Реликвии (останки) Христа, притягивающие туристов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реликвии (останки) Христа, притягивающие туристов



 

Святая Земля всегда будет самой притягательной святыней для паломников, однако в мире было много других святых мест, привлекающих христиан. Они были связаны с чудесами, именами святых, мучеников, и верующие шли туда, желая отдать дань уважения и почерпнуть вдохновение.

Слово «реликвии», по-латыни - «останки», т.е. вещи, некогда имевшие отношение к почитаемым людям. Реликварий - это хранилище для реликвий - преимущественно небольшие по размеру останки: фрагменты мощей святого или вещи, когда-то ему принадлежавшие. Во всех мировых религиях ревностно относились к святым реликвиям.

Культ поклонения реликвиям возник примерно через столетие после смерти Христа, сначала с особой силой проявившись в отношении к мученикам того времени. Их останкам с благоговением поклонялись; вскоре они стали обретать чудесные, порой даже магические свойства: исцеляли болезнь, лечили от бесплодия, помогали получить большой урожай, достичь благосостояния или успеха. Со временем за обладание реликвиями стала разгораться борьба - их крали, покупали, продавали, делили на всё большее количество чатей. Это делалось либо для получения баснословных барышей, либо из благочестивых побуждений (Тардже, 1998).

Нам сегодня трудно понять, почему на протяжении долгих столетий реликвии занимали столь важное место в умах христиан. Чтобы преодолеть впитанный с молоком матери скептицизм в этих вопросах, нужны достоверные свидетельства подлинности; мы привыкли немного надменно и с высока взирать на невежественную доверчивость живших до нас людей. Но истинная ценность реликвий заключается не в их подлинности. Это осязаемые напоминания о Иисусе Христе и великих святых помогают сердцу человека раскрыться навстречу любви и милосердию Господа. По большому счёту, подлинность той или иной реликвии не имеет значения, поскольку её главное предназначение - помочь человеку обрести веру.

Как писал Тардже Дж., в случае Иисуса Христа говорить о его физических останках нету смысла. В Новом Завете сказано, что на 3й день после распятия он восстал из мёртвых, а через 40 дней вознёсся на небо. Между смертью Христа и положением во гроб прошло всего несколько часов, но даже мысль о сохранении частей его тела для поклонения была отвратительна его ученикам, ведь сам он учился относиться к телам мёртвых с уважением, а по закону Моисея прикосновение к трупу делало человека ритуально нечистым. Поскольку мощей Христа остаться не могло, большая часть относящихся к нему реликвий связана с его крестными муками и смертью.

Слёзы в хрустальном потире

 

Евангилие повествует о том, что Иисус плакал, воскрешая Лазаря и сокрушаясь о судьбе Иерусалима. Об обладании одной или несколькими святыми слезами заявляли многие монастыри, церкви и соборы. Эти священные реликвии, в прочем, как и другие, были вывезены из Святой Земли крестоносцами. Наибольшую известность получили святые слёзы, хранившиеся в церкви Святой Троицы в Вандоме. Они трепетно дрожали в украшенном бриллиантами хрустальном потире и в средние века привлекали бесчисленные толпы паломников. В годы Французской революции это святыня была похищена. С тех пор о слезах Христа в хрустальном потире больше никто не слышал.

 

Терновый Венец

 

От начала крёстных мук до самой смерти голову Иисуса покрывал терновый венец. Многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов Спасителя.

В Израиле терновник настолько широко распространён, что римским солдатам, издевавшимся над осуждённым, не составляло большого труда сделать из него венец, символизирующий корону, который вполне мог иметь от 20 до 40 шипов. На протяжении столетий, по крайней мере 150 церквей заявляли об обладании одним из этих шипов, что ставило под сомнение подлинность многих реликвий. Единственным возможным объяснением значительного увеличения числа шипов расщепление их на кусочки, чтобы поделиться частью святыни с другими храмами. Каково бы ни было объяснение этого явления - сверхъестественное, мирское или попросту мошенническое - во многих церквях хранится по одному или более шипов.

 

Явления Девы Марии

 

Большая часть святынь, посвящённых Деве Марии, не имеет реликвий, хотя во многих местах ей поклоняются, стоят статуи, которые время от времени плачут или улыбаются, иногда их головы украшают венки из никогда не увядающих цветов.

Образ Девы Марии являлся многим. Чаще это происходило с теми, кто вёл уединённый образ жизни: отцами церкви, уходившими в пустыни, отшельниками, удалявшимися в скиты, монахами в уединённых кельях. Обычно это были ночные видения. Пресвятая Дева обещала им небесные награды за благочестие.

Несколько святых римско-католической церкви оставили описания того, как им являлся образ пресвятой Девы, с которой они беседовали как дети с любящей матерью. Стиль у повествований нежно-страстный. Такого рода видения очень редко приводили к паломничеству в те места, где они случались, - возможно, потому, что связаны с личными психологическими переживаниями и духовными потребностями, а не с явлениями общественного характера.

Образ Девы Марии являлся не только мужчинам, но и женщинам, посвятившим себя служению Богу и позднее канонизированным, таким как Святая Екатерина Сиенская и Святая Тереза. Их видения характеризует обычно страстное стремление к мистическому слиянию со своим Богом; образ Девы Марии они видят реже, как правило, это сопряжено с ипостасью матери Божественного Сына.

Екатерина, послушница монастыря Дочерей Милосердия в Париже, имела все задатки святой. С ранних лет она постилась по пятницам и субботам, а в 23 года стала готовиться к поступлению в монастырь. Через несколько ночей в уединённой капелле ей предстал образ Пресвятой Девы: в святилище сидела удивительной красоты женщина, на колени которой молившаяся Екатерина доверчиво положила руки.

Специального паломничества, связанного с видениями Екатерины, не существует, хотя в монастыре Дочерей Милосердия в Париже посетители могут поклониться её мощам, хранимым в стеклянном гробу под алтарём капеллы.

 

Места Святой Елены

 

В ратуше Колчестера стоит статуя Елены, матери одного из самых могущественных римских императоров, содействовавшего распространению христианства,- Константина Великого. Факты свидетельствуют о том, что Елена родилась в Малой Азии, около 255 года. Но независимо от фактов имя Елены стало легендарным благодаря её собственным неустанным усилиям по розыску и сбору святых христианских реликвий.

В 326 году, когда Елене было уже за 70 лет, она отправилась в путешествие в Иерусалим с намерением найти там крест, на котором распяли Христа. С её стороны этот шаг оказался мудрым, поскольку в тот самый год Константин казнил за измену своего сын Криспа, а в следующем году его жену Фаусту.

С конца IV века имя Елены связывают с находкой креста на холме Голгофа. Нужное место она увидела во сне и приказала землекопам копать. Именно здесь были найдены три креста. В некоторых источниках сообщается, что для определения, на каком из них был распят Иисус, она подводила к каждому по очереди калеку и молилась об исцелении. Два креста никак на калеку не подействовали, но прикоснувшись к третьему, он тут же исцелился. Сразу стало ясно, что Спаситель был распят на этом кресте.

На том месте, по указанию Елены, возвели церковь. Отважная женщина взяла частицу креста и два найденных рядом гвоздя с собой и поместила их в святилище новой церкви Святого Креста в Иерусалиме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.005 с.)