Причины и основные события первой Русской революции в России 1905 -1907 гг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и основные события первой Русской революции в России 1905 -1907 гг



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Причины и основные события первой русской революции в России 1905-1907 гг

Причины и движущие силы первой русской революции

Разработка основных законодательных положений по формированию Государственной Думы

Глава 2. Деятельность Государственной Думы

Формирование и деятельность I и II Думы

Формирование и деятельность III и IV Думы

Глава 3. Крах Думской монархии

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории государственного управления в России представляется особенно актуальным на этапе становления новой российской государственности, формирования адекватных современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления.

Управление обществом, происходящими в нем постоянными изменениями требует от государственной власти не только наличия политической воли, но и политического реализма. Важно знать, не только как управлять, но и чем управлять. Эффективное управление общественными процессами невозможно без знания самого общества, без критического осмысления и учета исторических особенностей и условий его развития. Опыт модернизаций, реформ в России показал, к каким отрицательным последствиям может привести игнорирование этой очевидной истины. Не следует забывать, что большинство проводимых в нашей стране реформ государственного строя, ставивших целью сделать Россию либерально-европейским государством, заканчивались глубоким кризисом и даже крушением национальной государственности, а восстановление последней происходило путем отказа от реформ, сопровождалось усилением авторитарных тенденций в обществе. (12, С.3)

В начале XX в. Россия представляла клубок острых противоречий - экономических, политических, социальных, национальных, которые накладывались на главный ценностный конфликт в обществе между традиционными институтами самодержавия и новыми, активно проникавшими в жизнь страны модернизационными ценностями (представительное правление, развитие гражданского общества). Обстановка усугублялась тем, что правящие круги России до конца не осознавали кризисность ситуации в стране, жили иллюзией, что русская государственность несокрушима, и постепенно утрачивали инициативу преобразования общества. Власть словно не хотела замечать того, что было видно даже незрячему: остановить общественный прогресс невозможно, необходимы преобразования в политической системе общества в соответствии с новыми потребностями развития страны.

Основным вопросом государственного развития в начале XX в. оставался вопрос о судьбе самодержавия и необходимости проведения политической реформы.

События 9 января 1905 г., закончившиеся гибелью сотен людей, также бурный рост забастовочного движения в стране заставили правительство найти выход из кризиса. Опасаясь нового выступления народных масс, было поручено разработать законопроект об учреждении Государственной думы.

Целью курсовой работы является изучение деятельности Государственной думы в России 1905-1917 гг.

Задачи: рассмотреть причины и движущие силы первой русской революции 1905-1907 гг.; основные законодательные положения по формированию Государственной думы; формирование и деятельность I, II, III, IV Государственной думы; крах думской монархии.

Тема «Становление и деятельность Государственной Думы в России 1905-1917 гг.» актуальна и сегодня.

Сегодня, размышляя об истории нашей страны, видны в ее судьбе мощные истоки стремления России к народовластию, тяга российского народа к свободной и достойной жизни. Деятельность Государственной думы 1906-1917 гг. является ярким свидетельством такого стремления. Она оставила нам не только богатейший опыт законотворчества, но и пример повседневной заботы о нуждах наших граждан.

Раскрывая эту тему, была использована литература: Н.А. Омельченко «История государственного управления в России», в которой автор осветил эволюцию Государственной власти и управления в 1905-1917 гг.

Черняк В.З. в учебнике «История государственного и муниципального управления России» раскрывает социально-экономические причины возникновения государственных учреждений.

Статья А. Овчинникова «Дума народного образования в России» показывает деятельность III Государственной думы.

 


КРАХ ДУМСКОЙ МОНАРХИИ

В начале 1917 г. всеобщее недовольство властью привело к революционному взрыву в столице империи - Петрограде. Это было началом Февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии. Дума подчинилась указу императора, однако, собравшись на частное совещание, депутаты образовали Временный комитет Государственной думы, в который вошли руководители думских фракций за исключением большевиков и крайне правых. Его председателем стал председатель Государственной думы М.В. Родзянко. Основной заботой комитета было сохранение легитимности власти. Прежде всего, комитет предпринял попытку спасти монархию, заменив одного царя другим. Попытка провалилась. Тогда по соглашению с Петроградским советом Комитет сформировал Временное правительство, в руки которого и перешла власть.

