Если заинтересованность лица существовала до или возникла после совершения обществом сделки, такая сделка не будет квалифицирована как сделка С заинтересованностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если заинтересованность лица существовала до или возникла после совершения обществом сделки, такая сделка не будет квалифицирована как сделка С заинтересованностью.



В связи с этим весьма важным становится понимание, что следует считать моментом совершения сделки. Как это вытекает из ст. 433 ГК РФ, моментом совершения сделки, если речь идет о договоре, следует считать момент его заключения.

Как верно отмечает А.А. Маковская, следует принимать во внимание возможную растянутость во времени процедуры заключения договора. Например, на начальном этапе этой процедуры (на момент направления оферты обществом) сделка может не являться сделкой с заинтересованностью, но стать таковой в момент завершения процедуры (на момент получения обществом акцепта оферты контрагентом). Кроме того, определенную проблему могут породить так называемые распорядительные сделки, которые выделяет ряд юристов <1> и которые, что значительно важнее, в некоторых случаях выделяются в законодательстве.

--------------------------------

<1> О распорядительных сделках см. в главе I настоящей монографии.

 

В качестве примера цитируемый автор приводит положение п. 11 ст. 21 Закона об ООО, в соответствии с которым различаются: (1) "договор, устанавливающий обязательство совершить при возникновении определенных обстоятельств или исполнении другой стороной встречного обязательства сделку, направленную на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества" и (2) собственно непосредственно "сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества". Между этими сделками вероятен значительный период времени, за который обстоятельства могут существенно измениться:

- на момент заключения первой сделки заинтересованность отсутствовала, но она возникла на момент совершения второй;

- на момент заключения первой сделки заинтересованными в ее совершении были одни лица, а на момент заключения второй - другие <1>.

--------------------------------

<1> Маковская А. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" // Хозяйство и право. 2018. N 11. С. 6 - 7.

 

Присоединимся к позиции О.Р. Зайцева, что одобрить необходимо прежде всего основную сделку и при наличии ее одобрения можно говорить о том, что косвенно одобрены и сделки по ее исполнению, поскольку необходимость их совершения видна из предмета сделки и ее существенных условий, указываемых в решении об одобрении сделки (абз. 1 п. 6 ст. 83 Закона об АО). Автор при этом замечает, что "возможны ситуации, когда ненужность дополнительного одобрения сделки по исполнению может быть подвергнута сомнению: например, если основная сделка не была сделкой с заинтересованностью, а сделка по исполнению ею является или если одобрение основной сделки относилось к компетенции совета директоров, а сделка по исполнению - общего собрания акционеров" <1>. Очевидно, что в указанных автором случаях необходимо согласование (одобрение) сделки по исполнению.

--------------------------------

<1> Зайцев О.Р. Комментарий к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 40 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью" // Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой. М., 2009. Вып. 9. С. 10 - 35.

 

Таким образом, установление заинтересованности на момент совершения сделки имеет важное практическое значение и должно определяться как обществом, органы управления которого принимают участие в формировании воли юридического лица по указанной сделке, так и судом для установления факта заинтересованности и, соответственно, квалификации сделки как сделки с заинтересованностью.

 

§ 3. Извещение о совершении обществом сделки

с заинтересованностью

 

Пункт 1.1 ст. 81 Закона об АО.

Пункт 3 ст. 45 Закона об ООО.

С внесением изменений в законы о хозяйственных обществах режим совершения сделок с заинтересованностью изменился концептуально. Существенное значение в нем занимает информирование лиц, которые могут повлиять на принятие решения о согласии на совершение (одобрение) сделки с заинтересованностью и на ее обжалование.

Применительно к акционерным обществам информация о сделках должна быть направлена обязательно членам совета директоров, коллегиального исполнительного органа общества.

Согласно Закону об АО акционеры должны быть информированы в двух случаях:

- если в совершении такой сделки заинтересованы все члены совета директоров;

- если формирование совета директоров не предусмотрено законом или уставом общества.

В рамках усмотрения самого общества находится право предусмотреть уставом обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров общества во всех случаях.

Заметим, что формально из п. 1.1 ст. 81 Закона об АО следует, что в предусмотренных Законом случаях извещение о предполагаемом совершении сделки с заинтересованностью должно быть направлено всем акционерам общества, а не только акционерам, владеющим его голосующими акциями. Таким образом, обеспечивается защита интересов всех акционеров, которые могут пострадать от совершения сделки с заинтересованностью.

