Формирование и деятельность I и II Государственной Думы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и деятельность I и II Государственной Думы



 

I Государственная дума, торжественно открывшаяся 27 апреля 1906 г. в присутствии императора, с самого начала оказалась в остром противостоянии с правительством. Не оправдались надежды верховной власти на политический консерватизм крестьянства. Аграрный вопрос занял центральное место в работе I Государственной думы. Крестьянские депутаты (фракция трудовиков), которые представляли вторую по численности парламентскую фракцию в Думе (102 депутата), требовали передела земли, выступив с законопроектом об отчуждении помещичьих и других частновладельческих земель, так как они превышали трудовые нормы. Предлагалось создание общенародного земельного фонда и введение уравнительного землепользования. Значительная часть парламента, в первую очередь депутаты от конституционно-демократической партии, завоевавшей большинство мест в Государственной думе (153 депутатских места), настаивали на создании правительства, ответственного перед Думой, и не желали договариваться с действующим правительством на взаимовыгодных условиях.

С первых дней работы Думы обнаружилось противостояние ветвей власти. Во многом оно было связано с упорным нежеланием власти признать состоявшимся фактом новую политическую ситуацию и найти общий язык с ею же созданным парламентом. Вопреки здравому смыслу царская власть предпочитала видеть в Думе не своего помощника, а скорее политического противника и стремилась действовать в обход или даже вопреки воле народных избранников. (3, С.294)

Положение осложнялось деструктивной позицией, занимаемой по отношению к правительству левым большинством Государственной думы и первого, и особенно второго созыва. Для левых социалистических партий, бойкотировавших выборы в I Государственную думу и вошедших в состав II Государственной думы, парламент был скорее ареной борьбы с царской властью, а не органом власти, созданным для конструктивной законотворческой работы, к которой левые депутаты по большей части не были подготовлены. В свою очередь, депутаты от крестьянства, пришедшие в Думу с целью решения насущного для них вопроса о земле, склонны были поддерживать всех тех, кто обещал им быстро достичь заветной цели.

Из всех политических сил, представленных в I Государственной думе, только партия кадетов, основной костяк которой составляла цензовая интеллигенция, юристы, адвокаты, профессура университетов, была в должной мере подготовлена к законотворческой деятельности. В начале XX в. кадеты являлись ведущей либеральной партией в России, выступавшей за последовательное обновление страны на принципах парламентаризма и демократии. Однако в условиях России, где отсутствовал широкий средний класс, а идеи правового государства и социального реформаторства гасились традиционным радикализмом масс, дополнявшимся и усиливавшимся радикальными устремлениями большей части российской интеллигенции, шансы на успех у либералов были невелики, что уже само по себе обусловливало многие противоречия в поведении кадетов. В поисках социальной базы они вынуждены были идти на ряд программных и тактических уступок радикального характера, пытаясь соединить несоединимое - конституционный путь и путь революционный. (3, С.295)

Кадетский либерализм существенно отличался от классического либерализма. Ранний либерализм в своих конечных устремлениях представлял ту здоровую традицию в духовном развитии России, которая искала и находила выход в разумном сочетании идей либерализма и консерватизма, была сориентирована на последовательное эволюционное преобразование существующих структур, на продолжение либеральных реформ 1860-х гг.

Хорошо подготовившись к предвыборной кампании и одержав внушительную победу над другими партиями в ходе выборов в Государственную думу, кадетская партия надеялась превратить ее в полноправный парламент. Лидеры кадетской партии не допускали мысли, что власть посмеет тронуть народных представителей. Уже спустя неделю после открытия I Государственной думы ее депутатами было составлено обращение к правительству. Принятое в ответ на тронную речь императора обращение содержало основные требования либералов, бросавшие вызов власти: введение всеобщего избирательного права, создание ответственного перед Думой министерства, наделение Думы правом пересмотра законов, ликвидация Государственного совета и установление личной ответственности министров, разработка аграрной реформы, равномерное распределение налогов, введение всеобщего бесплатного обучения, отмена смертной казни, удовлетворение требований национальных меньшинств. После категорического отказа правительства, возглавляемого И.Л. Горемыкиным, удовлетворить эти требования, Дума приняла большинством голосов вотум полного недоверия правительству и потребовала его отставки. Эта позиция кадетов во многом определила судьбу I Государственной думы, которая была распущена царским манифестом 8 июля 1906 г., проработав в общей сложности 72 дня. (3, С.296)

Таким образом, вопрос роспуска Думы стал делом времени. Очевидный перевес левых сил в составе Думы, следовавшая из этого явная оппозиционность власти, быстро прогрессировавший конфликт между законодательной властью и исполнительной властью предопределили ее судьбу.