Система государственного управления при этом не изменилась - сохранялись министерства и другие ведомства, однако массы, политические партии стали активно вмешиваться в государственное управление. Дальнейшие события развернулись вокруг выбора пути, по которому пойдет государство. Начался особый этап отечественной истории, завершившийся образованием советской системы государственного управления. (5, С.211)

В феврале 1917 г. история вынесла окончательный вердикт думской монархии в России. Царь и Дума ушли с исторической сцены одновременно. Позади остался 12-летний отрезок российской истории, когда основным был вопрос об установлении нового демократического порядка, одного из первостепенных условий развития страны по пути прогресса.

Россия так и не стала парламентарным государством. Причин тут множество. Не только власть должна была тогда понять, что всякая борьба с умеренными элементами, которым она сама предоставила решающую роль в народном представительстве - переворот 3 июня 1907 г., есть нелепое поощрение революционных течений. Образованный класс также должен был понимать, что после введения народного представительства и осуществления гражданских свобод опасность политической свободе и социальному миру угрожает со стороны не столько исторической власти, сколько тех элементов общественности, которые во имя радикальных требований желают продолжать борьбу с исторической властью.

Значительная доля вины за неудачу конституционного опыта в России лежала на российском либерализме и его главной политической партии - партии кадетов. Глубоко ошибочной была позиция кадетов в I Государственной думе, вылившаяся в острый конфликт Думы с правительственной властью. Партия кадетов, встав не на конституционный, а на революционный путь, резко оттолкнула протянутую ей правительством руку и проиграла дело. В немалой степени этому способствовало и отношение к кадетам самой власти, для которой либерал, говорящий о конституции, казался не менее опасным, чем анархист, ибо в отличие от анархиста-мечтателя он говорил о конкретной, позитивной программе преобразований. Во II Думе в связи с отходом части кадетов от революционной идеологии и продвижением правых к центру намечался здоровый процесс образования либерального рабочего центра, были созданы условия для серьезной конструктивной работы. С этой точки зрения роспуск II Думы был большим политическим несчастьем для России и ошибкой правительства.

Тактические просчеты и идейные ошибки кадетской партии дополнялись трагическим противостоянием кадетов, оказавшихся перегруженными соседями слева, с другой либеральной партией - партией октябристов. Сближение этих партий, чье сходство было сильнее вражды, в IV Думе уже не могло исправить положения, тем более что сам «Прогрессивный блок», в рамках которого произошло это объединение, больше всего был занят борьбой с правительством, истощая силы и свои, и правительства. (10, С.300)

Это политический кризис начала века, заключавшийся в двух главных вопросов: о власти и о земле; полное неприятие самодержавием, исповедавшим тезис «царю - власть», позиции либеральной общественности, ратовавшей за использование в России западного опыта представительной демократии, глубоко укоренившаяся в кругах российской политической элиты мысль о всегдашнем приоритете исполнительной власти над законодательной.

События, последовавшие вслед за падением самодержавного строя и прекращением деятельности народного представительства в России, поставили точку в споре о реформаторском или революционном пути развития, отодвинув на десятилетия саму возможность парламентского устройства страны. (5, С.212)

Таким образом, первый опыт российского парламентаризма был непродолжительным и весьма противоречивым. Будучи «нежеланным ребенком» для правящих кругов, Государственная дума так и не смогла стать полноценным институтом законодательной власти. Ее деятельность явилась дальнейшим развитием уходящих вглубь веков представительных форм общественного участия в жизни Русского государства. Сам факт создания Думы ознаменовал начало глубоких политических преобразований в России.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, начало XX в. было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества.

Усилило социально-политическую напряженность в обществе поражение царской России в русско-японской войне (1904-1905). Это подорвало как благосостояние империи, так и ее престиж на международной арене. В результате чего внутреннее положение империи усугублялось начавшейся первой русской революцией. Обстановка в стране накалялась.

