенцию, подвижность, спаянность с окружающей тканью, болезненность.

 

· Пальпация (ощупывание) обычно проводится одновременно с осмотром. В основе пальпации лежат осязательные ощущения, получаемые при соприкосновении рук медицинского работника с той или иной областью тела. При проведении пальпации медсестра стоит справа от больного, руки должны быть тёплыми.

 

С помощью пальпации получают сведения:

· о состоянии кожи

· подкожной клетчатки

· лимфоузлов

· мышц

· костей и суставов-болезненность при ощупывании и поколачивании, деформация.

Конфигурация суставов, форма, окраска кожи над ними, температура, гладкость, болезненность, величина активных движений.

 

· Перкуссия

Метод определения расположения внутренних органов при помощи выстукивания. Метод заключается в постукивании по поверхности тела больного с тем, чтобы по особенностям звука судить о состоянии исследуемого органа. Перкуссия может быть

· прямой (непосредственно) когда удары наносятся непосредственно по телу

· и непрямой (опосредованный) – постукивают пальцем по пальцу, плотно приложенному к исследуемому участку тела.

Перкуссионный удар наносится концевой фалангой среднего пальца, ноготь его должен быть коротко острижен, руки тёплые. Удар наносится одинаковой силы, не интенсивный, но отрывистый.

Физическая основа перкуссии заключается, в том, что при ударе пальцем возникают колебания в виде звуковой волны, которая воспринимается ухом как звук.

Сила и характер (тембр) этого звука зависят от частоты колебаний и их амплитуды: чем больше амплитуда, тем громче звук; чем выше частота, тем выше тембр.

При одной и той же силе перкуссионного удара звук зависит от строения подлежащих органов, состояния и свойств ткани органов, полостных образований.

Поэтому в зависимости от воздухоносности органа, глубин его залегания каждый орган звучит по своему, что позволяет получить представление о положении, форме, границах внутренних органов, а также о наличии в них патологических изменений.

Возникающие при перкуссии колебания проникают на глубину 6-8 см, что позволяет определить топографию органа.

 

Выделяют три вида перкуссионного звука

· I - громкий, ясный, хорошо различимый звук, который слышится над тканями содержащими воздух (например, лёгкие, поэтому этот звук ещё называют лёгочным);

· II- тимпанический – громкий, продолжительный звук, возникающий над органами или образованиями, содержащими газ и воздух. В норме он возникает над желудком и кишечником.

· Близок к тимпаническому так называемый коробочный звук, который наблюдается при очень высоком содержании воздуха в органе (эмфизема лёгких);

· III - тупой – глухой, слабый, быстро угасающий звук, возникающий в норме над безвоздушными тканями (мышцы бедра).

 

Различают 2 вида перкуссиисравнительную и топографическую. При проведении сравнительной перкуссии – перкуссию проводят попеременно в симметричных местах грудной клетки или передней брюшной стенки.

Сравнительная перкуссия проводится для выявления патологических процессов в грудной и брюшной полости (выявление звука не свойственного данной зоне грудной и брюшной полости).

 

Задача топографической перкуссии – определение границ размеров, конфигурации органов или патологического образования.

 

При перкуссии необходимо придерживаться определённых правил

1. Перкутировать от ясного звука к тупому звуку.

2. Палец-плессиметр, по которому наносят удар располагать на поверхности параллельно границе ожидаемой тупости.

3. Границу органа (образования) отмечают по наружному краю пальца – плессиметра, обращённому к органу, дающему ясный звук.

 

· Аускультация – метод исследования, основанный на выявлении ряда звуковых явлений, возникающих в органах как отражение протекающих вних физиологических и патологических процессов.

Различают прямую (непосредственно) и непрямую (опосредованную) аускультацию.

· Прямая аускультация осуществляется непосредственно прикладыванием уха к участку тела больного (в наше время не применяется).

· Непрямая аускультация проводится с помощью специальных устройств – стетоскопа и фонендоскопа (короткий раструб, который с помощью резиновой трубы соединён со специальными оливами, помещаемыми в уши).

 

При аускультации лёгких выслушиваются шумы в период вдоха и выдоха, обусловленные движением воздуха по воздухоносным путям.

Нормальный дыхательный шум, выслушиваемый над лёгкими здорового человека, называется везикулярным дыханием.Если лёгочная ткань становится уплотнённой, например, при воспалительном процессе, то начинает определяться так называемое бронхиальное дыхание, когда выдох слышится лучше, чем вдох (в норме соотношение обратное). Это объясняется тем, что уплотнённая лёгочная ткань лучше проводит звук. Бронхиальное дыхание выслушивается над обширными полостями лёгких.

При скоплении в бронхах жидкого содержимого появляются звуковые явления, называемые хрипом.Они возникают вследствие завихрения воздуха и колебаний нитей слизи в просвете бронхов. В зависимости от того в каких бронхах возникают хрипы, они подразделяются на крупно, средне, мелкопузырчатые.