Около 200 депутатов, в основном члены кадетской фракции, не согласившись с императорским указом, собрались в Выборге и приняли «Выборгское воззвание», в котором содержался призыв к избирателям в знак протеста против разгона Государственной думы не платить налогов и не посылать новобранцев в армию вплоть до созыва нижней палаты. Авторы воззвания были наказаны по всей строгости: все они, включая председателя Думы С.А. Муромцева, были осуждены, приговорены к разным срокам тюремного заключения и лишены впредь права избираться в органы народного представительства.

Разогнав I Думу, власть, тем не менее, не решилась на отказ от народного представительства в системе государственной власти вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка. (5, С.206)

Та же участь ожидала II Государственную думу, начавшую свою работу 20 февраля 1907 г. По своему составу она оказалась значительно левее первой в связи с участием в выборах революционных партий социал-демократов и эсеров. В новой Думе партия кадетов, подвергшаяся судебным преследованиям за подготовку после роспуска I Думы антиправительственного «Выборгского воззвания», получила только 100 депутатских мест. Несколько усилили свои позиции правительственные и правые партии, получившие в Думе 52 места (19 мест получили октябристы и 33 -монархисты). В то же время в Думу вошли более 100 депутатов-социалистов (37 эсеров и 66 социал-демократов), около 100 трудовиков, 80 депутатов от национальных меньшинств.

Хотя в отличие от прежней Думы значительная часть депутатов (кадеты и октябристы) старалась избегать конфликтов с властью и пыталась работать в рамках законности, правительство не собиралось больше терпеть непокорную Думу, и готовилась к ее роспуску.

Так же как и в I Государственной думе, в центре конфликта между правительством и новой Думой оказался аграрный вопрос. В перерыве между первыми двумя думами П.А. Столыпиным, назначенным председателем Совета министров в день роспуска I Государственной думы, была опубликована правительственная программа и подготовлен ряд законопроектов, центральное место которых занимал указ от 9 ноября 1906 г. Он разрешал свободный выход крестьян из общины с последующим закреплением за ними их земельных участков на правах частной собственности. Поощряя образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, новый земельный закон был призван отвлечь крестьянские массы от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Однако, оставляя в неприкосновенности помещичье землевладение, власть еще больше способствовала усилению борьбы крестьян на землю. Правительством П.А. Столыпина было подготовлено для обсуждения ряд законопроектов, реализация которых могла реально продвинуть Россию в сторону правового государства: о гражданском равноправии, о свободе вероисповедания, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и реформе высшей и средней школы, о подоходном налоге и полицейской реформе. (3, С.296)

Дума отказалась обсуждать и тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г., несмотря на то, что аграрная реформа уже активно претворялась в жизнь правительством. Одновременно с этим депутаты Думы решительно отвергли требование правительства осудить революционный терроризм, на чем особенно настаивал П.А. Столыпин. В противовес этому требованию 17 мая Дума проголосовала против незаконных действий полиции и резко выступила против практики военно-полевых судов.

июня 1907 г. на основе сфабрикованного дела о подготовке военного переворота 55 членами социал-демократической фракции указом императора II Государственная дума была распущена и назначен созыв новой, III Государственной думы на 1 декабря 1907 г. Одновременно был опубликован царский манифест об изменении Положения о выборах, имевший целью ограничить доступ к депутатским мандатам нежелательных для власти элементов. Эта мера противоречила Основным государственным законам, в соответствии с которыми царь не мог без предварительного согласия обеих палат парламента изменять избирательный закон. Решение царя единолично изменить Положение о выборах означало государственный переворот. (3, С.297)

Таким образом, II Дума разделила судьбу своей предшественницы. Однако силовое решение не погасило конфликта между исполнительной и законодательной властью. Перед верховной властью встал вопрос о целесообразности самого существования института Государственной думы, но отказаться от народного представительства вообще, вернуться к управлению страной через систему высших учреждений, существовавшую до 1905 г., самодержавие уже не могло и вынуждено было искать другие варианты приспособления парламентаризма к российской действительности.

Выход был найден. Одновременно с указом о роспуске Государственной думы 3 июня 1907 г. был опубликован императорский манифест об изменении порядка выборов в Государственную думу. И если роспуск императором Думы не противоречил законодательству, то в соответствии с манифестом 17 октября 1905 г. правом единоличного принятия закона Николай II не обладал. Манифест 3 июня 1907 г. возвращал все на исходные позиции: император единолично принял решение об изменении избирательного закона, чем фактически прекратил действие манифеста 17 октября 1905 г., а это было равносильно государственному перевороту. Недаром установившийся строй получил название «третьеиюньская монархия». (5, С208)

Власти решили положить конец созыву непослушных Дум и созвать парламент нового образца со старым названием - Государственная дума. С этой целью в новом избирательном законе открыто предусматривалось усиление позиций дворянства в Думе, были предоставлены новые значительные права крупной буржуазии при одновременном ограничении прав крестьян, рабочих и мелкобуржуазных городских слоев. В результате в выборах могли принимать участие только 13% взрослого населения страны. По новому избирательному закону 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких хозяев, 260 - крестьян и 543 - рабочих. (5, С.208)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.007 с.)