Общество бурно реагировало на кровавые события в Петербурге, настаивая на немедленном поиске выхода из кризиса, причем гласного и с участием общественности. Под этим напором и в условиях нарастания брожения в обществе Николай II вынужден был согласиться на введение народного представительства. В результате чего был разработан законопроект о Думе.

августа 1905 г. Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Однако проект Булыгинской думы не оправдал политических ожиданий общества, т.к. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Круг ее полномочий ограничивался предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений и не касался основных законов империи. Дума не обладала правом законодательной инициативы и не могла обсуждать вопросы, связанные с государственным бюджетом.

Подавляющая часть общества негативно отнеслась к проекту создания законосовещательной Думы и 17 октября 1905 г. в обстановке обострившегося политического кризиса и под давлением оппозиционных сил Николай II подписал манифест, в котором объявлялось о создании Думы, наделенной законодательными полномочиями. Выборы были не прямыми, а многостепенными и не всеобщими.

Несмотря на ряд ограничений, связанных с формированием и деятельностью Государственной думы, сам факт создания первого в истории России законодательного парламентского учреждения имел выдающееся значение для дальнейшего развития российской государственности. Впервые широкие массы населения получили право представлять свои интересы во власти, оказывать влияние на судьбу страны.

Манифест 17 октября 1905 г. вводит Россию на путь конституционализма, но в результате проведенной после Манифеста 17 октября 1905 г. реформы высших органов власти монархия в России не стала конституционной. В этот период устанавливается переходная форма правления от абсолютной монархии к монархии дуалистической, т.е. наличие двух центров политической власти. С одной стороны, существовал высший орган законодательной власти в лице Государственной Думы, с другой - исполнительная власть обладала полной самостоятельностью в системе управления государством. Отсутствовала главная характеристика конституционного строя, связанная с ответственностью министров перед парламентом и формированием правительства парламентом. Правительство было полностью подчинено императору, в руках которого находилась вся исполнительная власть.

Государственная дума первых двух созывов просуществовала недлительный период. Большинство заседаний I и II Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 г. самодержавие произвело государственный переворот, изменив закон о выборах и распустив II Думу.

III Дума, единственная из всех Дум, исчерпала пятилетний срок своих полномочий. Благодаря новому избирательному закону правительству удалось получить состав Думы, опираясь на который власть могла маневрировать и достигать поставленных целей. За это время было принято свыше двух тысяч законопроектов.

IV Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. В этих условиях вновь усилились противоречия между народными представителями и верховной властью.

Таким образом, революция 1917 г. прекратила деятельность законно избранного представительного органа в России.

Мы не должны забывать об этом. Мы не должны забывать о том, что политический экстремизм может привести к тяжелейшим последствиям для всей страны. Необходимо не только помнить этот исторический урок, но и делать все возможное, чтобы он никогда больше не повторился.

Наша цель, наша общая задача - ценить и беречь сам институт парламентаризма, создать условия для эффективной работы важнейшего государственного органа, который избирается народом и должен представлять и отстаивать его интересы.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

государственная дума власть русская революция

1. Конституция РФ. [Текст]. Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2007. - 48 с.

2. Авакьян С. Столетие российского парламентаризма: истоки и современность / С. Авакьян. [Текст] // Российская Федерация сегодня. 2006. №9. С.2-3.

3. Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования / В.А. Демин [Текст]. М.: Норма, 1996. - 348 с.

4. Демин В.А. Фракции II Государственной думы / В.А. Демин. [Текст] // Вопросы истории. 2006. №10. С.37.

5. История государственного управления в России: учебник / Под ред. Р.Г. Пихои. [Текст]. М.: Изд-во РАГС, 2004. - 400 с.

6. Краснов Ю.К. Государственное право России. История и современность: учебное пособие / Ю.К. Краснов [Текст]. М.: Юристь, 2002. - 733 с.

7. Народное образование в России. [Текст] // Народное образование. 2000. №10. С.322-328.

8. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев [Текст]. М.: Норма, 2004. - 768 с.

9. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник / Н.А. Омельченко [Текст]. М.: Проспект, 2005. - 464 с.

10.Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи / А.Ф. Смирнов [Текст]. М.: Проспект, 1998. - 434 с.

11.Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России: учебник / В.З. Черняк [Текст]. М.: Издательство РДЛ, 2001. - 528 с.

12.Щепетев В.И. История государственного управления в России: учебник / В.И. Щепетев [Текст]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Причины и основные события первой русской революции в России 1905-1907 гг

Причины и движущие силы первой русской революции

Разработка основных законодательных положений по формированию Государственной Думы

Глава 2. Деятельность Государственной Думы

Формирование и деятельность I и II Думы

Формирование и деятельность III и IV Думы

Глава 3. Крах Думской монархии

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории государственного управления в России представляется особенно актуальным на этапе становления новой российской государственности, формирования адекватных современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления.

Управление обществом, происходящими в нем постоянными изменениями требует от государственной власти не только наличия политической воли, но и политического реализма. Важно знать, не только как управлять, но и чем управлять. Эффективное управление общественными процессами невозможно без знания самого общества, без критического осмысления и учета исторических особенностей и условий его развития. Опыт модернизаций, реформ в России показал, к каким отрицательным последствиям может привести игнорирование этой очевидной истины. Не следует забывать, что большинство проводимых в нашей стране реформ государственного строя, ставивших целью сделать Россию либерально-европейским государством, заканчивались глубоким кризисом и даже крушением национальной государственности, а восстановление последней происходило путем отказа от реформ, сопровождалось усилением авторитарных тенденций в обществе. (12, С.3)

В начале XX в. Россия представляла клубок острых противоречий - экономических, политических, социальных, национальных, которые накладывались на главный ценностный конфликт в обществе между традиционными институтами самодержавия и новыми, активно проникавшими в жизнь страны модернизационными ценностями (представительное правление, развитие гражданского общества). Обстановка усугублялась тем, что правящие круги России до конца не осознавали кризисность ситуации в стране, жили иллюзией, что русская государственность несокрушима, и постепенно утрачивали инициативу преобразования общества. Власть словно не хотела замечать того, что было видно даже незрячему: остановить общественный прогресс невозможно, необходимы преобразования в политической системе общества в соответствии с новыми потребностями развития страны.

Основным вопросом государственного развития в начале XX в. оставался вопрос о судьбе самодержавия и необходимости проведения политической реформы.

События 9 января 1905 г., закончившиеся гибелью сотен людей, также бурный рост забастовочного движения в стране заставили правительство найти выход из кризиса. Опасаясь нового выступления народных масс, было поручено разработать законопроект об учреждении Государственной думы.

Целью курсовой работы является изучение деятельности Государственной думы в России 1905-1917 гг.

Задачи: рассмотреть причины и движущие силы первой русской революции 1905-1907 гг.; основные законодательные положения по формированию Государственной думы; формирование и деятельность I, II, III, IV Государственной думы; крах думской монархии.

Тема «Становление и деятельность Государственной Думы в России 1905-1917 гг.» актуальна и сегодня.

Сегодня, размышляя об истории нашей страны, видны в ее судьбе мощные истоки стремления России к народовластию, тяга российского народа к свободной и достойной жизни. Деятельность Государственной думы 1906-1917 гг. является ярким свидетельством такого стремления. Она оставила нам не только богатейший опыт законотворчества, но и пример повседневной заботы о нуждах наших граждан.

Раскрывая эту тему, была использована литература: Н.А. Омельченко «История государственного управления в России», в которой автор осветил эволюцию Государственной власти и управления в 1905-1917 гг.

Черняк В.З. в учебнике «История государственного и муниципального управления России» раскрывает социально-экономические причины возникновения государственных учреждений.

Статья А. Овчинникова «Дума народного образования в России» показывает деятельность III Государственной думы.

 


ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ 1905 -1907 ГГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.047 с.)