Если мокрота достаточно жидкая, то хрипы называются влажными. При вязкой густой мокроте хрипы имеют другой характер и называются сухими

· в крупных бронхах – жжужащие

· в мелких – свистящие.

 

При воспалении плевры и появлении на её поверхности фибрина при аускультации определяется шум трения плевры, обусловленный трением плевральных листков.

При аускультации сердца выслушиваются два отчётливых звука (тоны сердца), обусловленные движением клапанов сердца и колебаниями стенок желудочков и предсердий.

 

· Тоны сердца – это короткий звук, чистый и громкий. Тоны могут быть приглушены при ожирении, эмфиземе лёгких, заболевании клапанного аппарата.

Усиление тонов сердца может быть связано с наличием порока сердца, при поражении которого могут появляться добавочные звуки, называемые шумами.

При заболевании перикарда может появиться шум трения перикарда, обусловленный трением воспалительно-измененных листков перикарда друг о друга. Во время аускультации сердца определяют ритмичность сердечных сокращений, его частоту.

 

· Аускультация брюшной полости.

При аускультации определяют неясные звуки, не имеющие определённой периодичности, обусловленные перистальтикой кишечника. Отсутствие перистальтики кишечника свидетельствует о кишечной непроходимости и воспалении брюшной стенки.

 

Обследование больного невозможно представить без ряда лабораторно-инструментальных исследований. Роль их достаточно велика. В отдельных случаях без некоторых из них нельзя поставить правильный диагноз. Однако значение таких исследований нельзя переоценивать, так как все эти методы отражают определенные возможности выявления патологического процесса в организме. Для назначения тех или иных исследований имеются специальные показания, так как отдельные исследования небезразличны для больного и являются маленькими хирургическими операциями.

Точность дополнительных методов исследования зависит от точности подготовки пациента к исследованию, правильного забора материала для исследования, правильного его хранения. Медицинская сестра принимает непосредственное участие в подготовке пациента к дополнительным исследованиям.

 

Блок учебной информации.

 

Блок учебной информации.

 

Кашель

 

 

- сухой

- влажный

 

- приступообразный

- постоянный

- периодический

 

Мокрота

консис

тенция

 

цвет

 

запах

 

коли

чество

 

в какое время суток и в каком положении лучше отходит

слизистая

гнойная

серозная

с кровью

 

жидкая

пенистая

вязкая

тягучая

 

зеленая

желтая

серая

ржавая

прозр.

 

гнилост

ный

зло

вонный

 

одно

моментно

в течение суток

 

 

Боль

  1. Характер: постоянная, приступообразная, острая, тупая, колющая, ноющая
  2. Локализация: зависит от места расположения патологического очага
  3. Иррадиация (куда отдает): в живот, плечо, шею и т.д.
  4. Продолжительность
  5. Чем вызывается или усиливается: связь с дыханием (вдох, выдох), кашлем, положением туловища
  6. Чем снимается или облегчается

 

Одышка – изменение

 

 

- тахипноэ

- брадипноэ

 

- поверхностное

- глубокое

 

дыхание Чейна- Стокса

дыхание Биота

дыхание Грокка

дыхание Кусмауля

Экспираторная – затруднен выдох

Инспираторная – затруднен вдох

Обструктивная - при нарушении бронхиальной проходимости

Реструктивная – при уменьшении дыхательного объема

Удушье

Когда возникает, с чем связано, чем снимается.

 

Патологические типы дыхания

Дыхание Куссмауля – глубокое, редкое, сопровождается громким шумом.

Дыхание Биота – ритмичные, глубокие дыхательные движения с паузами через равные промежутки времени.

Дыхание Чейна - Стокса – после продолжительной паузы, до минуты, появляется поверхностное дыхание, быстро нарастает по своей глубине, становится шумным, а затем в той же последовательности убывает и заканчивается следующей паузой.

Дыхание Грокка (волнообразное) – напоминает предыдущее, но вместо дыхательной паузы отмечается слабое поверхностное дыхание.

 

 

 

Пальпация грудной клетки

Применяется как метод исследования для уточнения данных, полученных при осмотре (форма грудной клетки, дыхательные движения), выявление болезненности грудной клетки, исследование ее эластичности (резистентности), определение голосового дрожания.

Производят обеими руками, положив ладонные поверхности пальцев на симметричные участки левой и правой половин грудной клетки.

  1. Определяется дыхательная экскурсия, отставание одной половины грудной клетки при дыхании.
  2. Определяется ширина эпигастрального угла.
  3. Устанавливается локализация боли в грудной клетке.
  4. Определяется эластичность путем сдавливания обеими руками спереди и с боков. При наличии экссудативного плеврита, опухоли, эмфиземы отмечается упругость (ригидность). В норме ригидная грудная клетка наблюдается у пожилых людей.
  5. Голосовое дрожание – определение силы проведения голоса на поверхность грудной клетки. Ладони рук кладут на симметричные участки, затем просят произнести слова, содержащие звук «р», который дает наибольшую вибрацию голоса («тридцать три», «сорок три»).

