Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Используемые технологии обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Каждый учитель имеет право на выбор соответствующей технологии обучения. В Успенской школе учителя начальных классов практикуют технологию Лысенковой С.Н. Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы №587 г.Москвы, народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких то ни было «выравниваний», без помощи родителей. Целевые ориентации: усвоение знаний, умений и навыков, ориентир на стандарты; успешное обучение всех. Концептуальные положения: личностный подход педагогики сотрудничества; успех - главное условие развития детей в обучении; комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребёнок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться; предупреждение ошибок, а не работа над ними; последовательность, системность содержания учебного материала; дифференциация, доступность заданий для каждого; к полной самостоятельности - постепенно; через знающего ученика учить незнающего. Особенности содержания. С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближённой к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут) Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга Таким образом, усвоение материала происходит в 3 этапа: . Предварительное введение первых порций будущих знаний. . Уточнение новых понятий, их обобщение, применение. . Развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий. Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива; ею оканчивается и начинается каждый учебный год.
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным. Особенности методики. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «комментируемое управление» представляет по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом. Метод комментирования был в 60-х годах широко распространённый как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование трёх действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментируемого управления: средний и слабый тянутся за сильным учеником; развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельностью мышления; ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакат. Только тогда они помогут учителю лучше, а детям легче учиться. Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, и доказательства, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приёмов: в 1 классе без домашних заданий; домашнее задание по новой теме даётся тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым; механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует; дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время»- когда он может ответить; воспитание организованности в ребёнке; взаимодействие с родителями; связи между годами обучения - преемственность; все «киты» и приёмы применяются во взаимодействии.
План-конспект интегрированного урока русского языка с ИЗО Дата: 7.02.07г. Класс:2 Урок: русский язык с ИЗО Тема: Закрепление изученного материала: Части речи. России чудные узоры. Цель: закреплять умение распознавать изученные части речи среди других слов. Задачи: 1. закреплять знания детей о творчестве мастеров ДПИ; продолжить работу по формированию орфографической зоркости у учащихся; закреплять умение распознавать изученные части речи среди других слов. 2. развивать познавательную активность детей на уроке русского языка; развивать правильную речь через ответы на поставленные вопросы; логическое мышление, долговременную память, чувство прекрасного. 3. воспитывать эстетический вкус у детей, интерес к предмету, дисциплинированность, культуру поведения. Тип урока: обобщающий Вид урока: интегрированный Учитель: Белецкая Г.Н. Оборудование: иллюстрации на тему «Гжель, Палех, Хохлома, Жостово», предметы народных промыслов, сигнальные карточки: П, С, Г; листочки-матрёшки для письма, большая матрёшка, бабочка. Литература: Л.Бормотина «Части речи повторим» ж.: «Первое сентября» с.19. Эскиз доски: Таблица
Таблица. Ход урока
Анализ урока учителем: Интегрированный урок русского языка и ИЗО получился очень интересным для детей. Дети не только закрепили полученные ранее знания о частях речи, но и получили знания о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства: Гжели, Палеха, Хохломы, Жостова. Урок был эстетически оформлен, вся наглядность работала на основные темы этих уроков - ИЗО и русского языка. Методы и приёмы разнообразны, оригинален способ проверки знаний. Молодец!
Оценка за урок: 5 (пять). План-конспект интегрированного урока математики с конструированием Дата: 7.02.07г. Класс:2 Урок: математика с конструированием. Тема: Свойство противоположных сторон прямоугольника. Цель: ознакомить со свойствами сторон прямоугольника Задачи: 1. закрепление навыка вычислительного приёма «52-24»; познакомить детей со свойствами противоположных сторон прямоугольника; закреплять умение решать составные задачи; закреплять письменные приёмы сложения и вычитания. 2. развивать логическое мышление, расширять знания об окружающем мире, воображение, представление, логику мышления и смекалку. 3. воспитывать усидчивость, культуру умственного труда, дисциплинированность. Тип урока: изучение нового Вид урока: традиционный Учитель: Белецкая Г.Н. Оборудование: машина (игрушечная), таблица машин, кубики. Литература: О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина «Поурочные разработки по математике».
Таблица. Эскиз доски
Таблица. Ход урока
Анализ урока учителем: Урок традиционный с элементами межпредметной интеграции. Очень хорошо, живо, разнообразно провёл устный счёт. Тема урока раскрыта, материал достаточно закреплён. Подобрал нужную наглядность, которая активизировала работу детей, будила их мысль. Задания развивали логическое мышление, расширяли знания об окружающем мире. Самостоятельная работа проверена, поставлены оценки. подведены итоги. Оценка за урок: 5 (пять). . В Успенской СОШ не хватает 2 учебных кабинетов для начальных классов, что затрудняет вовремя подготовиться к уроку. . В школе, где проходил преддипломную практику, работает 3 учителя начальных классов, из-за чего создан класс-комплект 1 и 3 классов. . Количество учащихся в начальных классах в Успенской школе год от года уменьшается. . Динамика качественной успеваемости в начальных классах не постоянна, а резко меняющаяся. . Не у всех учащихся начальных классов сформирован интерес к учению. . Интегрированные уроки являются эффективной формой образовательного процесса. . Технология С.Н.Лысенковой выбрана учителем по следующим причинам: успешное обучение всех; предупреждение ошибок, а не работа над ними; дифференциация, доступность заданий для каждого; средний и слабый тянутся за сильным учеником; успех - главное условие развития детей в обучении.
