Уголовное преследование: понятие, правовые средства, структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовное преследование: понятие, правовые средства, структура



Уголовное преследование - понятие, известное международному праву, прежнему и ныне действующему отечественному законодательству, но недостаточно исследованное в теории уголовного процесса. В немногих работах, рассматривающих данный вопрос, оно, как и понятие "возбуждение уголовного преследования", толкуется по-разному.

Так, по мнению М. С. Строговича, уголовное преследование - это обвинение как процессуальная функция, т. е. обвинительная деятельность. [55] По утверждению А.М. Ларина, уголовное преследование есть предшествующая разрешению дела уголовно-процессуальная деятельность, которая состоит в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. [56] Оба автора возбуждением уголовного преследования считают вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также задержание и применение меры пресечения до предъявления обвинения.

В трактовке М.А. Чельцова, в уголовное преследование входит также возбуждение уголовного дела. [57] Для этого были правовые основания. В частности, ст. 94 УПК РСФСР 1923 г. устанавливала обязанность прокуратуры "возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению", а ст. 4 того же УПК содержала правило: "Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное не может быть продолжаемо и подлежит прекращению во всякой стадии процесса". Следовательно, в понятие "возбуждение уголовного преследования" законодатель того времени вкладывал смысл возбуждения уголовного дела.

В том же смысле употреблялся термин "возбуждение уголовного преследования" в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г., постановлении ВЦИК, от 7 июля 1923 г. "Об изменениях и дополнениях Положения о судоустройстве РСФСР", Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г., Положении о судоустройстве РСФСР 1926 г., постановлении ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР" и в других правовых актах советского периода".[58]

Осуществление уголовного преследования и возбуждение уголовного преследования - не равнозначные понятия. Первое шире второго и включает в себя досудебные и судебные стадии уголовного судопроизводства, начинается с этапа возбуждения уголовного дела, продолжается в течение всего производства по делу до окончательного его разрешения. Это не только обвинительная деятельность компетентных органов по собиранию доказательств, изобличению лица, виновного в совершении преступления, и их действия по применению к подозреваемому и обвиняемому различных принудительных мер в стадии предварительного расследования, но и деятельность прокурора, направленная, по словам М. С. Строговича, на то, чтобы обосновать обвинение перед судом, убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости применить к нему наказание: передача прокурором дела в суд с утвержденным обвинительным заключением, поддержание им государственного обвинения в судебном заседании, принесение кассационного протеста на приговор суда.[59]

Именно такой вывод напрашивается при анализе ст. 1, 27, 31 Закона о прокуратуре Российской Федерации. Статьи 27, 31 представляют "осуществление уголовного преследования" применительно к предварительному следствию под углом зрения расследования преступлений, а применительно к судебному разбирательству - в плане участия прокурора в

качестве государственного обвинителя. По делам частного обвинения, т.е. по делам, возбуждаемым только по жалобе потерпевшего и прекращаемым в случае примирения его с обвиняемым, потерпевший также может выступать в качестве обвинителя (ст. 246 УПК). Характер и объем прав, которыми наделен потерпевший, свидетельствуют о том, что он является субъектом осуществления уголовного преследования не только по делам частного обвинения, но и по всем делам, по которым он участвует в качестве потерпевшего.[60]

В то же время, нельзя сужено или расширительно толковать возбуждение уголовного преследования. Это начало, отправная часть осуществления данной уголовно-процессуальной деятельности. Немыслимо ведение уголовного преследования без его возбуждения. Оно охватывает процессуальные действия по установлению оснований к возбуждению уголовного дела и принятию законного решения об этом.

Важным является вопрос о соотношении понятий " уголовное преследование " и " обвинение ". Как уже отмечалось, самостоятельная уголовно-процессуальная функция "обвинение" является малоизученным в современной теории уголовного процесса. Причиной, на наш взгляд, является то, что понятие "обвинение" законодателем в прямом смысле этого слова не рассматривалось. Существо и содержание этой функции раскрывались через понятие "уголовное преследование". Здесь же нужно заметить, что и отношение законодатели к термину "уголовное преследование" не было однозначным, оно неоднократно менялось. Если в Уставе уголовного судопроизводства использовался термин "судебное преследование"[61], то в ст.ст. 4 и 9 УПК РСФСР 1923 года говорилось об уголовном преследовании. В уголовно-процессуальном кодексе РСФСР об уголовном преследовании уже не упоминается - говорится о возбуждении уголовного дела, о производстве расследования, об обвинении, о

прекращении уголовного дела, в том числе и в случаях, когда обвинение не нашло своего подтверждения. Наконец, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 июля 2002 г., вновь упоминает об уголовном преследовании, говоря о видах уголовного преследования, обязанности осуществления уголовного преследования, правах граждан на осуществление или участие в уголовном преследовании, а также характеризуя деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих функцию уголовного преследования.

