Крупнейшие места паломничества в средние века и сейчас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крупнейшие места паломничества в средние века и сейчас



 

Средние века (V- XV в.в.) - время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими.

Многие племена и народы, которые в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и вставали на ступень цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей - письмо, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средних веков.

В начале Средневековья под ударами варварских племен Римская империя распалась на части. Незадолго до этого ее жители приняли новую христианскую религию. Через несколько столетий разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные православными. И те, и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили свои молитвы. На месте Римской империи и рядом с ее бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в средние века появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию - ислам - многим соседним народам.

На протяжении Средних веков большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, его права и обязанности. Но кем бы ни родился человек в Средние века, главным признаком, по которому он делил людей на своих и чужих, являлась вера.

Крестовые походы - это тоже своеобразный религиозный туризм древних людей.

Крестоносцы, отправившись в поход, ставили перед собой задачу - обосноваться в священном городе Иерусалиме. И крестоносцы, и мусульмане стремились захватить эту святыню. Познакомимся, как это было.

Первый крестовый поход. До начала первого крестового похода прошел один год. Многие войны из Франции, Англии и Италии продали, что имели, лишь бы набрать нужные для путешествия средства. Европейскому военному искусству предстояло столкнуться с мастерством мусульманских лучников. Суть стратегии христианских армий сводилась к применению грубой силы: сомкнутые ряды конных рыцарей в тяжелых доспехах при поддержке пехоты врезались в ряды врагов. Но под фланговым обстрелом мусульманских лучников, убивавших под рыцарями коней, такая тактика теряла смысл. Болезни, жара и голод также подкашивали силы крестоносцев. Тем не менее у них было одно важное преимущество: раскол мусульман на суннитов и шиитов

Любая религия запрещает убийство, тем не менее люди Средневековья вели кровавые войны против иноверцев. Так, например, рыцари-католики несколько столетий воевали против мусульман. 1099г. крестоносцы отбили у арабов-мусульман священный город Иерусалим. И та, и другая сторона верили, что сражаются за справедливое дело. А настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам бога, считался только человек своей веры.

Второй крестовый поход После захвата Иерусалима крестоносцы создали четыре государства: сам Иерусалим, Эдессу, Триполи и Антиохию (см. прил., рис 1.2). В совокупности они образовали укрепленный район Заморских территорий, который защищали духовно-рыцарские ордена. На протяжении последующих пятидесяти лет поселенцы заморских территорий и их соседи-мусульмане научились понимать друг друга. Второй крестовый поход в 1147 году закончился неудачей после снятия осады с Дамаска.

В течение следующих сорока лет мусульманские войска под предводительством Саладина не раз ходили войной в Иерусалим, им удалось захватить драгоценную частицу истинного креста Господня.

Страшная новость об утрате Святого города вихрем пронеслась по Европеи, как говорят, стала причиной смерти папы Урбана III.

Третий крестовый поход. Преемник Урбана Григорий VIII поддержал трех наиболее могущественных правителей Европы: императора священной Римской империи Фридриха Барбароссу, французского короля Филиппа-Августа и английского короля Ричарда I Львиное сердце.

В 1190г. крестовый поход продолжился; рыцари пришли на помощь войнам, осаждавшим мусульманский город Акру. Когда его жители сдались, крестоносцы потребовали выкуп. Саладин не смог собрать деньги, и Ричард I на глазах у всей мусульманской армии приказал убивать пленников по одному. Львиное Сердце оказался способным стратегом, но два года сражений не возвратил христианам Святой город. Подписав перемирие, по которому христианским паломникам разрешался доступ в Иерусалим и возвращалась частица креста Господня, Ричард вернулся домой.

Четвертый крестовый поход в 1202г.расстроился, даже не начавшись.


