И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.



На Литии стихира храма

Слава, глас 3: Различие мытаря и фарисея уразумев, душа моя, / возненавидь первого надменный глас, / но поревнуй молитве второго с добрым сокрушением и воззови: / «Боже, сжалься надо мною, грешным, и помилуй меня!»*

И ныне, Богородичен воскресный того же гласа

Стихиры на стиховне Октоиха

Слава, глас 5: Очами моими, отягченными от беззаконий моих, / не могу я воззреть и увидеть высоту небесную; / но прими меня, как мытаря кающегося, Спаситель, / и помилуй меня.

И ныне, Богородичен, глас 5: Храм и дверь, дворец и престол Царя, – / Ты, Дева досточтимая; / чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь, / явился спящим во тьме, как Солнце правды, / просветить желая тех, кого Он создал / Своею рукою по образу Своему. / Потому, Всепрославленная, / как материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / непрестанно ходатайствуй / о спасении душ наших.

НА УТРЕНИ

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После «Непорочных» тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и Прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50.

Слава, глас 8: Покаяния врата / отверзи мне, Податель жизни, / ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, / нося весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти его / благосердною Твоею милостью.

И ныне, Богородичен: На пути спасения / направь меня, Богородица / ибо постыдными грехами я душу запятнал / и легкомысленно растратил всю жизнь мою. / Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.

Также, глас 6: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.

О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, / я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. / Но, надеясь на милость благосердия Твоего, / как Давид взываю Тебе: / «Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!»

Канон первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6: творение Георгия. Акростих его имени в Богородичнах.

Канон, творение Георгия, глас 6 Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль:

Притчами приводя всех / к исправлению жизни, / Христос мытаря возвышает за смирение, / показав и фарисея, возношением смиряемого.

От смирения видя честь возвышающую, / от возношения же – падение тяжкое, / ревнуй добродетелям мытаря, / а фарисейскую порочность возненавидь.

От безрассудства тщетным становится всякое благо, / от смирения же истребляется всякое зло; / его и возлюбим, верные, / гнушаясь искренне поведения тщеславного.

Смиренномудренными желая видеть Своих учеников, / Царь всех убеждал и учил их ревновать / стенанию мытаря и его смирению.

Слава: Как мытарь стенаю, / и с рыданиями неумолкающими, Господи, / ныне прихожу к Твоему милосердию: / сжалься и надо мною, / во смирении жизнь ныне проводящим!

И ныне, Богородичен: Разум, волю, надежду, / тело, душу и дух, Владычица, / я вверяю Тебе: / от злобных врагов, и искушений, и грядущего наказания / избавь и спаси меня.

Катавасия: Открою уста мои:

Песнь 3

Из грязи и страстей / смиренный возносится, / но с высоты добродетелей падает бедственно / всякий гордый сердцем: / от его нрава, от порока бежим!

Тщеславие делает тщетным богатство праведности, / смирение же рассеивает страстей множество; / нас, подражающих тому, / общниками мытаря яви, Спаситель.

Как мытарь и мы, ударяя себя в грудь, / в сокрушении будем взывать: / «Будь милостив, Боже к нам, грешным!» / – чтобы за это получить отпущение.

С ревностью приступим, верные, / достигая кротости, живя со смирением, / в стенании сердца и плаче с молитвой, / да обретем от Бога прощение.

Слава: Отвергнем, верные, надменную похвальбу, / и безрассудство безмерное, / и мерзкую спесь, / и гнуснейшую пред Богом / непристойную бессердечность фарисея.

И ныне, Богородичен: В Тебе уверенный, едином прибежище, / да не лишусь я доброй надежды, / но да получу от Тебя помощь, Чистая, / от всякого вреда и бедствий избавляясь.

Седальны, глас 4

Смирение возвысило / оскверненного делами злыми мытаря, / печального и «Смилуйся!» к Создателю воззвавшего; / возношение же низложило, лишив праведности / жалкого фарисея величавшегося. / Так поревнуем же делам добрым, / удаляясь от злых.

Слава: Смирение возвысило некогда / мытаря, с плачем воззвавшего: «Смилуйся!» / и оправдало его. / Будем же подражать ему / все, во глубину зол впадшие, / возгласим Спасителю из глубины сердца: / «Согрешили мы, смилуйся единый Человеколюбец!»

И ныне, Богородичен: Скоро прими, Владычица, моления наши / и принеси их Сыну Твоему и Богу, Госпожа Всенепорочная. / Разреши бедствия к Тебе прибегающих, / сокруши козни и низложи дерзость безбожных, / вооружающихся против рабов Твоих.