Хотя понятие уголовного преследования ни в ранее действовавших законах, ни в УПК РФ не дается, нам представляется, что нужно придерживаться толкованиям этого понятия некоторыми процессуалистами. Так, выдающийся русский процессуалист И.Я. Фойницкий использовал термин "уголовное преследование", как синоним понятию "обвинение".[62]

Характеризуя основные уголовно-процессуальные функции,         М.С. Строгович именовал данную функцию "уголовное преследование или обвинение". При этом в последующих главах указанной монографии   М.С. Строгович характеризовал именно уголовное преследование как сложную деятельность, включающую в себя и привлечение к уголовной ответственности, и поддержание обвинения перед судом. "Уголовное преследование, - отмечал М.С. Строгович, - направленно на изобличение, обвинение того или иного лица в совершении преступления".[63] Позднее М.С. Строгович писал: "Само понятие уголовного преследования указывает на обвинительный характер этой деятельности... уголовное преследование - это обвинительная деятельность".[64]

В соответствии со ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Ввиду того, что уголовное преследование представляет собой способ (форму) борьбы с преступными посягательствами по конкретным уголовным делам, основными правовыми средствами данной деятельности выступают законы о борьбе с преступностью. Непосредственно регламентирующими эту сферу в России являются уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и оперативно-розыскное законодательство.[65]

Отправным, стартовым в этой системе законом служит Уголовный кодекс Российской Федерации, так как цель уголовного преследования - установление преступления и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также обеспечение применения к такому лицу наказания или других принудительных мер (п. 23 ст. 10 Модельного УПК для государств-участников СНГ - в дальнейшем просто "МУПК"), а по УПК Республики Казахстан - далее "УПК РК" - иных мер уголовно-правового воздействия (п. 13 ст. 7), по УПК же Республики Беларусь (РБ) - иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения (п. 48 ст. 6). Поскольку понятия: "преступление", "лицо, его совершившее", "вина, виновность", "уголовная ответственность", "наказание", "иные меры уголовно-правового характера", "принудительные меры воспитательного воздействия", "принудительные меры медицинского характера" - уголовно-правовые категории (ст. 2-9, 14, 19, 24-28, 43, 60, 90, 97 и др. статьи УК РФ), уголовное право является побудительным началом, первоосновой для действия институтов уголовного преследования. Не может быть обвинения, осуждения и применения наказания, если нет преступления.

Истоком уголовного преследования уголовное право выступает и потому, что данная деятельность связана со многими другими положениями УК РФ. В частности, к факторам, которые должны учитываться в этой деятельности, или от которых она зависит, относятся: принципы законности, вины, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом; основания и общие условия уголовной ответственности; действие уголовного закона во времени и в пространстве; тяжесть преступлений; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, исключающие преступность деяния; освобождение от уголовной ответственности и наказания; особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних; основания применения принудительных мер медицинского характера; конкретные виды преступлений и их особенности.

Все эти обстоятельства определяют, что уголовное преследование - явление, производное от материального уголовного закона, занимающего по отношению к нему первичное, лидирующее положение. Они имеют регулятивное, охранительное, информационное, организующее, ориентирующее, направляющее и мобилизующее значение.[66]

Уголовное преследование автономно регулируется уголовно-процессуальным законодательством и должно проводиться на его основе, в строгом соответствии с той процедурой, которая им предписана. Уголовно-процессуальный закон, включающий в себя, прежде всего, УПК, другие законы процессуального толка (например, Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления), а также соответствующие положения Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, является единственным источником уголовно-процессуального права, регламентирующего порядок уголовного судопроизводства. В самом законе сказано, что порядок производства по уголовным делам регулируется законами (ст. 4 МУПК, ст. 1 УПК РФ). Следовательно, уголовно-процессуальные нормы конструируются законами и выражаются только законами. Иными нормативными актами (например, Указами Президента РФ) эти нормы не могут устанавливаться.[67]

Представляя элементы системы процессуальной деятельности, уголовное преследование обладает собственной структурой, которая объединяет отдельные виды функций.