3. Иерусалим - центр 3х религий. Борьба за святой Иерусалим (Эпоха крестоносцев)

 

Иерусалим - самое крупное и наиболее значительное из всех святых мест, притягивающее паломников разных вероисповеданий. Это святая святых еврейской религиозной истории и сегодняшнее средоточие политических надежд, где ходил, проповедовал и умер Христос, и откуда Мохаммед вознёсся с земли для встречи с Аллахом в раю. Сюда съезжаются иудеи, христиане и мусульмане.

Для евреев Иерусалим был и остаётся обетованным городом: «Слово, которое было в видении к Исапп, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор... И пойдут многие народы, и скажут: «Придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас своим путям; и будет ходить по стезям Его. Ибо от Сиона он выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ветхий Завет).

Христиане помнят его как город, который оплакивал Христос. Мусульмане верят, что золотой купол мечети на вершине горы Мориа, откуда Мохаммед вознёсся на небо - центр мира и самое древнее из дошедших до нас исламских строений.

Иерусалим был и стал символом рая, «новым небом и новой землёй..., великим городом, святым Иерусалимом, который нисходил с неба от Бога... Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену... А 12 ворот - 12 жемчужин. Стена города имеет 12 оснований... Город расположен четырёхугольником..., город был чистое золото... Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... Спасённые народы будут ходить во свете его...» (Новый Завет).

Пилигримы всех трёх вероучений стекаются сюда вот уже более полутора тысяч лет. Сначала они приходили с миром, потом - объединённые в армии, чтобы завоевать эти святые места. В эпоху христианских крестовых походов против «орд язычников», захвативших Святую Землю именем другого Бога, были принесены бесчисленные жертвы.

«Золотая нить в рай»

Вот - кончик нити золотой:

В клубок её смотав,

Ты подойдёшь к вратам небес,

У стен Иерусалима встав.

(Уильям Блэйк)

Средневековый пилигрим мог найти конец этой «золотой нити» в любом городе, посёлке, деревне и даже в самой никазистой хижине христианского мира. Ухватившись за него, паломник пешком или на коне отправлялся в дальний путь через лесные дебри, покрывавшие в те времена большую часть Европы, через горы и реки, иногда морем, потом по пустыне, день за днём продвигаясь к цели своего путешествия. Сегодняшним пилигримам достаточно лишь обратиться в туристическое агентство и сесть в самолёт. Однако лёгкость достижения цели не ослабит их благочестия.

Иерусалим наших дней объединяет в себе два города - старый и новый. С одной стороны, здесь сверкают на солнце небоскрёбы и отели, по улицам расхаживают вооружённые полицейские, проезжают бронированные патрульные машины. С другой - тут повсюду церкви, древние башни, купола мечетей, узкие, извилистые проулки, базары, ступенчатые улочки, зажатые кварталами каменных домов, внутренние дворики которых будто срисованы со страниц Ветхого Завета.

Иерусалим был построен в древней части древней Иудеи, где кочевые пастушеские племена пустыни сталкивались с оседлыми земледельцами долины Шарона. Именно в этом месте пересекались пути многочисленных племён и народов, армий, купцов и переселенцев.

Город строился и разрушался, временами жители его покидали, он опять отстраивался и вновь разорялся; ныне это столица государства, убежище, открытый рынок и духовная родина. Он стал столицей еврейского царства около 1000 г. до н.э.; в 586 г. до н.э. его захватили и разрушили вавилоняне; город снова был взят и разорён римлянами во время еврейского восстания 70 - 135 г. до н.э. В 1917 г. он перешёл к Великобритании.

В 1948 г. г. Иерусалим был разделён между евреями и арабами. Вновь был объединён после шестидневной войны в 1967 г.

В мире немного мест с таким сочетанием различных религий. И сегодня Иерусалим оставался и остаётся самым притягательным местом для паломников.

