Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках изо
Процедура и методы исследования
Исследование проводилось в ДШИ №9 г. Улан-Удэ, в 4 "Б" классе. Всего в исследовании приняли участие 19 детей. Основные задачи исследования: ) Проверка уровня развития творческого воображения; 2) Разработка цикла занятий направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО. Цель опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе: изучить особенности творческого воображения, выявить уровень его развития у учащихся 4 "Б" класса ДШИ №9. Для этого мы использовали методику О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Методика направлена на определение уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Время выполнения задания не фиксируется. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Если ребёнок нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень. 4 и меньше - это соответствует низкому уровню. Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. Можно выделить следующие уровни: При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка. Среди рисунков выделяются нетворческие, часто повторяющиеся рисунки, малотворческие, творческие или очень редкие. Творческие рисунки оцениваются одним баллом. Малотворческие - 0,5 балла. Нетворческие - 0 баллов. Итак, оценив работы по приведённым критериям, мы можем представить их количественный анализ в таблице 1.
Таблица 1. Уровень развития творческого воображения у детей до исследования
В целом по классу результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень развития творческого воображение у детей до исследования (в целом по классу)
Результаты показали, что у 58% детей младшего школьного возраста в 4 "Б" класса средний уровень развития воображения и 42% с низким уровнем развития воображения. Более наглядно результаты диагностики развития творческого воображения учащихся, представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Уровень развития творческого воображение у детей до исследования На втором этапе экспериментальной работы мы разработали цикл занятий направленный на развитие творческого воображения младших школьников. Занятия состоят из последовательных, постепенно усложняющихся упражнений, которые базируется уже на изученном, содержат знакомые формы и выполняются уже известными ребёнку приёмами, но при этом дополнено новыми, более сложными, ещё не знакомыми ему элементами. Воображение развивается у ученика ни за одно занятие и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жёсткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам. На наш взгляд, наиболее подходящим видом развития творческого воображения в младшем школьном возрасте будет рисунок. Поскольку рисунок полностью зависит от уровня развития воображения и мелкой моторики рук. Хорошо развитых детей в младшем школьном возрасте мало, но даже они, осваивая, то или иное новшество, сразу, же сталкиваются с множествами проблем. Инструкция выполнения рисунка: . Напоминание о выборе цвета 2. Словесное описание действий с одновременным показом рисунка . Контроль исполняемого учениками действия . Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует кратко повторить все объяснения и подробнее остановится на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Первый урок мы назвали - вводный, поскольку необходимо для начала, выявить интерес детей к рисованию и уровень развития творческого воображения, а попутно выявляется наиболее привлекательные персонажи для рисования. Урок №1. Тема: "Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом" Цели: повторить название сказок, учить сочинять свои сказки, развивать воображение, глазомер.
Урок №2 Тема: "Звук" Цели: вспомнить с детьми различные звуки природы, животных, развивать воображение, глазомер.
Урок №3 Тема: " Войди в образ" Цели: учить представлять образы и изображать свои мысли на бумаге, развивать воображение, глазомер.
Урок №4 Тема: " Какая она, пустота?" Цель: развитие воображения
Урок №5 Тема: "старинные вещи" Цели: вспомнить вещи старого быта, представить их и попробовать изобразить на бумаги
Занятие №6 Тема: " Изображение сказочной избушки" Цель: развитие воображения
Занятие №7 Тема: " Волшебная нитка" Цель: развитие воображения
Стоит отметить то, как дети с большим воодушивлением работали по нашему сценарию. Поскольку ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра, разработанные нами занятия мы выстраивали с учетом этого факта. После проведения занятий мы провели контрольную диагностику. Результаты исследования представлены в следующем параграфе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.023 с.) |