Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках изо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития воображения младших школьников на уроках изо



 

Процедура и методы исследования

 

Исследование проводилось в ДШИ №9 г. Улан-Удэ, в 4 "Б" классе. Всего в исследовании приняли участие 19 детей.

Основные задачи исследования:

)   Проверка уровня развития творческого воображения;

2) Разработка цикла занятий направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО.

Цель опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе: изучить особенности творческого воображения, выявить уровень его развития у учащихся 4 "Б" класса ДШИ №9.

Для этого мы использовали методику О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Методика направлена на определение уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Если ребёнок нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень. 4 и меньше - это соответствует низкому уровню.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Среди рисунков выделяются нетворческие, часто повторяющиеся рисунки, малотворческие, творческие или очень редкие.

Творческие рисунки оцениваются одним баллом.

Малотворческие - 0,5 балла.

Нетворческие - 0 баллов.

Итак, оценив работы по приведённым критериям, мы можем представить их количественный анализ в таблице 1.

 

Таблица 1. Уровень развития творческого воображения у детей до исследования

ФИО ребенка Результат (в баллах) Уровень развития
1. Аня А 4,5 средний
2. Дима А 3,5 низкий
3. София Б 4 низкий
4. Даша Б 4,5 средний
5. Снежана Б 4 низкий
6. Сережа Г 5 средний
7. Настя Г 5,5 средний
8. Лера З 4,5 средний
9. Егор К 6 средний
10. Лера Л 4 низкий
11. Катя Л 6 средний
12. Паша М 3 низкий
13. Коля М 3,5 низкий
14. Яна М 3,5 низкий
15. Нина Ф 6 средний
16. Наташа Ф 5 средний
17. Саша Ч 3,5 низкий
18. Даниил Ч 6 средний
19. Ксюша Ш 4,5 средний

 

В целом по классу результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Уровень развития творческого воображение у детей до исследования (в целом по классу)

Уровень воображения %
Высокий 0%
Средний 58%
Низкий 42%

Результаты показали, что у 58% детей младшего школьного возраста в 4 "Б" класса средний уровень развития воображения и 42% с низким уровнем развития воображения.

Более наглядно результаты диагностики развития творческого воображения учащихся, представлены в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. Уровень развития творческого воображение у детей до исследования

На втором этапе экспериментальной работы мы разработали цикл занятий направленный на развитие творческого воображения младших школьников.

Занятия состоят из последовательных, постепенно усложняющихся упражнений, которые базируется уже на изученном, содержат знакомые формы и выполняются уже известными ребёнку приёмами, но при этом дополнено новыми, более сложными, ещё не знакомыми ему элементами. Воображение развивается у ученика ни за одно занятие и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жёсткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам.

На наш взгляд, наиболее подходящим видом развития творческого воображения в младшем школьном возрасте будет рисунок. Поскольку рисунок полностью зависит от уровня развития воображения и мелкой моторики рук. Хорошо развитых детей в младшем школьном возрасте мало, но даже они, осваивая, то или иное новшество, сразу, же сталкиваются с множествами проблем.

Инструкция выполнения рисунка:

.   Напоминание о выборе цвета

2. Словесное описание действий с одновременным показом рисунка

.   Контроль исполняемого учениками действия

.   Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует кратко повторить все объяснения и подробнее остановится на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы.

Первый урок мы назвали - вводный, поскольку необходимо для начала, выявить интерес детей к рисованию и уровень развития творческого воображения, а попутно выявляется наиболее привлекательные персонажи для рисования.

Урок №1.

Тема: "Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом"

Цели: повторить название сказок, учить сочинять свои сказки, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть. Вводная беседа. Дети, скажите, а вы когда-нибудь читали сказки? Какие сказки вы помните? В чём особенности сказок? (они выдуманные, там происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни, есть выдуманные персонажи) А вы когда-нибудь пробовали сочинять сказки? Давайте попробуем сочинить сказку самостоятельно.  
Практическая работа Теперь давайте самостоятельно попробуем нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы когда-то читали, либо нарисовать иллюстрацию к сказке, которую вы сочинили сами. Слежу за выполнением работы
Итог Выставка работ. Уборка рабочих мест.  