Песнь 4

Превосходный путь возвышения – смирение, / показало Слово, / смирившееся даже и до образа рабского: / тому подражая, всякий возносится, смиряясь.

Вознесся праведный фарисей – и пал; / мытарь же, множеством пороков отягощаемый / смирился, но был возвышен, / сверх надежды получая оправдание.

Приносящим нищету, / не смотря на изобилие добродетелей, / явилось безрассудство; / а смирение напротив – обретением оправдания, / не смотря на скудость крайнюю. / Будем же его приобретать!

Предрек Ты, Владыка, / что высокоумным всячески противишься, / а смиренным благодать Твою подаешь, Спаситель; / ныне нам, смирившимся, / благодать Твою ниспошли.

Слава: К божественной высоте всегда нас возводя, / Спаситель и Владыка показал возвышающее смирение: / ибо ноги ученикам / Он Своими руками омыл.

И ныне, Богородичен: Как Свет Неприступный родившая, / души моей тьму светлым сиянием, Дева, рассей, / и к стезям спасения жизнь мою направь.

Песнь 5

Фарисеевым добродетелям постараемся подражать, / и ревновать смирению мытаря, / ненавидя в них обоих недоброе: / безрассудство и пагубу грехопадений.

Бег праведности как тщетный обличен: / ибо сочетал с ним фарисей самомнение; / мытарь же, напротив, взял в спутники себе / возвышающую добродетель – смирение.

Как возничий мчаться в добродетелях думал фарисей; / но пешим с быстрой колесницей состязаясь, / мытарь успешно его опередил, / с жалостным возгласом сочетав смирение.

Притчу о мытаре все уразумев умом, / давайте возревнуем со слезами, / дух сокрушенный Богу принося, / когда ищем грехов отпущения.

Слава: Горделивый и порочный, кичливый же и дерзкий / далеко отринем, разумные, фарисеев нрав, страшно заносчивый, / чтобы не лишиться нам / божественной благодати.

И ныне, Богородичен: Жезл силы, Благая, ниспошли / всем нам, к Тебе прибегающим, / давая нам господствовать среди всех врагов / и от всякого вреда избавляя.

Песнь 6

Жизненный путь вместе / мытарь и фарисей прошли: / но один безрассудством увлеченный, / позорно крушение потерпел, / другой же смирением спасся.

Мы, жизнь к праведности изменяя, / шествию мытаря будем подражать, / его образу мыслей завидному: / но от мерзкой спеси фарисея / убежим, и живы будем.

Нравам будем ревновать / Спасителя Иисуса и Его смирению, / мы, желающие обители непрестанной радости достичь, / в стране живых водворившись

Показал Ты, Владыка, Своим ученикам / возвышающее смирение, / полотенцем препоясавшись по чреслам, ноги им омыл, / и Своему примеру подражать заповедал.

Слава: Жизнь по-разному двое прожили: / фарисей в добродетелях, а мытарь в согрешениях. / Но один по гордости безумной от смирения отступил; / другой же возвышается, смиренномудренным явившись.

И ныне, Богородичен: Меня, нагим по простоте / и для жизни бесхитростной созданного, / преступления одеждою одел враг и тяжестью плоти; / ныне же я посредничеством Твоим / спасаюсь, Отроковица.

Кондак, глас 4

Избегать будем фарисеева велеречия / и научимся высоте слов мытаря смиренных, / покаянно восклицая: / «Спаситель мира, / будь милостив к рабам Твоим!»

Иной кондак, глас 3

Подобно мытарю стенания принесем Господу, / и припадем к Нему, грешные, как к Владыке: / ибо желает Он спасения всех людей, / прощение подает всем кающимся; / ведь ради нас Он воплотился, / Бог, Отцу собезначальный.

Икос: Сами себя, братия, все смирим, / стенаниями и сетованиями поразим совесть, / чтобы тогда, на суде вечном, / явиться верными, неповинными, прощение получив. / Ибо там поистине отрада, / и чтобы нам ее узреть, ныне принесем мольбы; / там мука отошла, скорбь и из глубины стенания, / в Эдеме дивном, Творец которого Христос, / Бог, Отцу собезначальный.

Песнь 7

Оправданием делами надмеваясь, / в сетях тщеславия бедственно превознесся / фарисей, без меры хвалившийся; / мытарь же легким крылом смирения поднявшись, / к Богу приблизился.