Акционеры должны быть проинформированы в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров (п. 1.2 ст. 52 Закона об АО), если иной порядок не предусмотрен уставом общества.

В обществе с ограниченной ответственностью иные адресаты для получения информации о совершении сделки с заинтересованностью - незаинтересованные участники общества (в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания), а при наличии в обществе совета директоров - также незаинтересованные члены совета директоров.

И в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью срок для извещения указанных лиц - не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки, если иной срок не предусмотрен уставом общества.

Диспозитивность регулирования порядка извещения о заключении сделок с заинтересованностью потребует от хозяйственных обществ внимания к этому вопросу: следует ли предусмотреть иной срок извещения о предполагаемой сделке с заинтересованностью. Кроме того, для акционерного общества следует определить, нужно ли помимо членов совета директоров оповещать также и акционеров общества. Очевидно, решение этих вопросов будет зависеть от соотношения интересов участников корпоративных отношений в конкретном обществе, а также от численности акционеров.

Применительно к сроку следует отметить, что длительный срок извещения и, соответственно, совершения сделки может негативно сказаться на оперативности производственно-хозяйственной деятельности общества. Общества, осуществляющие операционную деятельность, связанную с заключением сделок с заинтересованностью, зачастую сокращают срок для извещения о совершении сделки с заинтересованностью, чтобы избежать затягивания процедуры согласования.

В комментируемых нормах указано, что в извещении о совершении сделки с заинтересованностью должны содержаться все необходимые идентифицирующие сделку существенные условия или порядок их определения.

Извещение должно включать все существенные условия сделки или порядок их определения, в том числе в нем должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. Нетрудно заметить, что сведения, которые содержатся в приведенном перечне, совпадают с теми сведениями, которые должны содержаться в решении о согласовании сделок с заинтересованностью.

Публичное акционерное общество с 1 января 2017 г. имеет обязанность предоставить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Указанный отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров общества, достоверность содержащихся в нем данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества, если таковая создается в обществе. Также в п. 3 ст. 52 Закона об АО указано, что к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относится в том числе отчет о заключенных публичным обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Интересно, что обязанность предоставить отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, не предусмотрена для непубличных акционерных обществ, что представляется крайне странным, особенно с учетом того, что аналогичная обязанность установлена для обществ с ограниченной ответственностью. Заметим, что в Постановлении Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 27 отсутствует расширительное толкование положения п. 1.1 ст. 81 Закона об АО в части представления акционерам ежегодного отчета о заключенных сделках с заинтересованностью.

Для общества с ограниченной ответственностью, как и для публичных акционерных обществ, предусмотрена обязанность предоставить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании участников общества, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Указанный отчет должен быть предварительно утвержден лицом, обладающим правом осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества (в случае если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно - всеми такими лицами), а также советом директоров общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если создание этих органов предусмотрено уставом общества.

Обязанность хозяйственного общества включать информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, в годовой отчет общества, в частности, призвана обеспечивать начало течения срока исковой давности, когда он будет определяться "по осведомленности акционера" (см. об этом далее).

 

§ 4. Обстоятельства, исключающие применение режима,

установленного для сделок с заинтересованностью

 

В текущем регулировании законодатель значительно расширил перечень оснований освобождения от применения режима, установленного для совершения сделок с заинтересованностью.

Подпункт 1 п. 2 ст. 81 Закона об АО.

Абзац 2 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Если сравнивать приведенные нормы с предыдущими редакциями законов, то можно увидеть, что до 1 января 2017 г. сделки с заинтересованностью, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, могли быть одобрены общим собранием акционеров (участников) в упрощенном порядке в определенных временных рамках - только до следующего общего годового собрания акционеров (см. п. 6 ст. 83 Закона об АО, п. 3 ст. 45 Закона об ООО в редакции, действующей до 1 января 2017 г.).

Отличием прежнего регулирования от нового является также то, что если раньше надо было сопоставлять аналогичные сделки, совершаемые с одним контрагентом, то с 1 января 2017 г. условия заключаемой сделки необходимо сопоставить со всеми аналогичными сделками общества, в совершении которых нет заинтересованности. Схожесть условий совершаемых сделок также является оценочным понятием. В качестве примера стоит назвать условия оплаты продукции: поставка по предварительной оплате не будет схожей с поставкой с последующей оплатой продукции или оплатой с рассрочкой платежа. Новым также является требование о том, чтобы аналогичные сделки, в совершении которых отсутствует заинтересованность, совершались неоднократно и в течение длительного периода времени. Как верно отмечается в литературе, "смысл этого ограничения, скорее всего, в том, чтобы за счет разовых и искусственных сделок общество не могло создать базу для сопоставления с ними сделок с заинтересованностью" <1>.