Урок №2

Тема: "Звук"

Цели: вспомнить с детьми различные звуки природы, животных, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть Вступительная беседа Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит и т.д. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить: Как звучит мягкое пушистое облако, если дотронуться до него. Представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик.  Устные ответы детей.
Практическая работа  Придумайте свой собственный звук и попробуйте нарисовать его. Слежу за выполнением работы
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочих мест  

 

Урок №3

Тема: " Войди в образ"

Цели: учить представлять образы и изображать свои мысли на бумаге, развивать воображение, глазомер.

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть Вводная беседа. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Послушайте музыку. Почувствуйте тепло в теле, дышите ровно. Попробуйте отправиться в путешествие в свое прошлое, счастливые мгновения детства. Почувствуйте себя маленьким ребенком. Вспомните и проживите заново самые счастливые, радостные ситуации вашего детства. Пусть вас снова наполнят ощущения радости, счастья, гармонии. Вы можете мысленно прокрутить эти мгновения, а может, вам удастся увидеть, услышать, войти в свою "картину" и действовать в ней во всей полноте ощущений. Постарайтесь подольше сохранить все образы. Вернувшись из детства, запечатлите свои ощущения в рисунке. Вы окунулись в свое детство, и тот положительный эмоциональный опыт, что у вас был, вы сейчас актуализировали, "оживили”, он сейчас с вами. В трудные минуты жизни вспоминайте о только что пережитых мгновениях - они помогут справиться со сложной ситуацией.  
Практическая работа Берите краски и за работу! Слежу за выполнением работы
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочего места  

 

Урок №4

Тема: " Какая она, пустота?"

Цель: развитие воображения

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть  Вводная беседа. На месте стоявшего когда-то города - теперь пустота, но так ли это? Ведь природа еще помнит здешних жителей - гордых, верующих в мир и добро, бережно относящихся к природе.  
Практическая часть Нарисуйте образы: пустоты, веры, гордости, восторга  
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочего места  

 

Урок №5

Тема: "старинные вещи"

Цели: вспомнить вещи старого быта, представить их и попробовать изобразить на бумаги

 

Этапы урока Содержание урока Примечания
ОНУ Проверка готовности к уроку  
Основная часть Вводная беседа. Давайте вспомним предметы старого быта. Какие вы знаете? Попробуйте устно описать их  
Практическая работа Теперь представьте как могли бы выглядеть предметы старого быта и изобразите их на бумаге  
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочего места  

 

Занятие №6

Тема: " Изображение сказочной избушки"

Цель: развитие воображения

 

Этапы Содержание Примечания
ОНУ Проверка готовности  
Основная часть Вводная беседа. Сегодня мы с вами отправимся в сказку. А именно вспомним сказки в которых были избушки. Назовите такие сказки. Вспомните описание избушек в русских народных сказках.  
Практическая часть Изобразите на листе бумаги избушку русских народных сказок со всеми деталями, которые вспомните.  
Итог урока Вот молодцы, Вы построили большую и крепкую избушку.  

 

Занятие №7

Тема: " Волшебная нитка"

Цель: развитие воображения

 

Этапы Содержание Примечания
ОНУ Проверка готовности  
Основная часть Инструктаж. Берём нитку, обмазываем её краской. Нить произвольно набрасываем на лист бумаги, и один конец спускаем вниз. Сверху накладываем другой лист. Прижимаем рукой, затем нить вытягиваем - получается размазанное пятно. В полученном изображении находим образы и дорисовываем.  Показ учителя
Практическая работа Приступаем к выполнению  
Итог урока Выставка работ. Уборка рабочих мест.  

Стоит отметить то, как дети с большим воодушивлением работали по нашему сценарию. Поскольку ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра, разработанные нами занятия мы выстраивали с учетом этого факта. После проведения занятий мы провели контрольную диагностику. Результаты исследования представлены в следующем параграфе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.023 с.)