 

Иудейский Иерусалим

 

У иудеев в Иерусалиме нет определённых мест, которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но хотя иуде поклоняются городу в целом, любой верующий обязательно помолится у Стены Плача (см. прил., рис. 2.1., 2.2, 2.3). Эта традиция восходит со времён разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г н.э. в наказание за восстание евреев. Десятки тысяч мужчин и женщин были убиты и распяты, многие тысячи оставшихся в живых обращены в рабство и вместе с детьми отправлены в изгнание, а тем кто уцелел и остался, под страхом смерти запрещалось возвращаться к развалинам города. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины, сам вид которых напоминал о тщетности борьбы с захватчиками. Именно тогда у евреев сложилась традиция молиться у Стены Плача. Сейчас доказано, что огромные каменные глыбы, из которых сложена нынешняя Стена Плача, составляли нижнюю часть фундамента храма Ирода во времена Христа. Возможно, некоторые из них являются обломками храма, возведённого царём Соломоном, который правил Израилем в X в. до н.э.

Значительная часть Стены Плача выложена четырёхугольными квадратными плитами, на них молящиеся наносят свои скорбные жалобы. Остальная доступная часть Стены отполирована пальцами и губами благочестивых верующих. Днём, а иногда и ночью слышатся здесь скорбные голоса еврейских пилигримов: склонив головы перед этими древними камнями, они поют покаянные псалмы на иврите.

Также все иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят и в другую обитель скорби - Йад-ва-Шем (см. прил., рис 1.1), зал памяти о 6000 убитых в годы холокоста.

Построенный в 1957 г., он стоит на холме, удалённом от повседневной суеты нового города, на просторном, открытом фундаменте из бетона, его стены сложены из серых базальтовых плит. Внутри в бронзовой чаше горит Вечный огонь, а на каменном полу высечены названия 21 нацистского концентрационного лагеря.

Здесь в полутьме зала живые отдают дань памяти мёртвым, чьи имена перечислены на стендах и в архивных документах. Они оплакивают тех, у кого не осталось слёз, и скорбят о судьбе миллионов жизней, принесённых в жертву чудовищной идеологии нацизма.

Поклонившись святыне, паломники возвращаются на залитые солнцем улицы Иерусалима.

 

Христианский Иерусалим

 

Вифлеем, - где родился Иисус, - небольшой городок. Нынешние границы города намного превосходят его пределы библейских времён.

Храм Рождества Христова (см. прил., рис. 3.1, 3.2) находится в самом центре, он построен как крепость. Возможно, это самая древняя в мире христианская постройка. В 325 г. над несколькими пещерами здесь была построена базилика; более позднее здание храма как полагают, возвели в период правление императора Юстиниана. Неф здания разделён двумя рядами колонн, за которыми к пещерам спускаются два лестничных пролёта. Там на потрескавшихся мраморных плитах пола Грота Рождества видна 14-конечная звезда (см. прил., рис. 3.3), на которой по-латыни написано: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». В ближайшей к звезде стене - выложенная мрамором ниша, в которой стоят ясли, где, по преданию, лежал младенец Иисус Христос. Ныне нескончаемая вереница паломников, туристов, экскурсоводов и монахов смотрит на них в мерцающем свете многочисленных свечей в пятнадцати золотых светильниках. Некоторые не могут сдержать волнения; душевное состояние других выражается в радостном пении.

Назарет. От Иерусалима до Назарета, расположенного к 100 км к северу, нынче можно доехать на автобусе по живописным дорогам Самарии. Иисус вырос в Назарете, где «возрастал и укреплялся духом и преуспевал в премудрости и возрасте и любви Бога и людей» (Новый Завет, Лука, 2)

Истинная цель паломничества в Назарет состояла в том, чтобы пройти туда, где Христос усмирил волны и нашёл себе учеников среди рыбаков,- к Галилейскому морю.

Крёстный путь. Пилигримы, следующие путём Христа по Святой Земле в Иерусалим, увидят, что с библейских времён ландшафт здесь существенно изменился. Куда исчезла дикая местность, по которой он шёл сорок дней и сорок ночей? Около какого холма он произнёс Нагорную проповедь? И тем не менее многие места и реликвии на этом пути остались от эпохи Христа: Канна Галилейская, где во время свадебного пира он превратил воду в вино; источники, из которых он утолял жажду; дороги по которым он не мог не пройти; и даже кусочки пяти ячменных хлебов и двух рыб, которыми он накормил 5000 человек.