--------------------------------

<1> Маковская А. Новые правила Закона об акционерных обществах о крупных сделках и сделках с заинтересованностью // Хозяйство и право. 2016. N 10. С. 17.

 

В целом заметим, что в анализируемом основании освобождения от необходимости согласования сделок с заинтересованностью достаточно много неопределенности, что заслуженно вызывает отрицательную оценку практикующих специалистов. Эта высокая степень неопределенности правовых предписаний зачастую приводит к тому, что хозяйственные общества отказываются от применения законодательных положений об освобождении от применения специального правового режима к сделкам с заинтересованностью в пользу реализации сложных бюрократизированных процедур. Известны многочисленные примеры, когда хозяйственные общества не пользуются приведенным исключением из правил согласования сделок с заинтересованностью, а "провоцируют" корпоративные процедуры, связанные с согласованием сделки, используя, например, возможность потребовать согласования сделки лицом, исполняющим полномочия единоличного исполнительного органа, или членами коллегиальных органов управления. Такой подход гарантирует стабильность ситуации для контрагентов общества и разделяет ответственность единоличного исполнительного органа с членами совета директоров или участниками общества.

Подпункт 2 п. 2 ст. 81 Закона об АО.

Абзац 3 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Приведенные положения об освобождении от режима совершения сделок с заинтересованностью к указанным случаям являются очевидными: когда единственный акционер (участник) совпадает с единоличным исполнительным органом, не возникает конфликта интересов как основания для применения норм закона о сделках с заинтересованностью. Приведенные положения законов учитывают возможность "множественного" директора (нескольких директоров), оговаривая отдельно, что условием освобождения от необходимости применения режима о сделках с заинтересованностью является то, что участник - единственное лицо, обладающее полномочиями единоличного исполнительного органа.

Подпункт 3 п. 2 ст. 81 Закона об АО.

Абзац 4 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Важной оговоркой для применения режима освобождения от совершения сделки с заинтересованностью является положение о том, что при заинтересованности всех акционеров должны отсутствовать основания заинтересованности и у иных лиц. Так, например, при заинтересованности всех акционеров (участников) сделка не будет освобождена от режима корпоративных согласований, если в сделке заинтересован член совета директоров.

Целесообразность такого регулирования не вызывает однозначной оценки. С одной стороны, нормы о сделках с заинтересованностью установлены и применяются в интересах акционеров (участников), и если все они в совершении сделки заинтересованы, то осуществлять процедуру ее согласования только в связи с тем, что в совете директоров имеется заинтересованное лицо, на первый взгляд кажется избыточным. С другой стороны, наличие заинтересованного лица в составе коллегиального органа управления может повлиять на формирование условий сделки и не исключает конфликт интересов полностью.

Однако здесь может возникнуть другой процедурный вопрос: а если сделка исходя из стоимости отчуждаемого имущества должна быть вынесена на общее собрание акционеров, кто будет голосовать за эту сделку, если все акционеры заинтересованы?

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 26 Постановления Пленума от 26 июня 2018 г. N 27, согласно абз. 2 п. 4.1 ст. 83 Закона об АО, если при совершении сделки, требующей получения согласия на ее совершение общего собрания акционеров, все акционеры - владельцы голосующих акций общества признаются заинтересованными и при этом в совершении такой сделки имеется заинтересованность иного лица (иных лиц) в соответствии с п. 1 ст. 81 Закона об АО, согласие на совершение такой сделки дается большинством голосов всех акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в голосовании. Аналогичное правило применяется в обществах с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Таким образом, голосовать на общем собрании в этом случае разрешено акционерам, заинтересованным в совершении сделки.

Подпункт 8 п. 2 ст. 81 Закона об АО.

Абзац 8 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Подчеркнем, что для применения приведенных положений об освобождении от режима сделки с заинтересованностью нужны сразу одновременно два обстоятельства:

- совершение сделки обязательно для общества в силу законодательства;

- расчеты по сделке производятся по установленным ценам и тарифам.