Смирение как лестницу употребив, / мытарь так к небесной высоте возвысился; / хвастливостью же и гнилою пустотой вознесшись, жалкий фарисей / до дна ада нисходит.

Праведных уловляя, обманщик / действием тщеславия грабит их, / грешных же связывает отчаяния сетями; / но мы от обоих этих зол, / ревностно подражая мытарю, / избавиться постараемся.

В молитве к Богу нашему припадем / со слезами и горячими стенаниями, / подражая возвышающему смирению мытаря / и воспевая, верные: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Слава: Наставляя учеников, / заповедовал Ты, Владыка, не высокомудрствовать, / но учил за смиренными следовать, Спаситель. / Потому мы, верные, восклицаем Тебе: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

И ныне, Богородичен: Тебя, Красоту Иакова и божественную Лестницу, / которую он видел прежде, / от земли простертую к высоте, мы знаем, Чистая, / низводящую свыше Бога воплощенного, / а смертных вновь туда возводящую.

Песнь 8

Смиреномудренным разумом восстенав, / мытарь обрел Господа милостивым и спасся; / но злым действием языка велеречивого / от праведности отпадает фарисей.

От надменности, фарисеем избранной / и его так называемой чистоты, / бежим верные, ревнуя успешно / мытаря смирению и нраву его, / помилование ему принесшему.

Возгласы мытаря, верные, произнесем / в храме святом: «Боже умилосердись!», / чтобы с ним прощение получить, / избавившись от пагубы хвастливого фарисея.

Стенанию мытаря все поревнуем / и, с Богом беседуя, с горячими слезами / воскликнем Ему: / «Человеколюбец, согрешили мы! / Милосердный, сострадательный, помилуй и спаси!»

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. К стенанием мытаря преклонился Бог, / и оправдав его, всем указал всегда склоняться, / со стенаниями и слезами прося, / согрешений разрешения.

И ныне, Богородичен: Не знаю я иной помощи кроме Тебя, / Тебя побуждаю к заступничеству, Чистая, Всенепорочная, / Тебя, меж нами и Рожденным от Тебя Посредницу: / от всех печалей свободным меня яви.

Песнь 9

Путь возвышения – смирение, от Христа постигнув, / спасения примеру, нраву мытаря поревнуем, / спесь презрительную отгоняя далеко, / умом же смиренномудренным Бога умилостивляя.

Душевное безрассудство отвергнем, / нрав прямой в смиренномудрии приобретем, / не будем к самооправданию стремиться, / спесь тщеславную возненавидим / и с мытарем Бога умилостивим.

Мольбы в сетовании как мытарь принесем Творцу, / отвращаясь фарисейских молитв безблагодатных, / и хвастливых восклицаний, которые о ближнем произносят суд, / чтобы милость Божию и свет к себе привлечь.

Великим множеством согрешений отягчен, / я мытаря превзошел преизобилием порока / и спесь хвастливую фарисея приобрел, / отовсюду оказавшись всех добродетелей лишенным: / Господи, пощади меня.

Удостой Твоего блаженства / Тебя ради стяжавших духовную нищету: / ибо основу учения Твоего – / дух сокрушенный Тебе приносим; / приняв их, Спаситель, благосклонно, / спасай служащих Тебе.

Слава: Некогда мытарь, Богу помолившийся, / во храм с верою взойдя, был оправдан; / ибо, со стенаниями и слезами приступив, / и с сокрушением сердца, / снял с себя все бремя грехов, / по Божией милости.

И ныне, Богородичен: Воспевать, славить и превозносить Тебя / подавай нам, достойно чтущим Тебя, Пречистая, / и рождение от Тебя Христа величающим, Единая благословенная: / ибо Ты – похвала христиан, / и к Богу Ходатаица благоприятная.

Ексапостиларий воскресный и затем из Триоди:

Слава: Избегнем высокоречия фарисеева позорнейшего, / научимся же смирению мытаря достойнейшему, / чтобы нам возвыситься, взывая к Богу с ним: / «Будь милостив к рабам Твоим, Христе Спаситель, / родившийся от Девы по воле Своей, / и, Крест претерпев, с Собой воздвигший мир Твой / божественным могуществом!»

И ныне, Богородичен: Творец создания и Бог всего / плоть человеческую принял / из непорочного чрева Твоего, всехвальная Богородица; / и тленное мое естество все обновил, / вновь, как до рождения Своего сохранив Тебя и по рождении. / Потому все мы, восхваляя Тебя с верою, взываем: / «Радуйся, миру слава!»

Стихиры на хвалите



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.027 с.)