В свою очередь каждый вид или разновидность этих функций может рассматриваться на определенном уровне как система. Это позволяет углубить представление о сущности данной функции, а также уяснить значение и взаимосвязь отдельных процессуальных актов, которыми, реализуется ее возникновение, развитие, прекращение.

В трактовке М.С. Строговича уголовное преследование в форме обвинения включает:

1) собирание доказательств, уличающих обвиняемого и устанавливающих отягчающие его вину обстоятельства;

2) применение к обвиняемому различных принудительных мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований и др.;

3) обоснование обвинения перед судом, усилия, направленные на то, чтобы убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости применить к нему наказание.[68]

Как считает А.М. Ларин, вопрос о структуре уголовного преследования допускает и иное решение. Так, учитывая, что уличающее значение доказательств обусловлено не целью следователя, а их объективным содержанием, устанавливаемым при оценке, собирание доказательств, и обвинительных, и оправдательных, может рассматриваться как составная часть функции исследования обстоятельств дела, а не уголовного преследования. Обыски же и освидетельствования - это способы собирания доказательств. Они предпринимаются не только в отношении обвиняемого, но и других лиц, например свидетелей. Результаты обысков, освидетельствований могут не только уличать, но и оправдывать обвиняемого, устанавливать смягчающие его вину обстоятельства.[69]

Спорным представляется отнесение к уголовному преследованию мер пресечения. Ведь их на равных основаниях применяют и следователь, и суд. Суду же функция уголовного преследования не свойственна. Видимо, эти меры входят в состав других процессуальных функций.

Вопрос, из чего состоит уголовное преследование, требует анализа форм, в которых осуществляется эта функция.

Основной формой уголовного преследования является обвинение. Понимая под уголовным преследованием систему действий, состоящих в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом общественно опасного деяния, актами уголовного преследования в форме обвинения на стадии расследования надо признать привлечение в качестве обвиняемого возможное изменение или дополнение обвинения, а также составление и утверждение обвинительного заключения.

Протокол задержания или постановление о применении меры пресечения до предъявления обвинения является первым документом, в котором формулируется и сообщается подозреваемому вывод (еще предположительный) о совершении данным лицом расследуемого преступления. В этой части постановление о применении меры пресечения или протокол задержания по своему назначению аналогичны постановлению о привлечении в качестве обвиняемого: они служат актами возбуждения уголовного преследования и обусловливают возникновение права на защиту.[70]

Для более глубокого познания механизма уголовного преследования, выявления его специфических черт и структурных элементов необходимо определить круг факторов, участвующих в уголовном преследовании, а также знать назначение, свойства и роль каждого отдельного элемента (звена, блока) этого механизма.

В осуществлении любого правоприменительного процесса, в том числе процессуального и рассматриваемого нами, участвуют объективные (социально-политические, гносеологические, логические, нормативно-юридические, информационные) и субъективные (духовные, психологические, личностные) факторы.[71]

Приведенные объективные факторы в осуществлении уголовного преследования проявляют себя через деятельность людей, именуемых правоприменяющими субъектами, через их волевые действия. Если бы законы воплощались в жизнь сами собой, тогда правоприменительные органы были бы излишни. Именно человек как "базис всей человеческой деятельности и всех человеческих отношений",[72] "со всеми его склонностями и привычками, особенностями характера и воли, знаниями, чувствами, опытом и т.д., и т.п. в конечном счете, обеспечивает эффективное применение права".[73] Это значит, объективные условия действуют в сочетании и тесной связи с субъективным фактором, важнейшими чертами которого являются идейно-политическая закалка, правосознание, правовая культура, морально-психологические и профессиональные качества названных субъектов. Все они участвуют в уголовном преследовании и значительно влияют на успешность его осуществления.

К правоприменяющим субъектам, правомочным вести уголовное преследование в рамках уголовного процесса, относятся: орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор (п. 47, 55 ст. 5, ст. 21, 37-41 УПК РФ). Прокурор осуществляет, кроме правоприменительной, и правообеспечительную деятельность, так как на него возложена еще надзорная функция, в силу которой он призван проверять и обеспечивать правильность решений и действий органов предварительного расследования. В данной сфере контрольную функцию выполняют и начальники органов дознания и следственных подразделений, а также суд в пределах полномочий, предусмотренных законом.