Применять режим сделок с заинтересованностью не требуется в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью к публичным договорам, которые заключаются на тех же условиях, что и ранее заключенные публичные договоры. Для освобождения публичных договоров от режима согласования достаточно одного этого условия.

Подпункт 12 п. 2 ст. 81 Закона об АО.

Абзац 11 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Значение комментируемого основания освобождения от необходимости одобрения сделок с заинтересованностью трудно переоценить, поскольку отсутствие подобного регулирования приводило к тому, что ранее советы директоров были перегружены необходимостью одобрения большого количества малозначительных хозяйственных операций.

При этом отметим, что Банк России установил не слишком значительные предельные значения освобождения от режима согласования, тем самым нивелировав применение этой нормы.

Согласно указанию Банка России от 31 марта 2017 г. N 4335-У "Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность" <1> предельными значениями размера сделок являются:

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет не более 25 миллиардов рублей, - 20 миллионов рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет от 25 миллиардов рублей до 100 миллиардов рублей, - 50 миллионов рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет от 100 миллиардов рублей до 1 триллиона рублей, - 500 миллионов рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет от 1 триллиона рублей до 2 триллионов рублей, - 1 миллиард рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет более 2 триллионов рублей, - 2 миллиарда рублей.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2017. N 43.

 

Так, суд отказал ПАО "СК "Росгосстрах" в удовлетворении исковых требований о признании лицензионного договора, заключенного с ООО "РГС-Медицина", недействительным, поскольку судом было установлено, что предметом оспариваемой сделки являлось имущество, цена и балансовая стоимость которого составляла менее 0,1% балансовой стоимости активов истца. Как указано в судебном акте, с учетом изложенного оспариваемый договор в силу подп. 1, 12 п. 2 ст. 81 Закона об АО не относится к категории сделок с заинтересованностью, к которым применяется порядок одобрения, предусмотренный гл. XI указанного Федерального закона <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2018 г. N 09АП-59441/2018 по делу N А40-126981/18.

 

Общими для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью являются также следующие основания освобождения от режима сделок с заинтересованностью.

Подпункт 7 п. 2 ст. 81 Закона об АО; абз. 7 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Подпункт 5 п. 2 ст. 81 Закона об АО; абз. 6 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Подпункт 10 п. 2 ст. 81 Закона об АО; абз. 9 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Подпункт 11 п. 2 ст. 81 Закона об АО; абз. 10 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Ряд оснований для освобождения от режима согласования сделок с заинтересованностью являются особыми для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в связи со спецификой соответствующих организационно-правовых форм или сферой их деятельности.

Подпункты 4, 6, 9 п. 2 ст. 81 Закона об АО.

Как это следует из ст. 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", указанные изъятия касаются организации управления единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Так, в соответствии с п. 6 ст. 8 этого Закона передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, может осуществляться при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями. Данные соглашения должны предусматривать согласие потребителей электрической энергии на заключение в последующем договоров оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и переданных в аренду.

Абзац 5 п. 7 ст. 45 Закона об ООО.

Таким образом, специфическими основаниями для освобождения от режима совершения сделок с заинтересованностью применительно к обществу с ограниченной ответственностью являются отношения, возникающие при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных Законом об ООО. В приведенном положении совершенно очевидна и оправданна специфика для обществ с ограниченной ответственностью: если переход доли (части доли) к обществу определен федеральным законом, то применять специальный режим, установленный для сделки с заинтересованностью, не имеет смысла.

Подводя итоги раздела об основаниях освобождения от применения режима, установленного для сделок с заинтересованностью, отметим следующее: основания освобождения от режима согласования сделок с заинтересованностью в акционерном обществе и в обществе с ограниченной ответственностью в значительной степени унифицированы; специфика определяется только особенностями соответствующей организационно-правовой формы.

 

§ 5. Информирование о заинтересованности

в совершении обществом сделки

 

Статья 82 Закона об АО.

Пункт 2 ст. 45 Закона об ООО.

Приведенные положения законов о хозяйственных обществах содержат обязанности потенциально заинтересованных лиц информировать общество об обстоятельствах, в результате которых они могут быть признаны заинтересованными в совершении сделки.

Также Законом об АО установлена обязанность доводить информацию, содержащуюся в полученных им уведомлениях от потенциально заинтересованных лиц до сведения совета директоров общества, ревизионной комиссии общества, если таковая создается в обществе, а также аудитора общества по его требованию.