Тайная Вечеря. Последняя трапеза Иисуса и его учеников проходила в «горнице большой, устланной, готовой, где приготовили пасху». Паломникам показывают то, что осталось от базилики Святого Сиона. В III в., через много лет после разрушения всего район римлянами, на этом месте выстроили небольшую капеллу.

После Тайной Вечери Иисус с учениками пошёл на Масличную гору. В наши дни он видна издалека - там возвышается международная гостиница, ночью залитая светом прожекторов.

Внутри базилики в свете свечей находится «Скала Страстей Господних», и многие паломники простираются ниц перед нею.

В Гефсиманском саду Иисуса схватили и связали вооружённые люди из отряда, обвинив его в богохульстве.

Некоторые христиане полагают, что Иисус погребён в Садовой Гробнице, названной так, поскольку неподалёку от неё разбит сад. В 1883 г. Генерал Гордок из Хартума высказал предположение, что на самом деле останки Христа покоятся в этом древнем высеченном в скале склепе, простота которого больше импонирует многим паломникам, чем византийская пышность усыпальницы в Храме Гроба Господня. Склон древней каменоломни, где она высечена, чем-то напоминает череп, более соответствуя названию Голгофа. У многих паломников это столь простое место гораздо больше ассоциируется с воскресеньем Христа, чем Храм Гроба Господня.

После воскресенья Христос несколько раз являлся своим ученикам: сначала - Марии Магдалене, потом с двумя из них он шёл по дороге в Эммаус, позже он разделил с ними трапезу и т.д.

Пожалуй, наиболее волнующим было его появление у Галилейского моря, где его ученики снова стали ловить рыбу, чтобы заработать на пропитание. Они рыбачили всю ночь, а утром увидели стоявшего на берегу Христа, подле которого лежал хлеб, а на костре готовилась рыба. Сегодня в одном из прибрежных ресторанов готовят блюдо, называемое «рыба Святого Петра» (Путь в Святую Землю, 1995).

 

Мусульманский Иерусалим

 

Купол скалы (см. прил., рис 1.3) - самое святое место во всём Иерусалиме и, возможно, одно из самых красивых зданий в мире. Оно расположено в том месте, поклоняются иудеи, христиане и мусульмане, и воплощает в себе удивительное богатство религиозных связей. На южной стороне Храмовой горы царь Соломон за 1000 лет до Иисуса построил храм для Ковчега Завета - самого святого символа присутствия Бога среди евреев. Четыре столетия спустя храм был разрушен вавилонянами, но царь Ирод Великий воздвиг ещё более внушительный храм, который был уничтожен римлянами почти через 30 лет после распятия Христа. От Храма Ирода остались лишь огромная скальная плита, разрушить которую даже римлянам оказалось не под силу. Эту скалу на гое Мориа некоторые верующие иудеи считали центром мира. Для мусульман это та самая скала, к которой пророк Мохаммед был принесён во время своего ночного путешествия из Святой Мечети в Мекке, чтобы потом отправиться в таинственную аль-Акса, или «дальнюю мечеть». Архангел Джибрил (Гавриил) разбудил его, усадил на крылатое животное - наполовину осла, наполовину мула, - и они прибыли в Иерусалим. Там спустилась лестница, и Джибрил поднял Мохаммеда к вратам небес; но сначала ему дали взглянуть на ад: пророк увидел страдания грешников в ужасном пламени. На небесах Мохаммед встретил Иисуса и Иоанна Крестителя, потом праотцов Иосифа, Моисея и Авраама, после чего предстал перед Аллахом, который вручил ему пять заповедей ислама. Ночное путешествие и вознесение Мохаммеда - основной момент исламской веры и отмечается многими мусульманами молитвами в течение целой ночи (Путь в Святую Землю, 1995).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.02 с.)