В реальной действительности уголовное преследование  есть


материализация правовых средств, обеспечивающих указанный процесс. Она не может совершаться хаотически, беспорядочно, а должна осуществляться в определенном порядке, подчиняться жестким процедурным правилам. Следовательно, не только юридические нормы, правоприменительные акты (решения, действия), правоотношения и другие вышеуказанные факторы входят в механизм уголовного преследования, но и порядок, процедура его совершения.

Уголовное преследование проходит множество этапов, начиная с возбуждения уголовного дела и кончая обеспечением не только исполнения назначенного судом наказания, но и последствий судимости. Поэтому оно не ограничивается рамками уголовного процесса, выходит за его пределы, сопряжено с применением норм других отраслей права и связано соответственно с деятельностью уголовно-исполнительных учреждений, иных организаций и даже граждан.[74]

Но в любом случае уголовное преследование не обходится без доказательств и доказывания, без убеждения и принуждения, без ресурсного обеспечения. Возможно использование в нем специалистов, научно-технических средств, сил общественности и участия даже соответствующих международных органов уголовной помощи. Поэтому все они включаются в механизм уголовного преследования.[75]

При всем многообразии элементов механизма уголовного преследования в его структуре выделяются основные звенья:

1) юридические нормы - начальное звено, основа правового регулирования, главный статический элемент уголовного преследования;

2) правовые отношения и правоприменение - средства, переключающие правовую энергию юридических норм, права и обязанности субъектов уголовного преследования в практическую плоскость, т.е. в реальную жизнь (ведущий динамический элемент уголовного преследования);[76]

3) доказательства и доказывание - стержень уголовного преследования, обеспечивающий его обоснованность, правильный ход и исход;

4) убеждение, принуждение и ответственность - сплав статических и динамичных элементов, выступающих средствами обеспечения действия первых трех звеньев;

5) кадры органов уголовной юстиции - решающий элемент динамики уголовного преследования. Эти блоки основными считаются в силу их основополагающего характера, универсальности и неизбежности по любому уголовному делу.[77]

В общем плане значение каждого из вышеупомянутых элементов и всей их совокупности состоит в том, что они служат средством, инструментом уголовного преследования, являются движущей его силой. Именно благодаря им достигаются цели данного правоприменительного процесса.

Основным этапом осуществления уголовного преследования в стадии предварительного расследования является привлечение лица в качестве обвиняемого. По справедливому замечанию А.Ф. Кони, при совершении указанного акта нужна осторожность, самая тщательная обдуманность, ибо "ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и неосновательным привлечением его к уголовному делу". Неправильное привлечение в качестве обвиняемого он расценивал как тяжелое бедствие, "далеко не всегда поправимое, вносящее скорбь и боль в жизнь человека и окружающих его".[78] Добавим к сказанному А. Ф. Кони, что каждый случай привлечения невиновного лица к уголовной ответственности грубо попирает права гражданина, подрывает в глазах общества авторитет органов уголовной юстиции, дает возможность


действительному преступнику остаться неразоблаченным и безнаказанным.

Привлечение лица в качестве обвиняемого только на основе законно собранных, тщательно проверенных, получивших надлежащую оценку, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих совершение им преступления и отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное преследование - это не только правовое, но и нравственное требование.[79] Однако оно не всегда соблюдается, что видно из материалов следственной, прокурорской и судебной практики. Законность, обоснованность и справедливость привлечения людей к уголовной ответственности достигаются, если следственные работники обладают высокой деловой квалификацией, профессиональным мастерством и необходимыми нравственно-психологическими качествами.

Необходимо отметить, что проводимая в стране судебная реформа еще не устранила вес болезни старой системы уголовного преследования в России. Эти проблемы остаются актуальными, требующими решения в новом УПК РФ. Уголовное преследование - многогранное понятие, касающееся как борьбы с преступностью, так и защиты прав личности в уголовном судопроизводстве. Следовательно, одним из основных направлений развития уголовно-процессуальной науки на современном этапе должно быть развертывание фундаментальных исследований указанной темы в духе концепции, о которой говорится в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.033 с.)