Следует отметить, что в разд. X "Направление "Совершенствование корпоративного управления" Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17 января 2019 г. N 20-р, в частности, предусмотрено создание правового механизма, предотвращающего вхождение в состав органов управления публичных акционерных обществ недобросовестных лиц, а также создание механизма наложения запрета для лица, которое вступившим в силу решением суда было привлечено к ответственности за убытки, причиненные акционерному обществу сделкой, в совершении которой имелась заинтересованность такого лица, занимать должности в органах управления организаций в течение года. Подобные законодательные механизмы находятся сейчас в стадии разработки. Заметим, что для финансовых организаций ограничения на членство в советах директоров уже в значительной мере установлены введением требований к их деловой репутации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций".

 

§ 6. Особенности процедуры согласования сделок,

в совершении которых имеется заинтересованность

 

Пункт 1 ст. 83 Закона об АО.

Абзацы 1, 2 п. 4 ст. 45 Закона об ООО.

Ключевым является положение, что сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, с 1 января 2017 г. не требует обязательного предварительного согласия на ее совершение.

С этого отрицающего обязанность нормативного положения начинается изложение процедур об одобрении сделок с заинтересованностью (п. 1 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО).

Подобный подход к изложению правовой нормы ("от отрицания") следует признать проявлением не лучшей законодательной техники, однако его можно объяснить стремлением законодателя преодолеть традиционный для российской правовой системы императив об обязательном одобрении любой сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Очевидно, приведенное законодательное положение призвано играть некую "просветительскую" функцию, уведомляя участников соответствующих отношений о кардинально изменившихся подходах.

На сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, до ее совершения может быть получено согласие совета директоров общества или общего собрания акционеров. С таким требованием может обратиться единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров или акционер (акционеры), обладающий (обладающие) не менее чем 1% голосующих акций общества, а в обществах с ограниченной ответственностью - соответственно участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем 1% уставного капитала общества.

Заметим, что в законах о хозяйственных обществах не указано сроков, в течение которых с момента извещения о намерении общества заключить сделку с заинтересованностью указанные лица вправе потребовать проведения собрания акционеров или заседания совета директоров. Может получиться так, что требование об одобрении сделки с заинтересованностью общим собранием или советом директоров будет получено обществом, когда сделка будет уже заключена и, возможно, даже исполнена.

Пленум ВС РФ в п. 24 Постановления от 26 июня 2018 г. N 27 разъяснил, что требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент, в том числе до направления извещения о совершении такой сделки (п. 1 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО).

Требование может быть направлено также и после совершения сделки. В этом случае соответствующий орган общества рассматривает вопрос о последующем одобрении такой сделки.

Приведенное разъяснение имеет значение в отношении нескольких важных аспектов. Прежде всего, закон не ограничивает лиц, имеющих право требовать согласования сделок с заинтересованностью, каким-либо сроком, и в Постановлении Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 27 это положение нашло свое четкое закрепление и развитие. Представляется, что подобное регулирование ставит общество и его контрагентов в заведомо неопределенное положение. Сделка уже совершена, но единоличный исполнительный орган, член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров или акционер (акционеры), обладающий (обладающие) не менее чем 1% голосующих акций общества, а в обществах с ограниченной ответственностью - соответственно участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем 1% уставного капитала общества, могут потребовать вынести сделку на рассмотрение компетентного органа.

На законодательном уровне вопрос о возможности последующего одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, был решен с внесением изменений в Закон об АО Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Позиция законодателя о легитимности последующего одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, нашла отражение в п. 7 ст. 83 Закона об АО (с учетом изменений, внесенных указанным ранее Законом): решение о последующем одобрении сделки в этом пункте теперь названо наряду с согласием на совершение сделки.

Таким образом, сделка с заинтересованностью, как и крупная сделка, может быть не только предварительно согласована, но и в последующем одобрена.

Заметим, что на практике нестабильность ситуации с возможным вынесением сделки для последующего одобрения разрешается таким образом, что лица, уполномоченные требовать согласования сделок с заинтересованностью, сами "провоцируют" ее вынесение для корпоративного одобрения. Чаще всего такими лицами, инициирующими согласование (одобрение) сделки, являются директор или члены коллегиального исполнительного органа. В этом случае и контрагенты, и члены органов управления получают некое "охраняющее" их от риска последующего требования о согласовании сделки решение компетентного органа общества, однако заметим, что не от риска последующего обжалования, поскольку, как будет указано ниже, даже согласованная (одобренная) компетентным органом управления сделка с заинтересованностью может быть в последующем обжалована.