Усиление голосового дрожания отмечается над безвоздушными, уплотненными участками легких (плотные поверхности лучше проводят звук). Это может отмечаться при пневмониях, особенно крупозной, туберкулезе, значительном пневмосклерозе.

Ослабление голосового дрожания происходит при:

а) скоплении жидкости или газа в плевральной полости

б) при полной закупорке бронха опухолью

в) у людей с чрезмерно развитой подкожно - жировой клетчаткой.

 

Перкуссия грудной клетки

А. Сравнительная перкуссия

Проводится над симметричными отделами проекции легких на

область грудной клетки.

В норме над легкими определяется ясный легочный звук. При патологических процессах он может изменяться:

  1. Притупленный – при уменьшении количества воздуха в легких (при пневмосклерозе, очаговой пневмонии, отеке легких, сдавлении легких плевральной жидкостью, при ателектазе)
  2. Тупой – при полном отсутствии воздуха в легочной ткани или скопления жидкости в плевральной полости (крупозная пневмония, экссудативный плеврит, опухоль).
  3. Коробочный – при увеличении содержания воздуха в легких, эмфиземе.
  4. Тимпанический – при образовании в легких полости, заполненной воздухом и сообщающейся с бронхом (абсцесс, туберкулезная каверна).

Б. Топографическая перкуссия.

Проводится с целью определения границ легких и их подвижности. Определение нижних границ легких – перкутируют сверху вниз по определенным топографическим линиям.

Расположение нижних границ легких в норме

ВНИМАНИЕ: знание данных границ медицинской сестре

необходимо при проведении ряда манипуляций по уходу за пациентом: при постановке банок,

горчичников, компрессов, растирании

отвлекающими мазями при болевом синдроме.

 

Аускультация легких

Фонендоскоп ставят в строго симметричных точках правой и левой половинах грудной клетки, над областью проекции легких.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Внутренние болезни – область, изучающая причины, клинические проявления, лечение, профессиональные заболевания внутренних органов. Основой современных знаний о заболеваниях внутренних органов является опыт врачей древней Греции, Средней Азии, России.

Предмет «Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля» изучает причины, основные клинические проявления заболеваний внутренних органов, принципы лечения, оказание пациентам неотложной и профилактической помощи. Терапевтическим отделением больницы и/или поликлиники называют лечебное подразделение, где проводится диагностика, лечение и профилактика заболеваний внутренних органов. Для правильной трактовки и понимания этих процессов применяются специальные термины и понятия. К ним относятся: здоровье, болезнь, больной, этиология, патогенез, факторы риска, периоды болезни, основное заболевание, осложнение болезни, диагностика, клинический диагноз, прогноз. Медицинские сёстры одновременно изучают особенности ухода и наблюдения за больными.

Основными требованиями при изучении предмета «Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля» является овладение специальными знаниями и умениям ухода за пациентами в поликлинике и стационаре.

 

Блок учебной информации.

Понятие о внутренних болезнях.

Синоним понятия внутренние болезни является термин терапия (греч.уход, забота, врачевание, лечение). Это понятие используется в настоящее время как лечение.

Терапевтическое отделение –лечебное учреждение, подразделение больницы, где лечат больных с заболеванием внутренних органов.

 

История развития внутренних болезней традиционно начинается с отца медицины Гиппократа. Гиппократ жил в V-VIвеке до нашей эры в Греции. Человек для него был единым целым, неразрывно связанным с окружающей средой.Он положил начало собственному методу медицины – наблюдению у постели больного.Гиппократа считают основоположником клинического направления в медицине. Им выдвигают основной принцип медицины - "не навреди». Для распознавания болезни Гиппократ уделял большое внимание жалобам, истории болезни, точного и подробного обследования больного.

В своей практике он использовал более 60-70 лечебных средств.

Другой представитель учения о внутренних болезнях является Авиценна. Это крупнейший учёный Востока. Им был создан Канон врачебной науки – обязательное руководство по медицине. Авиценна объяснял причины заболевания условиями жизни и особенностями организма.

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) – отец русской терапевтической школы, основатель отечественной медицины. Он разработал систему опроса и осмотра больного, ведение истории болезни, разработал вопросы лечения лёгочных болезней, обосновал значение профилактики и гигиены.

Григорий Анатольевич Захарьин (1829-1897гг) – основоположник московской терапевтической школы. Он предложил оригинальную методику непосредственного обследования больного, которая заключалась в тщательном изучении условий и образа жизни больного и причин заболевания. Им была основана школьная гигиена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.228 с.)