Анализ социально-психологического климата предприятия ооо «мультипрод» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ социально-психологического климата предприятия ооо «мультипрод»



 

Основу любой организации составляют кадры, которые участвуют во всех сферах ее жизнедеятельности. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: возрасту, полу, образованию, национальности, семейному положению и т.д все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации. Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу как принято распоряжаться рабочим временем, а так же временем, отведенным для отдыха. В любой организации человек работает в окружении коллег товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп.

И это оказывает на него исключительное большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Отношения между коллегами образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему. В связи с этим всплывает такое понятие, как социально - психологический климат организации. Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Психологический климат, без оценки личностного отношения к деятельности и ее результатам, без учета целой совокупность социальных, экономических и общественно-личностных факторов, сосредоточенных в структурированной и организованной деятельности, остается просто красивым понятием. Часто, им маскируют недостаток профессионализма, выражающийся в ограниченном знании методов и в неспособности их использования в его оптимальном формировании. При обращении к проблемам социально-психологического климата коллектива одним из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат.

Социально-психологическая группа факторов определяется составом и особенностями предприятия (социально-демографический состав персонала, интересы работников, стиль руководства в подразделениях предприятия и др.). Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат на предприятии, выражающийся в уровне с стабильности персонала, его сплоченности, характере взаимоотношений между группами работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе. Социально-психологические факторы пока не имеют единиц измерения, норм и стандартов. Но социологические исследования в виде устного опроса, анкетирования создают объективную основу для создания их измерения и оценки. Чем сложнее условия труда, тем трудовой коллектив труднее организуется, психоклимат менее поддается воздействию. Структура неформальных взаимоотношений, изученная на предприятии. Интересно, что для членов обследованных бригад снижение численности совпадает с усилением тяги к общению между собой, и межличностным неформальным контактам. В этом случае деловой четкий контакт, способствующий повышению морального здоровья коллектива, подменяется активным неделовым. Можно предположить, что в каждом случае при уменьшении определенной численности бригады, в коллективе возможно ухудшение психоклимата.

Рассмотрим типичные проблемы, которые возникали и разрешались в изучавшихся конкретных ситуациях и рекомендации по их решению.

Первая проблема состоит в повышении нравственного здоровья коллектива. Эта проблема может возникать в двух случаях.

Во-первых, члены коллектива вступают в различных конфликты друг с другом, чем вредят рабочей атмосфере, достижению общей цели коллектива, в конечном счете - работе на заданном уровне продуктивности. Показателями психоклимата в этом случае будут общегрупповая экспансивность на уровне ниже средней, наличие нескольких неформальных лидеров и изолированность отдельных членов коллектива. В процессе и в результате общения появляются пары или группы личностей с объективно несовместимыми установками, взглядами, целями, потребностями и способами действия в конкретных ситуациях.

Во-вторых, необходимость повышения нравственного здоровья коллектива не связана с низкими показателями экспансивности и сплоченности. В таких группах нет гарантии того, что люди во всех случаях будут соотносить свои действия и поступки с требованиями морали и законности. Отличие психоклимата в таком коллективе заключается в том, что общегрупповая экспансивность проявляется лишь в ориентации на специфические критерии, не совпадающие с общегрупповой целью. Решение задачи повышения нравственного здоровья коллектива в первом случае состоит, прежде всего, чтобы правильно, в соответствии с особенностями коллектива, выбрать средства смягчения напряженности и правильно определить факторы сплоченности коллектива. Во втором случае необходимо создать условия для правильной ориентированности деятельности коллектива для подчиненности индивидуальных целей общегрупповой цели и для повышения прочности внутриколлективных нравственно-психологических связей. Это может быть достигнуто в частности путем перестройки технологической цепочки с целью перераспределения технологических операций между работниками. Таким образом, приводятся в соответствие с особенностями коллектива взаимозависимости между отдельными рабочими местами. Вторая проблема заключается в повышении общего комфорта социальной среды труда. Эта задача следующего уровня совершенствования психоклимата в трудовом коллективе. Она весьма распространена в трудовом коллективе на промышленных и торговых предприятиях. Конкретные средства ее решения многообразны. Их эффективность зависит от того, насколько правильно поняты многообразные причины дискомфорта. Рассмотрим некоторые из них.

Первая причина - нерациональных характер материальной (экономической) связи между членами коллектива для данного конкретного случая. Прежде всего, это касается системы материального поощрения членов коллектива за результаты деятельности и системы санкций за брак в работе, нарушение трудовой дисциплины или общественного порядка. Коллективная материальная ответственность за брак не всегда способствует сплочению коллектива. Чаще эта отрицательная материальная связь становится поводом для разобщения коллектива.