В судебной практике нам встретился пример, связанный с последующим одобрением сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, изменившимся составом участников.

Сделка с заинтересованностью в случае смены в обществе состава участников может быть впоследствии одобрена новыми участниками <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2019 г. N 17АП-870/2018-ГК по делу N А60-20029/2017.

 

Возвращаясь к лицам, уполномоченным требовать согласования сделки с заинтересованностью, отметим, что, устанавливая определенное пороговое значение - 1% голосующих акций (уставного капитала), - законодатель в целях защиты общего корпоративного интереса хочет оградить общество от претензий лиц, имеющих ничтожное количество голосов, не способных повлиять на результаты голосования и зачастую злоупотребляющих своими правами.

Требование о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров акционерного общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном для созыва внеочередного общего собрания акционеров. Совет директоров общества вправе отказать в удовлетворении требования о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров по основаниям, предусмотренным положениями ст. 55 Закона об АО, регулирующей порядок проведения внеочередного общего собрания акционеров <1>, а также в случае, если на момент рассмотрения требования уже имеется решение о согласии или об отказе в согласии на совершение соответствующей сделки. Повторное заявление требований возможно не ранее чем через три месяца, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (абз. 3 п. 1 ст. 83 Закона об АО).

--------------------------------

<1> Согласно ст. 55 Закона об АО совет директоров, в частности, может отказать в созыве внеочередного собрания, если:

- не соблюден установленный ст. 55 Закона об АО порядок предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров;

- акционеры (акционер), требующие созыва внеочередного общего собрания акционеров, не являются владельцами предусмотренного п. 1 ст. 55 Закона об АО количества голосующих акций общества.

Заметим, что для предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания в п. 1 ст. 55 Закона об АО установлена необходимость наличия 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования, в то время как требование о согласовании сделок с заинтересованностью могут заявлять акционеры, обладающие не менее чем 1% голосующих акций общества (абз. 2 п. 1 ст. 83 Закона об АО). Очевидно, эта коллизия должна трактоваться в пользу применения специальной нормы о сделках с заинтересованностью.

 

Порядок рассмотрения требования о согласовании сделки с заинтересованностью в обществе с ограниченной ответственностью не предусмотрен. Очевидно предположить, что в релевантных отношениях будут применяться нормы законов об акционерных обществах исходя из правила о действии закона по аналогии. В ряде случаев отсутствие законодательного регулирования применительно к обществам с ограниченной ответственностью восполняется судебным толкованием. Однако не стоит автоматически распространять регулирование, предусмотренное для акционерных обществ, применительно к обществам с ограниченной ответственностью. Так, например, в Законе об ООО ограничение срока, по истечении которого можно повторно обращаться с требованием о согласовании сделки, подобно тому, как это установлено в абз. 3 п. 1 ст. 83 Закона об АО, не предусмотрено, и было бы неверно распространять это ограничение на общества с ограниченной ответственностью.

 

§ 7. Порядок принятия решения о согласии на совершение

сделки, в совершении которой имеется заинтересованность

 

Порядок принятия решения о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, определяется организационно-правовой формой хозяйственного общества, а также различается в зависимости от того, является общество публичным или непубличным. Согласие на совершение сделки с заинтересованностью может дать совет директоров или общее собрание акционеров (участников).

В любом случае действуют следующие обязательные правила.

Лица, заинтересованные в сделке, отстраняются от участия в принятии решения по согласованию (одобрению) сделки (п. 2 - 4 ст. 83 Закона об АО, п. 4 ст. 45 Закона об ООО). Определение числа голосов, необходимых для одобрения сделки с заинтересованностью, осуществляется без учета голосов заинтересованных в сделке лиц <1>.

--------------------------------

<1> Исключение составляют случаи, указанные в п. 4.1 ст. 83 Закона об АО.

 

Согласование сделок с заинтересованностью

в акционерных обществах решением совета директоров

 

Пункты 2, 3, 3.1, 3.2 ст. 83 Закона об АО.

Как можно видеть из приведенных норм, законодатель осуществляет различное регулирование исходя из вида акционерного общества - публичное или непубличное, а не исходя из численности акционеров, как это было ранее. Привязка к виду общества представляется более осознанной и обоснованной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.104 с.)