Понятие и общие признаки антидемократических политических режимов. Виды антидемократических политических режимов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и общие признаки антидемократических политических режимов. Виды антидемократических политических режимов.



Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия. Для тоталитарного режима характерны следующие признаки: — полное полглощение государством всего общества и конкретного человека; — крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты; — формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недоступность ее для контроля со стороны общества; — регламентация общественных отношений на основе принципа «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

— господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся с государством; — отрицание естественных прав человека, признание только дарованных государством прав, которые носят декларативный, формальный характер; — наличие монопольной официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей; — активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения; — монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации; — всеобщий полицейский надзор за обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам; — мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима. Тоталитаризм имеет две разновидности. 1. «Левый» тоталитаризм существовал в форме советского коммунизма в СССР и подобных режимов в странах социализма. 2. «Правый» тоталитаризм был представлен итальянским фашизмом, германским национал-социализмом, японским милитаризмом, испанским и латиноамериканским фашизмом.__ Авторитарный (от лат. antoritas — власть) режим — это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм — своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении. К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие: — отчуждение народа от реальных рычагов власти; — сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана); — сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов; — циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности вождю; — отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип «разрешено все, кроме политики»; — основные методы государственного управления — командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор; — монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается «ограниченный плюрализм» в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти; — отсутствие единой «священной» идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию «национального интереса» и популизм; — права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет; — силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях. Типичные примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

24. Понятие и признаки категории «функции государства». Основания классификаций и признаки основных типов (видов) функции государства.

Функции государства — это основные направления его деятель­ности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют госу­дарство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реали­зации этих задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как: цели и задачи государства (если цель общества — то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции — лишь основные направления деятельности государ­ства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции); функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численных государственных органов, предназначенных для опре­деленного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдель­ности).В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например экономическая) и вре­менные (прекращают свое действие с решением определенной за­дачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясе­ние); в зависимости от принципа разделения властей — на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения — на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (напри­мер, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внут­ренние и внешние.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.004 с.)