Вторая причина - высокая текучесть кадров под влиянием каких-либо причин, непосредственно не связанных с психоклиматом. Например, наблюдается отток рабочих «нешумных» профессий из шумных цехов. В этом случае коллектив как таковой неустойчив по составу.

Определить состояния социально-психологического климата на предприятии можно провести с помощью анкетирования.

Пример анкеты:

Обведите, пожалуйста, те суждения, которые кажутся Вам наиболее подходящими для атмосферы коллектива, в котором Вы работаете. Не забывайте, что эти суждения должны соответствовать всему коллективу или большинству его членов, а не Вам лично. Будьте максимально четными и объективными. Заранее спасибо!

Список суждений:

. Свои слова всегда подтверждают делом.

. Осуждают проявления индивидуализма.

. Имеют одинаковые убеждения.

. Радуются успехам друг друга.

. Всегда оказывают помощь друг другу.

. Умело взаимодействуют друг с другом на работе.

. Знают задачи, стоящие перед коллективом.

. Требовательны друг к другу.

. Все вопросы решают сообща.

. Единодушны в оценке стоящих перед коллективом проблем.

. Доверяют друг другу.

. Делятся опытом работы с членами коллектива.

. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

. Знают итоги работы коллектива.

. Никогда и ни в чем не ошибаются.

. Объективно оцениваются свои успехи и неудачи.

. Личные вопросы подчиняют интересам коллектива.

. Занимаются на досуге одним и тем же.

. Защищают друг друга.

. Всегда считаются с интересами друг друга.

. Заменяют друг друга в работе.

. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.

. Работают с полной отдачей сил.

. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.

. Одинаково оценивают распределение обязанностей.

. Помогают друг другу.

. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.

. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

. Знают правила поведения в коллективе.

. Никогда и ни в чем не сомневаются.

. Не бросают начатое на полпути.

. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.

. Одинаково оценивают успехи коллектива.

. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.

. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.

. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.

. Знают свои обязанности.

. Сознательно подчиняются дисциплине.

. Верят в свой коллектив.

. Одинаково оценивают неудачи у коллектива.

. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.

. Быстро находят между собой общий язык.

. Знают основные приемы и методы работы.

. Всегда и во всем правы.

. Общественные отношения ставят выше личных.

. Поддерживают полезные для коллектива начинания.

. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

. Доброжелательно относятся друг к другу.

. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.

. Берут на себя руководство, если требуется.

. Знают работу товарищей.

. По-хозяйски относятся к общественному добру.

. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.

. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.

. Уважают друг друга.

. Тесно сотрудничают с членами другого коллектива.

. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

. Знают черты характера друг друга.

. Умеют делать все на свете.

. Ответственно выполняют любую работу.

. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.

. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.

. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

. Радуются успехам других членов коллектива.

. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

. Знают привычки и склонности друг друга.

. Активно участвуют в общественной работе.

. Заботятся об успехах коллектива.

. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.

. Внимательно относятся друг к другу.

. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.

. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

. Знают, как обстоят дела друг у друга.

. Довольны заработной платой

Ключ:

После проведения опроса данные собираются и обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 15, 30, 45, 60, показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы:

· ответственность (1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68);

· коллективизм (2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69);

· сплоченность (3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70);

· контактность (4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71);

· открытость (5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72);

· организованность (6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73);

· информированность (7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74).

Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:

баллов - идеальный.

баллов - оптимальный.

баллов - средний.

баллов - средний.

баллов - низкий

баллов

балла

балла - очень низкий.

балла

балл

Методом анкетирования было опрошено 25 человек из разных отделов и средний балл получился 7- средний. Проанализировав данные теста, призванные выявить особенности отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. В целом картина складывается положительная: отношения внутри коллектива доброжелательные, даже можно сказать дружественные. Есть три ярко выраженных неформальных лидера - Коновалова, Тагашев и Гайсин. Подсчет групповых индексов показал, что почти все участники опроса довольны местом своей работы, исключение составляет Коновалова (кассир), имеющая высшее экономическое образование, и этот конфликт внутри личности обоснован объективно более высоким уровнен знаний, чем требуется для работы кассира.

Что касается санитарно-гигиенических условий труда, они так же близки к идеальным. Самый отрицательный фактор в организации, который усугубляет все остальные, это, безусловно, единодушное недовольство заработной платой. В оценке организации работы все респондируемые также проявили завидное единодушие, высказав мнение, что всегда есть возможность для улучшения. Следовательно психологический климат предприятия находится не на самом высоком уровне. Основными факторами ухудшающими моральное состояние работников являются высокая утомляемость, высокая нагрузка на моральное состояния из-за шума и высокой ответственности и динамичности трудового процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.053 с.)