Заключение Начальное обучение является важнейшим звеном в системе непрерывного образования, развитие которого определяется целями и задачами, формируемыми требованиями современного общества. В развитии мировой школы наибольшим консерватизмом (и не только в содержании) отличается именно начальная ступень обучения. Однако за последние десятилетия в России произошли заметные изменения как раз на этой школьной ступени, о чём свидетельствуют результаты комплексного анализа действующей в России системы начального образования, проведённого коллегией Министерства общего и профессионального образования РФ. К числу позитивных изменений относятся также следующие: введение альтернативных систем образования (дидактическая система Л.В.Занкова и психолого-педагогическая система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова); решение проблем преемственности между звеньями: дошкольным и начальным, начальным и основным образованием; а также наиболее активное использование интересных результатов мирового опыта. Современная начальная школа строит своё содержание на интегрированных курсах и направлениях. Концепция четырёхлетнего начального образования прочно вошла в реальную действительность. Результаты теоретического исследования представлены в форме сравнительной таблицы «Системы начального общего образования России и Германии», которая позволяет получить достаточно чёткое представление о двух системах: отечественной и зарубежной. В таблице сравнивается законодательная база образования, цели и задачи, организация учебного процесса, возраст детей, поступающих в школу и т.д. К сходным чертам мы отнесли следующие: . Начальное общее образование является обязательным в обеих странах. . Больший процент начальных школ в России - государственные, в Германии - школы общественного сектора. Доля частных школ в обеих странах меньше. . Роль начальной школы - переориентировать ребёнка от обучения, основанного на игре, к обучению, основанному на систематическом изучении предметов. Цель начальной школы - обеспечить ученика базой для перехода на следующий образовательный уровень и пожизненного обучения. . Современные направления обучения: развивающее, программированное, проблемное обучение. . Продолжительность урока - 40-45 минут. . Возраст начала обучения в школе: с 6 лет, до установленной законом даты. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на следующие черты различия между двумя системами: . Религиозный характер обучения в большинстве школ в Германии. . Начало учебного года: в России 1 сентября, в Германии - 1 августа. . Начало изучения иностранного языка: в России - со 2 класса (обязательно), в Германии - в основном в 3-4 классах, в некоторых землях - с 1-2 класса. . Начало уроков: в России - утром и во второй половине дня, в Германии - в первой половине дня. . Продолжительность обучения в начальной школе: в России - 4-летнее обучение; в Германии - 4-летнее и 6-летнее (в Берлине и Бранденбурге). . В Германии в 1-х классах большинство уроков ведётся одним преподавателем, а в 3-4 классах у детей всё больше и больше учителей, что помогает детям подготовиться к переходу в среднюю школу. Среди проблем, требующих решения в ближайшие годы, выделяются следующие: во-первых, перегрузка и резко выраженная утомляемость учащихся, следствием чего является нарушение физического и психического здоровья обучающихся; во-вторых, постепенный переход на безотметочное обучение в начальной школе. Изучение мирового и отечественного опыта, а также собственные исследования приводят к следующим выводам: . Начальное общее образование - ступень непрерывного образования, имеющая особые задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного процесса. . Приоритеты в начальном образовании выстраиваются в такой последовательности: воспитание, развитие, обучение. . Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку именно она в наибольшей степени способствует формированию сознания и личности школьника на этом этапе их жизни. . Интегрированные уроки являются эффективной формой образовательного процесса. . Работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности. Таким образом, в ходе теоретического и практического исследования было доказано, что между отечественной и зарубежной системой начального общего образования существуют как сходства, так и различия, знание которых помогает в модернизации образования.
Список литературы 1. Амонашвили Ш.А., Безруких М.М. и др. «Концепция содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено» - Народное образование // №1 - 2001. . Баранников А.В. «О стандартах образования» - Начальная школа // №9 - 1994. . Воронцов А.Б. «Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования» - Начальная школа // №3 - 2002. . Днепров Е.Д., Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов» М.: Дрофа, 2004г. - 443 с. . Жердеева Н. «Оценка в 10 балов» - Народное образование // №6 - 1997. . Зимняя И.А. «Педагогическая психология»: - М: «Логос»: 2004 - 384 с. . Колягин Ю.М., Савина О.А., Тарасова О.В. «Организация народного образования России» - Начальная школа // №1 - 2006. . «Концепция четырёхлетнего начального образования» - Начальная школа - // №7-8 - 1992. . «Проект временного государственного образовательного стандарта» - начальная школа // №7 - 1993. . Сайты в Интернете: www.rambler.ru; www.yahoo.ru; www.yandex.ru; www.google.ru. . Симонов В. «На что опереться образовательному стандарту?» - Народное образование // №6 - 1997. . Федосова Н.А. «Новая структура начальной школы» - Начальная школа // №1 - 1995. . Фридман Л.М. «Есть ли альтернатива развивающему обучению?» - Начальная школа // №5 - 1999. . Шадриков В.Д. «О сроках обучения в начальной школе» - Начальная школа // №9 - 1997. . Сухаревская Е. «Особенности интегрированного обучения в начальных классах». - «Первое сентября» // №1 - 2006; №24 - 2006.
Приложение 1 Таблица 1. Начальное образование как единая трёхступенчатая структура
Таблица 2. Схема уровней проблемности обучения, по В.А.Крутецкому
Таблица 3. Интеграция содержания учебного материала
Таблица №4. Системы начального общего образования России и Германии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.08 с.) |